Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 11:55, реферат
На сегодняшний момент почти никого не нужно убеждать в том, что для современного выпускника университета важно гибко реагировать в любой профессиональной и жизненной ситуации, самостоятельно выстраивать собственную деятельность. Выделение приоритета самостоятельности является реакцией на вызовы времени: преодоление понимания образования прежде всего как преподавания, а преподавания – как речи преподавателя в аудитории. Это воплощение идеи перехода от парадигмы обучения к парадигме учения.
Реализация двух последних
принципов предполагает разработку
нормативного обеспечения самостоятельной
работы студентов с указанием
видов и объемов учебной
Дидактические требования к разработке заданий (задач) для самостоятельного выполнения студентами:
- конструирование содержания заданий в контексте приобретаемой специальности, что обеспечит формирование у студентов профессионального мышления, овладение знаниями и способами действий, переносимыми в будущую профессиональную деятельность. Опора на этот принцип позволит студентам получить знания и опыт самостоятельного решения профессиональных задач.
- межпредметный, прикладной характер и допустимый уровень неопределенности заданий (задач), что дает студентам возможность в ходе выполнения заданий осознать общность опыта и отношений, заключенных в разных областях науки и практики, а также прогнозировать и получать разнообразные ответы (решения) в зависимости от конкретных условий и развертывания учебной или профессиональной (социальной) ситуации. Реализация этого требования способствует формированию у студентов обобщенных умений, аналитико-ситуативных способов мышления.
- содержание и способы выполнения заданий должны быть методологичны, что означает разработку студентом в ходе решения заданий проекта деятельности, включающего в себя: 1) анализ ситуации и постановку целей и задач исследования (деятельности), прогнозирование его результатов; 2) выдвижение гипотез; непосредственное проектирование деятельности, направленной на достижение целей – результатов; 3) проверку гипотез; 4) оценку и корректировку деятельности на основе рефлексии ее результатов. Учет этого требования способствует развитию у студентов готовности к самоопределению, проектировочных, рефлексивно-контрольных и оценочных умений.
- многоуровневый и вариативный характер заданий, что обеспечивает репродуктивный, реконструктивный и творческий уровни деятельности студентов, а также выбор студентом способов решения заданий (задач).
- разработка заданий, включая тестовые, с учетом технологизации контроля и проверки полученных результатов, применения в этих целях компьютерных средств.
- оптимальное количество заданий для самостоятельного выполнения при соответствии их уровня сложности индивидуальным возможностям и особенностям обучающихся.
Организация самостоятельной работы студентов предполагает их включение в процесс определения целей, содержания, способов оценивания и самооценивания учебной деятельности. Степень участия обучающихся в управлении самостоятельной работой зависит от уровня сформированности у них навыков учебной деятельности, опыта самообучения, а также от специфики изучаемой учебной дисциплины.
Управление самостоятельной
работой не может сводиться лишь
к контролю и жестким требованиям
со стороны преподавателя. В этой
связи важным представляется необходимость
гибких стратегий поддержки учения,
помощь в самоопределении, выработке
индивидуальных способов осуществления
самостоятельной учебной
Цели самостоятельной работы
Процесс постановки целей самостоятельной работы обучающихся должен исходить не только от преподавателя, но и от студентов, поскольку опыт целеполагания будет необходим им при выполнении более сложных видов учебной, научно-исследовательской, а также будущей профессиональной деятельности.
В процессе определения целей самостоятельной работы студентам могут помочь следующие советы:
1. Приступая к выполнению
заданий, пытайтесь выявить
Ответ на него может быть получен, во-первых, при помощи прямого обращения к преподавателю в рамках индивидуальных консультаций; во-вторых, путем самостоятельной реконструкции тех требований, которые были предъявлены педагогом в ходе семинарских или практических занятий.
2. Самостоятельно определяйте цели своей работы в процессе поиска ответа на вопрос “Чего я хочу достичь?” (образ планируемого результата).
