Влияние идей Г. Песталоцци на последующее развитие педагогической теории

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 17:18, реферат

Описание работы

Важная роль в решении данной проблемы принадлежит организации качественной профессиональной подготовки педагогического персонала воспитательных учреждений для данной категории детей. В этой связи, исследование социально-педагогического наследия И.Г. Песталоцци, раскрывающего сущность, содержание и особенности подготовки воспитателей детских учреждений, приобретает особую актуальность.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..2

1. Жизнь и деятельность И. Г. Песталоцци (1746-1827)………………………….4

2. Педагогическая концепция………………………………………………………7

3. Теория элементарного образования И.Г. Песталоцци………………………...10

4. Сущность и основные положения элементарного образования

И.Г. Песталоцци…………………………………………………………………....11

4. 1. Физическое и трудовое воспитание…………………………………………15

4. 2. Нравственное воспитание…………………………………………………...16

4. 3. Умственное образование……………………………………………………..17

4. 4. Создание частных методик начального обучения………………………….20

5. Значение педагогического творчества И.Г. Песталоцци……………………..22

6. Заключение ……………………………………………………………………...24

Список литературы………………………………………………………………...27

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 138.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ТЕОРИЙ 
 
 
 

Реферат на тему: ВЛИЯНИЕ ИДЕЙ Г. ПЕСТАЛОЦЦИ НА ПОСЛЕДУЮЩЕЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВЫПОЛНИЛ: соискатель 
 

ПУСТОВАЛОВА ОЛЬГА ВИКТОРОВНА 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЛИПЕЦК - 2009

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………..2

1. Жизнь и деятельность И. Г. Песталоцци (1746-1827)………………………….4

2. Педагогическая концепция………………………………………………………7

3. Теория элементарного образования И.Г. Песталоцци………………………...10

4. Сущность и основные положения элементарного образования

И.Г. Песталоцци…………………………………………………………………....11

4. 1. Физическое и трудовое воспитание…………………………………………15

4. 2. Нравственное воспитание…………………………………………………...16

4. 3. Умственное образование……………………………………………………..17

4. 4. Создание частных методик начального обучения………………………….20

5. Значение педагогического творчества И.Г. Песталоцци……………………..22

6. Заключение ……………………………………………………………………...24

Список  литературы………………………………………………………………...27

 

      Введение.  
В настоящее время в России социальная педагогика как теория и практика интенсивно развивается. Процесс развития отечественной социальной педагогики диктует необходимость и важность изучения ее истории, которое приобретает особое значение в процессе подготовки специалистов в этой области, так как способствует «формированию общей и профессиональной культуры будущих социальных педагогов».

       По  мнению М.А. Галагузовой, становление  и развитие зарубежной социальной педагогики позволило накопить значительный потенциал  в этой области знаний. В этой связи для развития отечественной  социальной педагогики большое значение имеет исследование зарубежного опыта с целью осмысления и адаптации его наиболее перспективных направлений в российских условиях, а также «анализ тех проблем и трудностей, которые возникали в процессе развития этой области научных знаний и практической деятельности за рубежом».

     М. Винклер (Winkler) отмечает, что современная  социальная педагогика «не «осознает» своих классиков,...она страдает от дефицита исторической обоснованности и самопонимания». Следует согласиться с данной точкой зрения и отметить, что важным направлением современного научного исследования является изучение наследия классиков мировой социальной педагогики.  
Одним из основоположников социальной педагогики как науки и практики является знаменитый швейцарский педагог - Иоганн Генрих Песталоцци (Johann Heinrich Pestalozzi) (1746-1827 гг.). В своей практической деятельности он выступил организатором детских учреждений для; беспризорных и безнадзорных детей и подростков, а также детей, родители которых принадлежали к беднейшим слоям населения. В этих воспитательных учреждениях швейцарский педагог применил на практике собственную систе-  
му социально-педагогической деятельности, направленную на реабилитацию воспитанников и их интеграцию в общественную жизнь.  
И.Г. Песталоцци стал одним из первых педагогов, кто обратил внимание на необходимость организации специальной подготовки воспитателей учреждений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из низших классов общества. Более двадцати лет швейцарский педагог на практике осуществлял подготовку таких воспитателей. В современной России одной из насущных проблем является детская беспризорность и безнадзорность. Важная роль в решении данной проблемы принадлежит организации качественной профессиональной подготовки педагогического персонала воспитательных учреждений для данной категории детей. В этой связи, исследование социально-педагогического наследия И.Г. Песталоцци, раскрывающего сущность, содержание и особенности подготовки воспитателей детских учреждений, приобретает особую актуальность.  
1. Жизнь и деятельность И. Г. Песталоцци
 

