Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 22:18, реферат
Дети, относящиеся по показателям здоровья к медицинским группам, не должны заниматься по программам физического воспитания, разработанным для здоровых детей: занятия с ними необходимо проводить в специальных медицинских группах (СМГ). Чем больше комплекс физических упражнений, методов, различных форм организации занятий СМГ, тем эффективнее процесс физического воспитания болеющих детей.
Виды контроля за детьми с отклонениями в состоянии здоровья
Введение. В работе
с детьми, имеющими отклонения в
состоянии здоровья, особое значение
придается врачебно-
Физическое воспитание детей представляет собой систему из четырех видов обучения: основное, дополнительное, факультативное и самостоятельное:
- основной вид обучения включает занятия или уроки физической культуры;
- дополнительный
вид представлен физкультурно-
- факультативное
обучение включает: спортивную тренировку,
общешкольные физкультурно-
- самостоятельное обучение включает: абонементные группы по разным видам спорта, досуговые занятия, экскурсии и походы с родителями.
Организация и методы исследования. Организация физического воспитания учащихся в образовательной школе определяется учебной программой по физической культуре; программой занятий с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, и другими документами.
В настоящее
время актуальной является проблема
адаптивного физического
Дети, относящиеся по показателям здоровья к медицинским группам, не должны заниматься по программам физического воспитания, разработанным для здоровых детей: занятия с ними необходимо проводить в специальных медицинских группах (СМГ). Чем больше комплекс физических упражнений, методов, различных форм организации занятий СМГ, тем эффективнее процесс физического воспитания болеющих детей.
Занятия физической культурой с детьми, отнесенными к СМГ, имеют свои особенности. Группы этих учащихся комплектуются по заключению врача и оформляются приказом директора школы.
Критерии комплексной
оценки занятий в СМГ - один из видов
врачебно-педагогического
Следующий критерий - выяснение степени физической подготовленности, так как необходимо учитывать индивидуальные особенности больного ребенка. Такое обследование может проводить педагог совместно с врачом на основании данных анализа состояния здоровья.
Один из важных
критериев отбора - функциональное
обследование учащихся с нарушением
в центральной нервной системе
(ЦНС), от деятельности которой во многом
зависят особенности
Учет состояния
ЦНС ребенка исключительно
Важным критерием отбора детей в СМГ служит оценка внешних факторов: условий жизни, особенностей питания, психологического климата в школе и дома.
Различные формы организации занятий в СМГ:
1. Дополнительная
урочная форма занятий (до или
после уроков). Дети, имеющие отклонения
в состоянии здоровья, занимаются
физической культурой
Дополнительные
уроки физической культуры для часто
и длительно болеющих детей в
СМГ во второй половине дня будут
эффективными в случае наличия врачебно-
Практика показывает, что в школах такая форма занятий чаще проводится для учащихся начальной школы, так как для основной и старшей школы расписание учебных занятий перегружено.
2. Урочная форма
занятий (индивидуально -
Часто дети с
отклонениями в состоянии здоровья
занимаются физической культурой вместе
со здоровыми детьми. Интеграция детей
с нарушениями в состоянии
здоровья в группу здоровых детей
имеет свои сложности: трудность
при осуществлении
Критерий оценки эффективности занятий детей в СМГ - это переход этих детей в подготовительную группу.
3. Занятия лечебной физической культурой.
ЛФК для детей с хроническими заболеваниями проводится в лечебно-профилактических учреждениях специалистами - медицинскими работниками, методистами. По мере улучшения состояния здоровья дети могут заниматься со здоровыми детьми своего класса, соблюдая условия урочной формы занятий.
Детям с отклонениями в состоянии здоровья полезен двигательный режим, включающий прогулки, ближний туризм, физические упражнения, танцы, подвижные игры, закаливание, т.е. средства адаптивного физического воспитания (АФВ).
Двигательный
режим должен включать в себя ежедневные
прогулки, продолжительность которых
зависит от погоды, температуры воздуха,
физического состояния
Физические упражнения в АФВ включают весь спектр оздоровительных, общеукрепляющих, лечебных упражнений, направленных на максимальное восстановление утраченных функций, формирование компенсаций и развитие двигательных качеств: силы, ловкости, быстроты, гибкости, выносливости.
