Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 11:55, реферат
На сегодняшний момент почти никого не нужно убеждать в том, что для современного выпускника университета важно гибко реагировать в любой профессиональной и жизненной ситуации, самостоятельно выстраивать собственную деятельность. Выделение приоритета самостоятельности является реакцией на вызовы времени: преодоление понимания образования прежде всего как преподавания, а преподавания – как речи преподавателя в аудитории. Это воплощение идеи перехода от парадигмы обучения к парадигме учения.
Управляемая самостоятельная работа (УСР): принципы, формы, способы и дидактические требования к ее организации
На сегодняшний момент почти никого не нужно убеждать в том, что для современного выпускника университета важно гибко реагировать в любой профессиональной и жизненной ситуации, самостоятельно выстраивать собственную деятельность. Выделение приоритета самостоятельности является реакцией на вызовы времени: преодоление понимания образования прежде всего как преподавания, а преподавания – как речи преподавателя в аудитории. Это воплощение идеи перехода от парадигмы обучения к парадигме учения.
Управляемая самостоятельная работа студентов - самостоятельное, опосредованное управлением со стороны преподавателя выполнение студентом выданного преподавателем учебного задания в специально отведенное время, чаще – в аудитории.
Управляемая самостоятельная работа студентов (УРС) - это особым образом организованная преподавателем целенаправленная самостоятельная деятельность студентов, основанная на осознанной индивидуально-групповой познавательной активности по системному освоению личностно и профессионально значимых знаний, умений и навыков, способов их получения и представления.
В образовательной практике
в качестве вида УСР часто рассматривается
контролируемая самостоятельная работа
(КСР), организуемая в аудитории под
контролем преподавателя в
УСР в сравнении с
традиционными подходами
- сокращения числа аудиторных
занятий с пассивным
- увеличения доли программного
материала, который изучается
студентами самостоятельно под
методическим руководством
- увеличения числа контрольных
мероприятий по изучаемым
Организация УСР предполагает соблюдение следующих условий:
- введение УСР на кафедре
должно быть обосновано и
- учебно-методическое
- студенты должны быть
заранее ознакомлены с
Обязательным условием, обеспечивающим эффективность УСР является соблюдение системности и этапности в ее организации и проведении. Можно выделить следующие этапы подготовки и проведения УСР:
Первый этап – подготовительный.
Этот этап наиболее сложный и трудоемкий.
Он предусматривает продумывание всей
логической системы организации
УСР и включает в себя составление
рабочей программы с выделением
программных модулей для
Второй этап – организационный. На этом этапе предполагается определение целей индивидуальной и групповой деятельности студентов; проведение вводной лекции или индивидуальных (групповых) установочных консультаций; установление сроков и форм представления промежуточных результатов по отдельным программным модулям.
Третий этап – сопровождения,
контроля и оценки. На данном этапе
со стороны преподавателя
Активизация УСР отвечает
основным тенденциям реформирования высшей
школы в Республике Беларусь. В
рамках УСР центр учебной работы
студента переносится на самоучение.
УСР должна позволить снизить аудиторную
нагрузку, как преподавателя, так и студента.
Она призвана обеспечить тесную связь
учебной и научно-исследовательской работы,
как отличительной черты университетского
образования, повысить эффективность
учебно-методической работы профессорско-
Планирование
УСР по дисциплинам проводится за счет часов, предусмотренных рабочими учебными планами и программами на проведение УСР.
В рабочих учебных планах
процентное соотношение часов УСР
к аудиторным часам определяется
степенью научно-методического и
материально-технического обеспечения
учебно-воспитательного
Кафедра в обязательном порядке информирует деканат факультета о количестве аудиторных часов, которые переводятся кафедрой на данный вид работы и фактическом объеме аудиторных часов после введения по данной дисциплине УСР.
В рабочей программе дисциплины вводится раздел “УСР”. В этот раздел должны быть включены: а) темы, которые переводятся из общего объема часов аудиторной работы, б) список и формы заданий, которые выполняются студентами самостоятельно и сроки их выполнения, в) специальные формы контроля.
