Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 12:08, реферат
Ушинский Константин Дмитриевич — великий русский педагог, основоположник русской педагогической науки, до него в России не существовавшей. Ушинский создал теорию и совершил переворот, фактически революцию в русской педагогической практике.
Ушинский Константин Дмитриевич родился 19 февраля (2 марта) 1824 года в городе Туле в семье Ушинского Дмитрия Григорьевича — отставного офицера, участника Отечественной войны 1812 года, мелкопоместного дворянина. Мать Константина Дмитриевича — Любовь Степановна умерла, когда сыну было только 12 лет.
1.Введение…………………………………………………………………………3
2.Звуковой аналитико-синтетический метод обучения чтению……………….4
3.Условия, методы, приёмы и организационные формы обучения в дидактической системе К.Д. Ушинского……………………...………..……….7
4.Учёные труды Ушинского…………………………………………………….11
5.Значение для современной методики в школе……………………………....13
6.Список литературы………………………
Содержание
1.Введение……………………………………………………
2.Звуковой аналитико-синтетический метод обучения чтению……………….4
3.Условия, методы, приёмы
и организационные формы
4.Учёные труды Ушинского…………………………………………………….
5.Значение для современной методики в школе……………………………....13
6.Список литературы……………………………
Ушинский Константин Дмитриевич — великий русский педагог, основоположник русской педагогической науки, до него в России не существовавшей. Ушинский создал теорию и совершил переворот, фактически революцию в русской педагогической практике.
Ушинский Константин Дмитриевич родился 19 февраля (2 марта) 1824 года в городе Туле в семье Ушинского Дмитрия Григорьевича — отставного офицера, участника Отечественной войны 1812 года, мелкопоместного дворянина. Мать Константина Дмитриевича — Любовь Степановна умерла, когда сыну было только 12 лет.
Деятельность К.Д. Ушинского
протекала в период кризиса крепостнического
строя, подъёма общественно-
Более ста лет назад вышла в свет книга К. Д. Ушинского «Родное слово», открывшая новую эпоху в обучении детей грамоте. Слово «эпоха» не является преувеличением, ибо вопросы методов обучения грамоте стояли и стоят по сегодняшний день очень остро, так как чтение всегда рассматривалось как первый и основной предмет начального обучения.
Звуковой метод, предложенный
К. Д. Ушинским в 1864 г., сменил
существовавший до этого
Методика, разработанная
К. Д. Ушинским, коренным образом
отличается от всех
К. Д. Ушинский говорил
об этом так: «Я не потому
предпочитаю звуковую методику,
что дети по ней выучиваются
скорее читать и писать; но
потому, что, достигая успешно
своей специальной цели, методика
эта в то же время дает
самостоятельность ребенку,
Как же решает К. Д. Ушинский задачу обучения чтению? Прежде всего, обучение чтению для него - часть обучения родному языку, включающего:
1) наглядное обучение;
2) подготовительные упражнения в письме;
3) звуковые упражнения, готовящие к чтению.
Поскольку нас в
данной работе интересует
Для этих упражнений берутся
односложные слова с искомой
гласной в середине слова. Заметим,
что изучение каждого звука сразу
же сопровождается показом буквы, т.
е. звук вводится всегда вместе с буквой.
Таким образом, дети усваивают звуки
а, о, и, е, у, ы. Затем они переходят
к выделению гласных в
Согласные вводятся
путем сравнения между собой
двух слов, отличающихся друг
от друга одной согласной: ус
— уж. Затем так же, как ранее,
дети искали в называемых
Знакомство с каждой
новой согласной начинается с
показа картинки, под которой
написано слово. Дети сначала
называют слово по картинке, затем
проводят звуковой анализ
Этот метод имеет следующие преимущества:
1) при обучении ведется
интенсивная работа, направленная
на умственное воспитание
2) дети работают с целыми звучащими словами, а не с изолированными звуками.
