Требования профессиональной деятельности специалиста в современных социально-экономических условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 02:30, реферат

Описание работы

Современные социально-экономические условия в нашей стране, связанные со все более возрастающей конкуренцией как на рынке труда, так и на рынке образовательных услуг предъявляют всё новые требования к молодым специалистам. Отмечается сложная ситуация в стране с устройством на работу, повышенных требований работодателя, связанных с почти обязательным наличием опыта работы по специальности, а также низкий уровень зарплат для молодых выпускников. Несомненно эти условия поставили учебные заведения перед необходимостью не только давать студентам профессиональное образование, но и серьезно заниматься вопросами их трудоустройства и будущей карьеры. Однако карьера выпускника заведения начинается не в момент окончания обучения, а гораздо раньше – при выборе профессии, а также от наличия необходимых личностных и профессиональных качеств.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Общие требования профессиональной деятельности личности специалиста..4

Модель личности специалиста………………………………..............................6

Профессиограмма……………………………………………………….……......8

Содержание профессиограммы…………………………………………………11

Содержание психограммы ……………………………………………………...14

Таблица «содержание профессиограммы»…………………………………….16

Заключение…………………………..…………………………………………..17

Список литературы……………………………………………………………...18

Работа содержит 1 файл

Для Саши.doc

— 233.50 Кб (Скачать)

 

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………..3

Общие требования профессиональной деятельности личности специалиста..4

Модель личности специалиста………………………………..............................6

Профессиограмма……………………………………………………….……......8

Содержание профессиограммы…………………………………………………11

Содержание психограммы ……………………………………………………...14

Таблица «содержание  профессиограммы»…………………………………….16

Заключение…………………………..…………………………………………..17

Список литературы……………………………………………………………...18 

 

Введение 

  

     Современные социально-экономические условия в нашей стране, связанные со все более возрастающей конкуренцией как на рынке труда, так и на рынке образовательных услуг предъявляют всё новые требования к молодым специалистам. Отмечается сложная ситуация в стране с устройством на работу, повышенных требований работодателя, связанных с почти обязательным наличием опыта работы по специальности, а также низкий уровень зарплат для молодых выпускников. Несомненно эти условия поставили учебные заведения перед необходимостью не только давать студентам профессиональное образование, но и серьезно заниматься вопросами их трудоустройства и будущей карьеры. Однако карьера выпускника заведения начинается не в момент окончания обучения, а гораздо раньше – при выборе профессии, а также от наличия необходимых личностных и профессиональных качеств. Система образования как раз и должна быть направлена на формирование личности, способной к эффективной реализации себя в учёбе и труде. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Общие требования профессиональной деятельности и личности специалиста 

     Социально значимые качества личности, отражающие ее мировоззренческие установки, существенным образом влияют на сферу профессионального труда. Они помогают специалисту не только в определении своего социального и профессионального места в обществе, в безопасном и гармоничном ведении профессиональной деятельности, но и

активно направляют будущее развитие всей социальной среды  в позитивном направлении, выступают гарантом признания и соблюдения обществом общечеловеческих приоритетов.

     На основе этого структура требований к личности специалиста любого профиля может быть представлена в виде трех уровней:

- требования-ориентиры  к человеку труда;

- общие требования  к личности специалиста;

- профессионально-личностные  требования к специалисту определенного звена

(начального, среднего, высшего) и профиля.

     Требования-ориентиры к человеку труда определяют основные характеристики специалиста в глобальном масштабе развития человеческой цивилизации. Они направлены на осознание человеком себя активным субъектом человеческого сообщества, способным через свой профессиональный труд влиять на прогрессивное развитие и нести общую

ответственность перед мировым сообществом, объединенным идеей общей безопасности, свободы, гуманизма.

