Управлние конфликтами

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 19:22, курсовая работа

Описание работы

Изучение общей теории конфликта, а также анализ специфики основных типов конфликта в общественной жизни дают возможность перейти к рассмотрению проблем управления конфликтами. Сама постановка вопроса об управлении конфликтами концептуальна в том смысле, что она вытекает из принципиального понимания конфликтов как неотъемлемой стороны общественных процессов, как их источника и движущей силы творческой деятельности людей, но вместе с тем и как детерминанты проблем и трудностей развития.

Работа содержит 1 файл

Управление конфликтами.doc

— 145.50 Кб (Скачать)

     Содержание 
 

 

      Введение

     Еще древние философы считали, что сам по себе конфликт не плох и не хорош, он существует повсюду независимо от мнений людей о нем. Весь мир полон противоречий, с ними неизбежно связана жизнь природы, людей и даже Богов. Правда, сам термин «конфликт» они еще не употребляли, но уже видели, что конфликт не исчерпывает собой всей жизни, а представляет собой лишь ее часть.

     О противоречиях в природе, обществе, мышлении, о борьбе между людьми, классами, государствами ученые размышляли особенно много в Новое время, когда социальные конфликты стали наиболее острыми. О природе конфликтов писали Ф. Бэкон и Т. Гоббс. Ж.-Ж. Руссо и И. Кант, Гегель и Маркс, Вл. Соловьев и И. Бердяев.

     В ходе обсуждения выявились два различных  подхода к пониманию природы социального конфликта, которые можно определить как пессимистический и оптимистический.

     Немецкий философ И.Кант считал, что состояние мира между людьми, живущими по соседству, не есть естественное состояние.... Последнее есть, наоборот, состояние войны, т.е. если и не беспрерывные военные действия, то постоянная угроза. Следовательно, состояние мира должно быть установлено1.

     Таким образом. Кант, подобно Т. Гоббсу, пессимистично признает естественным для людей «состояние воины», но вместе с тем подобно Ж.-Ж. Русо, выражает оптимистическую надежду на возможность достижения «состояния мира».

     Весьма  детальная концепция социального  конфликта была предложена экономистом  и социологом К. Марксом, по мнению которого конфликты свойственны всем уровням социальной жизни: политике, экономике, культуре. Вся история до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов. Ее главной причиной было господство частной собственности, на которой основываются все так называемые «антагонистические общественно-экономические формации». В коммунистическом обществе, основанном на общественной собственности, исчезнут антагонистические противоречия, конфликты. Тем самым будет окончена предыстория человечества и начнется его подлинная история.

     Последователи Маркса в России, В. И. Ленин и другие, полагали, что острые социальные противоречия исчезнут уже при социализме, на первой, низшей фазе коммунизма. В советской философии это положение признавалось бесспорным, провозглашалось, что «с построением развитого социализма перерастание неантагонистических противоречий в антагонистические становится объективно невозможным» 2.

     В своем последующем развитии теория конфликта постоянно опирается  на исходные идеи о природе конфликта, высказанные выдающимися мыслителями  древности, Средневековья и Нового времени. Так, современная конфликтология, используя эти идеи классической философии, тек или иначе придерживается двух основных концепции человеческой природы.

     Расширяющаяся практика досудебного улаживания конфликтов выявила большую роль в их регулировании не только социологического, но и  психологического подхода. Поэтому со временем стало быстро увеличиваться число работ и по этой тематике. Наряду с социологией появилась и психология конфликта.

     Если  социология ориентирована на анализ межгрупповых конфликтов, то психология сосредоточивается преимущественно на исследовании внутриличностных и межличностных противоречий, хотя одновременно она участвует и в изучении психологических аспектов межгрупповых столкновений, например, межнациональных конфликтов.

     Изучение  общей теории конфликта, а также  анализ специфики основных типов  конфликта в общественной жизни  дают возможность перейти к рассмотрению проблем управления конфликтами. Сама постановка вопроса об управлении конфликтами  концептуальна в том смысле, что она вытекает из принципиального понимания конфликтов как неотъемлемой стороны общественных процессов, как их источника и движущей силы творческой деятельности людей, но вместе с тем и как детерминанты проблем и трудностей развития.