Формы УСР, ее контроля и оценки
Формы УСР, ее контроля и оценки могут быть самыми различными, в зависимости от целей обучения, характера дисциплины, объема часов, определенных учебным планом.
Конкретными формами УСР могут быть:
Одним из основных принципов организации УСР, является обеспечение студентов (на весь семестр или учебный год) по каждой дисциплине графиками консультаций, методическими разработками тем для самостоятельного изучения, списками специальной литературы, планами практических и лабораторных занятий и др.Существенным моментом в контроле УСР является оказание необходимой помощи студентам в овладении основными методами организации самостоятельной работы, личного умственного труда, методикой рационального использования бюджета времени.
УСР может быть эффективной только при систематическом ее контроле. Конкретные формы и методы контроля и оценки должны быть гибкими, обстоятельно продуманными, чтобы студенты не чувствовали грубого давления на организацию их индивидуальной самостоятельной работы, а, наоборот, воспринимали как необходимую помощь и средство повышения познавательной активности.
Контроль УСР осуществляется в определенные кафедрой и деканатом сроки на консультациях и аудиторных занятиях. Он не заменяет предусмотренных учебным планом итоговых форм контроля (зачета или экзамена) по дисциплине.
Формы контроля и оценки промежуточных и итоговых результатов УСР по дисциплинам определяются соответствующими кафедрами и факультетами, при этом предпочтение должно отдаваться коллективным формам.
Результаты УСР могут быть представлены в форме индивидуального отчета (реферат, конспект первоисточников, доклад, устные сообщения, схемы, таблицы, модели, макеты, аннотации, эссе и др.). Практика показывает, что оценка индивидуальных отчетов требует больших затрат времени преподавателя.
Контроль УСР может
быть также организован в форме
специальных контрольных
Индивидуальные формы контрольных мероприятий (собеседование, зачет, коллоквиум, экзамен и т.п.) также требуют больших затрат времени преподавателя. Коллективные формы контрольных мероприятий в современных условиях являются наиболее оптимальными. К ним относятся контрольные работы, диктанты, тестирование, творческие дискуссии, деловые игры и т.п. С точки зрения затрат времени на оценку результатов УСР наиболее оправдало себя компьютерное тестирование.
Преподаватели, контролирующие УСР, в обязательном порядке составляют и утверждают на кафедре в начале семестра график своих консультаций и сроков выполнения предусмотренных контрольных мероприятий. Эта учебная работа может осуществляться на кафедре, в учебно-методическом кабинете или учебной лаборатории, аудитории.
Нормирование
Часы, выделенные на УСР, используются
для проведения установочных занятий,
консультаций и контрольных мероприятий.
Они могут вноситься или не
вноситься в расписание аудиторных
занятий, но обязательно фиксируются
в журналах академических групп
и в кафедральном журнале учета
нагрузки профессорско-
При введении УСР по дисциплине кафедра в начале учебного года определяет индивидуальную норму учебной нагрузки соответствующего преподавателя на ставку, исходя из фактического объема аудиторных часов, которые должны быть выполнены после перевода части аудиторных занятий на данную форму работы. В этом случае, в учебную нагрузку преподавателя включаются фактический объем аудиторных часов и часы, выделенные на УСР.
Разработка методического обеспечения по данному виду УСР включается в индивидуальный план преподавателя в раздел “Учебно-методическая работа” и выполняется в соответствии с приказом Министерства образования Республики Беларусь “Об утверждении примерных норм времени для расчета объема учебной работы и основных видов учебно-методической, научно-исследовательской и других работ, выполняемых профессорско-преподавательским составом высших учебных заведений” от 24 ноября 1999 года № 669.
Самостоятельную работу студентов можно классифицировать также по другим параметрам. В зависимости от дидактических целей и задач, которые решаются в процессе самостоятельной работы студентов, можно выделить следующие виды самостоятельной работы:
- самостоятельная работа по уточнению и дополнению сведений и знаний, полученных на учебных занятиях (работа с текстом, проведение эксперимента и др.);
- самостоятельная работа по формированию практических умений и навыков на основе выполнения заданий (или решения задач);
- самостоятельная работа по приобретению студентами новых знаний;
- самостоятельная работа по развитию у студентов общеучебных умений, мыслительных процессов (анализа, систематизации и обобщения, классификации, проверки достоверности данных и др.);
- самостоятельная работа по удовлетворению образовательных запросов и интересов студентов (реферат, научная работа и др.).
