Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 05:11, курсовая работа
На протяжении веков школа накопила достаточно большой опыт обучения детей. Многие педагоги исследовали формы обучения (И. М. Чередов, В. К. Дьяченко, В. А. Сластёнин и т. д.), таким образом, сложились различные точки зрения на понятие, эффективность применения различных форм процесса обучения. До сих пор нет единого мнения по данному вопросу. Ведутся поиски новых форм обучения и анализируются традиционные, с целью создания высокого уровня образования учащихся.
Осуществление обучения требует знания и умелого использования разнообразных форм организации учебного процесса, их постоянного совершенствования и модернизации (обновления). Наряду с уроками учебная работа в школе проводится в форме экскурсий. Слово экскурсия (excursio) латинского происхождения и в переводе на русский язык означает вылазку, посещение какого-либо места или объекта с целью его изучения. В этом смысле под экскурсией понимается такая форма организации обучения, при которой учащиеся воспринимают и усваивают знания путем выхода к месту расположения изучаемых объектов (природы, заводов, исторических памятников) и непосредственного ознакомления с ними.
Введение 3
1 Теоретический анализ проблемы использования экскурсий в обучении детей
1.1 Общая характеристика форм обучения 6
1.2 Экскурсия как вид деятельности
1.3 Особенности учебных экскурсий
2 Методика организации учебных экскурсий
2.1 Особенности организации экскурсий
Заключение
Список использованной литературы
При использовании
В
учебных программах по каждому предмету
должен устанавливаться обязательный
перечень экскурсий и их содержание.
С этой точки зрения все проводимые
в школе экскурсии условно
разделяются на несколько видов.
К первому виду относятся производственные
экскурсии. Эти экскурсии планируются
в курсах физики, химии, математики, экономической
географии. Они предполагают посещение
учащимися предприятий и сельскохозяйственных
объектов, новостроек т.д. Производственные
экскурсии помогают изучению основ современного
производства и способствуют расширению
технического кругозора и трудовому воспитанию
учащихся.
Вторым видом являются естественно-научные экскурсии. Они проводятся для углубления знаний по таким предметам, как ботаника, зоология, география, и др. Это экскурсии в поле, в лес, на луг, к речке, озеру, в зоопарк и т.д.
К
третьему виду относятся историко-
Особый, четвертый, вид составляют краеведческие экскурсии с целью изучения природы и истории родного края.
Наконец,
необходимо отметить и пятый вид
экскурсий, которые получили название
комплексных. Это такие экскурсии,
которые проводятся по нескольким предметам
одновременно. Например, экскурсия
на стеклозавод может проводиться
одновременно для углубления знаний
по физике, химии, математике, географии,
и по каждому из этих предметов
изучаются специфические
Однако классификация учебных экскурсий
проводится также в зависимости от того,
какие дидактические задачи решаются
в процессе их проведения. С этой точки
зрения выделяются два типа экскурсий.
Экскурсии первого типа служат средством
изучения нового материала учащимися,
экскурсии второго типа используются
для закрепления того материала, который
предварительно изучен в классе. Например,
при изучении в VI классе в курсе географии
темы «Реки» экскурсия может проводиться
с целью осмысления и усвоения нового
материала. Учащиеся под руководством
учителя выходят к реке, и он объясняет
им основные вопросы о течении реки, учит
определять левый и правый берега, разъясняет,
почему один берег реки, как правило, бывает
крутой, а другой пологий и т.д. Как видим,
основная задача данной экскурсии состоит
в том, чтобы наглядно сообщить учащимся
новые знания.
Но по этой же теме экскурсия может быть
проведена и в другом плане. Учитель, пользуясь
картинами и схемами, излагает все эти
вопросы на уроке, а затем организует с
учащимися экскурсию к реке с целью закрепления
изложенного на занятиях материала.
В общем плане эта методика включает в себя:
а) подготовку экскурсии;
б) выход (выезд) учащихся к изучаемым объектам и усвоение (закрепление) учебного материала по теме занятий;
в)
обработку материалов экскурсии
и подведение ее итогов.
Рассмотрим более детально эти вопросы
на примере изучения в курсе физики темы
«Двигатель внутреннего сгорания. Применение
двигателей». По этой теме программы предусматривают
проведение производственной экскурсии.
Какие же дидактические положения реализуются
в данном случае?
Большое значения прежде всего имеет подготовительная
работа к экскурсии и, в частности, четкое
определение ее цели. В данном случае она
состоит в том, чтобы ознакомить учащихся
со строением современных двигателей
внутреннего сгорания и их использованием
на производстве.
