Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2011 в 03:40, реферат
Воспитание добросовестного отношения к труду и сбережению материальных ценностей как фактор морального формирования личности. Функции трудового воспитания.
Как отмечалось в главе о целях воспитания, успешное формирование личности в современной школе может осуществляться только на основе разумного организованного соединения учебно-воспитательной работы с практической трудовой деятельностью.
Успешное решение
этой проблемы во многом зависит от
характера воспитания детей в
семье. Правильное семейное воспитание
заключается в том, что бы постепенно
привлекать ребёнка к посильной
и разнообразной трудовой деятельности.
Вначале это бывает простейшая работа
по самообслуживанию, связанная с
уходом за своими игрушками, одеждой
и обовью. Затем сфера трудовой
дел ребёнка расширяется и
включает в себя поливку светов
в доме, участие в сухой уборке
квартиры, поддержание частоты в
ванной и т.д. в лекции для родителей
«Воспитание в труде» А.С. Макаренко
перечисляет более 20 видов труда
детей в семье. Участие в посильной
и систематической трудовой деятельности
позволяет детям не только приучаться
к домашнему труду и приобретать
практические умения и навыки, но и
постепенно осознавать свои трудовые
обязанности, привыкать к бережливости.
С такими детьми, естественно, легче
работать учителям.
Однако школе необходимо
значительно расширять сферу
трудовой деятельности учащихся, включать
их в такие виды деятельности, результаты
которой связаны с созданием
материальных ценностей. Усложнение трудовой
деятельности учащихся и повышение её
воспитательного значения требуют возбуждения
у них тех специфических внутренних противоречий,
под влиянием которых формируется потребность
в труде и которые стимулируют развитие
трудолюбия и бережливости. Что же это
за противоречия и как они создаются.
Одно из этих внутренних
противоречий состоит в противоречии
учащимся «расхождения» между характером
домашнего труда и расширением
сферы их трудовой деятельности в
школе. Когда ученику приходиться
выполнять различные задания
по изготовлению учебных пособий, когда
усложняется сфера его
Расширение сферы
трудовой деятельности учащихся способствует
также возбуждению противоречия
между имеющихся у них умений
и навыков и необходимость
овладения новыми трудовыми процессами,
а также совершенствования
Большие возможности
для возбуждения потребности
в труде и бережном отношении
материальным ценностям общества предоставляет
разъяснение учащимся их трудовых обязанностей,
а также бережливости как нравственного
качества. Когда ученик глубоко осознаёт
общественное и личное значение труда,
а также сои обязанности, у
него формируется психологическая
установка к активной трудовой деятельности,
к выполнению любой работы.
В возбуждении у
школьников переживания внутренних
противоречий и воспитания в потребности
в труде и бережном отношении
к материальным ценностям большую
роль играют формы организации трудовой
деятельности. Какие же из этих форм
получили распространение в школьной
практике? Важнейшим из них являются следующие:
а) создание постоянных
или временных ученических
б) накопление и развитие
трудовых традиций в школе, как, например,
традиционная подготовка и проведение
в школе «Праздника труда» или
праздника «В подарок школе», когда
ученики всех классов изготавливают
учебные пособия, мастерят модели, закладывают
памятные аллеи. Стимулирующей трудовой
традицией являются выставки технического
творчества школьников и т.д.;
в) в последние
годы в школах создаются производственные
кооперативы, в которых учащиеся
занимаются производительным трудом и
получают за денежную оплату;
г) эффективной формой
возбуждения трудовой активности являются
индивидуальные трудовые, которые даются
учащимся учителями и ученическими
организациями. Нередко учителя
просят того или иного ученика
помочь в уборке учебного кабинета,
привести в надлежащий порядок приборы,
мебель и т.д.
Развитие сознательного
отношения к труду, взглядов и
убеждений по вопросам трудолюбия
Важной стороной
трудолюбия является глубокое понимание
личностью существенного
Развитие сознательности,
взглядов и убеждений по вопросам
трудолюбия осуществляется прежде всего
в процессе учебных занятий. Учебный материал
по литературе, языкам, истории и другим
предметам содержит немало примеров и
фактов, позволяющих раскрывать благотворное
влияние труда на человека, его чувства
и моральное формирование. Развитие общества
основывается в конечном итоге на создании
материальных ценностей и жизненных средств,
что влечет за собой эволюцию социальных
и моральных отношений. В этом смысле главным
двигателем социального развития является
человек труд, его творческо-преобразующая
деятельность. Эти идеи пронизывают содержание
такого учебного предмета, как история,
и овладение им позволяет глубоко осмысливать
значение труда в развитии общества.
Возвышающая человека
роль труда, его одухотворяющая нравственная
сущность ярко освещаются в произведениях
художественно литературы. Благородство
труда воспевали А.С. Пушкин, А.Ю Лермонтов,
А.Н Некрасов, М.А Шолохов, Я. Купала, Я.
Колас и другие писатели. Глубокое осмысление
и овладение этим материалом не только
расширяют кругозор учащихся по вопросам
роли труда в жизни общества, но и позволяют
им осознавать его большое значение в
личности развитии человека, закладывают
основы взглядов и убеждений.
