Вклад Ушинского в методику чтения

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 12:08, реферат

Описание работы

Ушинский Константин Дмитриевич — великий русский педагог, основоположник русской педагогической науки, до него в России не существовавшей. Ушинский создал теорию и совершил переворот, фактически революцию в русской педагогической практике.
Ушинский Константин Дмитриевич родился 19 февраля (2 марта) 1824 года в городе Туле в семье Ушинского Дмитрия Григорьевича — отставного офицера, участника Отечественной войны 1812 года, мелкопоместного дворянина. Мать Константина Дмитриевича — Любовь Степановна умерла, когда сыну было только 12 лет.

Содержание

1.Введение…………………………………………………………………………3
2.Звуковой аналитико-синтетический метод обучения чтению……………….4
3.Условия, методы, приёмы и организационные формы обучения в дидактической системе К.Д. Ушинского……………………...………..……….7
4.Учёные труды Ушинского…………………………………………………….11
5.Значение для современной методики в школе……………………………....13
6.Список литературы………………………

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 32.41 Кб (Скачать)

В программе дидактики  Ушинский указывает на два главных метода преподавания и изучения: метод синтетический и аналитический. Сочетание аналитического и синтетического методов обучения, по мнению К.Д. Ушинского, способствует умственной активности учащихся.

Наряду с главными методами преподавания Ушинский различает "приемы преподавания":

  • прием догматический, или предлагающий;
  • прием сократический, или спрашивающий;
  • прием акроматический, или излагающий;
  • прием эвристический, или дающий задачи.

Каждый из предложенных приемов  имеет значение в развитии мышления учащихся. Все они, сочетаясь или  соединяясь в преподавании, применяются  в каждом классе и на каждом уроке  с учётом возраста учащегося и  содержания предмета.

Что касается организационных форм обучения, К.Д. Ушинский был сторонником классно-урочной системы. Большое внимание К.Д. Ушинским уделялось уроку, разработке требований к организации классных занятий: они должны давать прочные глубокие знания, учить добывать их самостоятельно, развивать познавательные силы и возможности школьника, воспитывать нравственно ценные качества. Ушинский выступает против трафарета, схематизма и шаблона в построении урока, формализма, который сковывает творческую инициативу учителей.

Им дана следующая типология уроков:

  • смешанный урок (объяснение и повторение);
  • урок устных и практических упражнений;
  • урок письменных упражнений;
  • урок оценки знаний.

 

  1. Учёные труды Ушинского.

 

 Ушинский написал много  книг по педагогике, но самые  известные из них – “Родное  слово” и “Детский мир”.

 «Детский мир» и  «Родное слово» — были совсем  непохожи на прежние. В них  было все понятно и интересно.  В свои книги Ушинский поместил  сказки — некоторые из них  он слышал в детстве и теперь  пересказал, а некоторые придумал  сам. Он сочинил рассказы о  том, что близко детям, что  их волнует, окружает в жизни:  о растениях и животных, о птицах, о явлениях природы, о самих  детях. Дети узнали, что хлеб, который  они едят, одежда, которую они  носят, дом, в котором они  живут, — все это дело рук  людей, и поэтому самый нужный  человек в обществе — человек  труда. Книги Ушинского побуждали  присматриваться к родной природе,  изучать ее, осмысливать окружающие  явления, любить родной язык  и литературу. А главное — учитель  Ушинский просто и доходчиво  объяснял, в чем состоит радость  и счастье человека и что  для этого надо делать. Он говорил,  что счастливым бывает только  добрый, честный и трудолюбивый  человек. А лодырь и лоботряс  — это человек никчемный. Обучение  родному языку, литературе и  истории Константин Дмитриевич  выдвинул на первый план.

Идея народности не только разработана К.Д. Ушинским в теории, но и реализована на практике созданием книг для начальной школы «Родное слово» и «Детский мир», явившихся образцовыми. Переиздание в течение полувека «Родного слова» 146 раз! – такого успеха не имела ни одна другая учебная книга во всем мире.

 Также он, кроме высокохудожественных  отрывков из родной литературы  и устного народного творчества, включил т. н. деловые статьи, дававшие материал по природоведению, географии и истории страны. Научный  уровень знаний здесь сочетался  с доступностью и яркостью  изложения, служил задачам нравственного  и эстетического воспитания. В  них дан содержательный материал  для наблюдений, разработана система  логических упражнений. В методических руководствах для учителей Ушинский рассмотрел основы методики начального обучения. Огромны его заслуги во внедрении в школу нового, аналитико-синтетического звукового метода обучения грамоте, который применяется и в сов. школе.

