Труд-основа воспитания в педагогической теории и практике А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 23:44, реферат

Описание работы

В реферате на тему «Труд-основа воспитания в педагогической теории и практике А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского» рассмотрены такие моменты, как жизнь и педагогическая деятельность этих великих педагогов, также отношение А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского к воспитанию в труде.
Данную тему я выбрала не случайно – оба педагога внесли огромнейший вклад в развитие всей науки педагогики, без их присутствия, возможно, мы не имели бы той огромной части знаний, которые они привнесли.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…3
Глава 1. Жизнь, педагогическая и общественная деятельность В.А..
Сухомлинского…………………………………………………………........…...4
Глава 2. Жизнь и педагогическая деятельность А. С. Макаренко…………....8
Глава 3. Трудовое воспитание В.А. Сухомлинского…………………….……11
Глава 4. Воспитание в коллективе и в труде по А.С. Макаренко…………....14
Заключение……………………………………………………………………….18
Список литературы……………………………

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ Труд основа воспитания (2).doc

— 93.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 

Дисциплина: «История педагогики и образования» 
 
 
 
 
 

Реферат на тему:

«Труд-основа воспитания в педагогической теории и практике А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Преподаватель, ведущий дисциплину: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва  – 2010г. 

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…3

Глава 1. Жизнь, педагогическая и общественная деятельность В.А..

Сухомлинского…………………………………………………………........…...4

Глава 2. Жизнь и педагогическая деятельность А. С. Макаренко…………....8

Глава 3. Трудовое воспитание В.А. Сухомлинского…………………….……11

Глава 4. Воспитание в коллективе и в труде по А.С. Макаренко…………....14

Заключение……………………………………………………………………….18

Список литературы………………………………………………………...........19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

       Труд - целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей.

     Неотъемлемой  частью воспитания в педагогических системах А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского, является труд.

       В реферате на тему «Труд-основа воспитания в педагогической теории и практике А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского» рассмотрены такие моменты, как жизнь и педагогическая деятельность этих великих педагогов, также отношение А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского к воспитанию в труде.

     Данную  тему я выбрала не случайно –  оба педагога внесли огромнейший  вклад в развитие всей науки педагогики, без их присутствия, возможно, мы не имели бы той огромной части знаний, которые они привнесли. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Глава 1. Жизнь, педагогическая и общественная деятельность В.А. Сухомлинского

          Школьная система, которая функционировала в то время,  приспосабливалась к   современным   социально-политическим,   экономическим,    идеологическим реалиям.

       Направления образовательной  политики  определялись  партийными  съездами  и постановлениями  ЦК  КПСС.  Каждый  из  «государственных  планов»,  согласно которым жила  страна,  включал  систему  мероприятий  в  сфере  образования, «увязанных» с решением народнохозяйственных и  культурных  задач  очередного «этапа строительства социализма и коммунизма»1.

             Одним из ведущих направлений  партийно-государственной  образовательной  политики оставалась «борьба   за  всеобуч».  Полвека  осуществления   всеобуча это,  действительно,  борьба:  за  финансирование  образовательной  системы, строительство школьных  зданий,  подготовка  педагогических  кадров,  выпуск учебной и методической литературы и т.д.

       Создание  системы учебных заведений,  которая  гарантировала  конституционное  право гражданина на получение  среднего  образования  —  большое  достижение советского общества. В официальной идеологии оно связывалось  с  руководящей ролью коммунистической партии, с  ее  заботой  о  подрастающем  поколении  и молодежи.

       В обосновании очередного «социального заказа»  к образовательной сфере на «данном этапе строительства социализма  (коммунизма)»2,  включая всеобуч, неизменным оставался тезис о «воспитании нового человека» как цели партийно - государственной политики.   При   этом   в   «модели»   «нового   человека» акцентировалась  официальная  установка  на  формирование  единой  идеологии («основ        марксизма-ленинизма»,         «диалектико-материалистического мировоззрения»,   «научного   мировоззрения»3),   которая   обеспечивала   бы «морально-политическое единство советского народа». Под таким  углом  зрения происходил отбор знаний из отечественной и мировой культуры,  осуществлялось конструирование содержания общего образования, содержание учебных  дисциплин «достраивалось»  задачами  «текущего  момента»:  планами  «коммунистического строительства». Таким образом, каждый из этапов осуществления  всеобуча  был вместе  с  тем  этапом  дальнейшей  идеологизации  и  политизации   сознания подрастающего поколения и школьной молодежи. Следующая  реформа  готовилась  по  указанию  брежневского  ЦК   не   только Академией педагогических  наук,  были  подключены  ведущие  ученые  Академии наук,  возглавившие  предметные  комиссии  по  естественным  и  гуманитарным учебным  дисциплинам,  которые  разрабатывали   новые   учебные   программы.