Важно, что детей
постепенно ведут от выделения
отдельного звука в слове к
проведению полного звукового
анализа слова. Таковы
Проанализировав процесс обучения начальному чтению, мы обнаруживаем, что дети, обучающиеся по этому методу, никогда не читают незнакомых слов. Прежде чем читать какое-то слово, дети проводят его подробный и полный звуковой анализ, записывают это слово и только после этого читают, т. е., читая, они заранее знают, какое слово они читают! Естественно, что дети не испытывают никаких мук слияния звуков, они произносят известное им заранее слово. Уделив большое внимание знакомству детей со звуковой стороной речи и звуковому анализу, К. Д. Ушинский не дал способа научения самому процессу чтения. Дети, которые учились таким способом, принцип чтения должны были интуитивно открывать сами.
За прошедшие годы
звуковой метод не раз
К.Д. Ушинский придавал большое
значение выбору методов и их разнообразию,
стремясь освободить обучение от механической
зубрежки, внести в него начала личного
интереса и самодеятельности учащихся,
придать ему развивающий
К.Д. Ушинский считал необходимым положить в основу теории обучения основное и коренное стремление человека - свободную и целесообразную творческую деятельность, которая должна осуществиться под руководством учителя.
В первую очередь К.Д. Ушинский
стремился осмыслить, опираясь на достижения
психологии, механизм умственного развития
ребенка, использовать его врожденные
стремления к активной деятельности.
Деятельности учащихся, особенно мыслительной,
в процессе обучения он отводил можно
сказать, центральную роль, считал,
что учитель не должен навязывать
ребенку свою волю, готовую мысль,
выводы, так как он не может быть
уверен в том, что все это ученик
воспримет правильно и
К.Д. Ушинский считал, что самостоятельная деятельность учащихся в процессе обучения соответствует потребностям психической природы человека и закономерностям ее развития, необходимо сочетать развивающее влияние научных знаний и познавательную самостоятельность учащихся. И дидактический метод К.Д. Ушинского позволяет обеспечить такое сочетание.
Суть дидактического метода К.Д. Ушинского заключается в том, что в процессе обучения учащихся под руководством учителя проходят такой же путь, который пройден человечеством в науке. Основной путь, которым шло развитие научного познания - это изучение конкретных фактов и последующее их обобщение, формирование системы научных понятий. Этим же путем должны идти учащиеся в процессе обучения. Этот путь позволяет учащимся постепенно, начиная с первичных наблюдений и суждений, усилием собственной мысли обобщать и систематизировать знания, формировать понятия и системы научных понятий.
По мнению К.Д. Ушинского, обучение как специфическая форма процесса познания имеет свою логическую структуру:
При этом К.Д. Ушинский придавал огромное значение речи в рассудочной и идейной обработке материалов познания.
В своих трудах К.Д. Ушинский оперирует термином "дидактическая система", содержание которого отличается от общепринятого. Под "дидактической системой" он понимает такую логическую систему знаний, которые формируются усилием мысли учащихся, вырастающую из самой сущности изучаемого материала. По мере развития учащихся в процессе усвоения знаний, "дидактическая система" углубляется и расширяется, постепенно превращаясь в научную систему знаний. "Я сохраняю твердое убеждение, что современная школа идет к тому положению, когда только в конце ее, а не в начале раскроется система науки, точно также, как в истории человечества, - знания строятся в систему, а не система наполняется знанием", - писал К.Д. Ушинский.
В рамках своей дидактической концепции К.Д. Ушинский сформулировал следующие "необходимые условия преподавания":
"Необходимые условия
преподавания" К.Д. Ушинского отражали
требования к обучению, позволяли
сделать обучение умственно
К.Д. Ушинский был противником догматического преподавания, которое влекло за собой, как он считал, механическое, бессмысленное заучивание. В период засилья догматических методов обучения дидактическая концепция Ушинского была пронизана идеями развития ученика как личности, воспитания у него мыслительных способностей.
К.Д. Ушинский приветствовал такие методы преподавания, которые "... заставляют работать разом целый класс... и имеют главной целью ... чтобы дети ... собственным опытом и мышлением открывали правила". Методы обучения, утверждал педагог, должны будить самостоятельную мысль детей, развивать самостоятельность в учебной работе, интерес к изучаемому. Он пишет: "Дитя должно само находить доказательства, а не так, как делается. Вместо того, чтобы дитя само находило доказательства, мы ему их диктуем: вместо того, чтобы заставить его рассуждать, учитель рассуждает за него и упражняет только его память. Это несправедливо, но не вполне, ибо основано на ложном убеждении гимнастики рассудка без содержания.