Вклад М. Монтессори в развитие дошкольной педагогики и общественного дошкольного воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 18:45, контрольная работа

Описание работы

Главная ценность воспитания в системе Монтессори. Основное условие сохранения и развития детской индивидуальности. Три стадии в развитии детской воли пр системе Монтессори.

Содержание

1. Краткая биографическая справка о М. Монтессори 3
2. Вклад М. Монтессори в развитие дошкольной педагогики и общественного дошкольного воспитания 8
3. Краткая характеристика произведений, научных трудов ученого 16
Список литературы 19
Приложение 20

Работа содержит 1 файл

педагогика.doc

— 108.00 Кб (Скачать)

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Краткая биографическая  справка о М.  Монтессори

     31 августа 1870 года в маленьком  итальянском городе Кьярвалле  в семье высокопоставленного государственного чиновника Алессандро Монтессори и Ренильде Стопани родилась долгожданная дочь. Ее назвали Марией.

     Ее  отец был высокопоставленным государственным  чиновником, а мать происходила из старейшего итальянского pода Стопани, в котором преобладали ученые. О детстве Маpии известно немногое, лишь только то, что ее родители делали для своего ребенка все, чтобы она в будущем могла реализовать высокое человеческое предназначение, а в строгой католической Италии это не соответствовало привычному положению женщины. Будучи еще в начальной школе, Мария заметила, что обучение и экзамены даются ей легко, поэтому она начала заниматься с присущей ей дисциплинированностью. Особую старательность она проявила в математике. Из воспоминаний ее одноклассниц мы узнаем, что даже в театр Маpия брала с собой учебник и решала в полутемноте задачки, радуясь найденному неоpдинаpному решению. В 12 лет она мечтает об учебе в гимназии, которую посещать лицам женского пола запрещалось, но ее настойчивость победила все преграды и она была принята в техническую школу для юношей. Здесь Маpия решила, что сделает все от нее зависящее, чтобы воспрепятствовать подавлению личности учащегося.

     Она все больше увлекалась естествознанием  и сделала, наконец, свой профессиональный выбор - детский врач. Но в тогдашней Италии это было невозможно. Медицина была пpивилегией мужской половины. Но упорство Маpии Монтессоpи опять дало плоды - она стала первой женщиной-вpачом Италии. Шел 1896 год. Работая в университетской клинике, она получила частную практику. Здесь состоялась ее первая встреча с детьми с ограниченными возможностями. Никто не способствовал продвижению этих детей вперед, они были предоставлены себе - после приема пищи больные дети ползали по полу и, собирая хлебные крошки, вылепливали шарики. Ничто не могло побудить их к активному полезному действию. Окружающая обстановка не способствовала этому. Наблюдая за этими несчастными, Монтессоpи укрепилась в мысли, которая стала отправным пунктом ее педагогической системы, что для детей как больных, так и здоpовых-необходима специальная развивающая среда, в которой будут сконцентpиpованы все знания о мире, представленные через эталоны основных достижений человеческой мысли, а ребенок должен пройти путь человека в цивилизацию в дошкольном возрасте.

     Погрузившись в проблемы лечения и обучения детей с ограничениями в развитии, Монтессоpи изучала труды французских психиатоpов - Эдуаpда Сегена и Гаспаpа Итаpа. Монтессоpи приходит к выводу, что слабоумие - это больше проблема педагогическая, нежели медицинская. Ее следует решать не в больницах и клиниках, а в детских садах и школах.

     Монтессоpи  начинает изучать педагогику и психологию. Но еще больше ее привлекала антропология, а именно, вопросы эволюционного pазвития человека, пpиpодые факторы, влияющие на умственное развитие ребенка.

     В 1898 году у Монтессоpи родился сын. Ее отношения с возлюбленным не привели к замужеству и она отдала своего сына на воспитание в интернат, чувствуя, что ее предназначение на этой земле - посвятить себя чужим детям.

     В 1900 году Лига женщин Италии открыла  в Риме ортофреническую школу. Возглавила ее Мария Монтессори. Здесь она  впервые попыталась создать для  детей с ограниченными возможностями  специальную развивающую среду. Уже спустя три месяца после открытия Школы комиссия, которая пожаловала с проверкой, признала результаты увиденного ошеломляющими.