     В общих требованиях отражаются профессиональная и личностная характеристика специалиста нового типа. Анализ развития общественных отношений показывает, что сегодня в значительной степени возросла ответственность каждого человека за свою судьбу в социальном, профессиональном и личностном значении. Обеспечить свою конкуренто-

способность на рынке труда – важнейшая задача каждого специалиста. Уровень его образованности, профессиональной квалификации и компетентности выступают фактором социальной защищенности в условиях рынка.

     Профессионально-личностные требования. Специалист должен знать социальную сущность своей специальности, владеть навыками профессиональной деятельности, обладать профессионально важными качествами и свойствами. При этом виды деятельности работника (например производственная, управленческая и др.) должны адекватно отражать потребности общества в получаемых результатах деятельности. Поэтому сегодня востребованы специалисты, способные к разностороннему видению и анализу сложных проблем жизни общества и природы, к поиску новых решений насущных проблем, творчески и критически мыслящие.

      Развитие творческого потенциала личности, потребность в творческом образе жизни, профессиональное творческое саморазвитие выступают одним из главных условий гармоничной жизнедеятельности человека. Социальные и психологические качества личности, отражающие ее установки на выполнение определенной социальной функции (степень социальной зрелости, личная система ценностей, сформированность морально-нравственных устоев и др.), определяют социально значимые качества специалиста: ответственность перед обществом, порядочность и честность, социопривлекательность, широкую культуру и т.д., раскрывают возможности позитивного развития личности.

    Без этой системы качеств невозможна реализация тех качеств, к которым современный рынок (как социоэкономическое пространство) предъявляет повышенные требования: предприимчивость и деловитость, трудолюбие, способность к риску, быстрая адаптация к изменяющимся условиям работы, мобильность, самостоятельность, способность к принятию ответственных решений и личная ответственность, повышенная профессиональная выносливость в условиях возрастающей интенсивности труда и др.

Модель  личности специалиста

   

     Человек в труде по мере совершенствования из простого исполнителя, работника превращается в субъекта труда, ставящего и реализующего свои цели в труде, далее в специалиста, квалифицированно выполняющего труд на основе специальной подготовки, позднее в профессионала, осуществляющего свой труд на основе его высоких стандартов; иногда человек развивается и дальше, становясь творцом, новатором в труде, обогащая опыт профессии.

          Общество стремится как можно  большее число работников сделать  специалистами, дать им профессиональное  образование, специальную подготовку. В психологии труда разрабатывается модель специалиста - как отражение объема и структуры профессиональных и социально-психологических качеств, знаний, умений, в совокупности представляющих его обобщенную характеристику как члена общества.

     Профессиональная модель личности специалиста – это документ, в котором содержится научно-обоснованные данные о наиболее вероятных тенденциях развития, соответствующей отрасли науки, технике, производства, а также в достаточной степени детализированный перечень требований к личностным и профессиональным качествам, которым должен обладать специалист определённого профиля. Оптимально функционирующей не только в условиях современного производства, но и в условиях обозримого будущего.

     В целом модель специалиста может включать следующие компоненты:

- профессиограмму как описание психологических норм и требований к деятельности и личности специалиста;

- профессионально-должностные требования (ПДТ) - описание конкретного содержания деятельности специалиста, определяющего, что и как он должен делать при решении профессиональных задач в условиях конкретной должности. ПДТ содержит перечисление минимума профессиональных умений которыми должен владеть специалист для обеспечения необходимого уровня профессиональной деятельности;

   - квалификационный профиль - сочетание необходимых видов профессиональной деятельности и степени их квалификации, квалификационные разряды для оплаты.

      Это основные компоненты включаемые  в  модель личности специалиста, однако различные авторы предлагают свои варианты. Стоит ответить на вопрос зачем же нужна модель личности специалиста?

    Основные  функции модели личности специалиста это:

  1. Цель для построения процесса подготовки специалиста
  2. Критерии оценки и самооценки качества его подготовки
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Профессиограмма 

     Остановимся  подробней на таком наиболее  важном компоненте модели личности  как профессиограмма. 