     Песталоцци  родился в г. Цюрихе, в семье  врача. Рано лишившись отца, он воспитывался матерью и преданной семье  служанкой из крестьян. Образование  получил в родном городе, в начальной, потом в латинской средней  школе и, наконец, в высшем учебном заведении гуманитарного направления.

     Передовая студенческая молодежь, к которой  принадлежал Песталоцци, организовала кружок “патриотов”, находившийся под  влиянием идей французских просветителей, и в первую очередь Руссо. Члены кружка занимались разоблачением должностных лиц, которые злоупотребляли властью и притесняли народ, они добивались проведения в Швейцарии буржуазно-демократических реформ. Цюрихские власти подвергли кратковременному аресту нескольких активных членов кружка, в том числе и Песталоцци.

     Выйдя из тюрьмы, Песталоцци, не завершив своего образования, поселился в деревне, в имении Нейгоф, чтобы организовать образцовое сельское хозяйство, которое  могло бы наглядно показать крестьянам, как улучшить свое положение. Но этот утопический замысел, естественно, окончился неудачно, и Песталоцци стал искать новые пути применения своих сил на пользу народа.

     В 1774 г. в Нейгофе он организовал  “Учреждение для бедных”, в котором  собрал несколько десятков бедных детей  разных возрастов, в том числе и дошкольного. Песталоцци обучал их чтению, письму и счету. Дети работали на сельскохозяйственной ферме, в прядильной и ткацких мастерских. Песталоцци самоотверженно отдался работе в приюте, впоследствии он писал: “Я жил годами в кругу более чем пятидесяти нищих детей; я делил с ними в бедности мой хлеб; я сам жил как нищий, для того чтобы научить нищих жить по-человечески”.

     Организуя “Учреждение для бедных”, Песталоцци предполагал, что в результате соединения обучения с трудом у детей разовьются физические и умственные силы и впоследствии они смогут создать себе необходимые жизненные условия.

     Стремление  Песталоцци добиться улучшения жизни  путем воспитания и обучения детей, не колебля основ существующего  строя и права частной собственности, было, конечно, утопическим, но сама идея создания воспитательных учреждении, в которых обучение детей сочеталось бы с их трудом в сельском хозяйстве и промышленности, была очень важной и перспективной.

     Воспитание  детей в Нейгофском приюте имело, однако, существенные недостатки. Соединение обучения с производительным, трудом носило чисто механический характер: дети пряли и одновременно следили за тем, что учитель писал на доске. При такой организации занятий они не могли получить глубокие знания. Кроме того, Песталоцци ошибочно полагал, что его “Учреждение для бедных сможет существовать на началах самоокупаемости, т. е. сбыта на рынках изделий детского труда.

     Но  в условиях рыночной стихии и конкуренции  это было бы возможно только, если бы дети работали с чрезвычайным напряжением всех физических сил. Песталоцци же был принципиальным противником эксплуатации детского труда, следовательно, эта идея тоже оказалась несбыточной.

     После того как Песталоцци исчерпал на содержание приюта свои личные средства, он был вынужден закрыть его в 1780 г. В последующие годы Песталоцци написал социальный романы “Лингард и Гертруда”, где в литературной форме высказал свои заветные мечты об искоренении народных бедствий при помощи правильно поставленного воспитания. Роман, идеи которого были созвучны настроениям передовых людей, сделал имя писателя очень популярным. В 1792 г. Песталоцци в числе 18 выдающихся иностранцев был удостоен Законодательным собранием революционной Франции почетного звания французского гражданина как человек, служивший делу Свободы.

