Трудовое развитие младшего школьника

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2011 в 03:40, реферат

Описание работы

Воспитание добросовестного отношения к труду и сбережению материальных ценностей как фактор морального формирования личности. Функции трудового воспитания.
Как отмечалось в главе о целях воспитания, успешное формирование личности в современной школе может осуществляться только на основе разумного организованного соединения учебно-воспитательной работы с практической трудовой деятельностью.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 28.20 Кб (Скачать)

Успешное решение  этой проблемы во многом зависит от характера воспитания детей в  семье. Правильное семейное воспитание заключается в том, что бы постепенно привлекать ребёнка к посильной  и разнообразной трудовой деятельности. Вначале это бывает простейшая работа по самообслуживанию, связанная с  уходом за своими игрушками, одеждой  и обовью. Затем сфера трудовой дел ребёнка расширяется и  включает в себя  поливку светов в доме, участие в сухой уборке квартиры, поддержание частоты в  ванной и т.д. в лекции для родителей  «Воспитание в труде» А.С. Макаренко  перечисляет более 20 видов труда  детей в семье. Участие в посильной  и систематической трудовой деятельности позволяет детям не только приучаться к домашнему труду  и приобретать  практические умения и навыки, но и  постепенно осознавать свои трудовые обязанности, привыкать к бережливости. С такими детьми, естественно, легче  работать учителям. 

Однако школе необходимо значительно расширять сферу  трудовой деятельности учащихся, включать их в такие виды деятельности, результаты которой связаны с созданием  материальных ценностей. Усложнение трудовой деятельности учащихся и повышение её воспитательного значения требуют возбуждения у них тех специфических внутренних противоречий, под влиянием которых формируется потребность в труде и которые стимулируют развитие трудолюбия и бережливости. Что же это за противоречия и как они создаются. 

Одно из этих внутренних противоречий состоит в противоречии учащимся «расхождения» между характером домашнего труда и расширением  сферы их трудовой деятельности в  школе. Когда ученику приходиться  выполнять различные задания  по изготовлению учебных пособий, когда  усложняется сфера его деятельности в работе по самообслуживанию и благоустройству  школы, по оказанию помощи близлежащим  стройкам, промышленным предприятиям, сельскому хозяйству, его труд неизбежно  приобретает элементы новизны, становиться  интересным, что и способствует стимулированию его трудовой деятельности. 

Расширение сферы  трудовой деятельности учащихся способствует также возбуждению противоречия между имеющихся у них умений и навыков и необходимость  овладения новыми трудовыми процессами, а также совершенствования своей  сноровки и аккуратности в работе. Для этого в процессе воспитания важно показать учащимся, какие новые  умения и навыки они могут приобрести и какие стороны своей трудовой подготовки могут усовершенствовать. 

Большие возможности  для возбуждения потребности  в труде и бережном отношении  материальным ценностям общества предоставляет  разъяснение учащимся их трудовых обязанностей, а также бережливости как нравственного  качества. Когда ученик глубоко осознаёт общественное и личное значение труда, а также сои обязанности, у  него формируется психологическая  установка к активной трудовой деятельности, к выполнению любой работы. 

В возбуждении у  школьников переживания внутренних противоречий и воспитания в потребности  в труде и бережном отношении  к материальным ценностям большую  роль играют формы организации трудовой деятельности. Какие же из этих форм получили распространение в школьной практике? Важнейшим из них являются следующие: 

а) создание постоянных или временных ученических звеньев  для выполнения той или иной работы. Например, могут функционировать  постоянные звенья по уходу за плодовыми  деревьями в школьном саду, если он есть, по выращиванию цветов. Временные звенья организуются для выполнения эпизодической работы, например, для оформления школьного здания и наступающему празднику, для совместной работы с шефами и т.д.; 

б) накопление и развитие трудовых традиций в школе, как, например, традиционная подготовка и проведение в школе «Праздника труда» или  праздника «В подарок школе», когда  ученики всех классов изготавливают  учебные пособия, мастерят модели, закладывают  памятные аллеи. Стимулирующей трудовой традицией являются выставки технического творчества школьников и т.д.; 

в) в последние  годы в школах создаются производственные кооперативы, в которых учащиеся занимаются производительным трудом и  получают за денежную оплату; 

