Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 23:11, статья
Целью данной статьи является анализ влияния дидактических игр на развитие речи детей с умеренной умственной отсталостью в группе продленного дня.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- проанализировать основные теоретические представления о речи детей с умеренной умственной отсталостью;
- рассмотреть влияние дидактических игр на развитие речи детей с нарушением интеллекта.
Развитие речи осуществляется по нескольким направлениям:
- в процессе специальных дидактических игр и упражнений, направленных на развитие речи.
Эти игры проводятся как отдельно, так и в качестве вступительной части занятия.
- в ходе игр и упражнений, направленных
на развитие у ребенка
социального восприятия: восприятия
человека, его действий, движений, в том числе экспрессивных
и мимических (реальных и в изображении), восприятия
самого себя и окружающих его сверстников.
Эти игры проводятся как самостоятельно, так и с целью формирования ролевого поведения, создания образов в театральных играх, в ходе работы с художественной литературой как подготовительные для сюжетной игры, так и для ее обогащения.
- в продуктивной деятельности - рисовании, аппликации, лепке, конструировании, ручном труде;
- в повседневной жизни в процессе непосредственного общения с ребенком;
- на занятиях по музыке, развитию элементарных математических представлений, в ходе физического и моторно-двигательного развития.
Коротко о дидактической игре
Одной из главных коррекционно-воспитательных задач обучения умственно отсталых детей дидактической игре является развитие интереса и целенаправленное обучение ей.
Не все сразу дидактические игры должны быть размещены в поле зрения ребенка. Их нужно предъявлять по одной. Занятия по обучению детей дидактической игре проводятся подгруппами и сочетаются с индивидуальными. Со временем количество детей в подгруппах увеличивается.
Необходимо направить усилия на формирование у детей устойчивого интереса и внимания к совместной деятельности со взрослым, на формирование у детей адекватного поведения, на выполнение установленных в игре правил, на развитие усидчивости в процессе игры и умения играть вместе.
Дидактические игры коррекционной направленности
Коррекционно – развивающиая игра «Волшебные колпачки» | |||||
«Оригинальные цветные бусы» Задачи: знакомство с материалами, образцами,
карточками; формирование устойчивого
интереса к работе с новым материалом;
формирование позитивных эмоций от результата
деятельности. 1. Нанизываем бусы, разные
по цвету (на белый шнурок
— белые крышки, на черный шнурок
— черные крышки). Задачи: научить детей пользоваться
планом-схемой; знакомство с карточками
и полосками; закрепление знаний детей
о пространственных отношениях (справа,
слева, над, под...); учить детей согласовывать
свою деятельность с речевым образцом
взрослого; поддержание устойчивого интереса
к игре. 1. Дети выкладывают колпачки
на нижней полоске двойной
карточки по плану-схеме ( 4) красная — оранжевая
— желтая — коричневая, 5) синяя
— голубая — оранжевая —
желтая, 6) черная — коричневая
— белая — голубая. Для каждого
ребенка — своя схема. Задачи: продолжать знакомить детей
с планом-схемой; учить выкладывать бусы
по образцу; учить выкладывать бусы с использованием
речевого образца; упражнять детей в нанизывании
бус без использования зрительного образца.
2. Детям дается образец
на 10 секунд, затем убирается, и
дети собирают бусы с опорой
на зрительную память. Для каждого
ребенка — свой образец. После
выполнения дети сверяют Задачи: формирование устойчивого зрительного
восприятия; тренировка пространственного
мышления; обучение контролю за своей
деятельностью; упражнение в собирании
бус по определенной речевой схеме (чередование:
два-три колпачка + вкрапление заданного
цвета). 1. Дети собирают бусы,
где цвет выбирают сами. Задачи: учить детей действовать строго
по образцу и словесной инструкции (каждая
вторая — синяя, каждая пятая — красная);
учить детей распределять и концентрировать
внимание при обязательном выполнении
инструкции; продолжать формировать у
детей самоконтроль в процессе выполнения
задания; воспитывать в детях самостоятельность. Цвет крышек дети выбирают сами, но каждая вторая крышка синяя, а каждая пятая — красная. Схема выполнения предлагается каждому ребенку. Задачи: учить детей собирать бусы по
речевому образцу; закреплять умение детей
собирать бусы с опорой на зрительную
память; продолжать развивать пространственное
восприятие ребенка; формировать зрительное
внимание в целенаправленной деятельности
с образцом. Дети рассматривают планы-схемы
(в большом количестве), стараются
найти логическую закономерность, выбирают
одну из них и собирают по ней
бусы. Задачи: учить детей внимательно сравнивать
результат с образцом; закреплять умение
пользоваться планом-схемой; тренировать
пространственное восприятие; развивать
зрительную память.
