Вклад Ушинского в методику чтения

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 12:08, реферат

Описание работы

Ушинский Константин Дмитриевич — великий русский педагог, основоположник русской педагогической науки, до него в России не существовавшей. Ушинский создал теорию и совершил переворот, фактически революцию в русской педагогической практике.
Ушинский Константин Дмитриевич родился 19 февраля (2 марта) 1824 года в городе Туле в семье Ушинского Дмитрия Григорьевича — отставного офицера, участника Отечественной войны 1812 года, мелкопоместного дворянина. Мать Константина Дмитриевича — Любовь Степановна умерла, когда сыну было только 12 лет.

Содержание

1.Введение…………………………………………………………………………3
2.Звуковой аналитико-синтетический метод обучения чтению……………….4
3.Условия, методы, приёмы и организационные формы обучения в дидактической системе К.Д. Ушинского……………………...………..……….7
4.Учёные труды Ушинского…………………………………………………….11
5.Значение для современной методики в школе……………………………....13
6.Список литературы………………………

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 32.41 Кб (Скачать)

Содержание

1.Введение…………………………………………………………………………3

2.Звуковой аналитико-синтетический метод обучения чтению……………….4

3.Условия, методы, приёмы  и организационные формы обучения  в      дидактической системе К.Д. Ушинского……………………...………..……….7

4.Учёные труды Ушинского…………………………………………………….11

5.Значение для современной методики в школе……………………………....13

6.Список литературы…………………………………………………………….14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение.

 

Ушинский Константин Дмитриевич — великий русский педагог, основоположник русской педагогической науки, до него в России не существовавшей. Ушинский создал теорию и совершил переворот, фактически революцию в русской  педагогической практике.

Ушинский Константин Дмитриевич родился 19 февраля (2 марта) 1824 года в  городе Туле в семье Ушинского  Дмитрия Григорьевича — отставного офицера, участника Отечественной  войны 1812 года, мелкопоместного дворянина. Мать Константина Дмитриевича —  Любовь Степановна умерла, когда сыну было только 12 лет.

Деятельность К.Д. Ушинского  протекала в период кризиса крепостнического строя, подъёма общественно-демократического движения и формирования в нём  революционно-демократического направления. Именно поэтому стержнем его педагогической системы стали требования демократизации системы образования и обучения. В общественных взглядах К.Д. Ушинского, в целом идеалистических, нашли  отражение прогрессивно демократическая  идея поступательного развития общества, протест против деспотизма, признание  деятельной сущности человека, труда  как важнейшего фактора жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Звуковой аналитико-синтетический метод обучения чтению.

 

Более ста лет назад  вышла в свет книга К. Д. Ушинского  «Родное слово», открывшая новую  эпоху в обучении детей грамоте. Слово «эпоха» не является преувеличением, ибо вопросы методов обучения грамоте стояли и стоят по сегодняшний  день очень остро, так как чтение всегда рассматривалось как первый и основной предмет начального обучения.

 Звуковой метод, предложенный  К. Д. Ушинским в 1864 г., сменил  существовавший до этого буквослагательный  метод.

 Методика, разработанная  К. Д. Ушинским, коренным образом  отличается от всех предшествующих  методик тем, что знакомит детей  со звуками речи не как с  некими абстрактными звуками,  а выделяя их непосредственно  из речи.

 К. Д. Ушинский говорил  об этом так: «Я не потому  предпочитаю звуковую методику, что дети по ней выучиваются  скорее читать и писать; но  потому, что, достигая успешно  своей специальной цели, методика  эта в то же время дает  самостоятельность ребенку, беспрестанно  упражняет его внимание, память  и рассудок дитяти, и, когда  перед ним потом раскрывается  книга, оно уже значительно  подготовлено к пониманию того, что читает, и, главное, в нем  не подавлен, а возбужден интерес  к учению».

 Как же решает К.  Д. Ушинский задачу обучения  чтению? Прежде всего, обучение  чтению для него - часть обучения  родному языку, включающего: 

1) наглядное обучение;

2) подготовительные упражнения  в письме;

3) звуковые упражнения, готовящие  к чтению.

 Поскольку нас в  данной работе интересует только  обучение чтению, мы будем анализировать  лишь третью группу этих занятий.  По методу К. Д. Ушинского  дети сначала знакомятся со  звуками а, о, и. Как только  дети вслед за учителем научатся  правильно называть эти звуки  (изолированно), учитель произносит  целое слово, в котором есть  один из этих звуков, и просит  детей определить, какой знакомый  им звук есть в этом слове.  «Учитель. Какие вы знаете звуки? Первый? Второй? Третий? А вот я вам скажу целое слово — вол! Какой здесь звук — а или о? Вол! Ученики, наиболее способные, угадают с первого раза. Если же никто не угадает, то учитель должен сказать сам. За третьим, четвертым словом все начнут отгадывать, но сначала, конечно, не без ошибок».