Применение упражнений в данной последовательности обеспечивает оздоровительно -развивающее воздействие на ослабленный организм.
Выбор физических
упражнений осуществляется в связи
с основными принципами физического
воспитания. В индивидуальном порядке
подбираются доступные, легко дозируемые
физические упражнения, избирательно
направленные на формирование адаптационных
возможностей, стимулирующие восстановление
пострадавших мышц, мышечных групп
и нарушенных функций как опорно-
Занятия проводят специалисты: преподаватели физического воспитания, тренеры, преподаватели ЛФК, знакомые с основами общей и частной патологии, особенностями нормальной и патологической анатомии и физиологии, закономерностями теории и методики АФВ при соответственной нозологии.
Развитие двигательной активности в афв базируется на методах общего физического воспитания . Так, для воспитания силовых способностей целесообразно применять метод непредельных усилий с большим количеством повторений; соревновательный и игровой методы с включением упражнений силового характера. Более подробно различные методы рассматриваются далее в разделе частных методик АФВ.
Быстрота как двигательное качество может быть развита методами: повторного, повторно-прогрессирующего упражнения, игровым и соревновательным методами.
Выносливость развивается с помощью методов: равномерного упражнения; непрерывного упражнения; повторного упражнения; переменного упражнения; игровым и соревновательным методами.
Гибкость развивается методами: локальным (упражнения направлены на развитие движений в отдельно взятом суставе); интегральным (упражнения направлены на развитие размаха движений в системе суставов, дающих возможность изменять положение тела в зависимости от двигательной ситуации); игровым и соревновательным.
Ловкость может
быть развита с помощью специальных
упражнений, направленных на: дифференцирование
мышечных усилий, совершенствование
способности дифференцировать пространство,
дифференцирование движений во времени,
совершенствование функций
Для большей эффективности в занятиях АФВ рекомендуется использовать различные средства и методы физического воспитания, так как адекватное разнообразие используемых средств и своевременное их чередование повышают положительный физиологический эффект и интерес к занятиям, создают эмоциональный фон и предупреждают утомление.
Отличительной особенностью АФВ является привлечение к занятиям родителей и всех желающих (волонтеров), в достаточной мере овладевших знаниями и навыками работы с детьми, имеющими стойкие нарушения здоровья.
Принадлежность к той или иной медицинской группе - ситуация временная и может, а часто и должна быть пересмотрена при очередном осмотре врача.
Перевод учащегося из СМГ в подготовительную, а затем и в основную естествен и необходим. Нельзя считать нормальной ситуацию, когда учащийся, освоившись с нагрузками специальной группы, привыкнет к ним, длительное время (нередко более года) занимаясь в этой группе.
Совершенно недопустимо считать, что даже после тяжелой болезни кто-либо навсегда будет заниматься в специальной группе. Еще хуже, если к этой мысли привыкают родители, врач или педагог, которые, вместе того чтобы обеспечить повышение адаптации организма ребенка к возрастающим требованиям, изменив методику занятий и повысив физические нагрузки, мирятся с использованием полумер в оздоровлении детей.
Процесс АФВ - динамический, так как постоянно приходится менять методику занятий, повышать физические нагрузки с учетом индивидуальных особенностей организма, приспосабливать (адаптировать) его к определенному уровню нагрузок, закреплять полученные результаты. Итогом этой систематической работы будет перевод учащихся в подготовительную группу, а затем и в основную.
Степень сопротивляемости
организма неблагоприятным
Отсутствие острых заболеваний в течение года или их эпизодический характер свидетельствуют о хорошей сопротивляемости организма ребенка, высокой способности адекватно реагировать на меняющиеся условия жизни и сохранять определенную устойчивость к воздействию неблагоприятных факторов или болезнетворных микроорганизмов.
На основании
совокупности таких приемов, как
наличие или отсутствие в момент
обследования хронических заболеваний,
уровень функционального
I группа- здоровые дети, не имеющие хронических заболеваний, с соответствующим возрасту физическим и психологическим развитием, редко болеющие.
II группа - здоровые
дети с морфофункциональными
отклонениями. В эту группу также
входят дети, у которых отсутствуют
хронические заболевания
Информация о работе Виды контроля за детьми с отклонениями в состоянии здоровья