Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 23:44, реферат
В реферате на тему «Труд-основа воспитания в педагогической теории и практике А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского» рассмотрены такие моменты, как жизнь и педагогическая деятельность этих великих педагогов, также отношение А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского к воспитанию в труде.
Данную тему я выбрала не случайно – оба педагога внесли огромнейший вклад в развитие всей науки педагогики, без их присутствия, возможно, мы не имели бы той огромной части знаний, которые они привнесли.
Введение……………………………………………………………………….…3
Глава 1. Жизнь, педагогическая и общественная деятельность В.А..
Сухомлинского…………………………………………………………........…...4
Глава 2. Жизнь и педагогическая деятельность А. С. Макаренко…………....8
Глава 3. Трудовое воспитание В.А. Сухомлинского…………………….……11
Глава 4. Воспитание в коллективе и в труде по А.С. Макаренко…………....14
Заключение……………………………………………………………………….18
Список литературы……………………………
Очень важным моментом в системе трудового воспитания В.А. Сухомлинского является и положение о том, что труд позволяет наиболее полно и ярко раскрыть природные задатки и склонности ребенка. Анализируя готовность ребенка к трудовой жизни, нужно думать не только о том, что он может дать для общества, но и о том, что труд дает лично ему. В каждом ребенке дремлют задатки каких-то способностей. Эти задатки как порох: чтобы зажечь, необходима искра.
Сухомлинский высоко оценивал возможности трудового воспитания в становлении личности школьника, даже в развитии сложной и тонкой сферы чувств и эмоций, сумел добиться впечатляющих результатов. Жизнь Павлышской школы невозможно представить без каждодневной, многоплановой, необходимой и привычной трудовой деятельности детей, в которой достигалось эффективное решение идейных, интеллектуальных, нравственных, эстетических, эмоциональных воспитательных задач прежде всего потому, что труд для воспитанника был личностно значимым делом, одухотворенным нравственностью, красотой, творчеством. Сущность гармонического развития личности Сухомлинский видит в неразрывной связи трудового воспитания с другими сторонами воспитания - нравственного, эстетического, интеллектуального, физического. Чувствовать, понимать, ценить и творить. Сухомлинский сначала учит чувствовать красоту природы, затем красоту искусства и наконец подводит воспитанников к пониманию высшей красоты: красоты человека, его труда, его поступков и жизни. Научиться любить можно только в деятельности, в поступке. Любоваться природой – значит поддерживать ее красоту. Любоваться поступком – значит стремиться к такому же красивому поступку.
Труд, люди и красота соединяются
в одно целое, и это
Глава 4. Воспитание в коллективе и в труде по А.С. Макаренко
Вопрос о воспитании молодого поколения
в духе коллективизма был ведущим, коренным
вопросом советской педагогики с первых
же дней ее существования.
Большая заслуга А. С. Макаренко заключается
в том, что он продвинул этот вопрос дальше,
указав ряд глубоко обоснованных и успешно
проверенных на практике методов воспитания.
Воспитание в коллективе и через коллектив
— это центральная идея его педагогической
системы, красной нитью проходящая через
всю педагогическую деятельность и все
его педагогические высказывания.
«Задача нашего воспитания сводится к
тому, чтобы воспитать коллективиста»,—
говорит Макаренко в статье «Некоторые
выводы из моего педагогического опыта».
Воспитание в коллективе и через коллектив
он подробно освещает в художественно-педагогических
и теоретических произведениях. «Марксизм
учит нас,— писал он,— что нельзя рассматривать
личность вне общества, вне коллектива»8.
Под коллективом Макаренко понимал не
случайное скопление людей, а объединение
их для достижения общих целей в общем
труде — объединение, отличающееся определенной
системой полномочий и ответственности,
определенным соотношением и взаимозависимостью
отдельных своих частей. Он подчеркивал,
что коллектив — часть советского общества:
«через коллектив каждый его член входит
в общество»9.
«Только создав единый школьный коллектив,
можно разбудить в детском сознании могущественную
силу общественного мнения как регулирующего
и дисциплинирующего воспитательного
фактора»,— писал Макаренко в статье «Проблемы
воспитания в советской школе»10.
Макаренко считал, что воздействовать
на отдельную личность можно, действуя
на коллектив, членом которого является
эта личность. Это положение он называл
«принципом параллельного действия».
В этом принципе реализуется требование
коллектива — «все за одного, один за всех».
«Принцип параллельного действия» не
исключает, однако, применения «принципа
индивидуального действия» — прямого,
непосредственного воздействия педагога
на отдельного воспитанника.
Одним из важнейших законов коллектива
Макаренко считал «закон движения коллектива».
