Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 22:18, реферат
Дети, относящиеся по показателям здоровья к медицинским группам, не должны заниматься по программам физического воспитания, разработанным для здоровых детей: занятия с ними необходимо проводить в специальных медицинских группах (СМГ). Чем больше комплекс физических упражнений, методов, различных форм организации занятий СМГ, тем эффективнее процесс физического воспитания болеющих детей.
III группа - больные
дети с хроническими
IV группа - дети,
имеющие хронические
V группа - дети,
имеющие хронические
Оценка уровня
физического состояния детей
может быть критерием оздоровительной
эффективности занятий
Повышение уровня
здоровья детей путем воздействия
на ведущие стороны физической подготовленности
средствами физического воспитания
открывает возможности
Врачебная часть
контроля определяет выбор средств
физического воспитания и видов
спорта с учетом индивидуальных нарушений;
объем занятий, специальные мероприятия,
которые необходимо провести до и
после занятий физической культурой,
проводит медицинское
Различают этапный,
текущий и оперативный
Этапный контроль оценивает уровень развития функциональных возможностей систем и органов, лежащих в основе работоспособности. Проводится в соответствии с этапами (четверть, полугодие) занятий физической культурой, их задачами и содержанием. Включает в себя медицинское обследование: осмотр специалистами, функциональные пробы, лабораторные анализы и инструментальные исследования. Проводится в медицинских учреждениях врачами.
Современный врачебно-педагогический контроль включает также физиологический контроль двигательных качеств: тестирование физическими нагрузками с целью выяснения пределов силы и структуры силовых возможностей при движениях в различных суставах.
При этом по этапам
оценивается динамика физиологических
процессов, функциональных свойств, регуляции
физиологических функций. С этой
целью определяются показатели, которые
характеризуют физиологические
параметры, обеспечивающие высокую
работоспособность при
Для этого исследуют: размеры, формы, пропорции тела, объем сердца, жизненную емкость легких, дыхательный объем.
Текущий контроль преследует такие цели:
· определение соответствия режима нагрузок возможностям организма через оценку общей напряженности функционального состояния организма;
· оценку соответствия физических упражнений их планируемой направленности.
С этой целью используются выяснение жалоб на состояние здоровья и общего самочувствия, медицинский осмотр и изучение следующих показателей: уровня основного обмена, частоты сердечных сокращений (ЧСС), артериального давления, изменений на электрокардиограмме и др.
Следует знать следующие симптомы перегрузки:
- боль или чувство дискомфорта в области груди, живота, шеи, челюсти, рук;
- тошнота во время или после выполнения физических упражнений;
- появление непривычной одышки во время выполнения физических упражнений;
- головокружение или обморок;
- нарушение ритма сердечной деятельности;
- высокий показатель ЧСС сохраняется спустя 5 мин отдыха и дольше.
Цели оперативного контроля :
- оценка влияния
каждого тренировочного
- определение
по уровню срочных
- оценка степени
достижения конкретной цели
- осуществление
оперативной коррекции
В ходе оперативного контроля определяют:
- во время
нагрузки: температуру тела, ЧСС
и частоту дыхания, их
- после нагрузки
- характеристики, отражающие утомление
после нее: изменения на
Педагогический контроль неразрывно связан с врачебным контролем и должен представлять единый комплекс мероприятий по укреплению здоровья детей.
Учебные занятия проводит учитель, вооруженный знаниями о специфике заболеваний, методами использования средств АФК. Учитель обеспечивает усвоение учебной программы по физической культуре, вырабатывает убежденность в необходимости соблюдения норм здорового образа жизни.
Дети, занимающиеся в СМГ, имеют повышенную мотивацию к вопросам укрепления и сохранения своего здоровья. Они сознательно относятся к здоровью, при систематических занятиях АФК умеют пользоваться всеми средствами и методами для восстановления утраченного здоровья.
Учитывая специфику АФВ, следует выделить главные условия деятельности учителя физкультуры:
1. Проектирование
развития личности, включение детей,
имеющих нарушения в состоянии
здоровья, в деятельность по
2. Последовательность действий:
а) выработка у учащихся положительного отношения к знаниям основ АФВ;
б) трансформация знаний в убеждения о необходимости восстановления здоровья;
в) формирование оценочных ситуаций;
г) стимулирование двигательной активности в процессе реабилитации;
д) реализация знаний и умений в практической деятельности на уроках и внеурочных занятиях физкультурой.
