Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 23:10, реферат
Родился 7 июля 1849 г. в селе Клёнов ныне Подольское. Учился в Вифанской духовной семинарии, а после шести лет обучения принят на историческое отделение Московской духовной академии, которую закончил в 1872 году. Сразу после окончания академии молодой преподаватель был принят в число профессорско-преподавательской корпорации и назначен преподавателем психологии, дидактике, педагогики и логики в Петербургской духовной семинарии и академии.
Биографические сведения……………………………………………….3
Философско-педагогические взгляды…………………………………..4
Основные положения педагогической теории…………………………8
Заключение……………………………………………………………...16
Каптерев называет прежде всего доверие и уважение к детской личности. Оно есть «необходимое свойство каждой хорошо поставленной школы». Это доверие выражается в том, что школа должна быть «домом учащихся и предоставлять им для их потребностей не только в будни, но и в праздники, не только днём, но и по вечерам». В такой школе должно быть множество самых разнообразных кружков, которые станут существенным дополнением школьного курса, как бы он хорошо не был поставлен.
Родительские комитеты должны иметь право влиять на ход школьных дел. Родители вмести с учителями вправе решать такие вопросы, как количество задаваемых на дом уроков, объём чтения учащимися и др.
В этих высказываниях Каптерева проступает самая характерная черта всего его научно – педагогического творчества – тесная связь теоретического рассмотрения любого школьного вопроса с его практической направленностью. Каптереву было чуждо отвлечённое, отрешённое от жизни школы решения воспитательное – образовательных проблем.
Каптерев решительно выступал против существующего однотипного общего образования. Он обосновал многотипие как исторически и субъективно необходимое явление в развитие общеобразовательной школы и педагогики. Один, но хороший тип общего образования Каптерев относил к области психологических и педагогических чудес. Чтобы проверить, какие типы школ могу оправдывать себя, а какие нет, он предлагает путь широкого экспериментирования, создания опытных школ, опытных лабораторий. Перефразируя известную русскую пословицу, он говорил: «Экспериментов бояться – в педагогике не идти»
Одной из центральных проблем всей педагогике Каптерев считал проблему развития и воспитания характера воли. Присматриваясь к русской общественной жизни, он находил, что люди с сильной волей, с характером у нас мало. Мы хотим достигнуть всё сразу, всё получить одним ударом, на медленный кропотливый труд смотрят свысока . Твёрдый характер может и должен соединяться с нравственными принципами. Характер принадлежит к области воли. Все эти качества могу вырабатываться в процессе обучения. Каптерев подчёркивает, что не только процесс приобретения знаний имеет значение для развития характера, что не обширность самих знаний, а принципы науки, её методы, её логические особенности – главное в обучении.
Мысль о самодеятельности и её роли в развитии личности – одна из основных во всём педагогическом наследии Каптерева. Наиболее ярко она выражена в его статье «О саморазвитии и самовоспитании». Фактически каждый организм заключает в себе самом источник деятельности. Внешнее впечатление – возбудители, повод для обнаружения собственной деятельности. Исходя из того что организм и окружающая его среда взаимодействуют друг с другом, Каптерев приходит к выводу, что человек сам себя воспитывает. А искусство умственного и нравственного воспитания есть лишь «Искусство возбуждения сердца и ума учащихся , а не простого сообщения сведений и назидания». Признание Каптеревым самодеятельности в качестве основного свойства человеческого организма привело его к мысли об определяющей роли саморазвития в процессе образования и воспитания. В саморазвитии он усмотрел основу школы и источники её совершенствования, а также самообразования и самовоспитания. Обязательные учебные курсы должны быть минимальными и включать лишь самые главные и общие научные элементы. Идея саморазвития с учётом наследственности каждого человека составляет общее основание крупных трудов Каптерева – “Педагогический процесс”, “Педагогическая психология” (3-е изд.) и “Дидактические очерки” (2-е изд.).
Приоритет нравственного содержания в воспитании Каптерев объясняет тем, что нравственность деятельна, заключается в труде для других, выражает общественную направленность личности. Нравственное закаливание необходимо сочетать с физическим с целью подготовки подрастающего поколения к жизненной борьбе. Система душевного закаливания связывает воедино развитие воли, характера , ума и тела . В такой постановке вопроса о нравственном закаливании находит своё место. И психологический элемент – “детская природа”, к своеобразию которой приноравливается всё воспитание, и нравственное закаливание в частности.
Каждый возраст, отмечает Каптерев, имеет свои характерные свойства, свои главенствующие интересы и стремления, свои преобладающие радости и печали.
Но взрослые порой не только не подозревают о талантах детей, но и не понимают их эмоциональное состояние
Однако душевное состояние детей столь же действенно, как душевное состояние взрослых. Для развития детей и для правильного воспитания необходимо уважать и учитывать эти особенности . Уже к концу XIX в. Каптерев разработал многие основные проблемы образования и воспитания в связи с саморазвитием человека, которые за тем обобщил в своём труде “Педагогический процесс”. Каптерев ставит важнейший вопрос о возможности образования новых качеств личности ребёнка и искоренение недостатков. Решение этого вопроса он связывает с влиянием культуры на изменение человеческой природы. Воспитание культуры действовали на человека постоянно и совместно. Педагогика рассматривает человеческий организм как изменчивый, подлежащий совершенствованию во всех отношениях. Совершенствование продолжает и завершает саморазвитие. Каптерев доказывает, что нельзя совершенствовать, подавляя саморазвитие – “основы и сущность всего воспитания…” . Утверждая, что основа совершенствования личности есть саморазвитие организма, что к ней должно быть “привязываемо всё в воспитании”, Каптерев исходит из необходимости опираться в воспитании на человеческую природу. Вникнуть глубже в смысл своего исследования Каптерева о педагогическом процессе, можно понять, почему он связывает идеал совершенного человека с человеческой природой. Это раскрывается в тезисе Каптерева о двух элементах педагогического процесса – личном и общественном. Личный берёт своё начало в антропологии, а общественный – социологии. Общие человеческие черты получают в идеале преобладающее значение. Развитие общественника, доброго, умеющего хранить и приумножать полученное по наследству культурное достояние, дополняется другими чертами: уважением свей личности и личности другого, самодеятельности, чувством ответственности, справедливости в сочетании справам на свободу деятельности.
Педагогический процесс, по мнению Каптерева, не может быть чьим – либо орудием: ни государства, ни церкви, ни отдельных лиц. Он автономен. Однако Каптерев хорошо понимал, что сама по себе идея автономности педагогического процесса без её практического применения мало что стоит. И он показал, что нужно сделать, чтобы учитель обрёл независимость своей деятельности, а учащиеся выработали свободные убеждения и взгляды на религию, государства и общество. Для этого в каждой школе педагогический совет должен решать самостоятельно школьные дела. Директор – не едино начальник, а один из полноправных членов совета, в администрации педагогического ведомства должны быть педагоги. Чтобы сделать педагогическую деятельность привлекательной для способных людей, необходимо ухудшить материальное и правовое положение учителей
4. Заключение
Информация о работе Творческий портрет Петра Федоровича Каптерева