     Профессиограмма - это научно обоснованные нормы и требования профессии к видам профессиональной деятельности и качествам личности специалиста, которые позволяют ему эффективно выполнять требования профессии, получать необходимый для общества продукт и вместе с тем создают условия для развития личности самого работника. Профессиограмма - это обобщенная эталонная модель успешного специалиста в данной области, хотя иногда отмечается, что в профессиограмме надо учитывать и варианты выполнения профессиональной деятельности на "среднем" уровне. Из профессиограммы человек получает сведения об объективном содержании труда, о психологических качествах, требуемых от человека. Вместе с тем профессиограмма - это не жесткая стандартная схема, а гибкая ориентировочная основа развития специалиста. Профессиограмма должна не сковывать индивидуальное творческое развитие специалиста, а лишь давать ориентиры объективных требований профессии к человеку. Профессиограмма может меняться по мере изменения профессии, поэтому обращаться к профессиограмме необходимо так или иначе в течение всей профессиональной жизни как специалисту психологу, так и каждому работающему человеку для того, чтобы осуществлять коррекцию психологических качеств с учетом современных требований профессии. Таковы назначение и функции профессиограммы.

     Возможны разные подходы к содержанию и структуре профессиограммы.

Возможны разные подходы к содержанию и структуре  профессиограммы. Распространенной является комплексная профессиограмма (К.К. Платонов, Ю.В. Котелова и др.), где учитывается  широкий круг характеристик (социальных, технологических, экономических, медикогигиенических) труда в целом. Указывается цель, предмет, способ, критерий оценки результатов, характеристика нужной квалификации, средства, условия, организация, кооперация труда, интенсивность труда, виды опасности, воздействия на работника, польза для работника. В последнее время предлагается аналитическая профессиограмма, в которой раскрываются "не отдельные характеристики компонентов в профессии и профессионально-важные качества (ПВК) человека, а обобщенные нормативные и морфологические показатели структуры профессии и психологической структуры профессиональной деятельности". В аналитической профессиограмме подчеркивается необходимость разделения двух блоков и профессиограмме: во-первых, описание объективных характеристик профессиональной деятельности, не зависящих от конкретного человека и выработанных в общественном опыте, во-вторых, описание психологической деятельности человека и его качеств, симметричных объективной деятельности, но не совпадающих с ней. Иными словами, в аналитической профессиограмме различаются нормативная внешне заданная структура профессиональной деятельности и психологическая структура деятельности, а также психологические качества работника. В литературе описана также схема профессиограммы, называемой автором психологически ориентированной, в нее входят: описание внешней картины труда, трудового поведения (фотография рабочего дня, хронометраж, временная динамика производственной активности, рабочее место, типичные ошибки и др.) и внутренняя картина труда (реакции личности, ее интегральные образования - направленность, способности, структуры научения и опыт, характер, темперамент, а также психические состояния - интеллектуальные, эмоциональные, процессы - воля, внимание, память, мышление и психомоторика).

     В целом профессиограмма должна отвечать следующим требованиям: 

    - четко выделять предмет и основные результаты труда (на что направлены главные усилия человека в труде);

    - подчеркивать направленность каждого труда в конечном счете на благо конкретного человека (гуманистический человекоцентризм): все, в том числе технические профессии должны, хотя и в опосредованной форме, облегчать жизнь конкретного человека;

    - выделять не отдельные компоненты и стороны профессии, а описывать ее целостно в системе характеристик, особо подчеркивая при этом стержневые, приоритетные, ядерные составляющие и отличая их от производных, второстепенных, вспомогательных;

    - показывать возможные линии развития человека средствами профессии, динамику психических новообразований в ходе труда, из которых человек может выбрать направления роста с учетом своей индивидуальности;

    - показывать перспективы изменения в самой профессии (каким может быть специалист завтрашнего дня, ближайшего будущего);

    - иметь направленность на решение практических задач (профессиональное обучение, профотбор, рационализацию новых видов труда и др.);

