Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 02:30, реферат
Современные социально-экономические условия в нашей стране, связанные со все более возрастающей конкуренцией как на рынке труда, так и на рынке образовательных услуг предъявляют всё новые требования к молодым специалистам. Отмечается сложная ситуация в стране с устройством на работу, повышенных требований работодателя, связанных с почти обязательным наличием опыта работы по специальности, а также низкий уровень зарплат для молодых выпускников. Несомненно эти условия поставили учебные заведения перед необходимостью не только давать студентам профессиональное образование, но и серьезно заниматься вопросами их трудоустройства и будущей карьеры. Однако карьера выпускника заведения начинается не в момент окончания обучения, а гораздо раньше – при выборе профессии, а также от наличия необходимых личностных и профессиональных качеств.
Введение…………………………………………………………………………..3
Общие требования профессиональной деятельности личности специалиста..4
Модель личности специалиста………………………………..............................6
Профессиограмма……………………………………………………….……......8
Содержание профессиограммы…………………………………………………11
Содержание психограммы ……………………………………………………...14
Таблица «содержание профессиограммы»…………………………………….16
Заключение…………………………..…………………………………………..17
Список литературы……………………………………………………………...18
Содержание
Введение…………………………………………………………
Общие требования профессиональной деятельности личности специалиста..4
Модель личности
специалиста……………………………….......
Профессиограмма………………………………………
Содержание профессиограммы…………
Содержание психограммы ……………………………………………………...14
Таблица «содержание
профессиограммы»……………………………………
Заключение…………………………..……………………
Список литературы…………………………………
Введение
Современные
социально-экономические условия в нашей
стране, связанные со все более возрастающей
конкуренцией как на рынке труда, так и
на рынке образовательных услуг предъявляют
всё новые требования к молодым специалистам.
Отмечается сложная ситуация в стране
с устройством на работу, повышенных требований
работодателя, связанных с почти обязательным
наличием опыта работы по специальности,
а также низкий уровень зарплат для молодых
выпускников. Несомненно эти условия поставили
учебные заведения перед необходимостью
не только давать студентам профессиональное
образование, но и серьезно заниматься
вопросами их трудоустройства и будущей
карьеры. Однако карьера выпускника заведения
начинается не в момент окончания обучения,
а гораздо раньше – при выборе профессии,
а также от наличия необходимых личностных
и профессиональных качеств. Система образования
как раз и должна быть направлена на формирование
личности, способной к эффективной реализации
себя в учёбе и труде.
Общие
требования профессиональной
деятельности и личности
специалиста
Социально значимые качества личности, отражающие ее мировоззренческие установки, существенным образом влияют на сферу профессионального труда. Они помогают специалисту не только в определении своего социального и профессионального места в обществе, в безопасном и гармоничном ведении профессиональной деятельности, но и
активно направляют будущее развитие всей социальной среды в позитивном направлении, выступают гарантом признания и соблюдения обществом общечеловеческих приоритетов.
На основе этого структура требований к личности специалиста любого профиля может быть представлена в виде трех уровней:
- требования-ориентиры к человеку труда;
- общие требования к личности специалиста;
- профессионально-личностные требования к специалисту определенного звена
(начального, среднего, высшего) и профиля.
Требования-ориентиры к человеку труда определяют основные характеристики специалиста в глобальном масштабе развития человеческой цивилизации. Они направлены на осознание человеком себя активным субъектом человеческого сообщества, способным через свой профессиональный труд влиять на прогрессивное развитие и нести общую
ответственность перед мировым сообществом, объединенным идеей общей безопасности, свободы, гуманизма.
В общих требованиях отражаются профессиональная и личностная характеристика специалиста нового типа. Анализ развития общественных отношений показывает, что сегодня в значительной степени возросла ответственность каждого человека за свою судьбу в социальном, профессиональном и личностном значении. Обеспечить свою конкуренто-
способность на рынке труда – важнейшая задача каждого специалиста. Уровень его образованности, профессиональной квалификации и компетентности выступают фактором социальной защищенности в условиях рынка.
Профессионально-личностные требования. Специалист должен знать социальную сущность своей специальности, владеть навыками профессиональной деятельности, обладать профессионально важными качествами и свойствами. При этом виды деятельности работника (например производственная, управленческая и др.) должны адекватно отражать потребности общества в получаемых результатах деятельности. Поэтому сегодня востребованы специалисты, способные к разностороннему видению и анализу сложных проблем жизни общества и природы, к поиску новых решений насущных проблем, творчески и критически мыслящие.
Развитие творческого потенциала личности, потребность в творческом образе жизни, профессиональное творческое саморазвитие выступают одним из главных условий гармоничной жизнедеятельности человека. Социальные и психологические качества личности, отражающие ее установки на выполнение определенной социальной функции (степень социальной зрелости, личная система ценностей, сформированность морально-нравственных устоев и др.), определяют социально значимые качества специалиста: ответственность перед обществом, порядочность и честность, социопривлекательность, широкую культуру и т.д., раскрывают возможности позитивного развития личности.
Без этой системы качеств невозможна реализация тех качеств, к которым современный рынок (как социоэкономическое пространство) предъявляет повышенные требования: предприимчивость и деловитость, трудолюбие, способность к риску, быстрая адаптация к изменяющимся условиям работы, мобильность, самостоятельность, способность к принятию ответственных решений и личная ответственность, повышенная профессиональная выносливость в условиях возрастающей интенсивности труда и др.
Модель личности специалиста
Человек в труде по мере совершенствования из простого исполнителя, работника превращается в субъекта труда, ставящего и реализующего свои цели в труде, далее в специалиста, квалифицированно выполняющего труд на основе специальной подготовки, позднее в профессионала, осуществляющего свой труд на основе его высоких стандартов; иногда человек развивается и дальше, становясь творцом, новатором в труде, обогащая опыт профессии.
Общество стремится как можно
большее число работников
Профессиональная модель личности специалиста – это документ, в котором содержится научно-обоснованные данные о наиболее вероятных тенденциях развития, соответствующей отрасли науки, технике, производства, а также в достаточной степени детализированный перечень требований к личностным и профессиональным качествам, которым должен обладать специалист определённого профиля. Оптимально функционирующей не только в условиях современного производства, но и в условиях обозримого будущего.
В целом модель специалиста может включать следующие компоненты:
- профессиограмму как описание психологических норм и требований к деятельности и личности специалиста;
- профессионально-должностные требования (ПДТ) - описание конкретного содержания деятельности специалиста, определяющего, что и как он должен делать при решении профессиональных задач в условиях конкретной должности. ПДТ содержит перечисление минимума профессиональных умений которыми должен владеть специалист для обеспечения необходимого уровня профессиональной деятельности;
- квалификационный профиль - сочетание необходимых видов профессиональной деятельности и степени их квалификации, квалификационные разряды для оплаты.
Это основные компоненты
Основные функции модели личности специалиста это:
Профессиограмма
Остановимся
подробней на таком наиболее
важном компоненте модели
Профессиограмма - это научно обоснованные нормы и требования профессии к видам профессиональной деятельности и качествам личности специалиста, которые позволяют ему эффективно выполнять требования профессии, получать необходимый для общества продукт и вместе с тем создают условия для развития личности самого работника. Профессиограмма - это обобщенная эталонная модель успешного специалиста в данной области, хотя иногда отмечается, что в профессиограмме надо учитывать и варианты выполнения профессиональной деятельности на "среднем" уровне. Из профессиограммы человек получает сведения об объективном содержании труда, о психологических качествах, требуемых от человека. Вместе с тем профессиограмма - это не жесткая стандартная схема, а гибкая ориентировочная основа развития специалиста. Профессиограмма должна не сковывать индивидуальное творческое развитие специалиста, а лишь давать ориентиры объективных требований профессии к человеку. Профессиограмма может меняться по мере изменения профессии, поэтому обращаться к профессиограмме необходимо так или иначе в течение всей профессиональной жизни как специалисту психологу, так и каждому работающему человеку для того, чтобы осуществлять коррекцию психологических качеств с учетом современных требований профессии. Таковы назначение и функции профессиограммы.
Возможны разные подходы к содержанию и структуре профессиограммы.
Возможны разные подходы к содержанию и структуре профессиограммы. Распространенной является комплексная профессиограмма (К.К. Платонов, Ю.В. Котелова и др.), где учитывается широкий круг характеристик (социальных, технологических, экономических, медикогигиенических) труда в целом. Указывается цель, предмет, способ, критерий оценки результатов, характеристика нужной квалификации, средства, условия, организация, кооперация труда, интенсивность труда, виды опасности, воздействия на работника, польза для работника. В последнее время предлагается аналитическая профессиограмма, в которой раскрываются "не отдельные характеристики компонентов в профессии и профессионально-важные качества (ПВК) человека, а обобщенные нормативные и морфологические показатели структуры профессии и психологической структуры профессиональной деятельности". В аналитической профессиограмме подчеркивается необходимость разделения двух блоков и профессиограмме: во-первых, описание объективных характеристик профессиональной деятельности, не зависящих от конкретного человека и выработанных в общественном опыте, во-вторых, описание психологической деятельности человека и его качеств, симметричных объективной деятельности, но не совпадающих с ней. Иными словами, в аналитической профессиограмме различаются нормативная внешне заданная структура профессиональной деятельности и психологическая структура деятельности, а также психологические качества работника. В литературе описана также схема профессиограммы, называемой автором психологически ориентированной, в нее входят: описание внешней картины труда, трудового поведения (фотография рабочего дня, хронометраж, временная динамика производственной активности, рабочее место, типичные ошибки и др.) и внутренняя картина труда (реакции личности, ее интегральные образования - направленность, способности, структуры научения и опыт, характер, темперамент, а также психические состояния - интеллектуальные, эмоциональные, процессы - воля, внимание, память, мышление и психомоторика).
В
целом профессиограмма должна отвечать
следующим требованиям:
- четко выделять предмет и основные результаты труда (на что направлены главные усилия человека в труде);
- подчеркивать направленность каждого труда в конечном счете на благо конкретного человека (гуманистический человекоцентризм): все, в том числе технические профессии должны, хотя и в опосредованной форме, облегчать жизнь конкретного человека;
- выделять не отдельные компоненты и стороны профессии, а описывать ее целостно в системе характеристик, особо подчеркивая при этом стержневые, приоритетные, ядерные составляющие и отличая их от производных, второстепенных, вспомогательных;
- показывать возможные линии развития человека средствами профессии, динамику психических новообразований в ходе труда, из которых человек может выбрать направления роста с учетом своей индивидуальности;
- показывать перспективы изменения в самой профессии (каким может быть специалист завтрашнего дня, ближайшего будущего);
- иметь направленность на решение практических задач (профессиональное обучение, профотбор, рационализацию новых видов труда и др.);
- описывать
необходимые некомпенсируемые психологические
профессиональные качества, а также психологические
свойства человека, которые хотя и отсутствуют
у него, но могут быть компенсированы.
Содержание профессиограммы (описание труда в профессии)
1. Предназначение, "миссия" профессии,
ее роль в обществе (производство материальных
товаров или идей, оказание услуг в разных
социальных сферах; сбор, хранение и передача
информации и др.), направленность на человека.
2. Распространенность профессии (типичные
для данной профессии учреждения).
3. Предмет труда в профессии - стороны
окружающей действительности, на которые
воздействует человек в ходе труда (материальные
предметы, идеальные предметы - культура,
информация, индивидуальное или общественное
сознание людей, предметы натуральные
в контексте природы и искусственные,
созданные человеком.). Правильное видение
предмета труда - первый важный шаг к профессионализму.
4. Профессиональные знания как совокупность
сведений о сторонах труда в профессии.
5. Деятельности, действия, приемы, умения,
способы работы, технологии, техники, применяемые
в данной профессии для успешного достижения
результата; степень их развернутости,
обобщенности, автоматизированности.
6. Средства труда - стороны окружающей
действительности (материальные и идеальные
объекты), которые человек использует
для воздействия на предмет труда при
реализации своих целей, для получения
нужного продукта труда. К средствам труда
относятся реальные инструменты, приборы,
компьютеры, оргтехника, а также знаковые
средства и системы правил логического
мышления, моральной и эстетической оценки
и др. Предмет и средства труда могут меняться
местами даже в рамках одной профессии.
7. Условия труда: режим труда и отдыха,
возможности их варьирования; характеристика
социального окружения; санитарно-гигиенические
факторы труда; интенсивность, темп труда
и продолжительность нагрузки; рабочее
место, рабочий пост.
8. Организация и кооперация труда: формы
индивидуальной, совместной, групповой
деятельности, преобладающие в данной
профессии; виды профессионального общения
и позиции в нем, обмен средствами и продуктами
труда между его участниками; нормы выполнения
и сроки; субординация и иерархия подчинения,
социальный статус и должности в рамках
профессии.
9. Продукт труда (или его результат) - те
качественные и количественные изменения,
которые человек привносит в предмет труда;
критерии оценки результата труда, степень
заданности результата труда, его более
или менее жесткая регламентация (от исполнительного
труда к творчеству).
10. Возможные уровни профессионализма
и квалификационные разряды в данной профессии,
категории и их оплата.
11. Права представителя данной профессии:
психологическая и социальная безопасность,
наличие благоприятного микроклимата
в профессиональной среде; социальные
гарантии, размеры оплаты труда и отпуска,
охрана труда; допустимость индивидуального
стиля выполнения трудовой деятельности
и индивидуального варьирования операции;
возможность повышения квалификации,
переподготовки на смежные профессии;
формы служебного продвижения и поощрения
профессионального роста.
12. Обязанности представителя данной профессии:
владение профессиональной компетентностью,
знание этических норм профессионального
поведения (духовность в общении с коллегами);
соблюдение профессиональной и служебной
тайны в работе с людьми; умелое ведение
документации; ограничения (чего не следует
делать в профессии никогда). Должностные
функциональные обязанности (что и как
должен делать человек данной профессии
в условиях конкретной должности в том
или ином учреждении).
13. Позитивное влияние данной профессии
на человека: возможность личностной самореализации,
векторы и возможная динамика внутреннего
роста; возможность развития индивидуальности
и личности средствами этой профессии,
принадлежность к определенной профессиональной
общности, социальному кругу.
14. Негативные стороны профессии: зоны
и типы трудностей и ошибок, возможные
материальные и нравственные потери, наличие
экстремальных и стрессовых ситуаций,
резкая смена ситуаций или паузы, монотония,
ограничения времени, дефицит информации
или информационная перегрузка; возможность
аварийных ситуаций, профессиональной
деформации личности и другие психологические
вредности; отсутствие профессионального
роста; виды нареканий ("штрафов")
за низкую эффективность, за нарушение
этических норм.