Результат постоянно сравнивают с образцом «испорченных» бус.
«Прямые и обратные цепочки» Задачи: развивать пространственное
мышление детей; тренировать цветовое
восприятие готовых образцов и схем; закреплять
знания о пространственных отношениях;
продолжать формировать устойчивый контроль
над результатами своей деятельности. Задачи: учить детей пространственной
ориентировке на карточке из 9 квадратов;
развивать зрительное восприятие; тренировать
детей в запоминании и четком выполнении
речевой инструкции; закреплять навыки
самоконтроля над деятельностью. Задачи: закреплять умение детей самостоятельно выкладывать букву с опорой на образец, план-схему; закреплять навыки самоконтроля над деятельностью; побуждать детей самостоятельно выкладывать простые по построению буквы (Г, Т, Н, П, С, О); закреплять пространственную ориентировку на листе бумаги.
Материал: по 6 карточек с 9 квадратами
на каждого ребенка; карточки с речевыми
образцами букв (для дошкольников инструкцию
зачитывает взрослый, а школьники читают
сами). Задачи: формировать устойчивое зрительное
восприятие, зрительную память и зрительное
внимание; закреплять в речи детей слова,
обозначающие пространственные отношения
(красный — рядом с ним синий, желтый после
красного, синий — под красным). Задачи: учить детей использовать речевой
образец при работе с предлогами, обозначающими
пространственные отношения; продолжать
развивать пространственное мышление;
развивать словесно-логическое мышление
при работе с планом-схемой. Задачи: продолжать формировать пространственное
мышление; развивать пространственное
восприятие; тренировать зрительную память. Задачи: те же, что в 13-м занятии. Задачи: учить детей строго соблюдать
словесную инструкцию; закреплять знания
о пространственных отношениях между
предметами; развивать логическое мышление,
слуховое внимание, зрительное восприятие;
формировать навыки контроля над результатом
своей деятельности. Задачи: закреплять умение детей ориентироваться
на листе бумаги; продолжать развивать
пространственное мышление; формировать
зрительное восприятие; развивать эстетический
вкус.
3. Выложить рисунок (например:
цветок, флажок, грибок, домик и т.д.)
с заполнением середины и Задачи: упражнять детей в запоминании и усвоении сложной словесной инструкции; закреплять умение контролировать свою деятельность; закреплять навыки пространственного мышления и зрительного восприятия.
Материал: карточка из 16 квадратов на
каждого ребенка; по коробочке цветных
колпачков; план-схема; карточка с четкой
словесной инструкцией для взрослого. Задачи: закрепление навыков пространственной
ориентировки на карточке из 64 квадратов;
развитие пространственного мышления,
устойчивого зрительного восприятия. Задачи: развитие логического мышления; развитие устойчивого зрительного восприятия; закрепление навыков пространственной ориентировки.
Материал: карточка с шифром (каждый цвет
соответствует определенной цифре) на
каждого ребенка; карточка из 16 квадратов
на каждого ребенка. Задачи: развивать творческое мышление,
воображение и восприятие; учить детей
формулировать свою цель и добиваться
ее выполнения. Примечания к
рисункам: ИГРЫ НА ВНИМАНИЕ И ПАМЯТЬ НАЙДИ ОТЛИЧИЯ НАЙДИ ПАРУ НАЙДИ ОТЛИЧИЯ "СОЛНЫШКО" ЛЕСНАЯ ПРОГУЛКА НАЙДИ ПАРУ "ВОДНЫЙ МИР" ИГРЫ НА ЛОГИКУ И МЫШЛЕНИЕ "СОСЧИТАЙ ГРИБОЧКИ" СОЕДИНИ ПО ТОЧКАМ "КОТ" ЧАСТЬ И ЦЕЛОЕ БОЛЬШЕ-МЕНЬШЕ ЧЕТВЕРТЫЙ-ЛИШНИЙ ГДЕ ЧЬЯ ТЕНЬ "СОБЕРИ ЧАШКУ" "ПОДБЕРИ НОСОК" ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ "ВРЕМЕНА ГОДА" "УЧИМ ВРЕМЯ" УЧИМ ЦВЕТА игра1 УЧИМ ЦВЕТА игра2 СЪЕДОБНОЕ-НЕСЪЕДОБНОЕ "ПАЛЬЧИКИ" "КТО КЕМ БУДЕТ?" "КТО ЧТО ЕСТ?" "КТО ЧТО ЕСТ?" игра2 "ЦВЕТА-РАДУГИ" "ДНИ НЕДЕЛИ" "ФРУКТЫ И ОВОЩИ" |
Развивающая игра «Найди по букве»
Информация о работе Влияние дидактических игор на развитие речи ребёнка