Устное народное творчество в воспитании ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 11:31, доклад

Описание работы

В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Какой же язык мы оставляем детям? А ведь именно им строить и творить будущее.
Поэтический фольклор, являясь одной из важнейших вех эстетического воспитания ребенка, для самых маленьких «расцвечивает» их жизнь, эмоционально обогащает ребенка, воспитывает чуткое восприятие родного языка. С самого раннего возраста дети должны слышать произведения устного народного творчества, и незаменимым помощником здесь станет театр в детском саду, театральные игры.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 29.71 Кб (Скачать)

Пословицы и поговорки заключают  в себе богатство смысла. Пословицы  похожи, и не похожи на афоризмы мудрые высказывания знаменитых писателей, общественных деятелей. Пословица тем и отличается от афоризма, что, кроме прямого смысла, заключает в себе иносказательный  смысл, более значительный по сравнению  с тем, который в них прямо  выражен. Содержание пословицы раскрывается в речи.

Поговорка сходна с пословицей, но поговорка – не является полным суждением. Поговорка – часть  суждения, часть предложения.

Народ отличил пословицу от поговорки: поговорка – только цветочек, яркое  выражение, а пословица – ягодка: это законченное предложение.

И теоретики – педагоги, и воспитатели  – практики неоднократно подчеркивали высокие педагогические качества средств  русского фольклора.

Фольклор воспитывает у детей  эстетическое отношение к природе, труду, ко всей окружающей действительности, учит видеть прекрасное в человеческих отношениях.

 

1.2 Значение  форм устного народного творчества

 

Исследователи отмечают такую особенность  художественного восприятия ребенка, как активность, глубокое сопереживание  героям произведений.

Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в  напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости.

Прямое сопереживанием героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление  событий, описанных в произведении, с теми что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста – перевертыши, небылицы.

Недостаточный уровень развития отвлеченного мышления затрудняет восприятие детьми таких жанров, как басни, пословицы, загадки, обусловливает необходимость  помощи взрослого.

Исследователями установлено, что  дошкольники способны к овладению  поэтическим слухом и могут понимать основные различия между прозой и  поэзией.

Отгадывая загадки, сначала дошкольники  опираются на восприятие самых простых  знакомых предметов. Когда ребенок  научится отгадывать загадки о знакомых предметах ближайшего окружения, ему  дают загадки по представлению.

Устное народное творчество служит могучим, действенным средством  умственного, нравственного, и эстетического  воспитания детей, она оказывает  огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.

 

Особенности понимания детьми малых  фольклорных форм.

Пословицы и  поговорки – особый вид устной поэзии, веками  впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию, интонационную  окраску, использование специфических  языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному  предмету или явлению. Пословицы  и поговорки, как и другой жанр устного народного творчества, в  художественных образах зафиксировали  опыт прожитой жизни во всем его  многообразии и противоречивости.

 

Используя в  своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается  умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

 

Отгадывание и придумывание загадок также  оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для  создания в загадке метафорического  образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование  многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.

 

Загадки обогащают  словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные  значения слов, формируют представления  о переносном значении слова. Они  помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя  сосредоточиться на языковой форме  и анализировать ее.

 

Загадка –  одна из малых форм устного народного  творчества, в которой в предельно  сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов  или явлений. Разгадывание загадок  развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или  явления, умение ярко и лаконично  передавать образы предметов, развивает  у детей "поэтический взгляд на действительность".

 

Колыбельные песни, по мнению народа – спутник  детства. Они наряду с другими  жанрами заключают в себе могучую  силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные  песни обогащают словарь детей  за счет того, что содержат широкий  круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые  близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, "заинька".

 

Грамматическое  разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя  речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются  хорошо знакомые детям образы, например образ кота. При чем это не просто кот, а "котенька", "коток", "котик", "котя". К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным.

 

Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие  возможности в формировании фонематического  восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т.п.), наличие  повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни  позволяют запоминать слова и  формы слов, словосочетания, осваивать  лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объем, колыбельная  песня таит в себе неисчерпаемый  источник воспитательных и образовательных  возможностей.

 

Актуальной  задачей речевого развития в старшем  дошкольном возрасте является и выработка  дикции. Известно, что у детей  еще не достаточно координировано и  четко работают органы речедвигательного аппарата. Некоторым детям присущи излишняя торопливость, нечеткое выговаривание слов, "проглатывание" окончаний. Наблюдается и другая крайность: излишне замедленная, растянутая манера произношения слов. Специальные упражнения помогают преодолевать детям такие трудности, совершенствуют их дикцию.

 

Незаменимый материал для дикционных упражнений - пословицы, поговорки, песенки, загадки, скороговорки. Малые формы фольклора  лаконичны и четки по форме, глубоки  и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики. По меткому определению К.Д. Ушинского, пословицы и поговорки помогают "выломать язык ребенка на русский  лад".

 

Целевое назначение дикционных упражнений многообразно. Они могут быть использованы для  развития гибкости и подвижности  речевого аппарата ребенка, для формирования правильного произношения звуков речи, для усвоения произношения трудно сочетаемых звуков и слов, для освоения ребенком интонационных богатств и различного темпа речи. Например, так с помощью  малых форм фольклора дети учатся выражать ту или иную интонацию: огорчение, нежность и ласку, удивление, предупреждение.

 

Важно, чтобы  при выполнении дикционных упражнений за каждым произносимым словом стояла реальная действительность. Только в  этом случае речь ребенка будет звучать  естественно и выразительно.

 

Потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию  поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи.

 

Созданный народом  язык изобилует образными разговорными формами, выразительной лексикой. Это  богатство родного языка может  быть донесено до детей и с помощью  народных игр. Содержащийся в них  фольклорный материал способствует овладению родной речью. Например, игра – забава "Ладушки - хлопушки", где взрослый задает вопросы, а ребенок  отвечает, сопровождая свои ответы имитационными движениями. В процессе игр – забав не только развивается  речь, но и мелкая моторика, что готовит  руку ребенка к письму.

 

Использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи–доказательства  и речи–описания. Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно  выражать свою мысль, облекая ее в  точную словесную форму. Речь – доказательство требует особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов, грамматических структур, особой композиции. Обычно дошкольники в своей речи этим не пользуются, но надо создавать  условия для их понимания и  освоения.

 

Систематическая работа по развитию у детей навыков  речь – доказательства при объяснении загадок развивает умение оперировать  разнообразными и интересными доводами для лучшего обоснования отгадки.

 

Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, надо обращать их внимание на языковые особенности загадки, учить замечать красоту и своеобразие художественного  образа, понимать, какими речевыми средствами он создан, вырабатывать вкус к точному  и образному слову. Учитывая материал загадки, необходимо научить детей  видеть композиционные особенности  загадки, чувствовать своеобразие  ее ритмов и синтаксических конструкций.

 

В этих целях  проводится анализ языка загадки, обращается внимание на ее построение. Автор рекомендует  иметь в запасе несколько загадок  об одном предмете, явлении, чтобы  показать детям, что найденные ими  образы, выражения не единичны, что  существует много возможностей сказать  по-разному и очень емко и красочно об одном и том же. Овладение  навыками описательной речи идет успешнее, если наряду с загадками в качестве образцов берутся литературные произведения, иллюстрации, картины.

 

Итак, посредством  загадки у детей развивается  чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка.

 

С помощью  малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными  методами и приемами речевого развития старших дошкольников можно и  нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа. Все вышеперечисленные формы  работы указывают на это, остается разработать  комплексную методику их применения.


Информация о работе Устное народное творчество в воспитании ребенка