       Концепция Центральной Комиссии по подготовке реформы предполагала, наряду  с  существенными  принципиальными  изменениями  научного   содержания   учебных предметов, сохранение того ценного, что  удалось  достигнуть  на  предыдущем этапе  реформирования  школы.  Однако  трудный  переход  на  новые   учебные программы (1966-1975 гг.) вытеснил  проблемы  связи  обучения  с  жизнью,  с производительным  трудом  новыми  актуальными  задачами  переобучения  сотен тысяч  учителей-предметников,   подготовки   и   издания   миллионов новых учебников, методической литературы  и  мн.  др.  Идеал  школы,  где  труд  и обучение соединены,  признавался  и  обосновывался  идеологически  и  тогда, когда принимался Закон 1958 г., и тогда,  когда  реформировалось  содержание общего образования — школы в  массе  своей  возвращались  к  типичной  школе «книжного обучения», а значит и к хроническим ее  проблемам неуспеваемости, второгодничества,  перегрузки  обязательным  для усвоения   материалом, в конечном  итоге,  к  тому,  что   задачи   «воспитания   нового   человека», «подготовки к жизни, к труду» вытеснялись установкой  на  «качество  знаний, умений, навыков». Однако,  отдельные  педагогические  коллективы,  благодаря  все  более последовательному  и  многоаспектному  осмыслению  особенностей  «природного материала», с которым работает педагог,  сумели  создать  школы  —  истинные образцы гуманистической педагогики. Одна из них — средняя школа  украинского села  Павлыш,  которую  возглавлял  Василий Александрович Сухомлинский,  — приобрела не только всесоюзную, но и мировую известность. Внешне биография В.А. Сухомлинского мало чем отличается  от  биографий многих его сверстников и современников. В.А. Сухомлинский – педагог,  полностью  сформировавшийся  в  условиях советской действительности  -  ему  не  пришлось,  как  известным  советским педагогам старшего  поколения,  перестраивать  свое  мировоззрение.  Родился Василий Александрович 28 сентября 1918 года в селе Васильевке на  Херсонщине (теперь Кировоградская область) в бедной крестьянской  семье.  Здесь прошли его детство и юность. Как и все  крестьянские дети, он поступил в родном селе в  школу  и  в 1933 году окончил семилетку. Летом 1933 года мать проводила  младшего  сына  Василия  в Кременчуг. Сначала Сухомлинский подался в медицинский техникум, но вскоре ушел  оттуда, поступил на рабфак, досрочно закончил его  и  был  принят  в  педагогический институт. С 1935  г.  начинается  долгий   и   славный   педагогический   путь   В.А. Сухомлинского. В 17 лет  он стал учителем заочной школы недалеко от  родного села. Перевелся в Полтавский педагогический заочником и закончил его в  1938 году. Окончив институт, Сухомлинский возвращается в родные места и  работает преподавателем украинского языка и литературы в Онуфриевской средней  школе. В 1941 году добровольцем  уходит  на  фронт.  В  январе  1942  года  младший политрук  Сухомлинский  был  тяжело  ранен,  защищая  Москву.  Только  чудом остался жив. Осколок снаряда остался в его  груди  навсегда.  После долгого лечения в госпитале на Урале он просился на фронт, однако комиссия не  могла признать его даже ограничено годным. Его назначили директором средней  школы в Уфе. Как только родные места были освобождены, он  вернулся  на  родину и стал заведующим РАЙНО. Однако уже в 1947 году Сухомлинский попросился обратно в школу. В 1948 году В.А. Сухомлинский становится директором Павлышевской  средней  школы  и бессменно руководит ею в течение 22 лет до конца своих  дней.  В  1948  году это была обычная, рядовая школа, к тому же еще и почти разрушенная  за  годы войны, знаменитой ее сделал Сухомлинский. Педагогу, как и философу, требуются десятилетия, чтобы сформулировать его мировоззренческие принципы, сложились педагогические  убеждения.  Многие годы ушли на это и у Сухомлинского. И вот,  когда,  казалось  бы,  наступило время расцвета его духовных сил и таланта, пришло 2  сентября  1970  года  и В.А. Сухомлинского не стало. За свой педагогический труд он был награжден  двумя  орденами  Ленина, многими медалями Союза ССР. С 1958 года  Сухомлинский  -  член корреспондент Академии педагогических наук РСФСР, с 1958 г. Заслуженный  учитель  УССР.  В 1968 году ему было присвоено звание Героя Социалистического труда. В том  же году он  был избран членом корреспондентом  Академии  педагогических  наук СССР. В.А. Сухомлинский - автор 41 монографии и брошюры, более  600  статей, 1200 рассказов и сказок. Общий  тираж  его  книг  составляет  около  4  млн. Экземпляров на различных языках народов нашей страны и мира. В  апреле  1970 года он закончил работу «Проблемы воспитания всесторонне развитой  личности» - доклад для защиты докторской диссертации по совокупности работ. Все труды Сухомлинского дают убедительное представление  не  только  о разносторонности педагогических подходов Сухомлинского,  но  и  о  цельности всего его педагогического мышления, той цельности, что подобна монолиту,  из которого невозможно изъять  ни  одной части,  не  нарушив  единства  этого сплава. 
 