Для этих упражнений берутся  односложные слова с искомой  гласной в середине слова. Заметим, что изучение каждого звука сразу  же сопровождается показом буквы, т. е. звук вводится всегда вместе с буквой. Таким образом, дети усваивают звуки  а, о, и, е, у, ы. Затем они переходят  к выделению гласных в двухсложных  и многосложных словах, закрепляя  уже усвоенные звуки и буквы  и знакомясь с буквами я, ю, ё. Только после того как дети усвоили  все гласные, начинается знакомство с согласными, причем К. Д. Ушинский считает, что «уяснить детям значение согласной буквы — самое важное и самое трудное дело во всем обучении грамоте. Это — ключ к чтению: когда дети овладели им, то все остальное  пойдет легко».

 Согласные вводятся  путем сравнения между собой  двух слов, отличающихся друг  от друга одной согласной: ус  — уж. Затем так же, как ранее,  дети искали в называемых учителем  словах знакомые гласные, они  начинают искать и изучаемые  согласные. Следующий этап —  переход от изучения звуков  к чтению.

 Знакомство с каждой  новой согласной начинается с  показа картинки, под которой  написано слово. Дети сначала  называют слово по картинке, затем  проводят звуковой анализ этого  слова (слова трехзвуковые: осы,  ели, ива и т. п.); находят  знакомые звуки, называют первый  и последний звуки слова, доходят  до нового звука, знакомятся  с буквой, обозначающей его, и  затем читают слово.

 Этот метод имеет  следующие преимущества:

1) при обучении ведется  интенсивная работа, направленная  на умственное воспитание ребенка; 

2) дети работают с целыми  звучащими словами, а не с  изолированными звуками.

 Важно, что детей  постепенно ведут от выделения  отдельного звука в слове к  проведению полного звукового  анализа слова. Таковы безусловные  и чрезвычайно значительные достоинства  этого метода.

 Проанализировав процесс  обучения начальному чтению, мы  обнаруживаем, что дети, обучающиеся  по этому методу, никогда не  читают незнакомых слов. Прежде  чем читать какое-то слово,  дети проводят его подробный и полный звуковой анализ, записывают это слово и только после этого читают, т. е., читая, они заранее знают, какое слово они читают! Естественно, что дети не испытывают никаких мук слияния звуков, они произносят известное им заранее слово. Уделив большое внимание знакомству детей со звуковой стороной речи и звуковому анализу, К. Д. Ушинский не дал способа научения самому процессу чтения. Дети, которые учились таким способом, принцип чтения должны были интуитивно открывать сами.

 За прошедшие годы  звуковой метод не раз подвергался  различного рода модификациям, вредным  последствием которых оказалось  возникшее представление о чтении  как о процессе нанизывания  «чистых» звуков при последовательном  восприятии букв. Если сущность  метода К. Д. Ушинского заключалась  в том, что основной упор  в обучении чтению он делал  на серьезную длительную работу  со звуковой стороной языка  и поэтому назвал свой метод  звуковым, то в дальнейшем название  «звуковой» стало означать, что  при чтении назывались якобы  «чистые» звуки, слияние которых  и приводило к чтению. С резкой  критикой подобного понимания  звукового метода выступил И.  Н. Шапошников, который возвратил  звуковому методу утерянные со  времен К. Д. Ушинского акценты,  в своих теоретических разработках  даже усиливая их. По мнению  И. Н. Шапошникова, только тот  умеет сливать звуки, кто слышит  их в речи. В умении узнавать, слышать звуки речи заключается  вся «тайна», весь «секрет»  чтения.

 

  1. Условия, методы, приёмы и организационные формы обучения в дидактической системе К.Д. Ушинского.

 

К.Д. Ушинский придавал большое  значение выбору методов и их разнообразию, стремясь освободить обучение от механической зубрежки, внести в него начала личного  интереса и самодеятельности учащихся, придать ему развивающий характер.

К.Д. Ушинский считал необходимым  положить в основу теории обучения основное и коренное стремление человека - свободную и целесообразную творческую деятельность, которая должна осуществиться  под руководством учителя.

