Влияние дидактических игор на развитие речи ребёнка

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 23:11, статья

Описание работы

Целью данной статьи является анализ влияния дидактических игр на развитие речи детей с умеренной умственной отсталостью в группе продленного дня.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- проанализировать основные теоретические представления о речи детей с умеренной умственной отсталостью;
- рассмотреть влияние дидактических игр на развитие речи детей с нарушением интеллекта.

Работа содержит 1 файл

statya_vliyanie_didakticheskih_igr_na_razvitie_rechi_detey.docx

— 544.45 Кб (Скачать)

Развитие речи осуществляется по нескольким направлениям:

- в процессе специальных дидактических игр и упражнений, направленных на развитие речи.

 Эти игры проводятся как отдельно, так и в качестве вступительной части занятия.

- в ходе игр и упражнений, направленных на развитие у ребенка 
социального восприятия: восприятия человека, его действий, движений, в том числе экспрессивных и мимических (реальных и в изображении), восприятия самого себя и окружающих его сверстников.

Эти игры проводятся как самостоятельно, так и с целью формирования ролевого поведения, создания образов в театральных играх, в ходе работы с художественной литературой как подготовительные для сюжетной игры, так и для ее обогащения.

- в продуктивной деятельности - рисовании, аппликации, лепке, конструировании, ручном труде;

- в повседневной жизни в процессе непосредственного общения с ребенком; 

- на занятиях по музыке, развитию элементарных математических представлений, в ходе физического и моторно-двигательного развития.

 

Коротко о дидактической игре

            Одной из главных коррекционно-воспитательных задач обучения умственно отсталых детей  дидактической игре является развитие интереса и целенаправленное обучение ей. 

     Не все сразу дидактические игры должны быть размещены в поле зрения ребенка. Их нужно предъявлять по одной. Занятия по обучению детей дидактической игре проводятся подгруппами и сочетаются с индивидуальными. Со временем количество детей в подгруппах увеличивается. 

     Необходимо направить усилия на формирование у детей устойчивого интереса и внимания к совместной деятельности со взрослым, на формирование у детей адекватного поведения, на выполнение установленных в игре правил, на развитие усидчивости в процессе игры и умения играть вместе.

 

 

 

 

 

 

 

Дидактические игры коррекционной направленности

 

Коррекционно – развивающиая игра

«Волшебные колпачки»

 
 

«Оригинальные цветные бусы»

Задачи: знакомство с материалами, образцами, карточками; формирование устойчивого интереса к работе с новым материалом; формирование позитивных эмоций от результата деятельности. 
Материал: цветные крышки; прозрачные коробки; цветные шнурки; планы-схемы. 
Краткое описание задания

1. Нанизываем бусы, разные  по цвету (на белый шнурок  — белые крышки, на черный шнурок  — черные крышки). 
2. На шнурок собираем крышки двух цветов: а) коричневые — голубые, б) белые — черные, в) зеленые — желтые, г) красные — белые, д) синие — зеленые, е) желтые — красные. 
Примечание: каждому ребенку дается одна из схем, дети чередуют цвета.

 
Дидактическая игра «Слышит ли рука ухо?»

Задачи: научить детей пользоваться планом-схемой; знакомство с карточками и полосками; закрепление знаний детей о пространственных отношениях (справа, слева, над, под...); учить детей согласовывать свою деятельность с речевым образцом взрослого; поддержание устойчивого интереса к игре. 
Материал: двойные полоски на каждого ребенка, карточки с образцами, коробки с колпачками разных цветов, карточки с 16 квадратами, план-схема. 
Краткое описание задания

1. Дети выкладывают колпачки  на нижней полоске двойной  карточки по плану-схеме (красные  — зеленые, красные — зеленые). Проговаривают свои действия: слева  от зеленого — красный, справа  от красного — зеленый; или  зеленый после красного, перед  зеленым — красный. 
Примечание. Для каждого ребенка своя схема цветов. На верхней полоске дети выкладывают колпачки по словесной инструкции. 
2. Работа с карточками из 16 квадратов: 
а) выкладываем каждую из четырех строчек квадрата колпачками своего цвета по схемам: 1) белая — красная — черная — синяя, 2) голубая — коричневая — зеленая — оранжевая, 3) зеленая — желтая — коричневая — черная,

4) красная — оранжевая  — желтая — коричневая, 5) синяя  — голубая — оранжевая —  желтая, 6) черная — коричневая  — белая — голубая. Для каждого ребенка — своя схема. 
б) Выкладываем пробки на карточке столбиками сверху вниз по аналогичным схемам.

