Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 12:08, реферат
Ушинский Константин Дмитриевич — великий русский педагог, основоположник русской педагогической науки, до него в России не существовавшей. Ушинский создал теорию и совершил переворот, фактически революцию в русской педагогической практике.
Ушинский Константин Дмитриевич родился 19 февраля (2 марта) 1824 года в городе Туле в семье Ушинского Дмитрия Григорьевича — отставного офицера, участника Отечественной войны 1812 года, мелкопоместного дворянина. Мать Константина Дмитриевича — Любовь Степановна умерла, когда сыну было только 12 лет.
1.Введение…………………………………………………………………………3
2.Звуковой аналитико-синтетический метод обучения чтению……………….4
3.Условия, методы, приёмы и организационные формы обучения в дидактической системе К.Д. Ушинского……………………...………..……….7
4.Учёные труды Ушинского…………………………………………………….11
5.Значение для современной методики в школе……………………………....13
6.Список литературы………………………
В программе дидактики Ушинский указывает на два главных метода преподавания и изучения: метод синтетический и аналитический. Сочетание аналитического и синтетического методов обучения, по мнению К.Д. Ушинского, способствует умственной активности учащихся.
Наряду с главными методами преподавания Ушинский различает "приемы преподавания":
Каждый из предложенных приемов имеет значение в развитии мышления учащихся. Все они, сочетаясь или соединяясь в преподавании, применяются в каждом классе и на каждом уроке с учётом возраста учащегося и содержания предмета.
Что касается организационных форм обучения, К.Д. Ушинский был сторонником классно-урочной системы. Большое внимание К.Д. Ушинским уделялось уроку, разработке требований к организации классных занятий: они должны давать прочные глубокие знания, учить добывать их самостоятельно, развивать познавательные силы и возможности школьника, воспитывать нравственно ценные качества. Ушинский выступает против трафарета, схематизма и шаблона в построении урока, формализма, который сковывает творческую инициативу учителей.
Им дана следующая типология уроков:
Ушинский написал много книг по педагогике, но самые известные из них – “Родное слово” и “Детский мир”.
«Детский мир» и
«Родное слово» — были совсем
непохожи на прежние. В них
было все понятно и интересно.
В свои книги Ушинский
Идея народности не только разработана К.Д. Ушинским в теории, но и реализована на практике созданием книг для начальной школы «Родное слово» и «Детский мир», явившихся образцовыми. Переиздание в течение полувека «Родного слова» 146 раз! – такого успеха не имела ни одна другая учебная книга во всем мире.
Также он, кроме высокохудожественных
отрывков из родной литературы
и устного народного
Отводя в этих книгах
видное место естественно
На современном этапе развития общества и образования главной целью обучения грамоте как учебного предмета является: развитие личности каждого ребенка, обогащение его внутреннего мира, воспитание у учащихся любви и уважения к родному слову, чуткости к языковым нормам и выразительным речевым средствам, формирование элементарной ориентировки в речевой действительности, развитие мыслительной деятельности. Основные задачи обучения грамоте можно сформулировать следующим образом:
1) развитие языковой способности,
2) формирование представлений
об основных языковых понятиях
и практических умений
3) развитие фонематического слуха;
4) обучение чтению слогов, слов, предложений и элементарных текстов;
5) формирование основ письменной речи;
6) развитие связной устной речи;
7) формирование интереса
к чтению как средству
«Я не потому предпочитаю звуковую методу, что дети по ней выучиваются скорее читать и писать, но потому, что, достигая успешно своей специальной цели, метода эта в то же время дает самодеятельность ребенку, беспрестанно упражняет внимание, память и рассудок дитяти, и когда перед ним потом раскрывается книга, оно уже значительно подготовлено к пониманию того, что читает, и, главное, в нем не подавлен, а возбужден интерес к учению»
(К. Д. Ушинский).
1. Катуржевская О. Теория
развивающего обучения в
2. Днепров Э.Д. Ушинский К.Д. / Э.Д. Днепров // Большая советская энциклопедия. – М.: Проспект-М, 2002.
3. Занков Л.В. Обучение и развитие / Л.В. Занков. – СПб: Питер, 2000.
4. Ушинский К.Д. Детский
мир и Хрестоматия / К.Д. Ушинский.
– Ленинград: Издательство
5. Ушинский К.Д. Родное слово: книга для детей и родителей / К.Д. Ушинский. – Новосибирск: Детская литература, 1999.
6. Ушинский К.Д. Проект учительской семинарии / К.Д. Ушинский. – М.: Педагогика, 1996.
7. Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы / К.Д. Ушинский. – М.: Педагогика, 1996.
8. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии / К.Д. Ушинский. – Ленинград: Издательство Академии педагогических наук, 1948.
9. Ушинский К.Д. Материалы к третьему тому педагогической антропологии / К.Д. Ушинский. – Ленинград: Издательство Академии педагогических наук, 1948.
10. Богуславский М. Испытание для классика. Известный и неизвестный Ушинский / М. Богуславский // Учительская газета. – №31. – 2002.
11. Замостьянов А. Время К.Д. Ушинского / А. Замостьянов, В. Чумаков // Народное образование. – №5. – 2002.