    - описывать необходимые некомпенсируемые психологические профессиональные качества, а также психологические свойства человека, которые хотя и отсутствуют у него, но могут быть компенсированы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                           Содержание профессиограммы (описание труда в профессии)

           1. Предназначение, "миссия" профессии, ее роль в обществе (производство материальных товаров или идей, оказание услуг в разных социальных сферах; сбор, хранение и передача информации и др.), направленность на человека. 
          2. Распространенность профессии (типичные для данной профессии учреждения). 
          3. Предмет труда в профессии - стороны окружающей действительности, на которые воздействует человек в ходе труда (материальные предметы, идеальные предметы - культура, информация, индивидуальное или общественное сознание людей, предметы натуральные в контексте природы и искусственные, созданные человеком.). Правильное видение предмета труда - первый важный шаг к профессионализму. 
          4. Профессиональные знания как совокупность сведений о сторонах труда в профессии. 
          5. Деятельности, действия, приемы, умения, способы работы, технологии, техники, применяемые в данной профессии для успешного достижения результата; степень их развернутости, обобщенности, автоматизированности. 
          6. Средства труда - стороны окружающей действительности (материальные и идеальные объекты), которые человек использует для воздействия на предмет труда при реализации своих целей, для получения нужного продукта труда. К средствам труда относятся реальные инструменты, приборы, компьютеры, оргтехника, а также знаковые средства и системы правил логического мышления, моральной и эстетической оценки и др. Предмет и средства труда могут меняться местами даже в рамках одной профессии. 
          7. Условия труда: режим труда и отдыха, возможности их варьирования; характеристика социального окружения; санитарно-гигиенические факторы труда; интенсивность, темп труда и продолжительность нагрузки; рабочее место, рабочий пост. 
          8. Организация и кооперация труда: формы индивидуальной, совместной, групповой деятельности, преобладающие в данной профессии; виды профессионального общения и позиции в нем, обмен средствами и продуктами труда между его участниками; нормы выполнения и сроки; субординация и иерархия подчинения, социальный статус и должности в рамках профессии. 
          9. Продукт труда (или его результат) - те качественные и количественные изменения, которые человек привносит в предмет труда; критерии оценки результата труда, степень заданности результата труда, его более или менее жесткая регламентация (от исполнительного труда к творчеству). 
          10. Возможные уровни профессионализма и квалификационные разряды в данной профессии, категории и их оплата. 
          11. Права представителя данной профессии: психологическая и социальная безопасность, наличие благоприятного микроклимата в профессиональной среде; социальные гарантии, размеры оплаты труда и отпуска, охрана труда; допустимость индивидуального стиля выполнения трудовой деятельности и индивидуального варьирования операции; возможность повышения квалификации, переподготовки на смежные профессии; формы служебного продвижения и поощрения профессионального роста. 
          12. Обязанности представителя данной профессии: владение профессиональной компетентностью, знание этических норм профессионального поведения (духовность в общении с коллегами); соблюдение профессиональной и служебной тайны в работе с людьми; умелое ведение документации; ограничения (чего не следует делать в профессии никогда). Должностные функциональные обязанности (что и как должен делать человек данной профессии в условиях конкретной должности в том или ином учреждении). 
          13. Позитивное влияние данной профессии на человека: возможность личностной самореализации, векторы и возможная динамика внутреннего роста; возможность развития индивидуальности и личности средствами этой профессии, принадлежность к определенной профессиональной общности, социальному кругу. 
          14. Негативные стороны профессии: зоны и типы трудностей и ошибок, возможные материальные и нравственные потери, наличие экстремальных и стрессовых ситуаций, резкая смена ситуаций или паузы, монотония, ограничения времени, дефицит информации или информационная перегрузка; возможность аварийных ситуаций, профессиональной деформации личности и другие психологические вредности; отсутствие профессионального роста; виды нареканий ("штрафов") за низкую эффективность, за нарушение этических норм.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Требования профессиональной деятельности специалиста в современных социально-экономических условиях