Учебная экскурсия

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 05:11, курсовая работа

Описание работы

На протяжении веков школа накопила достаточно большой опыт обучения детей. Многие педагоги исследовали формы обучения (И. М. Чередов, В. К. Дьяченко, В. А. Сластёнин и т. д.), таким образом, сложились различные точки зрения на понятие, эффективность применения различных форм процесса обучения. До сих пор нет единого мнения по данному вопросу. Ведутся поиски новых форм обучения и анализируются традиционные, с целью создания высокого уровня образования учащихся.
Осуществление обучения требует знания и умелого использования разнообразных форм организации учебного процесса, их постоянного совершенствования и модернизации (обновления). Наряду с уроками учебная работа в школе проводится в форме экскурсий. Слово экскурсия (excursio) латинского происхождения и в переводе на русский язык означает вылазку, посещение какого-либо места или объекта с целью его изучения. В этом смысле под экскурсией понимается такая форма организации обучения, при которой учащиеся воспринимают и усваивают знания путем выхода к месту расположения изучаемых объектов (природы, заводов, исторических памятников) и непосредственного ознакомления с ними.

Содержание

Введение 3
1 Теоретический анализ проблемы использования экскурсий в обучении детей
1.1 Общая характеристика форм обучения 6
1.2 Экскурсия как вид деятельности
1.3 Особенности учебных экскурсий
2 Методика организации учебных экскурсий
2.1 Особенности организации экскурсий
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 47.35 Кб (Скачать)

     В плане проведения экскурсии, разрабатываемом  учителем совместно с учащимися, отмечаются этапы работы, перечень наблюдений и материалов, которые  должны быть собраны во время экскурсии, необходимое оснащение и оборудование (средства для наблюдений и их фиксирования, измерительные приборы и инструменты  и т. п.), распределение времени  по этапам экскурсии, форма организации  учащихся на экскурсии (фронтальная  работа, групповая или индивидуальная) Перед экскурсией ученики получают и уясняют задания, с ними проводят вступительную беседу. В заданиях указывают, какие наблюдения должен провести каждый из учащихся (или группа учащихся), на какие вопросы он должен дать самостоятельные ответы, какие материалы собрать, в какой форме, к какому сроку подготовить отчет об экскурсии и ее материалы (устное сообщение или письменное сочинение, коллекции, гербарии и т, п.). Продолжительность экскурсий зависит от характера объекта, целей проведения, возраста учащихся и обычно колеблется в пределах от 40—45 мин до 2—2,5 ч (без учета времени, затрачиваемого на дорогу в оба конца). При проведении экскурсии обеспечивается активная работа всех учащихся, возможность проведения наблюдений (хорошая видимость объектов), поддержание дисциплины и порядка, знание и соблюдение правил поведения и правил техники безопасности.

     Заключительный  этап экскурсии состоит в проведении учителем итоговой беседы (реже — письменной работы), в ходе которой полученные на экскурсии сведения включаются в  общую систему знаний учащихся. Учитель  дает указания об обработке собранного материала, о подготовке отчетов. По материалам экскурсии организуются выставки, проводятся специальные занятия (например, с разбором сочинений  учащихся об экскурсиях), вечера и т  п. Собранные на экскурсии материалы  используются в качестве раздаточного материала на соответствующих уроках, экспонатов школьного музея и  т. п.

     Чтобы упорядочить проведение экскурсий (особенно комплексных) в классе и  в школе, заместитель директора  школы по учебно-воспитательной работе составляет общешкольный календарный  план проведения учебных экскурсий  по всем предметам и классам на учебный год, полугодие или четверть с указанием сроков, объектов и  руководителей экскурсий. Целесообразно  составлять такой план в сочетании  с аналогичным планом проведения в школе внеучебных экскурсий.

     Экскурсии являются весьма эффективной формой организации учебной работы. В  этом отношении они выполняют  следующие функции.

     Первая. С помощью экскурсий реализуется  принцип наглядности обучения, ибо  в процессе их учащиеся, как отмечено выше, непосредственно знакомятся с  изучаемыми предметами и явлениями. 

     Вторая. Экскурсии позволяют повышать уровень  научности обучения и укреплять  его связь с жизнью, с практикой. 

     Третья. Экскурсии способствуют техническому обучению, так как дают возможность  знакомить учащихся с производством, с применением научных знаний в промышленности и сельском хозяйстве.