В первую очередь К.Д. Ушинский стремился осмыслить, опираясь на достижения психологии, механизм умственного развития ребенка, использовать его врожденные стремления к активной деятельности. Деятельности учащихся, особенно мыслительной, в процессе обучения он отводил можно  сказать, центральную роль, считал, что учитель не должен навязывать ребенку свою волю, готовую мысль, выводы, так как он не может быть уверен в том, что все это ученик воспримет правильно и осознанно. Более того, педагог обязан удовлетворять  потребность воспитанника в сознательной, творческой, развивающей личность умственной деятельности.

К.Д. Ушинский считал, что  самостоятельная деятельность учащихся в процессе обучения соответствует  потребностям психической природы  человека и закономерностям ее развития, необходимо сочетать развивающее влияние  научных знаний и познавательную самостоятельность учащихся. И дидактический  метод К.Д. Ушинского позволяет  обеспечить такое сочетание.

Суть дидактического метода К.Д. Ушинского заключается в том, что в процессе обучения учащихся под руководством учителя проходят такой же путь, который пройден человечеством в науке. Основной путь, которым шло развитие научного познания - это изучение конкретных фактов и последующее их обобщение, формирование системы научных понятий. Этим же путем должны идти учащиеся в процессе обучения. Этот путь позволяет учащимся постепенно, начиная с первичных наблюдений и суждений, усилием собственной мысли обобщать и систематизировать знания, формировать понятия и системы научных понятий.

По мнению К.Д. Ушинского, обучение как специфическая форма процесса познания имеет свою логическую структуру:

  • 1-я ступень - познание на стадии чувственного восприятия (ощущения, представления). Учитель должен способствовать накоплению учащимися материала, учить их наблюдать
  • 2-я ступень - познание на стадии рассудочного процесса (понятия и суждения). Учитель учит сравнивать, сопоставлять факты, обобщать, делать выводы, умозаключения.
  • 3-я ступень - идейное (разумное) познания, формирование самосознания, мировоззрения. Учитель приводит в систему знания, способствует формированию мировоззрения.
  • 4-я ступень - освоение приобретенных знаний, их закрепление.

При этом К.Д. Ушинский придавал огромное значение речи в рассудочной  и идейной обработке материалов познания.

В своих трудах К.Д. Ушинский оперирует термином "дидактическая  система", содержание которого отличается от общепринятого. Под "дидактической  системой" он понимает такую логическую систему знаний, которые формируются  усилием мысли учащихся, вырастающую  из самой сущности изучаемого материала. По мере развития учащихся в процессе усвоения знаний, "дидактическая  система" углубляется и расширяется, постепенно превращаясь в научную  систему знаний. "Я сохраняю твердое  убеждение, что современная школа  идет к тому положению, когда только в конце ее, а не в начале раскроется система науки, точно также, как  в истории человечества, - знания строятся в систему, а не система  наполняется знанием", - писал  К.Д. Ушинский.

В рамках своей дидактической  концепции К.Д. Ушинский сформулировал  следующие "необходимые условия  преподавания":

  • своевременность начала преподавания;
  • постепенность преподавания;
  • органичность преподавания;
  • постоянство воздействия на учеников;
  • твердость и ясность усвоения;
  • отсутствие чрезмерной напряженности и чрезмерной легкости учения;
  • положительное нравственное влияние и жизненная полезность усваиваемых знаний;
  • самодеятельность учащихся.

"Необходимые условия  преподавания" К.Д. Ушинского отражали  требования к обучению, позволяли  сделать обучение умственно развивающим  процессом. К.Д. Ушинский считал, что все эти условия "необходимо  соединить в каждом ученике,  если хотим сделать его средством  положительного развития и воспитания".

К.Д. Ушинский был противником  догматического преподавания, которое  влекло за собой, как он считал, механическое, бессмысленное заучивание. В период засилья догматических методов  обучения дидактическая концепция  Ушинского была пронизана идеями развития ученика как личности, воспитания у него мыслительных способностей.

К.Д. Ушинский приветствовал  такие методы преподавания, которые "... заставляют работать разом целый класс... и имеют главной целью ... чтобы дети ... собственным опытом и мышлением открывали правила". Методы обучения, утверждал педагог, должны будить самостоятельную мысль детей, развивать самостоятельность в учебной работе, интерес к изучаемому. Он пишет: "Дитя должно само находить доказательства, а не так, как делается. Вместо того, чтобы дитя само находило доказательства, мы ему их диктуем: вместо того, чтобы заставить его рассуждать, учитель рассуждает за него и упражняет только его память. Это несправедливо, но не вполне, ибо основано на ложном убеждении гимнастики рассудка без содержания.

Информация о работе Вклад Ушинского в методику чтения