Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2011 в 18:50, доклад
Сегодня основная функция педагога - не столько быть источником знания, сколько организовывать процесс познания, создать такую атмосферу в классе, в которой невозможно не выучиться. Школьная практика и теоретические исследования последних лет свидетельствуют о том, что учебная игровая деятельность как форма обучения в полной мере отвечает актуальной задаче методики, дидактики, психологии и педагогики, которые стремятся активизировать учебный процесс.
«Учебно-дидактические игры
как средство повышения
качества образования»
Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Сегодня основная функция педагога - не столько быть источником знания, сколько организовывать процесс познания, создать такую атмосферу в классе, в которой невозможно не выучиться. Школьная практика и теоретические исследования последних лет свидетельствуют о том, что учебная игровая деятельность как форма обучения в полной мере отвечает актуальной задаче методики, дидактики, психологии и педагогики, которые стремятся активизировать учебный процесс.
Игра преследует одновременно две цели - игровую и учебную. С одной стороны, это средство моделирования окружающей действительности, с другой - методический прием обучения. Обладая игровой задачей, правилами, действиями и другими структурными компонентами любой игры, она также имеет учебную цель и некоторые условия и средства ее реализации. Творческая атмосфера, свобода от шаблонов, возникающие в игре, способствуют раскрепощению творческих резервов человеческой психики, нейтрализуют чувство тревоги, создают ощущение спокойствия, облегчают межличностное общение.
В процессе игры мир детства соединяется с миром науки. В играх различные знания и сведения ученик получает свободно. Поэтому часто то, что на уроке оказалось трудным, даже недостижимым для учащегося, во время игры легко усваивается. Интерес и удовольствие - важные психологические эффекты игры.
Назначение дидактических игр - развитие познавательных процессов у школьников (восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности и др.) и закрепление знаний, приобретенных на уроках.
Игра, творчество, труд - три основы воспитания. Ввести детей в режим серьезной, деловой игры также трудно, как и потом вывести из игры. К каждой игре нужна серьезная подготовка. Не всякая игра дает нужный учебный эффект. Порой усилий и времени затрачено непомерно больше, чем полученный результат. Как соотнести игровую творческую и игровую репродуктивную деятельность, как не утерять трудовую составляющую деятельности на уроке и вне его - множество вопросов, которые учителя задают себе ежедневно.
Характер деятельности учащихся в игре зависит от места игры на уроке, от ее места в системе уроков. Она может быть проведена на любом этапе урока и на уроке каждого типа.
Если игра используется на уроке объяснения нового материала, то в ней должны быть запрограммированы практические действия детей.
На уроках закрепления материала важно применять игры на воспроизведение имеющихся знаний. В этом случае следует ограничить использование средств наглядности, а усилить внимание к громкому проговариванию усвоенного правила.
В системе уроков по теме важно подбирать игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводящую, контролирующую и поисковую.
В
большинстве игр полезно
При проведении игры важны опыт, такт, мастерство педагога, умение вовлечь всех детей, найти способ подбодрить недостаточно активных, при необходимости помочь и поддержать интерес, интеллектуальное напряжение.
Каждому учителю, бесспорно, хочется сделать свой урок интересным и увлекательным, добиться того, чтобы развивался познавательный интерес школьников, их творческая мыслительная активность, чтобы они испытывали чувство успеха при обучении.
Если у учителей есть такие педагогические желания и цели, которые не могут осуществиться без увлеченности, уверенности, гордости и творчества детей, то они смогут найти помощь для осуществления заветных профессиональных желаний благодаря различным дидактическим играм и игровым приемам.
Таким образом, дидактическая игра - это игра только для ребенка. Для взрослого она - способ обучения.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Опытом своей работы по использованию дидактических игр и игровых приемов поделятся
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Работа в группах, дискуссия по поводу положительных и отрицательных сторон игры, необходимости проведения учебно-дидактических игр на уроках.
Положительные стороны игры.
1. Игра - это средство
познания ребенком
2. Игра обеспечивает существенные новообразования в физической, психической и личностной сферах, дает эффект общего психического развития. В игре ребенок учится управлять собой.