     Четвертая. Экскурсии играют важную роль в профессиональной ориентации учащихся на производственную деятельность и в ознакомлении их с трудом человека. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 Методика организации  учебных экскурсий

     2.1 Особенности организации  экскурсий 

       В ходе экскурсионного процесса  экскурсовод помогает экскурсантам  увидеть объекты, на основе  которых раскрывается тема (первая  задача), услышать об этих объектах  необходимую информацию (вторая  задача), ощутить величие подвига,  значение исторического события  (третья задача), овладеть практическими  навыками самостоятельного наблюдения  и анализа экскурсионных объектов (четвертая задача). В решении последней задачи большое место занимает формирование умения видеть.

       Умение видеть как эстетическое  восприятие сводится к умению  воспринимать архитектурные массы,  краски, линии всякого рода, группировки  масс, красок, линий и их комплексы  в условиях перспективы, света,  воздуха, угла зрения. Умение видеть  как историческое восприятие  заключается в следующем: во-первых, надо уметь найти в экскурсионном  объекте типичные черты и особенности  историко-культурного характера;  во-вторых, надо уметь определить  наслоения в экскурсионном объекте,  сделанные временем, и его эволюцию; в-третьих, надо уметь найти  исторические факты в монументальных  и музейно-исторических памятниках - задача, всегда требующая больших  знаний и навыков.

       Материал экскурсии, профессиональное  мастерство экскурсовода в его  изложении дают возможность экскурсантам  анализировать, делать необходимые  выводы Эти умения в ходе  показа и рассказа экскурсантам  прививает экскурсовод При этом  в качестве активных помощников  экскурсовода выступают авторы  экскурсии Об этом говорил  известный теоретик, критик и  педагог А В. Бакушинский: "Методическая  разработка материала, обусловленная  целью, всеми задачами и планом  экскурсии, должна быть направлена  к пробуждению самостоятельности  восприятия и оценок".

       Одна из задач экскурсии - выработать  у экскурсантов отношение к  теме экскурсии, деятельности  исторических лиц, событиям, фактам, в целом к материалу экскурсии  и дать ей свою оценку.

     Дать  оценку - значит составить представление  о ком-либо, чем-либо, определить значение, характер, роль кого-нибудь или чего-нибудь, признать чьи-то достоинства, положительные  качества.

     Оценка  экскурсии - это выводы экскурсанта, к которым его подводит экскурсовод

     Отношение к экскурсии нужно понимать как: определенный взгляд экскурсанта на исторический период, которому посвящена  экскурсия; восприятие каких-либо действий; понимание конкретной ситуации, в  которой находился писатель, скульптор (художник), создавая свое произведение.

       В этом процессе большую роль  играют материал экскурсии, подача  его экскурсоводом, "угол зрения" на событие и оценка его  экскурсоводом, а также убежденность  экскурсовода в своей правоте.  Главное в этом процессе - проблема  понимания. Большинство экскурсантов  воспринимают точку зрения экскурсовода, которая становится основой понимания  материала и выработки отношения  к предмету показа и рассказа.

     "Экскурсия  - особая форма учебной и внеучебной  работы, в которой осуществляется  совместная деятельность учителя-экскурсовода  и руководимых им школьников-экскурсантов  в процессе изучения явлений  действительности, наблюдаемых в  естественных условиях (завод, колхоз, памятники истории и культуры, памятные места, природа и др.) или в специально созданных  хранилищах коллекций (музей,  выставка)".

     Первоначально экскурсия была прогулкой, преследующей практические задачи, например, поиск  лечебных трав. Затем перед ней  встали научные задачи, такие как  выявление экспонатов для краеведческого музея. Поиски новых форм самообразования  выдвинули перед экскурсиями  общеобразовательную цель. Стремление улучшить воспитательную работу, сделать  ее более эффективной превратили экскурсию в один из видов культурно-просветительской работы.

       В настоящее время экскурсия  выступает как нечто законченное,  целостное, имеющее свои специфические  функции и признаки, своеобразную  индивидуальную методику. В значительной  степени она обогатилась по  содержанию, формам проведения и  методике преподнесения материала  и характеризуется как неотъемлемая  часть идейно-воспитательной и  культурно-массовой работы. Цели, задачи  и формы проведения экскурсий  показаны в таблице 1.