 
«Разноцветные бусы»

Задачи: продолжать знакомить детей с планом-схемой; учить выкладывать бусы по образцу; учить выкладывать бусы с использованием речевого образца; упражнять детей в нанизывании бус без использования зрительного образца. 
Краткое описание задания 
1. Обратить внимание детей на расположение цвета на плане-схеме. Учить описывать расположение крышек разного цвета на образце


2. Детям дается образец  на 10 секунд, затем убирается, и  дети собирают бусы с опорой  на зрительную память. Для каждого  ребенка — свой образец. После  выполнения дети сверяют задание  с образцом.

 
«Красивый орнамент»

Задачи: формирование устойчивого зрительного восприятия; тренировка пространственного мышления; обучение контролю за своей деятельностью; упражнение в собирании бус по определенной речевой схеме (чередование: два-три колпачка + вкрапление заданного цвета). 
Материал: план-схема, карточки с речевыми образцами (две желтых + одна красная, две зеленых + одна красная, две синих + одна красная, две белых + одна красная), цветные крышки и цветные шнурки.  
Краткое описание задания

1. Дети собирают бусы, где цвет выбирают сами. 
2. Дети собирают бусы по предложенным планам-схемам. Например: два красных — один белый, два желтых — один белый, два зеленых — один белый, два голубых — один белый.

 
Игра «Сороконожка»

Задачи: учить детей действовать строго по образцу и словесной инструкции (каждая вторая — синяя, каждая пятая — красная); учить детей распределять и концентрировать внимание при обязательном выполнении инструкции; продолжать формировать у детей самоконтроль в процессе выполнения задания; воспитывать в детях самостоятельность. 
Материал: речевая инструкция, схема-образец. 
Краткое описание задания

Цвет крышек дети выбирают сами, но каждая вторая крышка синяя, а  каждая пятая — красная. Схема  выполнения предлагается каждому ребенку.

 
«Собери бусы»

Задачи: учить детей собирать бусы по речевому образцу; закреплять умение детей собирать бусы с опорой на зрительную память; продолжать развивать пространственное восприятие ребенка; формировать зрительное внимание в целенаправленной деятельности с образцом. 
Материал: образцы разнообразных бус по количеству детей; планы-схемы по количеству детей; цветные колпачки и шнурки. 
Краткое описание задания

Дети рассматривают планы-схемы (в большом количестве), стараются  найти логическую закономерность, выбирают одну из них и собирают по ней  бусы. 
1-й вариант: 5 разных цветов, повторяющихся поочередно. 
2-й вариант: 6 цветов (четыре — разных, два одинаковых). 
3-й вариант: 7 цветов (четыре — разных; три — повтор).

 
«Найди ошибку»

Задачи: учить детей внимательно сравнивать результат с образцом; закреплять умение пользоваться планом-схемой; тренировать пространственное восприятие; развивать зрительную память. 
Материал: неправильно собранные бусы по количеству детей; карточки с планом-схемой по количеству детей; цветные колпачки, цветные шнурки. 
Краткое описание задания

  1. Детям предлагаются неправильно собранные бусы. Они сличают их с образцом, пытаясь найти ошибку (объясняют, какого цвета не хватает или какой цвет лишний).
  2. Детям дается схема, по которой они собирают бусы.

Результат постоянно сравнивают с образцом «испорченных» бус.

  1. Дети получают план-схему, запоминают ее. А затем словесно сравнивают с готовыми «испорченными» бусами.

«Прямые и обратные цепочки»

Задачи: развивать пространственное мышление детей; тренировать цветовое восприятие готовых образцов и схем; закреплять знания о пространственных отношениях; продолжать формировать устойчивый контроль над результатами своей деятельности. 
Материал: план-схема, цветные колпачки, цветные шнурки. 
Краткое описание задания 
Дети получают план-схему из трех, четырех, пяти цветов. Сначала нанизывают бусы по схеме самостоятельно, а затем повторяют ее в обратном порядке, то есть слева направо, а затем справа налево. Таким образом нанизывают всю нитку бус.

 
«Шустрая муха»

Задачи: учить детей пространственной ориентировке на карточке из 9 квадратов; развивать зрительное восприятие; тренировать детей в запоминании и четком выполнении речевой инструкции; закреплять навыки самоконтроля над деятельностью. 
Материал: карточка из 9 квадратов на каждого ребенка плюс одна цветная крышка каждому ребенку. 
Краткое описание задания 
Движение крышки по квадратам с указанием направления в пространстве: от середины вверх, вниз, вправо, влево, в правый верхний угол, в правый нижний угол, левый верхний, левый нижний угол, в центр карточки.