Широкие возможности
в этом плане предоставляют также
разнообразные формы морально-
Воспитательное значение
учебной и внеклассной работы
в формировании трудолюбия учащихся,
их взглядов и убеждений зависят
от её содержательности, эмоциональности
и умелого учета возрастных особенностей
школьников.
Однако, как отмечалось
выше, в структуре трудолюбия как
личностного качества, пожалуй едва
ли не главным является трудовые умения
и навыки, Умелость личности в различных
видах производственной деятельности.
Какие же теоретические и методические
проблемы здесь возникают?
Организация трудовой
деятельности учащихся и формирование
у них трудовых умений и навыков.
Обогащение и обновление форм трудовой
деятельности школьников
Чтобы трудовая деятельность
учащихся развивала из сознательность,
взгляды и убеждения и способствовала
формированию практической стороны трудолюбия
как личностного качества, её необходимо
методически правильно организовывать.
Наиболее существенными этой методики
являются следующие.
а) В процессе
воспитания, исходя из необходимости
включения учащихся в
б) При организации
труда нужно чётко определять
те задачи, которые должны решать учащиеся,
а так же разъяснять их общественное
и нравственное значение. Например,
Учащиеся подростки и старшеклассники
направляются на оказание помощи в
уборке урожая. Накануне этого необходимо
определить, какую работу будут выполнять
учащиеся и какие конкретные задачи
стоят перед ними, подробно разъяснить
необходимость этой помощи и её народно-хозяйственное
значение. Всё это должно делаться
кратко и тактично, без лишних призывов
и тем более морализирования.
Осмысление важности труда и связанных
с ним задач способствует возбуждению
у учащихся потребности хорошо выполнять
трудовое задание, создает психологическую
установку на преодоление трудностей,
рождает чувство
в) В методике трудового
воспитания существенно важными являются
определение порядка выполнения намеченного
труда, распределение обязанностей между
учащимися, выделение ответственных за
отдельные участки работы и определение
формы поведения результатов её выполнения.
г) Весьма важной стороной
организации трудовой деятельности
учащихся является практический показ
и обучение их способам и приёмам
работы, соблюдению правил техники
безопасности. В данном случае речь
идёт об элементах трудового обучения,
формировании рудовых умений и навыков,
трудовой сноровки, без которых нельзя
успешно работать.
д) Большое значение
имеет руководство самим процессом труда
и оказание помощи учащимся в овладении
более рациональными способами её выполнения.
Учителю надо быть внимательным
и следить, кто как работает, кто
испытывает затруднения, кому нужно
помочь. Особое внимание надо обращать
на соблюдение правил техники безопасности,
предупреждать учащихся об осторожности
в обращении с орудиями труда
и техническими средствами.
е) Органической частью
организации труда является раскрытие
и осмысление его связи с обучением,
а так же его роли в углублении
расширении знаний школьников. Когда,
например, учащиеся работают на пришкольном
участке, эти вопросы всегда выступают
на первый план. Школьники на практике
применяют свои знания о способах
посадки деревьев, различных растений,
изучают влияние минеральных
удобрений на рост и урожайность
сельскохозяйственных культур и
т.д. Тесно связаны с обучением
такие виды труда, как изготовление
учебных пособий, работа с приборами
и реактивами в учебных кабинетах.
Сложнее обстоит дело, когда речь
идёт о производительном труде. Тем
более вдумчиво нужно относиться
учителям к использованию его
в учебно-воспитательных целях. Школьники
работают на рыхлении междурядий свеклы,
кукурузы или картофеля. В этом случае
полезно вспомнить, что рыхление
почвы нередко называют «сухой поливкой»
растений, и разъяснить учащимся, что
рыхление разрушает капилляры в
верхнем слое почвы и тем самым
уменьшает испарение влаги. Практическое
обращение с техникой, с различными
химикатами углубляет знания школьников
по физике, химии, биологии.
Подобное соединение
труда с обучением не должно носить
механического характера. Его необходимо
осуществлять тогда, когда есть возможность,
когда между трудом и знаниями
существует содержательная связь. Искусственные
же увязки пользы не приносят. Хорошо организованный
труд и его материальные результаты
сами по себе положительно влияют на обучение
учащихся: они воспитывают упорство
в преодолении трудностей, формируют
у них коллективизм, стремление к
взаимопомощи, т.е. те качества, которые
обеспечивают успех как физической работе,
так и в учебных занятиях.
ж) Для формирования добросовестного отношения к труду большое значение имеет стимулирование трудовой активности учащихся, формирование и укрепление у них потребностно-мотивационной сферы в этом направлении, о чём шла речь выше. Вместе с потребностями и мотивами значительную роль в стимулировании трудовой активности школьников играет сама форма организации труда. Можно просто поехать всем классом на сельскохозяйственные уборочные работы, а можно позаботиться о том, чтобы эта работа приняла интересную форму, например, провести «трудовой десант», создать временную производственную работу, - и работа пойдёт веселее.