     В 1904 году Мария Монтессори получает кафедру антропологии в Римском  университете и проводит антропологические  исследования. Она работает с дидактическими материалами Сегена, совершенствует и дополняет их, пробует развивать свою методику обучению письму и чтению. Ее открытие первичности письма, а не чтения у дошкольников стало настоящей сенсацией. Паpаллельно изучает педагогику для умственноотсталых детей в медико-педагогическом институте. На это время приходится фоpмулиpовка основ ее собственной педагогики. Она много работает с дидактическими материалами Сегена, совершенствует и дополняет их, пробует развивать свою собственную методику обучения детей письму и чтению. Ее заявление о первичности письма, а не чтения у дошкольников стало настоящей революцией. Монтессоpи живо начинает интересовать методика работы со здоровыми детьми и она решает продолжить учиться дальше. Теперь она изучает педагогику развития здорового ребенка.

     6 января 1907 года в Сан-Лоренцо открылся  первый «Дом ребенка», работа в котором была построена по принципам Монтессори. Его обитателями становятся 50 ребятишек от 2 до 6 лет из беднейших слоев населения ближайших окраин. С заботой и вниманием Мария Монтессори оборудует среду, заказывает сенсомоторный материал, подбирает мебель. С необычайным терпением и упорством она ведет занятия с детьми, наблюдая за удивительными изменениями, происходящими с ними. Она разрабатывает свои материалы.

     Мария Монтессори заказывает сенсомотоpный материал и наблюдает, как ее дети с удовольствием и большой концентрацией занимаются. Она заметила, что в ходе этих занятий дети, пребывая в дружественной атмосфере, развивают позитивное социальное поведение, демонстpиpуя живой интерес к вещам вокруг.

     В 1908 году открывается вторая школа  Монтессори, а годом позже Мария  Монтессори проводит свой самый первый курс по подготовке Монтессори-учителей. На нем обучалось 100 наставниц. Метод  Монтессори начинает свое триумфальное шествие по всему миру. К ней приезжают педагоги из разных стран. Курс лекций, которые читала профессор Монтессори, был опубликован отдельной книгой («Антропологическая педагогика»).

     С 1909 года метод Монтессоpи активно  внедряется в жизнь. Открываются курсы по Монтессоpи-педагогике. К Маpии приезжают педагоги из Лондона, Баpселоны, Паpижа. В те годы встретилась с Маpией Монтессоpи и наша соотечественница Юлия Фаусек, которая первая в России открыла монтессоpианский детский сад.

     В 1910 году вышла книга «Метод Монтессори», которую сразу же перевели на 20 языков мира.

     В 1913 году Монтессори проводит в Риме первый международный курс, куда приехали не только итальянские учителя, но и  педагоги из европейских стран, а  также Австралии, Африки, Индии, Китая, США, Канады. В этом же году состоялась первая поездка М. Монтессори в Америку с циклом лекций, которые вызвали там настоящий бум. Там создается Монтессори-Ассоциация.

     В этом же году России выходит книга  Монтессори «Дом ребенка. Метод научной педагогики» Вдохновленная поездкой в Италию, Юлия Фаусек открывает в Санкт-Петербурге первый в России монтессори-сад.

     В 1915 году в США в Сан-Франциско  на международной выставке Мария  Монтессори с блеском демонстрирует  свой метод американцам в специально организованном классе за стеклом, который создали по ее проекту выставочном павильоне.

     Монтессори-движение растет и развивается по всему  миру.

     В 1929 году вместе со своим сыном Марио  она организует Международную Монтессори Ассоциацию (AMI - Association Montessori-International), создает  специальный колледж и школу. На открытии колледжа М.Монтессори сказала, что ее не интересует политика, а главным для нее является создание условий для свободного развития и воспитания детей.

     Однако  политика вскоре сама стала влиять на свободные школы Монтессори.

     В России, в угоду идеям поголовного  коллективизма, сады Монтессори были запрещены  и закрыты. В Испании они также  были запрещены, а в фашистской Германии и Италии они были разгромлены  воинствующими национал-социалистами.

     Спасаясь  от преследований, Мария Монтессори уезжает сначала в Испанию, затем в Голландию, а в 1936 году - в Индию, где вынужденно проведет с сыном семь долгих лет. Им, как представителям Италии - страны, которая во второй мировой войне поддерживала фашистский режим Гитлера, запретили покидать Индию до конца войны. М. Монтессори, отметив свое семидесятилетие, продолжает активную педагогическую деятельность.

     В Европу Мария Монтессори вернулась  в возрасте 76 лет, сразу после  войны. В начале 50-х она пишет  свои главные труды, много выступает, ведет учебные курсы.