     Когда в Швейцарии в 1798 г. произошла  буржуазная революция, правительство  вновь организованной республики поручило Песталоцци руководство детским  приютом в местечке Станц, где  незадолго до этого было подавлено  спровоцированное контрреволюционерами крестьянское восстание и осталось много сирот.

В здании бывшего монастыря было собрано  около 80 детей в возрасте от 5 до 10 лет, состояние их как в физическом, так и в моральном отношении  было очень тяжелым. Песталоцци один, без всяких помощников, с огромным энтузиазмом взялся за дело, но его успешная воспитательная работа была, однако, прервана властями через полгода: в помещении приюта они разместили госпиталь.

     Для Песталоцци это было большим ударом, но, мечтая о широкой воспитательной деятельности в интересах народа, он все же принялся за разработку рациональной методики начального обучения детей в народной школе. Свой эксперимент он стал. проводить в школе для малолетних детей г. Бургдорфа, где учились мальчики и девочки в возрасте от 5 до 8 лет. В этом по существу дошкольном учреждении Песталоцци разработал теорию элементарного образования, а также методику изучения детьми форм предметов, развития у, них элементарных математических представлений и речи. Городские власти поддержали Песталоцци, и с осени 1800 г. в Бургдорфе под руководством Песталоцци был открыт институт, в котором объединились средняя школа с интернатом и учреждение для подготовки учителей. Вскоре этот институт был переведен во французскую часть Швейцарии, в местечко Ивердон (немецкое название — Ифертен), где просуществовал до 1825 г. и приобрел мировую известность.

     В средней школе Ивердонского института  Песталоцци было свыше 100 учащихся из состоятельных  слоев населения. Помимо швейцарцев, в нем были учащиеся из России, Германии, Франции; Англии, Италии, Испании и других стран. Его посещали ученые, писатели и другие выдающиеся люди того времени. Однако успех этого учебного заведения мало радовал Песталоцци, мечтавшего работать с крестьянскими детьми.

     На  свои личные средства, полученные за издание его сочинений, Песталоцци открыл в 1818 г. школу для бедных, которая должна была готовить и народных учителей. Но деньги были небольшие, и школа вскоре прекратила свое существование. Песталоцци вернулся в Нейгоф, где написал свое последнее произведение “Лебединая песня”, в котором сожалел о несбывшихся надеждах вывести народ из темноты и бедности. Он так и не понял истинных причин своих неудач. Считая, что воспитание и образование могут изменить жизнь тружеников и потому они должны быть достоянием всех людей, Песталоцци не помышлял, однако, о каких-либо иных способах уничтожения социального неравенства и установления таких общественных отношений, при которых могли быть обеспечены действительные возможности для развития способностей детей трудящихся.

     Кроме названных выше работ “Лингард и  Гертруда и “Лебединая песня”, Песталоцци были написаны получившие широкую известность  книги “Как Гертруда учит своих  детей”, “Книга матерей”, “Письмо  к другу о пребывании в Стонце”. 
 

2. Педагогическая концепция. 

     И.Г. Песталоцци – педагог-практик. Он разработал общие основы и частные методики начального обучения. Не всегда удачный  опыт педагогической деятельности Песталоцци не может умалить значение его  идей, их влияния на развитие педагогической мысли. Деятельность Песталоцци при его жизни приобрела широкую международную известность. Его наследие высоко оценивали К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев.

     Это был народник в лучшем значении слова. Песталоцци горячо пропагандировал  необходимость образования для всех сословий, особенно крестьян. Мечта об улучшении положения народа воплотилась в конкретных хозяйственных и социально-педагогических проектах, которые не выдержали испытания реальными общественно-экономическими условиями. Несостоятельные экономически, проекты И.Г. Песталоцци дали бесценный педагогический материал. О результатах своей работы в Нейгофе Песталоцци пишет: "Я убедился на опыте, что дети при непривычном для них, но регулярном труде очень быстро приобретают бодрое настроение. Из темной глубины своей нищеты они подымаются к ощущению своего человеческого достоинства, к доверию, к дружбе".

Информация о работе Влияние идей Г. Песталоцци на последующее развитие педагогической теории