 

       Глава 2. Жизнь и педагогическая деятельность А. С. Макаренко

        Антон Семенович Макаренко (1888—1939) родился в г. Белополье, бывш. Харьковской губернии, в семье мастера малярного цеха железнодорожных мастерских. 
По окончании городского училища в г. Кременчуге и педагогических курсов он в 1905 году начал работать народным учителем двухклассного железнодорожного училища в посаде Крюково (близ Кременчуга). В революционные 1905—1907 годы стало складываться марксистское мировоззрение Макаренко. В одной из своих работ он упоминает, что его понимание истории шло «по путям большевистской пропаганды и революционных событий»4. В школе, где работал Макаренко, учились дети рабочих, и он был тесно связан с революционной пролетарской средой. Большое влияние на Макаренко оказали произведения А. М. Горького. 
В 1914 году Макаренко, имея уже 10-летний стаж народного учителя, поступил для продолжения образования в Полтавский учительский институт, который окончил в 1917 году с золотой медалью. В 1917/18 учебном году он был назначен инспектором (заведующим) высшего начального училища в Крюково и с увлечением отдался педагогической деятельности. Великую Октябрьскую социалистическую революцию Макаренко встретил с восторгом, как он сам писал об этом позже. 
В 1920 году Полтавский губернский отдел народного образования поручил А. С. Макаренко организовать вблизи Полтавы колонию для несовершеннолетних правонарушителей и руководить ею. Работу пришлось начинать в очень трудных условиях. Воспитанники, с которыми Антону Семеновичу пришлось иметь дело, были подростками и юношами с уголовным прошлым, недисциплинированными, не привыкшими к труду. 
Макаренко сумел воспитать из этой молодежи горячо преданных социалистической Родине, дисциплинированных, любящих труд и умеющих работать настоящих советских граждан. 
В течение 3—4 лет он создал образцовое воспитательное учреждение — «Трудовую колонию имени А. М. Горького»; число ее воспитанников в 1926 году дошло до 120. В этом же году колония переселилась в Куряж, вблизи Харькова, где жили 280 крайне запущенных детей. Антон Семенович решил с помощью «горьковцев» превратить куряжан в образцовый трудовой коллектив, воспитать их силами самих колонистов. 
А. М. Горький, посетив в 1928 году колонию, писал в очерках «По Союзу Советов»: «Кто мог столь неузнаваемо изменить, перевоспитать сотни детей, так жестоко и оскорбительно помятых жизнью? Организатором и заведующим колонией являлся А. С. Макаренко. Это бесспорно талантливый педагог. Колонисты действительно любят и говорят о нем тоном такой гордости, как будто они сами создали его». И далее А. М. Горький указывает, что А. С. Макаренко «все видит, знает каждого колониста, характеризует его пятью словами и так, как будто делает моментальный фотографический снимок с его характера»5
С июня 1927 года Макаренко участвовал в организации детской трудовой коммуны имени Ф. Э. Дзержинского в поселке Новый Харьков (пригород Харькова), совмещая эту работу с деятельностью в колонии имени Горького. С конца 1928 года Макаренко ушел из колонии и в дальнейшем в течение нескольких лет отдавал все свои силы руководству трудовой коммуной имени Ф. Э. Дзержинского. 
В коммуне имени Дзержинского использовались новые методы трудового воспитания. Раньше, в колонии имени Горького, применялся сельскохозяйственный труд и работа в мастерских (столярной, слесарной, сапожной и др.). В коммуне имени Дзержинского было организовано промышленное производство — здесь впервые в СССР начали изготовлять фотоаппараты марки «ФЭД» (Феликс Эдмундович Дзержинский) и электросверла. 
Кроме большого экономического значения, это производство важно было и в педагогическом отношении, требуя от воспитанников большой аккуратности и точности в работе (до тысячных долей миллиметра). Воспитанники коммуны работали на предприятиях по 4 часа в день и учились в средней школе, существовавшей в коммуне, соединяя образование с производительным трудом. По окончании средней школы они успешно выдерживали экзамены в вузы. 
В 1935 году А. С. Макаренко оставил работу в коммуне имени Дзержинского. Он был назначен заведующим учебно-воспитательной частью трудовых колоний Украины и переехал в Киев, а затем, поселившись в Москве, целиком занялся по совету А. М. Горького литературной деятельностью — обобщением педагогической деятельности в колонии имени А. М. Горького и коммуне имени Ф. Э. Дзержинского. 
В 1933—1935 годах была напечатана «Педагогическая поэма», в 1937 году появилась в печати «Книга для родителей» — художественно-педагогическое произведение, освещающее вопросы семейного воспитания. В 1938 году было напечатано еще одно художественно-педагогическое произведение Макаренко, изображающее жизнь коммуны имени Дзержинского, — «Флаги на башнях». 
Одновременно, в 1933—1939 годах, Макаренко написал ряд рассказов для детей и юношества, помещенных в различных журналах, и много педагогических, литературоведческих и публицистических статей, которые печатались в газетах «Правда», «Известия», «Литературная газета». К Макаренко обращались за консультацией сотни родителей и учителей. Он часто выступал с докладами и лекциями на педагогические темы, горячо пропагандировал достижения молодой советской педагогики.
 