Это позволяет:
- лучше прояснить предмет изучения;
- сосредоточиться на главном;
- видеть перспективу
(достижение каждой цели
-не сбиться с курса (зная цель, легче выбирать дорогу);
-проследить за выполнением
задуманного (не только
3. Для того, чтобы учебные результаты реально помогали в самостоятельной работе, они должны:
-относиться к предметным
знаниям, профессиональным
-выражаться глаголом
будущего времени, объектом и
придаточным предложением, что определяет
важный контекст выполнения
-быть достижимыми и подлежащими оценке.
Содержание самостоятельной
Содержание самостоятельной работы студентов находит свое отражение в рабочей программе каждой учебной дисциплины и соответствует как общим целям курса, так и конкретизированным целям самостоятельной учебной деятельности.
При отборе содержания для самостоятельной работы студентам необходимо руководствоваться следующими рекомендациями:
1. Для обеспечения понимания
того, какое содержание для
2. При выработке стратегий
самостоятельной работы с
- вводное (для студентов, не имеющих необходимого опыта и базовых знаний);
- корректирующее (для студентов, не освоивших необходимый минимум);
- продвинутое (для студентов, которые обладают базовыми знаниями и опытом);
- дополнительное (для студентов, желающих дополнительного изучения материала).
3. Определяя содержание
самостоятельной работы по
- что вы знаете по теме?
- что вы планируете узнать?
- какие подходы (способы
решения) вы будете
- как самостоятельная
работа связана с логикой
- какие ресурсы вам понадобятся (книги, аудио, видео-материалы)?
- что вы узнали в
результате выполнения
В силу теоретической и прикладной значимости УСР выделяют три взаимосвязанных аспекта исследуемой проблемы:
1) онтологический (раскрывающий генезис УСР, ее сущностные предназначения, природу и содержательные свойства и аспект, способствующий выявлению оснований, объективных предпосылок и критериев вычленения элементов, составляющих сущностные характеристики данной категории);
2) гносеологический (связанный
с анализом процесса
3) методологический (показывающий роль процесса управления УСР в теоретической и практической деятельности субъектов).
Анализ психолого-
В соответствии с существующими теориями, УСР может рассматриваться как форма организации различных видов учебной, познавательной деятельности без непосредственного участия преподавателя, но по его заданию, путем проявления максимальной самостоятельности, творчества, инициативы.
Самообразовательная компетентность
как способность студента непосредственно
управлять своей учебной
- студент умеет определить/поставить адекватную учебную задачу в той или иной учебной ситуации, а также соотнести учебную задачу со своими конкретными потребностями и интересами в области изучения предмета;
- умеет самостоятельно подобрать соответствующие средства для решения учебной задачи и определить необходимый/ожидаемый результат;
- владеет стратегиями и приемами учебной деятельности - общими и специфическим;
- умеет отслеживать и контролировать результат решения учебной задачи - осознает объекты контроля и критерии оценки;
- владеет приемами и формами самоконтроля в области изучения предмета.
Используемая литература
1. Архангельский С. И. Особенности методики преподавания в высшей школе // Активные методы обучения в вузе: Тезисы докладов Брежнев: Камский политехнический институт, 1983. С. 3-5.
2. Дайри Н. Г. О сущности самостоятельной работы // Народное образование. 1963. № 5. С. 29-34.
3. Соколова И. Б. Основы самостоятельной работы студентов. Армавир: ИЦ АГПИ, 2002. С. 18.
4. Гиниатуллин И. А. Самостоятельная учебная деятельность по овладению иностранным языком на специальных факультетах. Свердловск: СвГПИ, 1990. С. 33-41.
5. Ломакина О. Е. Формирование профессиональной компетенции будущего учителя иностранных языков: авт. реф. дис. ст. к. пед. н. Волгоград: Перемена, 1998.
6. Основы педагогики: Учебное пособие / А.И. Жук, И.И. Казимирская, О.Л. Жук, Е.А. Коновальчик – Мн.: БГУ, 2003.
7. Сергеенкова, В.В. Управляемая
самостоятельная работа
8. Лобанов, А.П. Управляемая
самостоятельная работа
9. Педагогические основы
самостоятельной работы