Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:24, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть роль заведующей ДОУ в организации работы с родителями.
Задачи:
- изучить теоретические аспекты построения работы заведующей с родителями ДОУ;
- определить виды деятельности заведующего ДОУ в организации работы с родителями.
Введение 3
1. Теоретические аспекты построения работы заведующей с родителями ДОУ 5
1.1. Традиционные формы работы с родителями 5
1.2 Нетрадиционные формы работы с родителями 15
1.3 Принципы построения работы с родителями 21
2. Виды деятельности заведующего ДОУ в процессе работы с родителями дошкольников 25
2.1 Сотрудничество с родителями 25
2.2 Просвещение родителей 27
2.3 Включение родителей в деятельность ДОУ 30
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Приложение 38
К сожалению, в практике работы детского сада с семьей преобладает ограничивающее сотрудничество педагогов и родителей, характеризующееся парциальности, четкими границами и формальностью общения. Оно затрудняет развитие отношений с семьей, а значит и развитие ребенка. Поддерживающее и развивающее взаимодействия наблюдается крайне редко.
Поддерживающее сотрудничество – это сотрудничество по решению актуальных проблем воспитания детей при обоюдной готовности воспитывающих взрослых. Такие проблемы на ступенях дошкольного детства возникают постоянно. Сопровождаемые страхом проблемы воспитания могут вызывать у родителей негативные эмоции, которые нередко «выливаются» на ребенка и воспитывающих взрослых, старших или младших детей, прародителей в семье и на воспитателей в детском саду [16 c. 51].
Развивающее, продуктивное сотрудничество с воспитателями призвано предупреждать возникновение проблем «отцов и детей» и помогать родителям осваивать продуктивные способы общения с ребенком.
Сотрудничество с семьей охватывает все уровни управления детского сада, к которым относятся:
- заведующий, Совет ДОУ, Совет педагогов;
- медико – психологическая служба, старший воспитатель (заместитель заведующего), заместитель по АХЧ;
- педагоги, специалисты дополнительного образования, коллектив родителей;
- детский коллектив.
ДОУ возглавляет заведующий, являющийся символической фигурой, которая представляет организацию (недаром о заведующем говорят, что он «лицо и душа»детского сада). На нем лежит моральная и профессиональная ответственность за все, что делается в детском саду. В должностные обязанности заведующего входит обеспечение эффективного взаимодействия и сотрудничества с органами местного самоуправления, предприятиями и организациями, общественностью, родителями (лицами, их заменяющими).
2.2. Просвещение родителей
Воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в семье и детских учреждениях. Цель и задачи, стоящие перед семьей и детским садом, едины: воспитать здоровых, всесторонне развитых людей, горячо любящих свою Родину.
Общественное воспитание оказывает огромное влияние на формирование личности будущих граждан общества. В детских садах воспитанием детей занимаются педагоги-специалисты, которые работают по единой государственной Программе, в специально созданных условиях. В семье, несмотря на постоянно возрастающий культурный уровень советских людей, взрослые члены семьи не всегда имеют достаточные педагогические знания, не умеют установить правильные отношения между собой и с ребенком, не проявляют достаточной заботы о гармоничном развитии его личности. Поэтому «Программа воспитания в детском саду» предусматривает не только непосредственную воспитательно-образовательную работу с детьми, но и широкую работу с родителями. «Работники детских садов обязаны систематически и активно распространять педагогические янания, помогать семье правильно воспитывать детей, пропагандировать лучший опыт семейного воспитания, развивать преемственные связи между общественным и семейным воспитанием» [21 c. 48].
Систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей предусматривает ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы с детьми.
Содержание работы с родителями должно охватывать широкий круг вопросов, освещать все стороны развития и воспитания ребенка.
Одним из главных условий всестороннего формирования личности является обеспечение нормального физического развития. Родители должны знать, что нужно делать для того, чтобы сохранить и укрепить здоровье ребенка, развить его силу и выносливость, физические способности, повысить сопротивляемость его организма болезням.
Умственное развитие ребенка во многом зависит от того, какое влияние оказывают на детей взрослые члены семьи, поэтому в работе с родителями обязательно уделяется внимание вопросам умственного развития детей.
Важной задачей воспитания дошкольников является формирование нравственных качеств. Родителей знакомят с задачами нравственного воспитания, средствами и условиями его осуществления в детском саду, а также рекомендуют средства формирования у ребенка нравственных чувств и привычек; умение сопереживать, стремление оказать помощь, проявить уважение к старшим, заботу о младших и т. д. Воспитатель советует родителям не ограничиваться словесными методами, а чаще использовать упражнения в нравственном поведении.
Нравственное воспитание оказывает на личность особое влияние и становится тем важнейшим фактором, который активизирует и физическое, и умственное, и эстетическое развитие.
Особое место в нравственном воспитании ребенка занимает труд. В труде формируются ценные качества личности: ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность и инициативность. Родителям необходимо рассказывать о значении труда в нравственном воспитании детей. При этом следует обратить их внимание на то, какую роль играет труд в общем развитии детей (физическом, умственном, эстетическом), подчеркнуть роль примера взрослых.
Важно, чтобы родители заботились об эстетическом развитии своих детей, чтобы литература, музыка, произведения живописи, народное творчество прочно входили в жизнь семьи.
Переход от ограничивающего к продуктивному взаимодействию (от низкого к высокому уровню спирали)в системе «детский сад- семья» возможен, если педагоги, действуя активно и ответственно на всех фазах цикла, стимулируют родителей на проявление аналогичных качеств .Выполнение поставленных задач вместе с родителями обогащает сотрудничество, наполняет его новым содержанием.
Циклический процесс при этом проходит следующие фазы.
