Учебно-дидактические игры как средство повышения качества образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2011 в 18:50, доклад

Описание работы

Сегодня основная функция педагога - не столько быть источником знания, сколько организовывать процесс познания, создать такую атмосферу в классе, в которой невозможно не выучиться. Школьная практика и теоретические исследования последних лет свидетельствуют о том, что учебная игровая деятельность как форма обучения в полной мере отвечает актуальной задаче методики, дидактики, психологии и педагогики, которые стремятся активизировать учебный процесс.

Работа содержит 1 файл

учебн0-дидактические игры.doc

— 52.00 Кб (Скачать)

  «Учебно-дидактические игры

  как средство повышения качества образования» 

                                   «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.

          Игра — это огромное светлое  окно, через которое в духовный  мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

                                                                          В.А.Сухомлинский 

   Сегодня основная функция педагога - не столько быть источником знания, сколько организовывать процесс познания, создать такую атмосферу в классе, в которой невозможно не выучиться. Школьная практика и теоретические исследования последних лет свидетельствуют о том, что учебная игровая деятельность как форма обучения в полной мере отвечает актуальной задаче методики, дидактики, психологии и педагогики, которые стремятся активизировать учебный процесс.

   Игра  преследует одновременно две цели - игровую и учебную. С одной стороны, это средство моделирования окружающей действительности, с другой - методический прием обучения. Обладая игровой задачей, правилами, действиями и другими структурными компонентами любой игры, она также имеет учебную цель и некоторые условия и средства ее реализации. Творческая атмосфера, свобода от шаблонов, возникающие в игре, способствуют раскрепощению творческих резервов человеческой психики, нейтрализуют чувство тревоги, создают ощущение спокойствия, облегчают межличностное общение.

      В процессе игры мир детства соединяется с миром науки. В играх различные знания и сведения ученик получает свободно. Поэтому часто то, что на уроке оказалось трудным, даже недостижимым для учащегося, во время игры легко усваивается. Интерес и удовольствие - важные психологические эффекты игры.

      Назначение  дидактических игр - развитие познавательных процессов у школьников (восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности  и др.) и закрепление знаний, приобретенных  на уроках.

      Игра, творчество, труд - три основы воспитания. Ввести детей в режим серьезной, деловой игры также трудно, как и потом вывести из игры. К каждой игре нужна серьезная подготовка. Не всякая игра дает нужный учебный эффект. Порой усилий и времени затрачено непомерно больше, чем полученный результат. Как соотнести игровую творческую и игровую репродуктивную деятельность, как не утерять трудовую составляющую деятельности на уроке и вне его - множество вопросов, которые учителя задают себе ежедневно.

      Характер  деятельности учащихся в игре зависит  от места игры на уроке, от ее места в системе уроков. Она может быть проведена на любом этапе урока и на уроке каждого типа.

      Если  игра используется на уроке объяснения нового материала, то в ней должны быть запрограммированы практические действия детей.

      На  уроках закрепления материала важно применять игры на воспроизведение имеющихся знаний. В этом случае следует ограничить использование средств наглядности, а усилить внимание к громкому проговариванию усвоенного правила.

      В системе уроков по теме важно подбирать  игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводящую, контролирующую и поисковую.

      В большинстве игр полезно вносить  элементы соревнования, что также  повышает активность детей в процессе обучения.

      При проведении игры важны опыт, такт, мастерство педагога, умение вовлечь всех детей, найти способ подбодрить недостаточно активных, при необходимости помочь и поддержать интерес, интеллектуальное напряжение.

        Каждому учителю, бесспорно, хочется сделать свой урок интересным и увлекательным, добиться того, чтобы развивался познавательный интерес школьников, их творческая мыслительная активность, чтобы они испытывали чувство успеха при обучении.

      Если  у учителей  есть такие педагогические желания и цели, которые не могут осуществиться без увлеченности, уверенности, гордости и творчества детей, то они смогут найти помощь для осуществления заветных профессиональных желаний благодаря различным дидактическим играм и игровым приемам.

      Таким образом, дидактическая игра - это  игра только для ребенка. Для взрослого она - способ обучения.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ  В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ 

Опытом своей  работы по использованию дидактических игр и игровых приемов поделятся

  1. Никитина Н.Ю.
  2. Пшеницына О.А.
  3. Кукушкина М.П.
  4. Потапова И.В.
  5. Макарова Н.Ю.
 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Работа в группах, дискуссия по поводу положительных  и отрицательных сторон игры, необходимости проведения учебно-дидактических игр на уроках.

Положительные стороны игры.

1. Игра - это средство  познания ребенком действительности.

2.  Игра обеспечивает существенные новообразования в физической, психической и личностной сферах, дает эффект общего психического развития. В игре ребенок учится управлять собой.

3.  В играх  учащиеся учатся анализировать  свою деятельность, оценивать свои  поступки и возможности, умение действовать в коллективе, бороться за честь класса.

4.  Повышается  активность детей.

5.  Игра - это  школа социальных отношений. Именно  в условиях игровых отношений ребенок добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение.

6.  Игра - это средство, снимающее неприятные или запретные для личности школьника переживания.