Подготовка экскурсии связана также с
выбором объекта изучения. Им может быть
ближайший автомобильный гараж, где имеются
двигатели внутреннего сгорания и где
есть возможность понаблюдать их в работе.
Третий момент подготовки экскурсии состоит
в том, чтобы поставить перед учащимися
конкретные вопросы, на которые им следует
обратить особое внимание. Такими вопросами
в данном случае являются следующие: каким
образом подается топливо в камеры сгорания,
каково назначение карбюратора, цилиндра,
свечей и т.д.
Наконец,
при подготовке экскурсии учитель
посещает ее объект и решает, кто
будет выступать в качестве экскурсовода
– он сам или работник предприятия.
В последнем случае учитель договаривается
с ним о цели экскурсии и
ее содержании, а также о методике
объяснения материала.
Второй этап составляет содержательная
часть экскурсии, т.е. организация учебной
работы по восприятию и усвоению (или закреплению)
изучаемого материала во время ее проведения.
Делается это с помощью рассказа, объяснения,
беседы и демонстрации (показа) важнейших
частей и деталей изучаемого объекта.
В данном случае экскурсия проводится
в порядке закрепления того материала,
который изучался на уроке, поэтому она
начинается с краткого опроса учащихся:
из каких основных частей состоит двигатель
внутреннего сгорания? Какую роль в нем
играет маховик? После опроса учитель
показывает все эти части и узлы на разобранном
двигателе, а затем проводится демонстрация
его работы.
В
процессе экскурсии необходимо заботиться
об активизации мышления учащихся и
побуждать их к усвоению изучаемого
материала. С этой целью учитель
(экскурсовод) спрашивает учащихся о
принципах работы двигателя внутреннего
сгорания, о способах преобразования
прямолинейного движения во вращательное
и т.д. Во время экскурсии учащиеся
делают записи важнейших положений
темы, а также чертежи, зарисовки
и т.д. Экскурсия заканчивается
подведением ее итогов, обобщением
того нового, что учащиеся узнали во
время ее проведения.
На данном примере показаны лишь общие
подходы к подготовке и проведению экскурсии.
Если же вести речь об экскурсиях по литературе,
истории или ботанике, то, разумеется,
их проведение отличается рядом специфических
особенностей. Так, экскурсия по ботанике
может включать в себя сбор различных
растений и подготовку школьного гербария.
В этом случае потребуется обработка собранного
материала и его упорядочение. Историко-литературные
экскурсии могут включать в себя встречи
с участниками тех или иных исторических
событий, писателями и т.д. Иным может быть
и подведение итогов. Они могут выражаться
в форме письменных отчетов, сочинений,
конференций, а также путем организации
выставок и т.д.
Заключение
Учебные экскурсии — это форма организации обучения, которая позволяет проводить наблюдения, а также изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях. Предусмотренные учебными программами экскурсии являются обязательными и проводятся в рамках учебного времени, отводимого на изучение того или иного предмета. Как и другие организационные формы обучения, экскурсии реализуют дидактические принципы (научности, связи обучения с жизнью, наглядности и др.), способствуют рассмотрению изучаемых явлений в их взаимосвязи и взаимозависимости, формированию познавательных интересов, коллективистических отношений, патриотических, эстетических и других качеств личности, подготовке учащихся к практической деятельности и профессиональной ориентации.
Большое внимание учебным экскурсиям уделяли прогрессивные педагоги прошлого. Н. К. Крупская в правильно организованных экскурсиях видела один из способов научить детей читать «книгу жизни». Роль экскурсий была подчеркнута в исторических постановлениях о школе ЦК партии (1931 — 1932). С развитием советской школы экскурсии стали все шире применяться в учебной работе и в настоящее время стали обязательным элементом процесса обучения.
Экскурсии проводятся в связи с изучением на уроках определенных разделов программы: в природу (природоведческие экскурсии), на промышленные предприятия, в колхозы и совхозы (производственные экскурсии), в музеи, к историческим местам и памятникам (исторические экскурсии). Бывают экскурсии географические, литературные и др. В ряде случаев практикуется проведение экскурсий одновременно по нескольким учебным предметам. Такие экскурсии получили название комплексных. Они предоставляют широкие возможности осуществления межпредметных связей, всестороннего изучения объекта наблюдений в его целостности, экономного использования времени.
Целью нашей курсовой работы являлось изучение экскурсии как формы организации учебной работы – обучения учащихся. В работе мы осветили такие вопросы как особенности экскурсии, методика проведения экскурсии. Мы выяснили, что с помощью экскурсий можно осуществлять процесс обучения наиболее интересно и эффективно.