№ п/п  Цели  Задачи  Формы проведения
1  Отдых   Поиск лечебных  трав, ягод, грибов, фруктов   Прогулка 
2  Учебная   Усвоение детьми  знаний по учебному предмету (ботанике, географии, истории)   Урок вне классного  помещения 
3  Научная   Выявление экспонатов  для краеведческого музея   Экспедиция 
4  Общеобразовательная   Расширение общего  культурного кругозора   Беседа в туристском  походе, путевая экскурсионная информация  в транспортном путешествии 
5  Культурно-просветительная   Повышение уровня знаний по истории, архитектуре, литературе и другим отраслям  Обзорная многоплановая экскурсия
6  Культурно-воспитательная   Усвоение знаний  в сочетании с воспитанием   Тематическая  экскурсия
 

     Итак, экскурсия представляет собой наглядный  процесс познания человеком окружающего  мира, построенный на заранее подобранных  объектах, находящихся в естественных условиях или расположенных в  помещениях предприятий, лабораторий, научно-исследовательских институтов и т. д.

     В краткой форме сущность экскурсии  можно определить так: экскурсия - сумма  знаний, в специфической форме  сообщаемых группе людей, и определенная система действий по их передаче.

       Методика проведения экскурсий  направлена на то, чтобы помочь  экскурсантам легче усвоить содержание  экскурсий. Делается это с помощью  методических приемов, которые  делятся на две группы - приемы  показа и приемы рассказа, но  практика требует применения  еще более сложной классификации  методических приемов: по их  назначению, времени и месту использования  и т. д.

       Задача методических приемов  - обеспечить наилучшую действенность  экскурсионного метода сообщения  знаний аудитории. Методические  приемы могут быть рассмотрены  в нескольких аспектах: как оптимальный  способ выполнения определенных  действий, как средство превращения  пассивного осмотра в активное  наблюдение объекта экскурсантами;  как основа процесса трансформации устной информации в зрительную; как основа анализа и синтеза на экскурсии и т. д.

       Все методические приемы, правильное  использование которых составляет  одну из основ профессионального  мастерства экскурсовода, могут  быть по своему назначению  подразделены следующим образом:

      - приемы непосредственного ведения  экскурсии (показ и рассказ);

     - приемы, направленные на создание  условий для эффективного проведения  экскурсии. 

     Классификация методических приемов

       Методические приемы подразделяются  на несколько групп в зависимости  от их назначения: методические  приемы, задача которых - помочь  экскурсоводу установить прочные  контакты между экскурсоводом  и экскурсантами; приемы, задача  которых добиться устойчивого  внимания аудитории к наблюдаемому  объекту; приемы, закрепляющие внимание  к рассказу, возбуждающие у экскурсантов  интерес к определенным вопросам; приемы, обеспечивающие зрительное  восприятие экскурсионного материала. 

       В классификации приемов проведения  экскурсии выделяются две группы:

     Приемы  показа, куда входят приемы, организующие наблюдение (изучение, исследование) объектов и позволяющие выделить объект из окружающей среды, из целого; приемы, задача которых, опираясь на воображение экскурсантов, сделать зримыми изменения во внешнем облике объекта; приемы, которые  дают возможность увидеть объекты  в нужном виде, построенные на движении - приближении экскурсионной группы к объекту, удалении от него, движении вдоль него.

     Приемы  рассказа - это приемы, построенные  на пояснении объекта, описании его  внутреннего вида и вызывающие у  экскурсантов зрительные ассоциации, а также приемы репортажа, которые  дают возможность понять изменения, происходящие в наблюдаемом объекте, и т. д.

       Практически все методические  приемы можно разделить на  две категории: более простые,  создающие условия для проведения  экскурсии и более сложные  - приемы непосредственного проведения  экскурсий.

       Методические приемы, как было  сказано ранее, делятся на общие,  применяемые на всех экскурсиях  независимо от того, что показывается  и о чем идет рассказ; частные,  присущие одному виду экскурсий  (производственных, музейных, природоведческих); единичные приемы, используемые  при наблюдении какого-либо одного  уникального объекта (например, Храм  Покрова на Нерли в летний  погожий день, когда здание отражается  в водной поверхности прилегающего  к нему озера). Такие приемы, как  правило, являются "находкой" одного  экскурсовода и не применяются  всеми, кто проводит подобные  экскурсии; приемы, используемые  в определенное время года, дня.

Информация о работе Учебная экскурсия