г) эффективной формой возбуждения трудовой активности являются индивидуальные трудовые, которые даются учащимся учителями и ученическими организациями. Нередко учителя  просят того или иного ученика  помочь в уборке учебного кабинета, привести в надлежащий порядок приборы, мебель и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Развитие сознательного  отношения к труду, взглядов и  убеждений по вопросам трудолюбия 

Важной стороной трудолюбия является глубокое понимание  личностью существенного значения труда в жизни общества и каждого  человека, нё взгляды и убеждения  в необходимости вносить свой вклад в развитие экономики, в  создание личного материального  благополучия. 

Развитие сознательности, взглядов и убеждений по вопросам трудолюбия осуществляется прежде всего в процессе учебных занятий. Учебный материал по литературе, языкам, истории и другим предметам содержит немало примеров и фактов, позволяющих раскрывать благотворное влияние труда на человека, его чувства и моральное формирование. Развитие общества основывается в конечном итоге на создании материальных ценностей и жизненных средств, что влечет за собой эволюцию социальных и моральных отношений. В этом смысле главным двигателем социального развития является человек труд, его творческо-преобразующая деятельность. Эти идеи пронизывают содержание такого учебного предмета, как история, и овладение им позволяет глубоко осмысливать значение труда в развитии общества. 

Возвышающая человека роль труда, его одухотворяющая нравственная сущность ярко освещаются в произведениях  художественно литературы. Благородство труда воспевали А.С. Пушкин, А.Ю Лермонтов, А.Н Некрасов, М.А Шолохов, Я. Купала, Я. Колас и другие писатели. Глубокое осмысление и овладение этим материалом не только расширяют кругозор учащихся по вопросам роли труда в жизни общества, но и позволяют им осознавать его большое значение в личности развитии человека, закладывают основы взглядов и убеждений. 

Широкие возможности  в этом плане предоставляют также  разнообразные формы морально-познавательной деятельности учащихся в системе  внеклассной работы. Различные вопросы  о роле труда в улучшении благосостояния народа раскрываются в этических  беседах, лекциях докладах, на классных часах. На эти темы проводятся читательские конференции, школьные вечера, диспуты  встречи с тружениками промышленности и сельского хозяйства, экскурсии  на производство и др. Во многих школах поддерживаются шефские связи с  предпринимателями, колхозами и  совхозами, создаются комнаты трудовой и боевой славы. Для развития сознательности, взглядов и убеждений учащихся в  этих случаях используются методы убеждения-разъяснения, положительные примеры и т.д. 

Воспитательное значение учебной и внеклассной работы в формировании трудолюбия учащихся, их взглядов и убеждений зависят  от её содержательности, эмоциональности  и умелого учета возрастных особенностей школьников. 

Однако, как отмечалось выше, в структуре трудолюбия как  личностного качества, пожалуй едва ли не главным является трудовые умения и навыки, Умелость личности в различных видах производственной деятельности. Какие же теоретические и методические проблемы здесь возникают? 
 
 
 
 
 
 
 
 

Организация трудовой деятельности учащихся и формирование у них трудовых умений и навыков. Обогащение и обновление форм трудовой деятельности школьников 

Чтобы трудовая деятельность учащихся развивала из сознательность, взгляды и убеждения и способствовала формированию практической стороны трудолюбия как личностного качества, её необходимо методически правильно организовывать. Наиболее существенными этой методики являются следующие. 

 а) В процессе  воспитания, исходя из необходимости  включения учащихся в разнообразную  трудовую деятельность, учителям  и классным руководителям следует  не только заботиться о подборе  объектов труда, но и тщательно  продумывать систему его организации  с тем,  чтобы он носил регулярный  характер. С этой точки зрения  нужно планировать трудовую деятельность  таким образом, чтобы наряду  с более или менее постоянной  работой учащиеся систематически  изготовляли учебные пособия  для школьных кабинетов и выставок, занимались благоустройством прилегающей  к школе территории, работали  по заданию подшефных предприятий  как в течении учебного года, так и во время каникул в средних и старших классах полезно, чтобы школьники сами планировали свой труд  и сами решали, как лучше его организовывать. В этих случаях учителя и классные руководители выступают лишь как советчики и консультанты и оказывают помощь в решении тех вопросов, которые вызывают у школьников определенные затруднения. Если в школе обеспечивается регулярное участие всех учащихся в разнообразных видах труда, то создаются условия для нормального трудового воспитания.  

