Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 08:17, реферат
Актуальность выбранной мной темы обусловлена тем, что определение направленности личности того или иного работника имеет важнейшее значение для практики кадровой работы, поскольку от этого зависит эффективность подбора, расстановки и дальнейшего использования кадров на производстве.
Проблема направленности – это прежде всего вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность,
Направленность является сложным личностным образованием, определяющим все поведение личности, отношение к себе и окружающим. Это система является личностной, она организовывается в процессе формирования и развития личности. При этом она достаточно активна, т.е. составляющие её мотивы не бывают постоянными, они взаимодействуют, влияют друг на друга, изменяются и развиваются. При этом одни из компонентов являются главенствующим, в то время как другие выполняют не главные роли. Главенствующие побуждения определяют основную линию поведения личности.
Введение 3
Виды и качества направленности личности 4
Связь направленности с мотивационной сферой 7
Направленность как система 10
Заключение 14
Список использованной литературы 15
Наиболее отчетливо это видно на убеждениях, в структуру которых входят компоненты мышления, эмоций и воли. Обе подструктуры связаны с третьей – знаниями, навыками, умениями и привычками личности, объединяемые понятием «опыт». Эта подструктура определяет уровень развития личности и имеет особое значение.
- мировоззрения. – переходная ступень от знаний к убеждениям, выражающая степень понимания человеком окружающего мира, согласие или несогласие с теми или иными явлениями действительности3. Мировоззрение личности так же как и ее интересы, идеалы и потребности, существуют не сами по себе, а всегда связаны с духом времени, конкретной исторической эпохой и свойственным ей общественным сознанием.
Сравнение мировоззрения конкретной личности с идеологией позволяет выявить взгляды:
-
соответствующие уровню
- являющиеся ростками нового;
- являющиеся «родимыми пятнами», пережитками.
В процессе совершения поведенческих актов мотивы, будучи динамическими образованиями, могут изменяться, что возможно на всех фазах совершения поступка и поведенческий акт нередко завершается не по первоначальной, а по преобразованной мотивации. За любыми поступками человека всегда кроются определённые причины. Мотив поведения человека и цели поведения могут не совпадать: одну и ту же цель можно ставить перед собой, руководствуясь разными мотивами. Цель показывает, к чему стремится человек, а мотив — почему он к этому стремится. Мотив может быть неосознанным, если осознание потребности не вполне соответствует подлинной нужде, вызывающей неудовлетворение, то есть человек не знает подлинной причины своего поведения. К неосознанным мотивам относятся установки и влечения.
Мотивы
человеческой деятельности являются отражением
более или менее адекватно
преломленных в сознании объективных
движущих сил человеческого поведения.
Сами потребности и интересы личности
возникают и развиваются из изменяющихся
и развивающихся
Направленность
как система отношений личности
к действительности представляет собой
следующую триаду: отношение к
другим людям как членам коллектива;
отношение к труду и
В соответствии с этим различают:
- направленность на взаимодействие имеет место, когда поступки работника определяются его потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе. Как правило, лица с направленностью на взаимодействие уступают давлению группы, не принимают на себя руководства. Такой работник проявляет интерес к совместной деятельности, даже если это не способствует успешному выполнению задания, и его фактическая помощь — минимальна. Его интересует не столько конечный результат деятельности, сколько сама совместная деятельность. Таких людей всегда тянет на работу, у них велико желание быть в коллективе, выполнять те или иные общественные поручения.
- деловую направленность на задачу отражает преобладание мотивов, связанных с достижением группой поставленной цели. Работник с такой направленностью берет руководство в свои руки. Когда речь идет о выборе задачи, старается обоснованно доказать свою точку зрения, которая считается полезной для выполнения задания. Обычно такой работник стремится сотрудничать с коллективом и добиваться наибольшей продуктивности работы подчиненных. Для него характерны увлеченность в овладении новыми навыками и умениями, самим процессом деятельности, стремление к познанию.
Эти люди всегда добросовестно исполняют обязанности, часто стремятся к первенству, единоличному лидерству. Помощники или ассистенты бывают при этом для них часто только обузой.
- личную направленность, или направленность на себя создает преобладание мотивов собственного благополучия, стремление к личному первенству и престижу. Такой человек чаще всего бывает занят самим собой, своими чувствами, переживаниями и мало реагирует на потребности окружающих его людей, игнорирует сотрудников или работу, которую должен выполнять. В работе видит, прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания вне зависимости от интересов других работников и коллег. Такие лица создают видимость работы, или пытаются найти себе замену.
Знание направленности сотрудников, определяемой с помощью специальных тестов, помогает найти правильный подход к людям и значительно облегчает процесс руководства ими, играет важную роль в процессе формирования трудовых коллективов, подбора исполнителей для той или иной работы.
Важно помнить, что направленность личности и характер человека - это не одно и то же. Люди с разными типами характера могут иметь одну и ту же направленность личности.
Согласно критерию направленности различают две модели личности:
1. Альтруист – личность, сознательно ориентирующаяся на благо коллектива, общества, других людей; ее смысложизненная ориентация – служение достижению этого блага;
2. Эгоист
– личность, сознательно ориентирующаяся
на удовлетворение собственных
желаний и амбиций, на личный
успех; ее смысложизненной
Эгоизм, как негативная ценностная ориентация, представляет собой крайнюю форму индивидуализма. Проявляется в сознательном, корыстном противопоставлении личных интересов и потребностей интересам других людей и общества в целом. Развитие эгоизма превращение его в доминирующую направленность личности является следствием дефектов воспитания.
Зрелая личность в условиях действия нескольких мотивов выбирает цели деятельности и регулирует свое поведение, подавляя нежелательные, хотя даже и более сильные побуждения.
Необходимо
отметить, что все три вида направленности
не абсолютно изолированы, а обычно
сочетаются. Поэтому более корректно
будет говорить в результате диагностики
не о единственной, а о доминирующей направленности
личности.
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод, что направленность это отношение того, что личность получает и берет от общества (имеются в виду и материальные, и духовные ценности), к тому, что она ему дает, вносит в его развитие. Направленность является сложным личностным образованием, определяющим все поведение личности, отношение к себе и окружающим.
Любая личность на протяжении всей жизни создает систему устойчивых мотивов, на базе которых складываются ее относительная самостоятельность от обстоятельств, отношение к разным объектам и жизненным ситуациям. Многие исследователи считают направленность неотделимым свойством личности и ставят ее в один ряд с характером, темпераментом и способностями, а другие относят ее к системе главенствующих мотивов. Направленность личности всегда социально обусловлена и развивается путем воспитания. Направленность личности характеризуется в первую очередь интересами, идеалами, убеждениями, склонностями, в которых выражаются мировоззрение человека его идеи и цели.
Совершая
поступки и действия, люди основываются
на разные побуждения. В процессе своей
деятельности они ставят перед собой разные
цели и перспективы, относятся к окружающим
их духовных ценностям (образованию, требованиям
дисциплины, общественной деятельности,
коллективным обязанностям и т. д.). Сознание
и чувство долга, потребности и убеждения,
установки и привычки, цели и перспективы
— все это разные элементы направленности.
В социальном и моральном опыте каждого
человека есть нечто главенствующее, что
определяет базовую линию его поведения,
цель всей жизни, моральный облик. Качествами
направленности личности являются: уровень
ее моральной и духовной зрелости, широта,
насыщенность, нравственная устойчивость
и активность.