Решение воспитательных
задач через содержание физической
культуры выдвигает на ведущее место
в деятельности учащихся мотивацию.
В процессе обучения физическим упражнениям
АФВ характеризуется и
За каждым мотивом, входящим в мотивацию, стоит разумная потребность в здоровом образе жизни. Мотивация является процессом преобразования потребностей в мотивы, а в результате - побуждением к определенной деятельности (физические упражнения, двигательная активность и т.д.).
Образовательные задачи АФВ в СМГ тесно связаны со спецификой заболеваний и процессом восстановления здоровья после перенесенного заболевания. Особенностью АФВ учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к СМГ (при всех его отличиях от физического воспитания учащихся других групп), является то, что в каждой из медицинских групп используют почти все, за небольшим исключением, методы, средства и организационные формы, применяемые в других медицинских группах.
Действия педагога отличаются от действий врача. Медикаментозные средства и методы, применяемые для лечения больных, строго специфичны, тогда как средства физической культуры в значительной части являются общими не только для здоровых детей, но и для детей, перенесших и имеющих различные болезни.
Важнейшим фактором, который обеспечивает оздоровительное влияние средств физического воспитания, используемых для учащихся подготовительной и СМГ, является выбор определенных соотношений применяемых средств, их методически правильное сочетание, которое обеспечивает при условии точной дозировки необходимый оздоровительный эффект.
Однако, как бы верно ни была определена общая направленность работы с каждым отдельным учеником, необходимо строго выверять правильность выбранной тактики и стратегии и их соответствие функциональным возможностям организма.
Решающее значение в реализации задач физического воспитания приобретает индивидуализация дозировок не только внутри группы детей со сходными диагнозами, но и по отношению к одному и тому же учащемуся, изменившему в процессе занятий свои резервные возможности.
Занятия АФК дают возможность ребенку освоить физические упражнения, которые помогают ему превозмочь болезнь.
Преодоление собственной слабости формирует волю, характер; преображает личность: исчезают скованность, страх, комплекс неполноценности. Единство воспитательных, оздоровительных и образовательных задач АФВ для учащихся СМГ является залогом успеха в процессе их адаптации к условиям школы, дальнейшей жизни.
Результаты. Практический опыт проведения занятий c детьми на уроках физической культуры в школе №794 г. Москвы показал, что индивидуально -дифференцированный подход и интеграция детей с хроническими заболеваниями в группу здоровых возможны при врачебно-педагогическом контроле.
Опыт проведения занятий во второй половине дня с учащимися СМГ школы №27 г. Москвы показал, что особенно эффективными были занятия с привлечением волонтеров - студентов 4-го и 5-го курсов кафедры теории и методики АФК Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма.
Знание учителем
индивидуальных особенностей ребенка,
анамнеза болезни, резервных возможностей
организма в сочетании с
Вывод. Организация
занятий АФК обучающихся и
воспитанников, отнесенных по состоянию
здоровья к разным медицинским группам,
основывается на врачебно-педагогическом
контроле, что способствует предупреждению
прогрессирования болезни и коррекции
отклонений в состоянии здоровья
детей и тем самым - включению
в социальную жизнь общества более
здорового подрастающего
Список литературы
1. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам / А.Г. Хрипкова, М.В. Антропова. - М.: Педагогика, 1982. - 237 с.
2. Антропова М.В. Образование и здоровье школьников: Метод. реком. для работников системы образования. М., 1988. - 132 с.
3. Безруких М.М. Как получить пятерку за здоровье. - Тула: Арктоус, 1996. - 78 с.
4. Булич Э.Г.
Физическое воспитание в
5. Велитченко В.К. Организация занятий с детьми спецмедгруппы. - М.: Медицина, 1980. - 82 с.
6. Велитченко В.К. Физическая культура для ослабленных детей: Метод. пособ. - М.: Терра-Спорт, 2000. - 168 с.
7. Дембо А.Г. Врачебный
контроль в спорте. М., 1998. - 87 с.
9. Мотылянская Р.Е. Физкультура и возраст. М., 1967. - 76 с.
10. Попов В.А. Предупреждение педагогической запущенности. Владимир. 1986. - 65 с.
Информация о работе Виды контроля за детьми с отклонениями в состоянии здоровья