3. В играх учащиеся учатся анализировать свою деятельность, оценивать свои поступки и возможности, умение действовать в коллективе, бороться за честь класса.
4. Повышается активность детей.
5. Игра - это
школа социальных отношений.
6. Игра - это средство, снимающее неприятные или запретные для личности школьника переживания.
7. Игра облегчает межличностное общение.
8. В дидактической
игре происходит развитие
9. В игре
закрепляются и применяются в
нестандартной обстановке
10. Игра носит обучающий характер.
Отрицательные стороны игры.
1. Игра отвлекает от учебного материала.
2. Игра - это развлекательный момент (в лучшем случае организационный этап) урока.
3. Трудно
поддерживать дисциплину на
4. Игра - это потеря времени на уроке, т.к. на объяснение правил игры и заданий уходит много времени.
5. Трудно оценить работу каждого ученика на уроке при игровом способе обучения.
6. Часть детей
вообще не хотят играть, считая,
что это не учеба, а
игру слишком поздно.
7. Много времени
уходит на подготовку
8. Трудно детей ввести в игру и вывести из нее.
9. Нарушение детьми правил игры.
10. Возникновение конфликтных ситуаций.
Однако игра не должна быть самоцелью, а должна служить средством развития интереса к предмету, поэтому при ее организации следует придерживаться следующих требований:
При организации дидактических игр необходимо придерживаться следующих положений:
1).Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными, а содержание предлагаемого материала - доступно пониманию школьников. В противном случае игра не вызовет интереса и будет проводиться формально.
2).Игра должна
давать достаточно пищи для
мыслительной деятельности, в противном
случае она не будет
3).Дидактический материал, используемый во время игры, должен быть удобен в использовании, иначе игра не даст должного эффекта.
4).При проведении игры, связанной с соревнованиями команд, должен быть обеспечен контроль за ее результатом со стороны всего коллектива учеников или выбранных лиц.
5).Каждый ученик должен быть активным участником игры. Длительное ожидание своей очереди для включения в игру снижает интерес детей к этой игре.
6).Если на уроке проводиться несколько игр, то легкие и более трудные по математическому содержанию должны чередоваться.
7)Если на
нескольких уроках проводятся
игры, связанные со сходными
8).Игровой
характер при проведении
9).В процессе
игры учащиеся должны грамотно
проводить свои рассуждения,
Итак, мы пришли к тому, что учебно-дидактические игры проводить нужно по ряду причин:
• игра в «школьном возрасте не умирает, а проникает в отношения к действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и в труде», - писал Л.С. Выгодский. Отсюда следует, что опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы - это важный и наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу;
• освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно (многие дети вообще не знают, что такое «учиться»);
• имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидактические игры как раз и способствуют развитию у детей психических процессов;
• недостаточно сформирована познавательная мотивация. Основная трудность в начальной школе в том, что мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнить в школе. Мотив и содержание не соответствуют друг другу. Существуют значительные трудности адаптации (освоение им роли ученика, установление взаимосвязей со сверстниками и учителями). Дидактическая игра способствует преодолению указанных трудностей.
Практическая работа в группах:
1-я группа - разработать памятку «Основные условия проведения игры»;
2-я группа - разработать памятку «Требования, предъявляемые к игре»;
Итог групповой работы - памятки, которые зачитывают представители групп (памятки прилагаются).
Представители
групп зачитывают положительные
и отрицательные стороны
Памятки
1. Основные условия проведения учебно-дидактических игр:
• наличие у педагога определенных знаний и умений относительно дидактических игр;
• выразительность проведения игры. Это обеспечивает интерес детей, желание слушать, участвовать в игре;
•
необходимость включения
• необходимо оптимально сочетать занимательность и обучение. Проводя игру, учитель постоянно должен помнить, что он дает детям сложные учебные задания, а в игру их превращает форма проведения - эмоциональность, легкость, непринужденность;
• средства и способы, повышающие эмоциональное отношение к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач;
• между учителем и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания;
• используемая в игре наглядность должна быть простой и емкой.
2. Требования, предъявляемые к игре:
• игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся;
Информация о работе Учебно-дидактические игры как средство повышения качества образования