Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2011 в 08:48, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – рассмотреть и проанализировать основные виды и формы организации обучения.
Данная цель определяет решение следующих задач исследования:
- охарактеризовать современные виды обучения;
- дать определение формам обучения;
- рассмотреть классно-урочную форму обучения;
- проанализировать вспомогательные формы обучения.
Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Современные виды обучения………………………………………..5
Глава 2. Формы организации обучения
2.1. Понятие о формах обучения…………………………………………13
2.2. Классно-урочная форма обучения…………………………………..14
2.3. Вспомогательные формы обучения………………………………...28
Заключение……………………………………………………………………34
Список использованной литературы………………………………………...36
Дидактическая структура адаптивной обучающей программы представлена на рис. 1. Если учащийся правильно выполняет задание (Dl), то он идет в обучении кратчайшим путем, сокращая себе сроки обучения. При различного рода ошибках (в теории, языке и т.д.) учащийся получает дополнительные разъяснения, помощь (П1, П2, ПЗ и т. п.), а при необходимости и вспомогательные задания (Di+1 Di+2), повышающие вероятность правильного ответа, но значительно удлиняющие путь и время обучения. В конце концов правильные ответы дают все учащиеся, что гарантирует установленное качество обучения, но каждый учащийся к этому результату приходит своим путем
Типовой
школьный компьютерный класс на базе
отечественной ПЭВМ состоит из центральной
ПЭВМ, установленной на рабочем месте
преподавателя, и 12-15 периферийных ПЭВМ
на рабочих местах учащихся. Центральная
ПЭВМ и рабочие места учащихся объединены
в локальную сеть, что позволяет осуществлять
обмен информацией (программами) учителю
с учащимися и учащимся между собой. Обычно
с центральной машины загружается общая
для всех программа, с которой затем каждый
учащийся работает самостоятельно. Учитель
может подключаться к любому рабочему
месту и анализировать на своем дисплее
ход учебного процесса.
Рис.
1
Качество компьютерного обучения обусловливается двумя основными факторами: 1) качеством обучающих программ и 2) качеством вычислительной техники. И в той и в другой области сегодня существуют значительные проблемы. Эффективных, хорошо разработанных с учетом закономерностей познавательного процесса обучающих программ пока мало, их составление сопряжено с большими затратами времени и сил специалистов, а поэтому стоимость таких программ очень высока. Постепенно увеличивается и совершенствуется парк школьных ЭВМ, но и в этой области отставание от мирового уровня еще не преодолено.
Структура урока такова: проверка домашнего задания (машинным или традиционным способом) – 10 мин; учитель дает задание для машинного эксперимента при изучении нового материала – 2-4 мин; работа учащихся на компьютере с моделью движения и запись результатов в тетради – 17-20 мин; обсуждение эксперимента и формулирование выводов – 10-15 мин; домашнее задание – 1-3 мин.4
Глава
2. Формы организации
обучения
2.1.
Понятие о формах
обучения
Формы организации обучения (организационные формы) – это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме.5 Они имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем. Организационные формы обучения классифицируются по различным критериям: количеству учащихся; месту учебы; продолжительности учебных занятий и др. По первому критерию выделяются массовые, коллективные, групповые, микрогрупповые и индивидуальные формы обучения. По месту учебы различаются школьные и внешкольные формы. К первым относятся школьные занятия (уроки), работа в мастерских, на пришкольном опытном участке, в лаборатории и т. п., а ко вторым – домашняя самостоятельная работа, экскурсии, занятия на предприятиях и т. д. По длительности времени обучения различают классический урок (45 мин), спаренное занятие (90 мин), спаренное укороченное занятие (70 мин), а также уроки «без звонков» произвольной длительности.6
История
развития школы знает различные
системы обучения, в которых преимущество
отдавалось тем или иным формам организации:
индивидуально-групповой (в школах средневековья),
взаимного обучения (беллланкастерская
система в Англии), дифференцированного
обучения по способностям учащихся (мангеймская
система), бригадное обучение (существовавшее
в 20-е годы в советской школе), американский
«план Трампа», согласно которому 40% времени
учащиеся проводили в больших группах
(100-150 человек), 20% - в малых (10-15 учащихся)
и 40% времени отводилось на самостоятельную
работу.
