Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 02:30, реферат
Современные социально-экономические условия в нашей стране, связанные со все более возрастающей конкуренцией как на рынке труда, так и на рынке образовательных услуг предъявляют всё новые требования к молодым специалистам. Отмечается сложная ситуация в стране с устройством на работу, повышенных требований работодателя, связанных с почти обязательным наличием опыта работы по специальности, а также низкий уровень зарплат для молодых выпускников. Несомненно эти условия поставили учебные заведения перед необходимостью не только давать студентам профессиональное образование, но и серьезно заниматься вопросами их трудоустройства и будущей карьеры. Однако карьера выпускника заведения начинается не в момент окончания обучения, а гораздо раньше – при выборе профессии, а также от наличия необходимых личностных и профессиональных качеств.
Введение…………………………………………………………………………..3
Общие требования профессиональной деятельности личности специалиста..4
Модель личности специалиста………………………………..............................6
Профессиограмма……………………………………………………….……......8
Содержание профессиограммы…………………………………………………11
Содержание психограммы ……………………………………………………...14
Таблица «содержание профессиограммы»…………………………………….16
Заключение…………………………..…………………………………………..17
Список литературы……………………………………………………………...18
Содержание психограммы (описание человека труда в профессии)
Психологические
качества, желательные для эффективного
выполнения профессиональной деятельности,
общения, для профессионального роста,
преодоления экстремальных ситуаций в
труде. Сюда относятся:
ХАРАКТЕРИСТИКИ МОТИВАЦИОННОЙ,
ВОЛЕВОЙ, ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ
СФЕРЫ СПЕЦИАЛИСТА:
1. Мотивы, цели, задачи, потребности, интересы,
отношения, ценностные ориентации человека,
психологические позиции.
2. Профессиональные притязания, профессиональная
самооценка, самоосознание себя как профессионала.
3. Эмоции, психические состояния, эмоциональный
облик.
4. Удовлетворенность человека трудом,
его процессом и результатом.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЕРАЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ
СПЕЦИАЛИСТА:
5. Психологические знания о труде, о профессии.
6. Психологические действия, способы,
приемы, умения, техники, психотехнологии
(в их влиянии на себя и на других людей).
7. Профессиональные способности, профессиональная
обучаемость, открытость к профессиональному
росту.
8. Профессиональное мышление, в том числе
творческость, возможность обогатить
опыт профессии.
9. Профессиональное саморазвитие, умение
проектировать и реализовать планы своего
профессионального роста.
10. Психологические противопоказания
(то есть психические качества, абсолютно
или относительно несовместимые с профессией),
а также качества, отсутствие которых
может быть компенсировано. Желательно
определение противопоказаний в мотивационной
и операциональной сфере.
11. Линии профессионального роста и линии
распада профессиональной деятельности
и личности специалиста, пути их реабилитации.
В заключении к профессиограмме целесообразно
указать возможные пути профессионального
обучения и переобучения, тренируемости
и упражняемости отдельных психологических
качеств, пути переделки, компенсации
и реабилитации, пути повышения квалификации
и переквалификации, переориентации в
рамках данной профессии (с учетом индивидуальных
особенностей человека) и переподготовки
на другую профессию или специальность.
Табл. 1 . Содержание профессиограммы
Заключение
Таким образом, в современных социально-экономических условиях развития общества к профессиональной деятельности специалиста предъявляются новые требования. Акценты в них переносятся с узкопрофессионального подхода к специалисту на его многостороннее профессионально-личностное развитие в соответствии с возросшей ролью личности в решении общественных проблем.
Модель
личности специалиста как раз и является
своеобразным эталоном для постановки
требований профессиональной деятельности
специалиста и направлений развития его
личности. В данной работе доказана её
необходимость, ведь человек труда в современном
обществе определяется как активный субъект
профессиональной деятельности, обладающий
целым комплексом качеств для достижения
продуктивных результатов своего труда:
личной созидательной активностью и профессиональной
мобильностью, высокой профессиональной
культурой и творческой индивидуальностью
и др. Его профессиональная деятельность,
отвечая преобразованиям в социально-экономической,
политической и духовной сферах общества,
является, в конечном итоге, способом существования
человека, выражением его сущности.
Список
литературы