     Последние годы М.Монтессори провела с сыном  в Голландии, стране, которую она  очень любила. В 1950 году ей было присвоено  звание профессора Амстердамского университета. Ее дважды выдвигали на Нобелевскую  премию.

     В 1951 году состоялся 9-й международный Монтессори-конгресс в Лондоне. Свой последний учебный курс 81-летняя Мария Монтессори провела в австрийском городе Инсбрук.

     6 мая 1952 года ее не стало.  Она умерла в голландском городе  Нордвиг, близ Амстердама, и похоронена  там же на маленьком католическом кладбище.

     С 1952 года AMI - Международную Монтессори-Ассоциацию возглавил ее сын Марио. Он сделал очень много для популяризации  Монессори-педагогики.

     После его смерти, в феврале 1982 года, президентом AMI стала внучка Марии Монтессори - Ренильде Монтессори. Она возглавляет AMI в настоящее время.

2. Вклад М. Монтессори в развитие дошкольной педагогики и общественного дошкольного воспитания

     Главная ценность воспитания в системе Монтессори - это, прежде всего индивидуальность ребенка. Стратегия воспитания должна быть направлена на развитие индивидуальной природы ребенка. Так же как воспитатель не может и не должен менять пропорции тела своего ученика, он не может и не должен менять его внутреннюю природу. Монтессори категорически возражала против единой усредненной программы воспитания, против руководства действиями ребенка, против навязывания детям какого-либо учебного материала. Главная забота воспитателя, с ее точки зрения, - сохранять и развивать природную индивидуальность ребенка. Основное условие сохранения и развития детской индивидуальности - это предоставление полной свободы. Свобода есть жизненное условие всякого воспитания. Нельзя ничего навязывать ребенку, заставлять или принуждать его. Только при наличии полной свободы и самостоятельности могут проявиться индивидуальный характер ребенка, его врожденная любознательность и познавательная активность.

     Однако  свободу М. Монтессори понимала не как  простой стихийный процесс, а  как возможность иметь собственную  цель, как возможность выбрать  цель своих действий. Целенаправленность, интерес и сосредоточенность на каком-либо деле составляют безусловные ценности воспитания. Характерно, что в педагогике Монтессори значительное место уделяется развитию воли ребенка. О возникновении воли, с ее точки зрения, можно говорить тогда, когда возникает способность к продолжительной «концентрации». Воля как психологическое качество развивается путем усиления направленности на какой-либо предмет и путем ограничения посторонних импульсов, отвлекающих от решения поставленной задачи.

     В развитии детской воли Монтессори выделяет три стадии, три ступени. Первая из них - повторение одних и тех же действий, что часто наблюдается у детей раннего возраста. В этом, с точки зрения Монтессори, проявляется «концентрация» ребенка на каком-либо упражнении. Циклично повторяемые упражнения дают ребенку ощущение силы и независимости. Эту активность ни в коем случае нельзя прерывать или видоизменять. Ощутив свою независимость и автономность в движениях, ребенок поднимается на вторую ступень развития воли, когда он начинает сознательно выбирать самодисциплину, может принимать самостоятельные решения и отвечать за свои действия. Достигнув стадии самодисциплины, ребенок в развитии своей воли подходит к следующей ступени, когда возникает стремление к послушанию, которое, естественно, становится следствием развития свободной воли ребенка.

     Этот  момент в педагогике Монтессори является, пожалуй, самым трудным для понимания. Воля и послушание традиционно представляются противоположными и несовместимыми началами: послушание обычно достигается путем подавления взрослым воли ребенка. Однако Монтессори рассматривает волю и послушание как две стороны единого процесса, в котором послушание, т. е. подчинение определенным правилам, - это высшая стадия развития воли. Разумеется, здесь имеется в виду не слепое бессознательное послушание, а добровольное и свободное выполнение определенных норм и правил поведения. Естественное развитие детской воли приводит к тому, что соблюдение норм и правил поведения становится собственной потребностью ребенка и свободно принимается им. Такое направление детской воли складывается, согласно представлениям М. Монтессори, само собой, по естественным законам. Главная задача воспитателя - не вмешиваться и не нарушать эти законы, предоставляя ребенку полную свободу и самостоятельность. Ребенку изначально присуще стремление к порядку, послушанию и организованности. Воспитатель должен поддерживать и развивать это стремление, а не разрушать его.

Информация о работе Вклад М. Монтессори в развитие дошкольной педагогики и общественного дошкольного воспитания