Источниками информации при выполнении студентами указанных видов самостоятельной работы могут выступать:
- печатные материалы;
- материалы на электронных носителях;
- визуально-графические материалы, звуковое сопровождение с помощью радио- и телеаппаратуры;
- результаты экспериментов в процессе учебно-познавательной и научно-исследовательской деятельности и др.
Важным этапом в организации самостоятельной работы студентов является определение объема и структуры содержания учебного материала, выносимого для самостоятельного изучения. Эта задача является составной частью общей проблемы отбора и построения содержания учебного материала темы, раздела, учебного предмета в целом. Отбор содержания учебного материала преподавателю следует осуществлять путем специального анализа элементов, составляющих содержание учебного предмета и связей между ними при соблюдении принципов научности, доступности и проблемности материала. Как отмечает Белкин Е.Л., нужны ограничения, определяющие разумные и реальные границы изучаемой научной информации в учебном предмете. В качестве таких ограничений, выявляющих соотношение науки и учебного предмета, выдвигают принцип изоморфности содержания дисциплины содержанию соответствующей науки и принцип минимизации научной информации при включении ее в содержание учебной дисциплины. Принцип изоморфности предусматривает необходимость перевода в содержание учебного предмета всех структурных основных элементов и смысловых единиц науки. Принцип минимизации выдвигает тезис о том, что лишь то содержание учебного материала можно считать совершенным, из которого ничего нельзя изъять. Реализация этих принципов определяет пути отбора содержания для самостоятельной работы студентов с учетом требований необходимости и достаточности объема и степени сложности материала, уровня его научности, доступности и проблемности.
Мотивированность и сознательность управляемой самостоятельной работы студента может обеспечиваться следующими требованиями к организации учебного процесса:
- осмысление и принятие студентом целей самостоятельной работы, понимание влияния ее на формирование у будущего выпускника ценных профессиональных качеств и умений;
- знание студентом нормативных структурных компонентов учения (целей, предмета, результатов, средств, исполнительских действий и операций по достижению результатов, контрольно-регулировочных и оценочных действий), содержания и специфики учебных действий, что обеспечивает деятельностную ориентацию самостоятельной работы;
- осмысление студентом методологической сущности самостоятельно выполняемого задания, что обеспечивает развитие у него универсальных способностей, способов познания и научного исследования;
- соответствие объема, уровня сложности заданий, последовательности их выполнения индивидуальным особенностям студентов, психолого-педагогическим принципам усвоения знаний;
- уверенность студента в возможности успешного выполнения заданий, предназначенных для самостоятельной разработки.
Выполнение преподавателями и студентами этих требований является важнейшим условием эффективности управляемой самостоятельной работы.
Основными подходами к организации УСР студентов, разработке ее учебно-методического обеспечения выступают следующие положения:
- соответствие содержания и форм самостоятельной работы, ее учебно-методического обеспечения современным требованиям подготовки выпускников и особенностям их профессиональной деятельности, что обеспечит пребывание студента в «сфере профессии» с первых этапов его обучения в университете;
- формирование и поддержка достаточного уровня мотивированности и сознательности студентов при выполнении самостоятельной работы, что достигается осознанием студентами целей, содержания, результатов и значения самостоятельной работы для их профессионального роста и учетом в учебном процессе индивидуальных особенностей обучающихся;
- организация самостоятельной работы студентов как на основе традиционных дидактических принципов (систематичности и последовательности, посильности и доступности, творческой активности и сознательности, научности, связи теории с практикой и направлениями развития профессиональной деятельности), так и с учетом требования упорядочения учебной нагрузки студентов, предполагающего уменьшение аудиторной нагрузки на младших курсах и увеличение доли самостоятельной работы студентов на старших курсах обучения;
- согласованность и преемственность содержания, форм, методов организации, управления и контроля самостоятельной работы студентов, осуществляемой кафедрами в пределах семестра («по горизонтали») и от курса к курсу («по вертикали»).