б) При организации  труда нужно чётко определять те задачи, которые должны решать учащиеся, а так же разъяснять их общественное и нравственное значение. Например, Учащиеся подростки и старшеклассники  направляются на оказание помощи в  уборке урожая. Накануне этого необходимо определить, какую работу будут выполнять  учащиеся и какие конкретные задачи стоят перед ними, подробно разъяснить необходимость этой помощи и её народно-хозяйственное  значение. Всё это должно делаться кратко и тактично, без лишних призывов и тем более морализирования. Осмысление важности труда и связанных  с ним задач способствует возбуждению  у учащихся потребности хорошо выполнять  трудовое задание, создает психологическую  установку на преодоление трудностей, рождает чувство ответственности  и долга. 

в) В методике трудового  воспитания существенно важными являются определение порядка выполнения намеченного труда, распределение обязанностей между учащимися, выделение ответственных за отдельные участки работы и определение формы поведения результатов её выполнения. 

г) Весьма важной стороной организации трудовой деятельности учащихся является практический показ  и обучение их способам и приёмам  работы, соблюдению правил техники  безопасности. В данном случае речь идёт об элементах трудового обучения, формировании рудовых умений и навыков, трудовой сноровки, без которых нельзя успешно работать. 

д) Большое значение имеет руководство самим процессом труда и оказание помощи учащимся в овладении более рациональными способами её выполнения. 

Учителю надо быть внимательным и следить, кто как работает, кто  испытывает затруднения, кому нужно  помочь. Особое внимание надо обращать на соблюдение правил техники безопасности, предупреждать учащихся об осторожности в обращении с орудиями труда  и техническими средствами. 

е) Органической частью организации труда является раскрытие  и осмысление его связи с обучением, а так же его роли в углублении расширении знаний школьников. Когда, например, учащиеся работают на пришкольном  участке, эти вопросы всегда выступают  на первый план. Школьники на практике применяют свои знания о способах посадки деревьев, различных растений, изучают влияние минеральных  удобрений на рост и урожайность  сельскохозяйственных культур и  т.д. Тесно связаны с обучением  такие виды труда, как изготовление учебных пособий, работа с приборами  и реактивами в учебных кабинетах. Сложнее обстоит дело, когда речь идёт о производительном труде. Тем  более вдумчиво нужно относиться учителям к использованию его  в учебно-воспитательных целях. Школьники  работают на рыхлении междурядий свеклы, кукурузы или картофеля. В этом случае полезно вспомнить, что рыхление почвы нередко называют «сухой поливкой»  растений, и разъяснить учащимся, что  рыхление разрушает капилляры в  верхнем слое почвы и тем самым  уменьшает испарение влаги. Практическое обращение с техникой, с различными химикатами углубляет знания школьников по физике, химии, биологии. 

Подобное соединение труда с обучением не должно носить механического характера. Его необходимо осуществлять тогда, когда есть возможность, когда между трудом и знаниями существует содержательная связь. Искусственные  же увязки пользы не приносят. Хорошо организованный труд и его материальные результаты сами по себе положительно влияют на обучение учащихся: они воспитывают упорство в преодолении трудностей, формируют  у них коллективизм, стремление к  взаимопомощи, т.е. те качества, которые  обеспечивают успех как физической работе, так и в учебных занятиях. 

ж) Для формирования добросовестного отношения к  труду большое значение имеет  стимулирование трудовой активности учащихся, формирование и укрепление у них  потребностно-мотивационной сферы в этом направлении, о чём шла речь выше. Вместе с потребностями и мотивами значительную роль в стимулировании трудовой активности школьников играет сама форма организации труда. Можно просто поехать всем классом на сельскохозяйственные уборочные работы, а можно позаботиться о том, чтобы эта работа приняла интересную форму, например, провести «трудовой десант», создать временную производственную работу, - и работа пойдёт веселее.

Информация о работе Трудовое развитие младшего школьника