Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 08:17, реферат
Актуальность выбранной мной темы обусловлена тем, что определение направленности личности того или иного работника имеет важнейшее значение для практики кадровой работы, поскольку от этого зависит эффективность подбора, расстановки и дальнейшего использования кадров на производстве.
Проблема направленности – это прежде всего вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность,
Направленность является сложным личностным образованием, определяющим все поведение личности, отношение к себе и окружающим. Это система является личностной, она организовывается в процессе формирования и развития личности. При этом она достаточно активна, т.е. составляющие её мотивы не бывают постоянными, они взаимодействуют, влияют друг на друга, изменяются и развиваются. При этом одни из компонентов являются главенствующим, в то время как другие выполняют не главные роли. Главенствующие побуждения определяют основную линию поведения личности.
Введение 3
Виды и качества направленности личности 4
Связь направленности с мотивационной сферой 7
Направленность как система 10
Заключение 14
Список использованной литературы 15
Оглавление
Введение 3
Виды и качества направленности личности 4
Связь направленности с мотивационной сферой 7
Направленность как система 10
Заключение 14
Список
использованной литературы 15
Введение
Каждая личность имеет индивидуальную функциональную структуру свойств. Отдельные свойства личности, обычно называемые чертами, подвержены изменениям (условия жизни, воспитания, патологический процесс и др.). Актуальность выбранной мной темы обусловлена тем, что определение направленности личности того или иного работника имеет важнейшее значение для практики кадровой работы, поскольку от этого зависит эффективность подбора, расстановки и дальнейшего использования кадров на производстве.
Проблема направленности – это прежде всего вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность,
Направленность является сложным личностным образованием, определяющим все поведение личности, отношение к себе и окружающим. Это система является личностной, она организовывается в процессе формирования и развития личности. При этом она достаточно активна, т.е. составляющие её мотивы не бывают постоянными, они взаимодействуют, влияют друг на друга, изменяются и развиваются. При этом одни из компонентов являются главенствующим, в то время как другие выполняют не главные роли. Главенствующие побуждения определяют основную линию поведения личности.
Целью данной работы является изучение направленности личности и ее характеристики. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить виды и качества направленности личности;
2. Рассмотреть
связь направленности с
3. Охарактеризовать направленность как систему.
Методы
используемые в данном исследовании являются,
общенаучный диалектический метод познания;
системный, теоретический и др.
С точки зрения материалистического учения личность определяется не столько биологическими, наследственными свойствами, сколько социальными. Основной, определяющей всю личность, является та ее социально обусловленная сторона, которая включает в себя направленность личности, ее моральные качества.
Под
личностью понимается устойчивая система
взаимосвязанных социально
Личностные качества создаются под влиянием природных свойств — физиологического состояния организма, особенностей высшей нервной деятельности, памяти, эмоций, чувств, восприятия, а также социальных факторов: роли, статуса, образования, опыта, привычек, круга общения и т.п. Отличное понимание руководителем этих принципов открывает новые горизонты успешному управлению на предприятии, предсказанию их поведения и конкретному воздействию на него, и наоборот, неумение и непонимание обычно заводит в полный тупик.
Понятий направленности личности существует очень много. С.Л. Рубинштейн под направленностью личности понимал некоторые динамические тенденции, которые являются мотивами человеческой деятельности и сами, в свою очередь, определяются ее целями и задачами. А.Н. Леонтьев, развивая идеи С.Л. Рубинштейна, считал ядром личности систему относительно устойчивых, иерархизированных мотивов как основных побудителей деятельности. Одни мотивы придают деятельности личностный смысл и определяют направленность, другие играют роль побудительных факторов.
Л.И. Божович и ее сотрудники понимали направленность как систему устойчиво доминирующих мотивов, которые определяют целостную структуру индивида.
Направленность личности – важнейшее свойства личности, в котором выражаются динамика развития человека как социального и духовного (или бездуховного) существа, главные тенденции его поведения.
Направленность
выступает как
Направленность является сложным личностным образованием, определяющим все поведение личности, отношение к себе и окружающим. Существует два вида направленности личности человека:
- общая
направленность личности,
где личность включает в себя трехуровневую
(желания, необходимость, установки) систему
побуждений,
Человек в каждом конкретном случае действует
или по собственному желанию, или по необходимости,
или в силу прошлого опыта (согласно установке).
- профессиональная направленность – это совокупность мотивов, установок личности, планов, ценностных ориентаций в области определенной профессиональной деятельности. Она появляется на определенном этапе развития личности (у большинства в юности) и становится в этот период жизни центральным личностным новообразованием, которое, с одной стороны, формируется в результате личностного и профессионального самоопределения и в процессе учебно-профессиональной и трудовой деятельности, а с другой стороны, сама обуславливает и самоопределение и деятельность.