 

Глава 1. Определение, причины возникновения и структура конфликта

     Конфли́кт (от лат. conflictus) — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся  в противодействии участников конфликта, и обычно сопровождающийся негативными эмоциями3, выходящий за рамки правил и норм.

     Понятие "социальный конфликт" - это сложное  явление. Это определённая форма  социального взаимодействия между  людьми в виде столкновения противоположных  целей, ценностей, взглядов, потребностей, интересов. Конфликт- есть одновременное развёртывание действия и контр-действия. Это исключительно сложное действие двух или большего числа сторон, объединённых противодействием.

       Термин "социальный конфликт" введён немецким социологом Георгом Зиммелем, который назвал его "спором". М. Вебер называл конфликт "борьбой". Английский социолог Энтони Гидденс определяет конфликт как "реальную борьбу между действующими людьми или группами". Американцы Т. Парсонс и Р. Мертон рассматривали конфликт как дисфункцию отдельных структур в социальной системе. Л. Козер считает конфликт важнейшим элементом социального взаимодействия, который способствует укреплению или разрушению социальных связей. В целом, в социологии конфликт определяется как форма взаимодействия между различными социальными общностями4.

     Одной из разновидностей социального конфликта является юридический конфликт — ситуация, в которой две или более стороны противостоят друг другу, спорят по поводу юридических прав, обязанностей. Юридический конфликт может возникнуть по поводу признания, восстановления, нарушения юридических прав, неисполнения юридических обязанностей. Это значит, что в возникновении, развитии и даже разрешении юридических конфликтов можно обнаружить следы действия общих закономерностей зарождения, вызревания и разрешения социального конфликта. Важной характеристикой юридических конфликтов является наступление юридически значимых последствий (появление или исчезновение у сторон юридических прав, юридических обязанностей, изменение их объёма и пр.), а также специальные формы и процедуры фиксации и разрешения юридических конфликтов.

     Возникновение конфликта представляет собою следствие  действия комплекса соответствующих  причин. Действие причины означает перенос на следствие ее структуры. На стадии появления конфликта его структура тождественна структуре определяющего противоречия. Анализ процесса возникновения конфликта включает изучение развития того противоречия или противоречий, которые лежат в его основе. Козер Л. отмечает, что конфликт возникает тогда, когда исчерпывается возможность разрешения противоречия. Развитие противоречия из латентного отношения в явное, субъектное взаимодействие противоположностей, осознанное его носителями, — это и есть процесс возникновения конфликта.

     Конфликт  возникает при наличии конфликтной  ситуации, вне связи с которой  нельзя понять данный процесс. Образование  конфликта происходит в определенном социальном времени и пространстве. Они составляют неотъемлемые условия  проявления действия причины конфликта.

     Конфликтная ситуация — первоначальный, предконфликтный  этап приведения в действие причины  конфликта. В ее составе — совокупность объективных и субъективных условий, при которых реально возможно противоборство. Показателем, а точнее, выражением конфликтной ситуации является состояние напряженности во взаимоотношениях определенных субъектов. Социальная напряженность есть особое состояние общественного сознания и взаимодействия субъектов, специфическая ситуация восприятия и оценки действительности5.

     Можно назвать несколько точек зрения на сущность социальной напряженности:

     социальная напряженность в реальной жизни выступает как осознание большинством членов трудового коллектива очевидных нарушений принципа социальной справедливости и готовность найти выход из ситуации через ту или иную форму конфликта6;

     социальная напряженность представляет собой противоречие между объективным характером социальных отношений и субъективным характером поведения субъектов этих отношений. На уровне организации проявление напряженности будет сопровождаться отклонением от нормального сотрудничества, которое является специфической качественной характеристикой социальных отношений в процессе трудовой деятельности7;

     социальная напряженность — это нарушение нормальных отношений и неадекватное функционирование участников взаимо¬действия8.