7.  Игра облегчает  межличностное общение.

8.  В дидактической  игре происходит развитие познавательных  процессов у школьников (восприятия,   внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности и др.).

9.  В игре  закрепляются и применяются в  нестандартной обстановке знания, полученные на уроках.

10.  Игра носит  обучающий характер.

  Отрицательные стороны  игры.

1.  Игра отвлекает  от учебного материала.

2.  Игра - это  развлекательный момент (в лучшем случае организационный этап) урока.

3.  Трудно  поддерживать дисциплину на уроке.

4.  Игра - это  потеря времени на уроке, т.к.  на объяснение правил игры  и заданий уходит много времени.

5.  Трудно  оценить работу каждого ученика на уроке при игровом способе обучения.

6.  Часть детей  вообще не хотят играть, считая, что это не учеба, а развлечение, а часть включаются в 

     игру  слишком поздно.

7.  Много времени  уходит на подготовку дидактической  игры к уроку.

8.  Трудно  детей ввести в игру и вывести  из нее.

9.  Нарушение  детьми правил игры.

10. Возникновение  конфликтных ситуаций.

Однако  игра не должна быть самоцелью, а должна служить средством развития интереса к предмету, поэтому при ее организации следует придерживаться следующих требований:

 При организации дидактических игр необходимо придерживаться следующих положений:

  1).Правила  игры должны быть простыми, точно  сформулированными, а   содержание  предлагаемого материала - доступно  пониманию школьников. В противном случае игра не вызовет интереса и будет проводиться формально.

  2).Игра должна  давать достаточно пищи для  мыслительной деятельности, в противном  случае она не будет содействовать  выполнению педагогических целей,  не будет развивать.

  3).Дидактический материал, используемый во время игры, должен быть удобен в использовании, иначе игра не даст должного эффекта.

  4).При проведении  игры, связанной с соревнованиями  команд, должен быть обеспечен  контроль за ее результатом  со стороны всего коллектива учеников или выбранных лиц.

  5).Каждый  ученик должен быть активным  участником игры. Длительное ожидание  своей очереди для включения  в игру снижает интерес детей  к этой игре.

  6).Если на  уроке проводиться несколько  игр, то легкие  и более трудные  по математическому содержанию должны чередоваться.

  7)Если на  нескольких уроках проводятся  игры, связанные со сходными мыслительными  действиями, то по содержанию   материала они должны удовлетворять  принципу :  от простого к сложному, от конкретного к абстрактному.

  8).Игровой  характер при проведении уроков   должен иметь определенную меру. Превышение этой меры может  привести к тому, что дети во  всем будут видеть только игру.

  9).В процессе  игры учащиеся должны   грамотно  проводить свои рассуждения, речь  их должна быть правильной, четкой, краткой.

Итак, мы пришли к тому, что учебно-дидактические  игры проводить нужно  по ряду причин:

•     игра в «школьном возрасте не умирает, а проникает в отношения к действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и в труде», - писал Л.С. Выгодский. Отсюда следует, что опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы - это важный  и наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу;

•     освоение учебной деятельности, включение  в нее детей идет медленно (многие дети вообще не знают, что такое «учиться»);

•     имеются возрастные особенности  детей, связанные с недостаточной  устойчивостью и произвольностью внимания,  преимущественно непроизвольным   развитием   памяти,   преобладанием   наглядно-образного  типа мышления. Дидактические игры как раз и способствуют развитию у детей психических процессов;

•     недостаточно сформирована познавательная мотивация. Основная трудность в начальной школе в том, что мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнить в школе. Мотив и содержание не соответствуют друг другу. Существуют значительные трудности адаптации (освоение им роли ученика, установление взаимосвязей со сверстниками и учителями). Дидактическая игра способствует преодолению указанных трудностей.

Практическая  работа в группах:

1-я  группа - разработать памятку «Основные условия проведения игры»;

2-я  группа - разработать памятку «Требования, предъявляемые к игре»;

Итог групповой работы - памятки, которые зачитывают представители групп (памятки прилагаются).

Представители групп зачитывают положительные  и отрицательные стороны дидактической  игры.

Памятки

1. Основные условия проведения учебно-дидактических игр:

•     наличие у педагога определенных знаний   и умений относительно дидактических игр;

•     выразительность проведения игры. Это  обеспечивает интерес детей, желание слушать, участвовать в игре;

•     необходимость включения педагога в игру. Он является и участником, и руководителем игры. Учитель должен обеспечить поступательное развитие игры в соответствии с учебными и воспитательными задачами, но при этом не оказывать давления, выполнять второстепенную роль, незаметно для детей направлять игру в нужное русло;

•     необходимо оптимально сочетать занимательность  и обучение. Проводя игру, учитель  постоянно должен помнить, что он дает детям сложные учебные задания, а в игру их превращает форма проведения - эмоциональность, легкость, непринужденность;

•     средства и способы, повышающие эмоциональное отношение к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач;

•     между учителем и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания;

•     используемая в игре наглядность  должна быть простой и емкой.

2.  Требования, предъявляемые к игре:

•     игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся;

Информация о работе Учебно-дидактические игры как средство повышения качества образования