 

       Глава 3. Трудовое воспитание В.А. Сухомлинского

            Другой идеал коммунистического воспитания — труд как основа

воспитания нового человека — в теории и  практике Павлышской  школы наполнялся  также необычными для советской педагогической мысли личностной  направленностью и духовно-нравственным содержанием. Системе трудового воспитания  в сельской школе была посвящена кандидатская диссертация Сухомлинского (1955  г.).  В течение    последующих    пятнадцати    лет    эта    система     непрерывно совершенствовалась,  обеспечивала  учащимся  все большие возможности   для удовлетворения своих трудовых  интересов и склонностей, самореализации  и самоопределения, подготовки к профессиональной деятельности.

             Главное же заключалось в том,  что  педагогически  организованный  труд выступал ничем не заменимым  средством воспитания. «Что означает  идея:  труд — основа всестороннего  гармонического  развития?  В   практической  работе  с детьми и подростками  это  означает,  что  от  труда  идут  крепкие  нити  к интеллектуальному, моральному,  эстетическому,  эмоциональному,  физическому развитию, к становлению идейной,  гражданской  основы личности». «Умственный труд», «труд души», «созидание трудом  красоты»,  школьная «атмосфера серьезного отношения к труду» и т.д.  По  существу,  всем  строем школьной жизни утверждалось отношение к  труду  как  основе  нравственности: «Все блага и радости жизни создаются трудом и только  трудом»,  «Совесть  не должна позволять... быть только потребителем благ и радостей»,  «У  вас  уже достаточно сил, чтобы делать добро людям», «Учеба — ваш первый труд.  Идя  в школу, вы идете на  работу»  .  В  то  же  время  «поддерживалась  атмосфера нетерпимости к  лени,  безделью,  неряшеству.  Маленький  бездельник  —  это живучий корешок дармоедства и паразитизма, и,  если  человек  стал  взрослым дармоедом, вырвать этот корень, который прижился  с  детства  и  отрочества, очень трудно»6.

             С первых  дней  пребывания  в школе ребенок   должен   воспринимать уважительное  отношение  к  труду.  “Детство  не  должно   быть   постоянным праздником,  если  нет  трудового  напряжения,  посильного  для  детей,  для ребенка  остается  недоступным  и  счастье  труда…  в   труде   раскрывается богатство человеческих отношений”7. Детский  труд  таит  в  себе  огромную  силу.  Если   ребенок   вложил определенные усилия в труд для других людей и пережил в связи с этим  личную радость, он, не может стать недобрым человеком.

Информация о работе Труд-основа воспитания в педагогической теории и практике А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского