Виды педтехнологий

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 16:14, контрольная работа

Описание работы

Любая педагогическая технология является составной частью педагогической системы, а методы и приемы, способы и формы обучения являются элементами любой педагогической технологии.

Содержание

Введение
1.Теоретические характеристики современных педагогических технологий.
2. Классификация педагогических технологий.
3. Краткий обзор современных педагогических технологий.
4. Современные инновационные технологии в педагогике
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Виды педтехнол .doc

— 98.00 Кб (Скачать)

   2. Игровые технологии.

   Определение места и роли игровой технологии в учебном процессе, сочетание  элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификаций педагогических игр.

   Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и  без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с использованием ТСО.

   Технология  развивающих игр Б.П. Никитина интересна  тем, что программа игровой деятельности состоит их набора развивающих игр. Каждая игра представляет собой набор  задач, которые ребенок решает с  помощью кубиков, квадратов из картона или пластика. Дети играют с мячом, веревками, резинками, камушками, орехами.

   Задачи  дают ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка  в изометрии, чертежа, письменной или  устной инструкции. Так знакомят его  с разными способами передачи информации. Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка. В развивающих играх в этом заключается их главная особенность – от простого к сложному. Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенная общим содержанием, сюжетом, персонажем.

   Составление игровых технологий из отдельных  игр и элементов – забота каждого  учителя начальной школы.

   В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии.

   Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение  в обществе, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.

   В учебном процессе применяются различные  модификации деловых игр:

   - имитационные – на занятиях  имитируется деятельность какой-либо  организации, предприятия или  его подразделения.

   - операционные – они помогают  отрабатывать выполнение конкретных специфических операций.

   - исполнение ролей – вырабатывается  тактика поведения, действий, выполнения  функций и обязанностей конкретного  лица.

   - деловой театр – разыгрывается  какая-либо ситуация, поведение человека  в этой обстановке.

   3. Технология развивающего  обучения.

   В психолого-педагогической литературе последней четверти XX века описано немало педагогических подходов и принципов, реализация которых влияет на эффективность обучения. Нередко какой-либо из этих принципов привлекал внимание того или иного педагогического коллектива, и в такой школе прилагалось немало усилий для его реализации.

   Понятие «умственное развитие» используется очень широко. Все отечественные  психологи признают, что ведущую, определяющую роль в умственном развитии играет обучение.

   С первых дней своей жизни ребенок  под влиянием взрослых начинает овладевать опытом, накопленным предшествующими  поколениями, присваивает его. В  процессе овладения этим опытом и  происходит умственное развитие ребенка, формирование его человеческих способностей.

   Основными психологическими принципами развивающего обучения являются:

   - проблемность обучения;

   - оптимальное развитие различных  видов мыслительной деятельности;

   - индивидуализация и дифференциация  обучения;

   - специальное формирование как алгоритмических, так и эвристических приемов умственной деятельности.

   Учебная деятельность требует владения разными  приемами создания образов, на разном материале. Приемы учебной работы могут  иметь разную степень сложности. Овладение приемами учебной работы является основой, на которой у детей формируются учебные умения и навыки.

   Существует  система учебных приемов, способствующих развитию личности учащихся:

       перенос усвоенных приемов с обучающей  задачей на новые;

       поиск новых приемов учебной работы;

       управление  своей учебной деятельностью;

       приемы  общения.

   Технологии  развивающего обучения должны базироваться на результатах предварительной  психолого-педагогической диагностики, и учитель всегда должен руководствоваться  принципом: «главное – не навредить!». 

   4. Современные инновационные технологии в педагогике 

   В условиях образовательных реформ особое значение в профессиональном образовании  приобрела инновационная деятельность, направленная на введение различных  педагогических новшеств. Они охватили все стороны дидактического процесса: формы его организации, содержание и технологии обучения, учебно-познавательную деятельность.

   К инновационным технологиям обучения относят: интерактивные технологии обучения, технологию проектного обучения и компьютерные технологии. 

   Интерактивные технологии обучения

   В психологической теории обучения интерактивным называется обучение, основывающееся на психологии человеческих взаимоотношений. Технологии интерактивного обучения рассматриваются как способы усвоения знаний, формирования умений и навыков в процессе взаимоотношений и взаимодействий педагога и обучаемого как субъектов учебной деятельности. Сущность их состоит в том, что они опираются не только на процессы восприятия, памяти, внимания, но, прежде всего, на творческое, продуктивное мышление, поведение, общение. При этом процесс обучения организуется таким образом, что обучаемые учатся общаться, взаимодействовать друг с другом и другими людьми, учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа производственных ситуаций, ситуационных профессиональных задач и соответствующей информации.

   В интерактивных технологиях обучения существенно меняются роли обучающего (вместо роли информатора — роль менеджера) и обучаемых (вместо объекта воздействия — субъект взаимодействия), а также роль информации (информация не цель, а средство для освоения действий и операций).

   Рассмотрим  некоторые формы и методы технологий интерактивного обучения.

   Проблемная  лекция предполагает постановку проблемы, проблемной ситуации и их последующее разрешение. В проблемной лекции моделируются противоречия реальной жизни через их выражение в теоретических концепциях. Главная цель такой лекции — приобретение знаний учащимися при непосредственном действенном их участии.

   Семинар-диспут предполагает коллективное обсуждение какой-либо проблемы с целью установления путей ее достоверного решения. Семинар-диспут проводится в форме диалогического общения его участников. Он предполагает высокую умственную активность, прививает умение вести полемику, обсуждать проблему, защищать свои взгляды и убеждения, лаконично и ясно излагать мысли.

   Учебная дискуссия — один из методов проблемного обучения. Она используется при анализе проблемных ситуаций, когда необходимо дать простой и однозначный ответ на вопрос, при этом предполагаются альтернативные ответы. Основная идея учебного сотрудничества проста: учащиеся объединяют свои интеллектуальные усилия и энергию для того, чтобы выполнять общее задание или достичь общей цели (например, найти варианты решения проблемы).

   Технология  работы учебной группы при учебном  сотрудничестве может быть следующей:

  • постановка проблемы;
  • формирование малых групп (микрогрупп по 5-7 человек), распределение ролей в них, пояснения преподавателя об ожидаемом участии в дискуссии;
  • обсуждение проблемы в микрогруппах;
  • представление результатов обсуждения перед всей учебной группой;
  • продолжение обсуждения и подведение итогов.

   "Мозговой  штурм" ставит своей целью сбор как можно большего количества идей, освобождение учащихся от инерции мышления, активизацию творческого мышления, преодоление привычного хода мыслей при решении поставленной проблемы. "Мозговой штурм" позволяет существенно увеличить эффективность генерирования новых идей в учебной группе.

   Основные  принципы и правила этого метода — абсолютный запрет критики предложенных участниками идей, а также поощрение всевозможных реплик и даже шуток.

   Дидактическая игра выступает важным педагогическим средством активизации процесса обучения в профессиональной школе. В процессе дидактической игры обучаемый должен выполнить действия, аналогичные тем, которые могут иметь место в его профессиональной деятельности. В результате происходит накопление, актуализация и трансформация знаний в умения и навыки, накопление опыта личности и ее развитие. Технология дидактической игры состоит из трех этапов.

   Вовлечение  в дидактическую игру, игровое  освоение профессиональной деятельности на ее модели способствует системному, целостному освоению профессии.

   Стажировка  с выполнением должностной роли — активный метод обучения, при котором "моделью" выступает сфера профессиональной деятельности, сама действительность, а имитация затрагивает в основном исполнение роли (должности). Главное условие стажировки — выполнение под контролем учебного мастера (преподавателя) определенных действий в реальных производственных условиях.

   Имитационный  тренинг предполагает отработку определенных профессиональных навыков и умений по работе с различными техническими средствами и устройствами. Имитируется ситуация, обстановка профессиональной деятельности, а в качестве "модели" выступает само техническое средство (тренажеры, приборы и т. д.).

   Игровое проектирование является практическим занятием, в ходе которого разрабатываются инженерные, конструкторские, технологические, социальные и другие виды проектов в игровых условиях, максимально воссоздающих реальность. Этот метод отличается высокой степенью сочетания индивидуальной и совместной работы обучаемых. Создание общего для группы проекта требует, с одной стороны, от каждого знания технологии процесса проектирования, а с другой — умения вступать в общение и поддерживать межличностные отношения с целью решения профессиональных вопросов. 

   Технологии  проектного обучения

   Игровое проектирование может перейти в реальное проектирование, если его результатом будет решение конкретной практической проблемы, а сам процесс будет перенесен в условия действующего предприятия или в учебно-производственные мастерские. Например, работа по заказу предприятий, работа в конструкторских ученических бюро, изготовление товаров и услуг, относящихся к сфере профессиональной деятельности обучаемых. Технология проектного обучения рассматривается как гибкая модель организации учебного процесса в профессиональной школе, ориентированная на творческую самореализацию личности обучаемого путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых товаров и услуг. Результатом проектной деятельности являются учебные творческие проекты, выполнение которых осуществляется в три этапа.

   Учебный творческий проект состоит из пояснительной  записки и самого изделия (услуги).

   В пояснительной записке должны быть отражены:

  • выбор и обоснование темы проекта, историческая справка по проблеме проекта, генерирование и развитие идей, построение опорных схем размышления;
  • описание этапов конструирования объекта;
  • выбор материала для объекта, дизайн-анализ;
  • технологическая последовательность изготовления изделия, графические материалы;
  • подбор инструментов, оборудования и организация рабочего места;
  • охрана труда и техника безопасности при выполнении работ;
  • экономическое и экологическое обоснование проекта и его реклама;
  • использование литературы;
  • приложение (эскизы, схемы, технологическая документация).

Информация о работе Виды педтехнологий