       Напряженность представляет собою  обобщающий признак конфликтной  ситуации; она характеризуется наличием  глубокой неудовлетворенности людей  сложившемся положением в обществе  или в отдельной сфере общества (инфляцией, бессилием властей, дефицитом товаров и услуг).

     Напряженность свидетельствует об определенном уровне осознаний субъектами назревшего противоречия или противоречий и потребности  их разрешения, понимания несоответствия сложившегося положения их интересам.

     Для того, чтобы конфликтная ситуация переросла в реальный конфликт, необходимы, во-первых, некоторые условия дополнительно  к тем, которые сложились как  элементы конфликтной ситуации. Речь идет об условиях материальных, политических, коммуникативных, социально-психологических и др. Так, если отсутствует возможность для организованной деятельности групп, скажем, создания коалиций, то формирование социального конфликта не происходит, и он остается в латентном, скрытом состоянии. Для конфликтных действий нужны материальные и символические средства. Во-вторых, начало конфликтного действия предполагает наличие комплекса его мотивов.

     Мотив — не причина, а обозначение намерений  субъектов, что представляется им адекватным обоснованием действий. Мотивы формируются на основе оценивания конфликтной ситуации как побуждающей к активности, а также поведения противника, противоречащего интересам одной из сторон, и собственных действий. Структура мотивов включает в качестве основного элемента ориентацию на защиту интересов группы (общности), ее позиций и ценностей. В составе мотивов — шаблоны группового поведения, агрессивные намерения, защитная реакция субъектов. Мотивы, могут быть конструктивными и деструктивными. Первые ориентируют активность на созидание, вторые — на разрушение, тех или иных элементов социальной системы.

     Провозглашаемые мотивы конфликтного действия не всегда являются реальными, что даже не осознается в ряде случаев конфликтующими сторонами. И не случайно: в мотивах сочетаются и сознательное и подсознательное начала.

     Реализация  конфликтной ситуации, переход ее в явный конфликт всегда начинается с какого-либо толчка: внутреннего, исходящего от одного из субъектов  противоречия, или внешнего. В частности, с воздействия на данный процесс других конфликтов, возникновения кризисного фона в социальной среде, ложной информации, имеющей отношение к поведению конфликтующих сил, идеологического воздействия со стороны общества, экологических катастроф и т.д. Первоначальный акт, провоцирующий конфликт, называют инцидентом. Это — действие одной из сторон, вызывающее ответную реакцию другой стороны.

     «Конфликт, — пишут Ксенчук Е. и Киянова  М., образуют конфликтная ситуация плюс инцидент»9. Инциденты могут быть различными: от неудачно сказанного лидером слова или спорного решения, принятого менеджером, до террористического акта — убийства активиста движения и др.

     Инцидент  следует назвать пусковой причиной. Но не всякий инцидент выступает в  этом качестве, а лишь тот, который  внутренне связан с конфликтным взаимодействием. Если же инцидент является внешним по отношению к конфликтному противоречию, то его следует рассматривать в качестве повода.

     Конфликтная ситуация может перерастать в  конфликт в результате изменений, которые  являются следствием принятых решений, а также субъективного восприятия агентами проблем, возникающих в ходе подготовки, принятия и осуществления тех или иных управленческих решений. Так называемый объяснительный субъективизм, а не только ущемленность интересов и столкновение позиций, вполне может служить пусковой причиной для назревшего конфликта. Тем не менее самым глубоким стимулом перерастания конфликтной ситуации в реальный конфликт выступает противоположность интересов.

     Формирование  конфликта включает: выявление в  данном единстве (к примеру, социальной общности) «обеих сторон фронта конфликта» и образование конфликтных групп; осознание ими противоположности интересов и позиций, хотя еще не в полной мере. Р. Дарендорф подчеркивает, что латентные интересы на первом этапе формирования конфликта необязательно осознаваемы и признаваемы представителями противоположных позиций. Имеют место отклонения от них. Предприниматель может отказаться от своих интересов и быть заодно с рабочим. Группы конфликтующих пока еще есть квази-группы. Однако принадлежность к той или иной квази-группе «постоянно предполагает ожидание защиты определенных интересов»10.

Информация о работе Управлние конфликтами