 
«Выложи букву»

Задачи: закреплять умение детей самостоятельно выкладывать букву с опорой на образец, план-схему; закреплять навыки самоконтроля над деятельностью; побуждать детей самостоятельно выкладывать простые по построению буквы (Г, Т, Н, П, С, О); закреплять пространственную ориентировку на листе бумаги.


Материал: по 6 карточек с 9 квадратами на каждого ребенка; карточки с речевыми образцами букв (для дошкольников инструкцию зачитывает взрослый, а школьники читают сами). 
Краткое описание задания 
1. Выложи три крышки одного цвета в столбик на карточке слева + три крышки в одну строку сверху. Прочти, какая буква получилась? (Буква «Г».) 
2. Выложи три крышки в левый столбик + три крышки в правый столбик + одна крышка в центре, назови букву. (Буква «Н».) 
3. Выложи крышки по всей карточке, кроме центральной, назови букву. (Буква «О».) 
4. Выложи три крышки в верхней строке + три крышки в среднем столбике, назови букву. (Буква «Т».) 
5. Выложи три крышки в левом + три крышки в правом столбике + три крышки в верхней строке; назови букву. (Буква «П».) 
6. Выложи три крышки в верхней строке + три крышки в нижней строке + три крышки в левом столбике, назови букву. (Буква «С».) 
7. Придумай слова из составленных букв. (Этот этап проводится с учетом уровня речевого развития детей.)

 
«Запомни и повтори»

Задачи: формировать устойчивое зрительное восприятие, зрительную память и зрительное внимание; закреплять в речи детей слова, обозначающие пространственные отношения (красный — рядом с ним синий, желтый после красного, синий — под красным). 
Материал: по две карточки из 9 квадратов на каждого ребенка и по 12 цветных колпачков (количество колпачков дается больше, чем квадратов на карточке, чтобы у детей был выбор); четыре плана-схемы (демонстрационный материал). Для школьников можно использовать карточки из 16 квадратов. 
Краткое описание задания 
1. Детям предлагается план-схема на четыре-пять секунд: посмотри и запомни. 
2. Выложи по памяти, учитывая цвет и расположение колпачков на карточке-образце. 
3. Сравни с образцом и проверь точность выполнения (найди ошибки по цвету и месту). 
Примечание. Задание повторяется 3–4 раза. Каждый ребенок выполняет самостоятельно, не подсматривая у товарища. Можно использовать элемент соревнования при оценке итогов. Вторая карточка используется при проверке задания.

 
«Игра с предлогами»

Задачи: учить детей использовать речевой образец при работе с предлогами, обозначающими пространственные отношения; продолжать развивать пространственное мышление; развивать словесно-логическое мышление при работе с планом-схемой. 
Материал: карточки с планом-схемой на каждого ребенка. Цветные колпачки. 
Краткое описание задания 
Словесные инструкции: перед красным — всегда синий, за зеленым — белый, между белым и желтым — коричневый. (Словесные инструкции даны на планах-схемах.) После выполнения задания дети обмениваются схемами и проверяют правильность выполнения задания друг у друга.

 
«Что изменилось?»

Задачи: продолжать формировать пространственное мышление; развивать пространственное восприятие; тренировать зрительную память. 
Материал: карточка с 9 квадратами и комплект из 9 разноцветных крышек один на всех. 
Краткое описание задания 
Крышки раскладываются по всем квадратам. Дети запоминают расположение крышек на карточке. Затем закрывают глаза, и 2, 3, 4 крышки меняются местами. Дети по очереди находят изменения. (Задание повторяется для каждого ребенка.) Остальные дети наблюдают правильность выполнения.

 
Дидактическая игра «Чего не стало?»

Задачи: те же, что в 13-м занятии. 
Материал: карточка из 16 квадратов, 12 пробок. 
Краткое описание задания 
По очереди убираются с карточки 1–4 пробки; дети угадывают, каких пробок не стало и где они были на карточке.

 
«Запуск ракеты»

Задачи: учить детей строго соблюдать словесную инструкцию; закреплять знания о пространственных отношениях между предметами; развивать логическое мышление, слуховое внимание, зрительное восприятие; формировать навыки контроля над результатом своей деятельности. 
Материал: карточки из 9 квадратов на каждого ребенка; по коробочке цветных колпачков на каждого ребенка; планы-схемы. 
Краткое описание задания 
1. Выложи верхнюю, среднюю и нижнюю строчки карточки колпачками разного цвета. 
2. Выложи три столбика колпачками разного цвета (правый, левый, средний). 
3. Выложи три разных цвета на верхней строчке; на второй и третьей строчке – те же цвета, но в другой последовательности.

