Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 05:11, курсовая работа
На протяжении веков школа накопила достаточно большой опыт обучения детей. Многие педагоги исследовали формы обучения (И. М. Чередов, В. К. Дьяченко, В. А. Сластёнин и т. д.), таким образом, сложились различные точки зрения на понятие, эффективность применения различных форм процесса обучения. До сих пор нет единого мнения по данному вопросу. Ведутся поиски новых форм обучения и анализируются традиционные, с целью создания высокого уровня образования учащихся.
Осуществление обучения требует знания и умелого использования разнообразных форм организации учебного процесса, их постоянного совершенствования и модернизации (обновления). Наряду с уроками учебная работа в школе проводится в форме экскурсий. Слово экскурсия (excursio) латинского происхождения и в переводе на русский язык означает вылазку, посещение какого-либо места или объекта с целью его изучения. В этом смысле под экскурсией понимается такая форма организации обучения, при которой учащиеся воспринимают и усваивают знания путем выхода к месту расположения изучаемых объектов (природы, заводов, исторических памятников) и непосредственного ознакомления с ними.
Введение 3
1 Теоретический анализ проблемы использования экскурсий в обучении детей
1.1 Общая характеристика форм обучения 6
1.2 Экскурсия как вид деятельности
1.3 Особенности учебных экскурсий
2 Методика организации учебных экскурсий
2.1 Особенности организации экскурсий
Заключение
Список использованной литературы
В
плане проведения экскурсии, разрабатываемом
учителем совместно с учащимися,
отмечаются этапы работы, перечень
наблюдений и материалов, которые
должны быть собраны во время экскурсии,
необходимое оснащение и
Заключительный этап экскурсии состоит в проведении учителем итоговой беседы (реже — письменной работы), в ходе которой полученные на экскурсии сведения включаются в общую систему знаний учащихся. Учитель дает указания об обработке собранного материала, о подготовке отчетов. По материалам экскурсии организуются выставки, проводятся специальные занятия (например, с разбором сочинений учащихся об экскурсиях), вечера и т п. Собранные на экскурсии материалы используются в качестве раздаточного материала на соответствующих уроках, экспонатов школьного музея и т. п.
Чтобы упорядочить проведение экскурсий (особенно комплексных) в классе и в школе, заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе составляет общешкольный календарный план проведения учебных экскурсий по всем предметам и классам на учебный год, полугодие или четверть с указанием сроков, объектов и руководителей экскурсий. Целесообразно составлять такой план в сочетании с аналогичным планом проведения в школе внеучебных экскурсий.
Экскурсии являются весьма эффективной формой организации учебной работы. В этом отношении они выполняют следующие функции.
Первая.
С помощью экскурсий
Вторая. Экскурсии позволяют повышать уровень научности обучения и укреплять его связь с жизнью, с практикой.
Третья. Экскурсии способствуют техническому обучению, так как дают возможность знакомить учащихся с производством, с применением научных знаний в промышленности и сельском хозяйстве.
Четвертая.
Экскурсии играют важную роль в профессиональной
ориентации учащихся на производственную
деятельность и в ознакомлении их
с трудом человека.
2 Методика организации учебных экскурсий
2.1
Особенности организации
экскурсий
В ходе экскурсионного
Умение видеть как
Материал экскурсии,
Одна из задач экскурсии - выработать у экскурсантов отношение к теме экскурсии, деятельности исторических лиц, событиям, фактам, в целом к материалу экскурсии и дать ей свою оценку.
Дать оценку - значит составить представление о ком-либо, чем-либо, определить значение, характер, роль кого-нибудь или чего-нибудь, признать чьи-то достоинства, положительные качества.
Оценка экскурсии - это выводы экскурсанта, к которым его подводит экскурсовод
Отношение к экскурсии нужно понимать как: определенный взгляд экскурсанта на исторический период, которому посвящена экскурсия; восприятие каких-либо действий; понимание конкретной ситуации, в которой находился писатель, скульптор (художник), создавая свое произведение.
В этом процессе большую роль
играют материал экскурсии,
"Экскурсия
- особая форма учебной и
Первоначально
экскурсия была прогулкой, преследующей
практические задачи, например, поиск
лечебных трав. Затем перед ней
встали научные задачи, такие как
выявление экспонатов для краеведческого
музея. Поиски новых форм самообразования
выдвинули перед экскурсиями
общеобразовательную цель. Стремление
улучшить воспитательную работу, сделать
ее более эффективной превратили
экскурсию в один из видов культурно-
В настоящее время экскурсия
выступает как нечто
№ п/п | Цели | Задачи | Формы проведения |
1 | Отдых | Поиск лечебных трав, ягод, грибов, фруктов | Прогулка |
2 | Учебная | Усвоение детьми знаний по учебному предмету (ботанике, географии, истории) | Урок вне классного помещения |
3 | Научная | Выявление экспонатов для краеведческого музея | Экспедиция |
4 | Общеобразовательная | Расширение общего культурного кругозора | Беседа в туристском
походе, путевая экскурсионная |
5 | Культурно-просветительная | Повышение уровня знаний по истории, архитектуре, литературе и другим отраслям | Обзорная многоплановая экскурсия |
6 | Культурно-воспитательная | Усвоение знаний в сочетании с воспитанием | Тематическая экскурсия |
Итак,
экскурсия представляет собой наглядный
процесс познания человеком окружающего
мира, построенный на заранее подобранных
объектах, находящихся в естественных
условиях или расположенных в
помещениях предприятий, лабораторий,
научно-исследовательских
В краткой форме сущность экскурсии можно определить так: экскурсия - сумма знаний, в специфической форме сообщаемых группе людей, и определенная система действий по их передаче.
Методика проведения экскурсий
направлена на то, чтобы помочь
экскурсантам легче усвоить
Задача методических приемов
- обеспечить наилучшую
Все методические приемы, правильное
использование которых
- приемы непосредственного
-
приемы, направленные на создание
условий для эффективного
Классификация методических приемов
Методические приемы
В классификации приемов
Приемы
показа, куда входят приемы, организующие
наблюдение (изучение, исследование) объектов
и позволяющие выделить объект из
окружающей среды, из целого; приемы, задача
которых, опираясь на воображение экскурсантов,
сделать зримыми изменения во
внешнем облике объекта; приемы, которые
дают возможность увидеть объекты
в нужном виде, построенные на движении
- приближении экскурсионной
Приемы рассказа - это приемы, построенные на пояснении объекта, описании его внутреннего вида и вызывающие у экскурсантов зрительные ассоциации, а также приемы репортажа, которые дают возможность понять изменения, происходящие в наблюдаемом объекте, и т. д.
Практически все методические
приемы можно разделить на
две категории: более простые,
создающие условия для
Методические приемы, как было
сказано ранее, делятся на