Если коллектив достиг поставленной цели,
а новых перспектив перед собой не поставил,
наступает самоуспокоение, нет больше
стремлений, воодушевляющих участников
коллектива, нет у него будущего. Развитие
коллектива останавливается. Коллектив
всегда должен жить напряженной жизнью,
стремлением к определенной цели. В соответствии
с этим Макаренко впервые в педагогике
выдвинул и разработал важный принцип,
который он назвал «системой перспективных
линий». «Человек не может жить на свете,
если у него нет впереди ничего радостного.
Истинным стимулом человеческой жизни
является завтрашняя радость... Самое важное,
что мы привыкли ценить в человеке,— это
сила и красота. И то и другое определяется
в человеке исключительно по типу его
отношения к перспективе... Воспитать человека
— значит воспитать у него перспективные
пути, по которым располагается его завтрашняя
радость. Можно написать целую методику
этой важной работы. Она заключается в
организации новых перспектив, в использовании
уже имеющихся, в постепенной постановке
более ценных»,— писал Макаренко в «Педагогической
поэме»11.
Развитие детского коллектива, по Макаренко,
должно происходить постоянно; оно должно
направляться педагогическим коллективом,
который творчески ищет наиболее эффективные
пути для его движения вперед.
Педагог должен уметь увлечь весь коллектив
воспитанников и каждого из его участников
определенной целью, достижение которой,
требующее усилий, труда, борьбы, дает
глубокое удовлетворение. Добившись этой
цели, надо не останавливаться на достигнутом,
а ставить дальнейшую задачу, более широкую,
более общественно значимую, делать больше
и лучше, чем раньше. Искусство педагога
заключается в том, чтобы сочетать свое
руководство, свои педагогические требования
с большими реальными правами коллектива.
Такова в кратких словах сущность «системы
перспективных линий» А. С. Макаренко,
являющейся одной из частей его учения
о воспитании и коллективе. Правильно
осуществляемая в педагогической практике,
она будит у воспитанников уверенность
в их силах, поднимает их чувство собственного
достоинства, развивает волю и настойчивость,
поддерживает бодрость и жизнерадостность
и побуждает коллектив стремиться к новым
достижениям.
Макаренко отводил важную роль в жизни
коллектива игре. В детском возрасте игра
имеет большое значение, и ребенок, писал
Макаренко, должен играть, «надо не только
дать ему время поиграть, но надо пропитать
этой игрой всю его жизнь»12. Эта
сторона жизни коллектива нашла свое яркое
выражение в эстетике и символике (сигналы,
рапорты, отличительные знаки и т. п.) и
во всей структуре и деятельности коллективов
колонии имели Горького и коммуны имени
Дзержинского.
Необходимым фактором воспитания в педагогической
системе Макаренко является труд. В «Лекциях
о воспитании детей» он говорил: «Правильное
советское воспитание невозможно себе
представить как воспитание нетрудовое...
В воспитательной работе труд должен быть
одним из самых основных элементов»13.
Макаренко правильно считал, что трудолюбие
и способность к труду не даны ребенку
от природы, а воспитываются в нем. В Советской
стране труд должен быть творческим, радостным,
сознательным, основной формой проявления
личности и заложенных в ней возможностей.
Трудовая деятельность воспитанников
занимала большое место в руководимых
Макаренко учреждениях; она непрестанно
развивалась и совершенствовалась. Начав
в колонии имени Горького с простейших
видов сельскохозяйственного труда, в
основном для нужд своего коллектива,
Макаренко затем перешел к организации
производительного труда воспитанников
в кустарных мастерских.
Своей высшей формы эта трудовая деятельность
достигла в коммуне имени Дзержинского,
где воспитанники (старшего возраста)
обучались в средней школе и работали
на производстве со сложной техникой,
требующей высококвалифицированного
труда.
В процессе трудовой деятельности детей,
говорит Макаренко, надо развивать их
умение ориентироваться, планировать
работу, бережно относиться ко времени,
к орудиям производства и к материалам,
добиваться высокого качества работы.
Во избежание ранней и узкой специализации
следует переключать детей с одного вида
труда на другой, дать им возможность получить
среднее образование и в то же время овладеть
рабочими профессиями, а также навыками
по организации и управлению производством.
Большого внимания заслуживают указания
Макаренко о трудовом воспитании детей
в семье. Он советует давать детям даже
младшего возраста не разовые поручения,
а постоянные задания, рассчитанные на
месяцы и даже годы, с тем чтобы дети длительное
время несли ответственность за порученную
им работу. Дети могут поливать цветы в
комнате или во всей квартире, накрывать
на стол перед обедом, следить за письменным
столом отца, производить уборку в комнате,
обрабатывать определенный участок семейного
огорода или цветника и ухаживать за ним
и т. п.
Заключение
Итак,
в данной работе были рассмотрены такие
вопросы, как биографические сведения
великих педагогов Макаренко и Сухомлинского,
их концепции воспитания и образования.
Целью реферата являлось описание их отношения
к труду, трудовому воспитанию. Было использовано
8 источников, три из которых являются
непосредственно работами педагогов.
Список литературы