2.2.
Классно-урочная
форма обучения
Наибольшее распространение, как в нашей стране, так и за рубежом получила классно-урочная система обучения, возникшая в XVII в. и развивающаяся уже более трех столетий. Ее контуры очертил немецкий педагог И. Штурм, а разработал теоретические основы и воплотил в практическую технологию Я.А. Коменский.
Классно-урочную форму организации обучения отличают следующие особенности:
- постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс);
- каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом (планирование обучения);
- учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков);
- каждый урок посвящается только одному предмету (монизм);
- постоянное чередование уроков (расписание);
- руководящая роль учителя (педагогическое управление);
- применяются различные виды и формы познавательной деятельности учащихся (вариативность деятельности).
Классно-урочная
форма организации учебной
Классно-урочная форма организации обучения является главной (основной). Кроме нее в современной школе используются и другие формы, называемые по-разному – вспомогательными, внеклассными, внеурочными, домашними, самостоятельными и т. д. К ним относятся: консультации, дополнительные занятия, инструктажи, конференции, кружковые и факультативные занятия, клубная работа, внеклассное чтение, домашняя самостоятельная работа учащихся и др. Иногда к внеклассным формам организации обучения относят учебные экскурсии, работу на пришкольных опытных участках, труд в мастерских, школьных кооперативах, походы по родному краю, физкультурные соревнования на стадионах и спортплощадках и т. д. При этом обычно происходит путаница и терминологическая подмена: класс как постоянный состав учащихся отождествляется с классной комнатой для проведения занятий, уроки «со звонками» противопоставляются урокам без них и т. д. Исходя из этого лишь домашняя самостоятельная работа учащихся и кружковые (клубные) занятия по интересам могут быть названы вспомогательными внеурочными формами организации обучения.
Ключевым
компонентом классно-урочной
Среди общих требований, которым должен отвечать качественный современный урок, выделяются следующие:
1. Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса.
2.
Реализация на уроке в
3. Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей.
4.
Установление осознаваемых
5.
Связь с ранее изученными
6.
Мотивация и активизация
7.
Логичность и эмоциональность
всех этапов учебно-
8.
Эффективное использование
9. Связь с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом учащихся.
10.
Формирование практически
11.
Формирование умения учиться,
потребности постоянно
12.
Тщательная диагностика,
Каждый урок направляется на достижение триединой цели: обучить, воспитать, развить. С учетом этого общие требования к уроку конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях. К дидактическим (или образовательным) требованиям относятся:
- четкое определение образовательных задач каждого урока;
- рационализация информационного наполнения урока, оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей;
- внедрение новейших технологий познавательной деятельности;
- рациональное сочетание разнообразных видов, форм и методов;
- творческий подход к формированию структуры урока;
- сочетание различных форм коллективной деятельности с самостоятельной деятельностью учащихся;
- обеспечение оперативной обратной связи, действенного контроля и управления;
- научный расчет и мастерство проведения урока. Воспитательные требования к уроку включают:
- определение воспитательных возможностей учебного материала, деятельности на уроке, формирование и постановку реально достижимых воспитательных целей;
- постановку только тех воспитательных задач, которые органически вытекают из целей и содержания учебной работы;
- воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях, формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, ответственности, исполнительности, самостоятельности, работоспособности, внимательности, честности, коллективизма и др.;
- внимательное и чуткое отношение к учащимся, соблюдение требований педагогического такта, сотрудничество с учащимися и заинтересованность в их успехах.
К постоянно реализуемым на всех уроках развивающим требованиям относятся:
- формирование и развитие у учащихся положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности;
- изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся, проектирование «зоны ближайшего развития»;
- проведение учебных занятий на «опережающем» уровне, стимулирование наступления новых качественных изменений в развитии;