Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 10:01, реферат
Дошкольное воспитание в США осуществляется в дошкольных учреждениях – яслях (от рождения до 3-х лет), детсадах (3-4 года), малышовых (от 3 до 6 лет) и подготовительных дошкольных центрах (5 лет) – общественных и частных заведениях для детей ясельного и детсадовского возраста. Очевидно, что в основном эта особенность и дает ту высокую степень чувствительности к педагогическим новациям всей системы в целом.
В ходе рутинных занятий (ежедневно повторяющихся событий, таких как еда, одевание и купание), спонтанных занятий (возникающих по инициативе ребенка, когда кто-нибудь или что-нибудь привлекло его внимание) и запланированных занятий (когда взрослые организуют исследование, изучение или наблюдение, подбирая для этого игрушки, материалы или ситуации) создаются возможности для многостороннего участия в деятельности. Взрослые должны координировать потребности ребенка с возникающими ситуациями. Например, если потребность состоит в активизации речи, координировании известных слов с новыми действиями, то взрослые должны запланировать, в каких жизненных ситуациях ребенок сможет употребить имеющиеся у него навыки и приобрести новые, так, чтобы по мере их наступления поощрять ребенка говорить и действовать желаемым образом. Одну и ту же фразу ребенок может адресовать в группе разным детям, а от них услышать более длинные фразы и обобщить их.
В
большинстве детских садов и
начальных классов школ помещение разделено
на зоны или уголки, каждый из которых
предназначен для какого-то вида деятельности.
Центр сюжетно-ролевой игры содержит материалы,
позволяющие переделать его в дно океана,
кабинет врача, зоопарк и т. п. В нем полезно
иметь большие картонные коробки (например,
от холодильника или телевизора с большим
экраном), которые легко преобразовать
в магазины, космические корабли, вольеры
зоопарка, машины, дома и сараи. В качестве
реквизита могут использоваться шляпы,
одежда, муляжи еды, пустые коробки из-под
еды, сломанный тостер, веники, будильник,
одеяла, куклы (внешне различающиеся по
эстетическим признакам, представляющие
разные народы и расы), зеркало, газеты
и т.д. Играя в таком уголке, дети вступают
в социальное взаимодействие, кооперируются,
регулируют свою деятельность, творят,
включают в свой замысел разные виды деятельности,
физически активны и подвижны. Другие
центры: кукольный театр (и приобретенные
куклы, и сделанные своими руками, и просто
игрушки), искусство (разнообразные материалы
для художественного творчества, музыкальные
инструменты, музыкальные записи и средства
записи и воспроизведения, спортивно-художественные
снаряды, маски), кулинария (лучше в кухне
или по соседству с ней, чтобы можно было
готовить простые блюда), игры с песком
и водой (помещение или стол, где можно
строить при помощи обычных песочных наборов:
лопаток, совков, формочек, мельниц, сита
и т. п.), научно-математический центр (где
можно классифицировать, взвешивать, измерять,
сортировать, считать, упорядочивать,
заниматься коллекционированием, проводить
сопоставления и исследования, записывать
результаты наблюдений и открытий, а также
настоящие животные, в том числе и насекомые),
уголок строительства и конструирования
(из самых разных материалов; это место
должно быть по возможности расположено
рядом с центром драматизации).
Взаимодействие
ДОУ и семьи
Остановимся коротко на материалах, рассчитанных на воспитание детей в домашних условиях.
Примерно одна шестая часть детей в США не проходит специальной дошкольной подготовки в дошкольных учреждениях. В большинстве это жители отдаленных сельских районов, где связь со школой затруднена. Для них центры и лаборатории разрабатывают особые программы. Программа, названная «Домашнее дошкольное образование», создана в Аппалачской педагогической лаборатории в городе Чарльстоне (штат Западная Виргиния) и предназначена для родителей трех-, четырех- и пятилетних детей.
В этих материалах содержится хорошо скоординированное сочетание трех видов работы – домашнего обучения под руководством родителей, просмотра детьми специальных телепередач и занятий с приходящим на дом педагогом-«визитером». В материале, названном «Способности как основа программы развития в дошкольной педагогике», дается характеристика и анализ 58 навыков и умений, которыми ребенок должен владеть к моменту поступления в школу. В дальнейшем на основе этого перечня идет разработка дошкольных программ; он используется и как база для создания методики оценки. В проект включены также описания тех видов познавательной деятельности, которые необходимы для выработки каждой из 58 способностей и уместны при проведении с детьми классно-урочных занятий родителями и домашними «визитерами». Приложены к проекту и перечень докладов с характеристикой систем домашнего дошкольного обучения, функционирующих в стране, и описание результатов естественных экспериментов, проведенных 700 родителями семи штатов Аппалачского региона. В проекте имеется набор оценочных материалов, специализированных для каждой возрастной группы детей и для каждой из 58 формируемых способностей, и 60 сценариев телевизионных уроков, иллюстрирующих практически весь программный материал.
Программа, таким образом, направлена на то, чтобы решить сложную проблему подготовки к школе детей, живущих в отдаленных сельских районах, где социальные и географические факторы не позволяют создавать подготовительные классы. Весь проект в целом получил высокую оценку в стране.
Ряд
разработок обеспечивает оказание школой
непосредственной помощи родителям. Сошлемся
в качестве примера на проект «Детская
и родительская библиотека дидактических
игрушек», подготовленный лабораторией
в Сан-Франциско. Это методическое руководство,
имеющее целью научить родителей как можно
целесообразнее использовать дидактические
игрушки для обучения четырех - пятилетних
детей. Весь курс рассчитан на восемь недель
при одном занятии с родителями в неделю.
На занятиях родители знакомятся с набором
дидактических игрушек и игр, учатся приемам
наилучшего использования их в процессе
организуемых с ними самими игровых занятий.
Их знакомят каждый раз с числом игрушек
или игр, достаточным для занятий с детьми
в течение недели. На следующей неделе
подводятся итоги домашних занятий, обсуждается,
какой педагогический эффект они имели,
чему научились дети, а затем слушатели
переходят к знакомству с новой игрушкой.
«Библиотека игрушек» и курсы чаще всего
организуются при школах.
Подготовка кадров для ДОУ
Одна из форм подготовки рабочих кадров в США – обучение рабочих на производстве. Оно осуществляется, различными способами: в виде ученичества, инструктирования (и обучения) на рабочем месте под руководством опытного рабочего.
Подготовка преподавателей ведется в высших учебных заведениях и колледжах, а также на специальных курсах для лиц со средним образованием.
Проект
«Гибкая система обучения», подготовленный
лабораторией в Сан-Франциско», цель
которого - подготовка человека, ранее
не работавшего в области
Информация о работе Типы дошкольных учреждений и возраст детей посещающих их