1-я фаза – открытие
Задачи: знакомство с достижениями сторон (семьи и ДОУ) в сфере воспитания ребенка; активное воспитание, анализ, оценка.
2-я фаза – прояснение ожиданий
Задачи: выяснение семьей и ДОУ ожиданий от сотрудничества: предъявление обсуждение своей роли и роли другого в решение задач воспитания ребенка.
3-я фаза – согласование
Задачи: согласование точек зрения и прогнозирование развития взаимодействия ДОУ и семьи с опорой на ответственность сторон.
4-я фаза - оформление документов
Задачи: составление договора о сотрудничестве детского сада и семьи.
5-я фаза – проектирование взаимодействия
Задачи: совместное создание программы и плана взаимодействия ДОУ и семьи в проблемном поле воспитания дошкольников.
6-я фаза - социально – педагогический мониторинг
Задачи: постоянное наблюдение за развитием взаимодействия ДОУ и семьи (в системах «родители – дети», «педагоги – родители»); анализ, оценка получаемых результатов; уточнение программы и плана взаимодействия.
7-я фаза-рефлексия
Задачи: критический анализ и оценка результатов взаимодействия ДОУ и семьи; осмысление роли каждого участника процесса в жизни ребенка и друг друга.
Важно, чтобы первые фазы разворачивающегося взаимодействия педагогов и родителей сопровождались заведующим, медико- психологической службой, старшим воспитателем (заместителем заведующего). Фаза проектирования взаимодействия и педагогический мониторинг предполагают поддержку воспитателей старшим воспитателем или психологом только в случае возникновения затруднений.
Прохождение специалистами ДОУ каждой фазы цикла совместно с родителями позволяет быть нацеленными на общий результат, поддерживать друг друга, создавать атмосферу оптимизма и доброжелательности.
Большинство родителей поддерживают сотрудничество, организованное в логике разворачивающейся спирали от «я» к «мы», «изнутри наружу», к открытым доверительным отношениям, о чем свидетельствует обратная связь от семей воспитанников уже в середине цикла.
Компетентное управление сотрудничеством с семьей в период эволюционирования социальных институтов позволяет без серьезных потерь перейти на новый уровень развития отношений, актуальных как для воспитывающих взрослых, так и для детей.
2.3 Включение родителей в деятельность ДОУ
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономичного, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляет воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг-друга [19 c. 152].
Не секрет, изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка надо начать работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи» [17 c. 106]. На основе собранных данных, можно анализировать особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи, семейного воспитания дошкольника, выработать тактику своего общения с каждым родителем.
Надо вовлечь родителей в совместную деятельность ДОУ. Организовать родительские собрании(групповые и общие), присутствие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках, посещение «Дня открытых дверей» [18 c. 141]. Существует следующие направления взаимодействия с родителями.
Познавательные направления – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Совместная работа специалистов ДОУ (логопед, педагог –психолог, воспитатель изо-деятельности, инструктор по физкультуре, старшая медсестра).
По реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственным участниками образовательного процесса. для этого надо:
1.Создание условий для благоприятного климата Взаимодействия с родителями.
2.Установление доверительных и партнерских отношений с родителями.
3.Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
Наглядно – информационное направление- включает в себя:
1.Организованность в группах родительских уголков.
2. Папок передвижек.
3.Фотовыставок.
Активность родителей в создание фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы является востребованным.Наглядно- информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме напоминать тактично о родительских обязанностях и ответственности.
Досуговое направление – в работе с родителями является самым востребованным полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношении; посмотреть как это делают другие, то есть приобрести опыт и взаимодействия не только со своим ребенком, но и родительской общественностью в целом. Праздники и развлечение проводится совместно с родителями. Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ имеет сильные и слабые стороны (Таблица 3)
Таблица 3
Сильные и слабые стороны вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Дни открытых дверей |
Плохая посещаемость родителя ми мероприятий на базе ДОУ |
Благотворительные марафоны. |
Малое количество совместных мероприятий для детей и родителей. |
Опрос родителей о качестве образовательных услуг и работы ДОУ. |
Отсутствие ответственности родителей за воспитания и развитие своих детей. |
Знакомство с уставными документами и локальными актами учреждения. Заключение договоров с родителями. Обмен книгами и видеофильмами. Спонсорство и попечительство. Участие в субботниках. Занятия с участием родителей. Смотры- конкурсы «Сочиняем сказку вместе» Выставка работ, выполненных детьми и родителями. и др. А также |
Дефицит времени у педагогов и родителей. |
Возможности |
Угрозы и препятствия |
Создание единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье для обеспечения непрерывности образования «Детский сад – семья» . |
Переоценка значения дошкольного учреждения при решении семейных проблем. Перенесение ответственности за воспитания детей на ДОУ |
Проведение мастер классов для родителей и родителями Помощь в проведении мероприятий. |
Формализм при выборе способов вовлечение родителей в совместную деятельность. |
Проекты для совместного выполнения родителями и детьми с повышенными познавательными потребностям |
Возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, способствует пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания. «Погружение» в жизнь дошкольного учреждения способно в большей степени продемонстрировать родителям особенности воспитания и обучения детей в детском саду. Длительное наблюдение ребенка в новой обстановке позволяет родителям иначе взглянуть на него и на воспитание в домашних условиях.
Заключение
Заведующий ДОУ играет важную роль в организации работы с родителями. Важным моментом в предупреждении возникновения проблемных ситуаций являются установление личного контакта педагога с заведующим ДОУ. Сотрудничество и родителей детей дошкольного возраста осуществляется в основном через:
- приобщение родителей к педагогическому процессу;
Информация о работе Виды деятельности заведующего ДОУ в процессе работы с родителями дошкольников