 Отводя в этих книгах  видное место естественно научному  материалу, он остается верен  заветам реалистической педагогики  Коменского, Локка и Песталоцци. Подобно Песталоцци, Ушинский дает  в руки родителей и учителей  особое руководство к своему "Родному  Слову", имевшее обширное влияние  на русскую народную школу  и остающееся лучшим пособием  по методике родного языка  и до настоящего времени. Большое  значение следует признать и  за трудом Ушинского: "Человек  как предмет воспитания, опыт  педагогической антропологии" (2 т., Санкт-Петербург, 1868 - 1869). Сочинение  это выходит уже 11 изданием  и пользуется вполне заслуженной  известностью. Не примыкая к последователям  какой-либо определенной философской  системы, Ушинский рассматривает  психические явления вполне самостоятельно  и дает, между прочим, ценный анализ  чувствований. Труд этот остался  неоконченным; Ушинский предполагал  издать еще 3 том, в котором  хотел дать руководство по  педагогике. Что касается общепедагогических  взглядов Ушинского, то он успел  высказаться лишь по некоторым  вопросам общей педагогики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Значение для современной методики в школе.

 

На современном этапе развития общества и образования главной целью обучения грамоте как учебного предмета является: развитие личности каждого ребенка, обогащение его внутреннего мира, воспитание у учащихся любви и уважения к родному слову, чуткости к языковым нормам и выразительным речевым средствам, формирование элементарной ориентировки в речевой действительности, развитие мыслительной деятельности. Основные задачи обучения грамоте можно сформулировать следующим образом:

1) развитие языковой способности,  т. е. умения пользоваться родным  языком — понимать услышанное  и самостоятельно высказывать  свои мысли; 

2) формирование представлений  об основных языковых понятиях  и практических умений элементарного  анализа языковых явлений;

3) развитие фонематического  слуха;

4) обучение чтению слогов, слов, предложений и элементарных  текстов; 

5) формирование основ  письменной речи;

6) развитие связной устной  речи;

7) формирование интереса  к чтению как средству познания, развитие читательского кругозора. 

«Я не потому предпочитаю звуковую методу, что дети по ней выучиваются скорее читать и писать, но потому, что, достигая успешно своей специальной цели, метода эта в то же время дает самодеятельность ребенку, беспрестанно упражняет внимание, память и рассудок дитяти, и когда перед ним потом раскрывается книга, оно уже значительно подготовлено к пониманию того, что читает, и, главное, в нем не подавлен, а возбужден интерес к учению»

(К. Д. Ушинский).

 

 

 

 

  1. Список литературы.

 

1. Катуржевская О. Теория  развивающего обучения в отечественной  дидактике второй половины XIX начала XX века / О. Катуржевская // Научно-методический вузовский сборник "Образование в России: история, опыт, проблемы". – Армавир, 1999.

2. Днепров Э.Д. Ушинский  К.Д. / Э.Д. Днепров // Большая советская  энциклопедия. – М.: Проспект-М, 2002.

3. Занков Л.В. Обучение  и развитие / Л.В. Занков. – СПб:  Питер, 2000.

4. Ушинский К.Д. Детский  мир и Хрестоматия / К.Д. Ушинский. – Ленинград: Издательство Академии  педагогических наук, 1948.

5. Ушинский К.Д. Родное  слово: книга для детей и  родителей / К.Д. Ушинский. – Новосибирск:  Детская литература, 1999.

6. Ушинский К.Д. Проект  учительской семинарии / К.Д. Ушинский. – М.: Педагогика, 1996.

7. Ушинский К.Д. О пользе  педагогической литературы / К.Д.  Ушинский. – М.: Педагогика, 1996.

8. Ушинский К.Д. Человек  как предмет воспитания. Опыт  педагогической антропологии / К.Д.  Ушинский. – Ленинград: Издательство  Академии педагогических наук, 1948.

9. Ушинский К.Д. Материалы к третьему тому педагогической антропологии / К.Д. Ушинский. – Ленинград: Издательство Академии педагогических наук, 1948.

10. Богуславский М. Испытание для классика. Известный и неизвестный Ушинский / М. Богуславский // Учительская газета. – №31. – 2002.

11. Замостьянов А. Время К.Д. Ушинского / А. Замостьянов, В. Чумаков // Народное образование. – №5. – 2002.

 


Информация о работе Вклад Ушинского в методику чтения