В направленности надо различать ее качества и формы.
Качества направленности заключаются в следующем:
- Уровень направленности — это общественная значимость направленности человека (его убеждений и мировоззрения).
- Широта направленности характеризует круг интересов личности. Следует помнить, что широкая направленность — это не разбросанность и дилетантство во всех видах деятельности, которыми занимается человек. Среди большого круга интересов должен быть центральный, главный интерес, направленный на профессиональную деятельность, выполняемую личностью.
- Интенсивность направленности связана с её эмоциональной окраской. Она может иметь большой диапазон выраженности, колеблясь от смутных, нечётких влечений через осознанные желания и активные стремления до глубоких убеждений.
- Устойчивость направленности характеризуется длительностью и сохранностью побуждений в течение жизни. Это качество направленности личности связано, в первую очередь, с волевыми характеристиками личности: настойчивостью, целеустремленностью.
- Действенность направленности личности определяет активность реализации целей направленности в деятельности2.
Основная роль направленности личности принадлежит осознанным мотивам. А функция мотива состоит в том, чтобы придавать направленность производимой деятельности. Недостаточно лишь запустить деятельность и постоянно «подпитывать». Ее необходимо вести, реализовывать. Еще одна функция мотива является смыслообразованием, благодаря которому понятие мотива выходит на личностный уровень. Смысл — это ответ на вопрос: зачем? Для чего нужен личности предмет ее потребности и деятельности? Человек является существом ориентированным на смысл. Если нет убедительного личностного смысла, то мотив как побудитель не сработает. Деятельности не будет и останется нереализованный мотив.
Потребностно - мотивационную сферу можно охарактеризовать направленность личности лишь выборочно, являясь ее основным принципом, стержнем. На этой базе развиваются жизненные цели личности. Следовательно нужно обязательно отличать цель деятельности и жизненную цель. Личность совершает в период своей жизни очень много различных действий, поступков, в каждом из которых реализуется своя цель. Жизненная цель выполняет объединительные функции, а в частности выступает организатором всех частных целей, связанных с отдельными деятельностями. С жизненной рутиной связан уровень успехов личности. Осознание не только цели, но и реальности рассматривается человеком как перспектива личности.
Состояние подавленности, расстройства, затравленности, противоположное переживаниям, характерным человеку, знающим перспективу, называется фрустрацией. Она рождается в тех случаях, когда личность на пути к конечной цели сталкивается с объективно непреодолимыми препятствиями, или когда человек воспринимает их таковыми.
В основе направленности человека лежат потребности, то есть состояния, отражающие нужды в чём-либо. Потребности бывают биологические (отражающие нужду организма в пище, воздухе, движении, отдыхе и т. п.) и социальные, исторически сложившиеся в человеческом обществе. Социальные потребности подразделяют на материальные (в одежде, жилье и т. п.) и духовные (познавательные, моральные, эстетические, творческие, а также потребность в общении). Основная роль направленности личности принадлежит осознанным мотивам. Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется благодаря воспитанию. Направленность, взятая в качестве целого, включает влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, мировоззрение, убеждения, представляют собой систему доминирующих у человека потребностей, мотивов, целей, интересов, установок, которые «направляют» его социальную активность.
Неудовлетворённые потребности, выступая в качестве мотивов поведения, могут приобретать различные формы в зависимости от степени осознания цели и содержания:
- установки – содержат в себе цель и соответствующую настроенность психических процессов или в целом личности человека на осуществление той или иной деятельности или торможение собственной активности.
Установка может быть направлена на различные объекты или даже на разные стороны одного и того же объекта, например, в беседе отрицательная установка может быть направлена:
• лично на самого
собеседника;
• на суть беседы;
• на обстоятельства разговора и т.д.
- влечение – самая элементарная форма мотива возникает, когда человек еще не осознал свои потребности и действует стихийно.
- желания - это осознание человеком своих потребностей, однако при этом желание часто направлено на цели в возможности достижения которых он не очень убежден или сомневается.
-
интересы – это избирательное,
преимущественно
- склонности – это не только познавательная направленность личности на осознанно значимый предмет деятельности, но и стремление к деятельности по отношению к этому предмету.
- стремление к идеалу – высшая цель личных устремлений, достаточно сильный побудитель поступков и действий человека, хотя воспитание в себе тех или иных качеств в конечном счете зависит от волевых свойств личности.
- убеждения – самый сильный, сложный и высокий мотив поведения человека, которому подчиняются все другие мотивы, на их основе формируются нравственные устои поведения человека, они имеют силу внутренней необходимости для личности. Убеждения как высшая форма направленности определяются сочетанием мировоззрения со стремлением к его осуществлению, готовностью бороться за свое мировоззрение. Эта сторона личности тесно связана со стороной, в которую входят индивидуальные особенности отдельных психических процессов.