 
«Нарядный коврик»

Задачи: закреплять умение детей ориентироваться на листе бумаги; продолжать развивать пространственное мышление; формировать зрительное восприятие; развивать эстетический вкус. 
Материал: коробочки с цветными колпачками на каждого ребенка; белые листы бумаги по количеству детей; речевые образцы. 
Краткое описание задания 
1. Выложить заданную букву на листе бумаги. 
2. Выложить заданную геометрическую форму на листе бумаги.


3. Выложить рисунок (например: цветок, флажок, грибок, домик и т.д.) с заполнением середины и углов  листа. 
4. Самостоятельное придумывание рисунка нового коврика.

 
«Смекалка»

Задачи: упражнять детей в запоминании и усвоении сложной словесной инструкции; закреплять умение контролировать свою деятельность; закреплять навыки пространственного мышления и зрительного восприятия.


Материал: карточка из 16 квадратов на каждого ребенка; по коробочке цветных колпачков; план-схема; карточка с четкой словесной инструкцией для взрослого. 
Краткое описание задания 
Диагональю карточка из 16 квадратов делится на две части. Колпачки выкладываются по обе стороны диагонали: 
а) разных цветов, 
б) двух контрастных цветов, 
в) симметрично относительно диагонали (разными цветами).

 
«Шахматная доска»

Задачи: закрепление навыков пространственной ориентировки на карточке из 64 квадратов; развитие пространственного мышления, устойчивого зрительного восприятия. 
Материал: по одной карточке из 64 квадратов на каждого ребенка. По коробочке колпачков двух цветов. 
Краткое описание задания Дети упражняются в выкладывании колпачков двух цветов в шахматном порядке.

 
«Секретный шифр»

Задачи: развитие логического мышления; развитие устойчивого зрительного восприятия; закрепление навыков пространственной ориентировки.


Материал: карточка с шифром (каждый цвет соответствует определенной цифре) на каждого ребенка; карточка из 16 квадратов на каждого ребенка.  
Краткое описание задания 
Каждому ребенку дается отдельная карточка, где на одной стороне — схема, на другой — шифр. Дети выкладывают узор по шифру на пустую карточку из 16 квадратов. Допускается сличать шифр с образцом при затруднениях.

 
«Маленький дизайнер» 
(Придумай задание и научи своих товарищей)

Задачи: развивать творческое мышление, воображение и восприятие; учить детей формулировать свою цель и добиваться ее выполнения. 
Материал: листы бумаги на каждого ребенка; карточки из 9 и 16 квадратов; карточки-полоски; цветные колпачки в коробочках; цветные шнурки. 
Краткое описание задания 
1. Дети придумывают узоры на листах бумаги. 
2. Составляют схемы цветовых решений на карточках из 9 и 16 квадратов. 
3. Сочиняют цветовые цепочки для составления оригинальных бус. 
4. Делятся своими находками с товарищами. 
5. В конце занятия оформляется альбом с работами детей.

Примечания к  рисункам: 
Условные обозначения цвета: б – белый, г — голубой, Ж – желтый, З – зеленый, К – красный, 
Ко – коричневый, О – оранжевый, С – синий, Ч – черный.

ИГРЫ  НА ВНИМАНИЕ И ПАМЯТЬ

НАЙДИ ОТЛИЧИЯ

НАЙДИ  ПАРУ

 НАЙДИ ОТЛИЧИЯ

"СОЛНЫШКО"

ЛЕСНАЯ ПРОГУЛКА

 НАЙДИ ПАРУ

"ВОДНЫЙ МИР"

ИГРЫ  НА ЛОГИКУ И МЫШЛЕНИЕ

"СОСЧИТАЙ ГРИБОЧКИ"

СОЕДИНИ ПО ТОЧКАМ

"КОТ"

ЧАСТЬ И ЦЕЛОЕ

БОЛЬШЕ-МЕНЬШЕ

ЧЕТВЕРТЫЙ-ЛИШНИЙ

ГДЕ ЧЬЯ ТЕНЬ

"СОБЕРИ ЧАШКУ"

"ПОДБЕРИ НОСОК"

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ  ИГРЫ

"ВРЕМЕНА ГОДА"

"УЧИМ ВРЕМЯ"

УЧИМ ЦВЕТА игра1

УЧИМ ЦВЕТА игра2

СЪЕДОБНОЕ-НЕСЪЕДОБНОЕ

"ПАЛЬЧИКИ"

"КТО КЕМ БУДЕТ?"

"КТО ЧТО ЕСТ?"

"КТО ЧТО ЕСТ?" игра2

"ЦВЕТА-РАДУГИ"

"ДНИ НЕДЕЛИ"

"ФРУКТЫ И

ОВОЩИ"

ДИКИЕ И ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развивающая игра «Найди по букве»

 

 

 

 

 


Информация о работе Влияние дидактических игор на развитие речи ребёнка