Типы дошкольных учреждений и возраст детей посещающих их

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 10:01, реферат

Описание работы

Дошкольное воспитание в США осуществляется в дошкольных учреждениях – яслях (от рождения до 3-х лет), детсадах (3-4 года), малышовых (от 3 до 6 лет) и подготовительных дошкольных центрах (5 лет) – общественных и частных заведениях для детей ясельного и детсадовского возраста. Очевидно, что в основном эта особенность и дает ту высокую степень чувствительности к педагогическим новациям всей системы в целом.

Работа содержит 1 файл

Дошкольно образование в США.doc

— 60.50 Кб (Скачать)

     Типы  дошкольных учреждений и возраст детей  посещающих их.

     Дошкольное  воспитание в США осуществляется в дошкольных учреждениях – яслях (от рождения до 3-х лет), детсадах (3-4 года), малышовых (от 3 до 6 лет) и подготовительных дошкольных центрах (5 лет) – общественных и частных заведениях для детей ясельного и детсадовского возраста. Очевидно, что в основном эта особенность и дает ту высокую степень чувствительности к педагогическим новациям всей системы в целом. Плюс к тому же – государство активно стимулирует совершенствование обучающих функций дошкольных заведений, оказывает финансовую помощь в получении дошкольного образования и подготовке к школе. В конечном итоге за счет раннего массового вовлечения детей в процесс обучения и воспитания повышается общий уровень школьного образования. Так реализуется простая истина: способность ребенка, его шансы на успешное обучение в школе возрастают, если его с раннего детства приучить к учению и возбудить у него интерес к предмету обучения. Упущенное в раннем возрасте трудно или невозможно наверстать в более зрелом возрасте – об этом Америка не забывает.

     С пятилетнего возраста большинство  американских дошкольников воспитываются  в детских садах, по существу нулевых  классах, в которых малышей подготавливают к обучению в начальной школе, постепенно переходя от игр к чтению, письму, приобретению других необходимых навыков. Дошкольные отделения общественных школ посещают более 60% всех пятилетних детей. Однако многие родители отдают предпочтение частным дошкольным учреждениям.

     Есть  в США и школы для самых  маленьких – так называемые школы  – ясли, идея необходимости которых  была разработана некоторыми педагогическими  колледжами. Школы для детей от 3 до 6 лет открывали и открывают  многие организации, в том числе  «дошкольные лаборатории» при колледжах, занятые в основном исследовательской деятельностью и подготовкой учителей, религиозные общины, родительские кооперативы и прочие добровольные объединения. Эти дошкольные учреждения обычно прекрасно оборудованы и создают благополучные условия для физического, умственного и эмоционального развития своих воспитанников, успешно приучают их к общепринятым нормам поведения.  

     Цель  и основные принципы воспитания 

     По  мнению многих американских специалистов, наряду с созданием необходимых  условий для получения детьми знаний, умений и навыков целью дошкольных учреждений является формирование личности. Индивидуальность малыша и свобода в действиях занимают первое место в американской системе.

     Вмешательство государства в процесс воспитания в Америке очень велико. Любые жалобы ребенка на наказания или ограничения могут повлечь к серьезным судебным разбирательствам с родителями.

     Исходя  из этого, сформировался основной принцип американской системы воспитания – любое наказание должно сопровождаться подробным объяснением его мотивов.

     Американскими психиатрами доказано, что после  разговора с ребенком, задуманное наказание уже не кажется таким  уж оправданным.

     Именно  этим и отличается американская система  воспитания от отечественной. В России до сих пор в большинстве семей преобладает контролирующий стиль воспитания детей, где жесткие правила и норм регулируют процесс развития ребенка.

     Послушание  детей в Америке добивается за счет внушения, а в России – за счет психологического или физического  воздействия.  

     Дошкольное  обучение и воспитание

     Программы для дошкольных учреждений

     Дошкольное  обучение и воспитание – по существу, новая область американской педагогики. Еще лет пятнадцать назад ее практически  не существовало, а все обязанности  по воспитанию детей до шестилетнего возраста целиком ложились на родителей. С тех пор положение радикально изменилось. Все чаще слышатся призывы к «социализации» и «адаптации» детей с раннего возраста, а американские педагоги с повышенным интересом изучают опыт других стран в дошкольном воспитании детей.

     Столь коренное изменение взгляда объясняется  рядом причин.

     В послевоенные годы в Соединенных  Штатах значительно увеличился процент  работающих женщин, в том числе  одиноких матерей, что вызвало острую необходимость в организации дошкольных учреждений.

     Есть  и еще одно обстоятельство, заставившее  американских ученых обратить внимание на эту проблему. В США начинается ощущаться нехватка «талантов» - людей, способных творческих выполнять  все усложняющиеся функции управления, научной деятельности, работы на автоматизированном производстве, в сфере услуг и т. д. Государство не может больше позволять себе роскошь пренебрегать образованием и воспитанием многих миллионов детей без семей. О масштабах этой проблемы нетрудно судить. Даже по официальным данным в 1973 году в США 7,9 миллиона детей в возрасте до 13 лет находились в семьях с низкими доходами.

     Учитывая  эти обстоятельства, а также под  давлением общественности, в 1965 году была, разработана программа «Начальный старт» предусматривавшая создание дошкольных учреждений «выравнивая» для четырех - пятилетних детей из бедных семей с задержками развития. С момента создания по настоящее время программа «Начальный старт», охватила около пяти миллионов детей, из которых 10% имели физические и умственные недостатки. В дошкольных учреждениях «Начального старта» дети одного возраста объединяются в группы по 15-20 человек. С группой работает учитель со специальным образованием и один или два помощника. Программы «Начального старта» включают развитие навыков устной речи и знакомство с алфавитом, подготовку к чтению, счет до 10 и т. д. У детей формируются умения различать цвета и формы, сравнивать, противопоставлять. Большое внимание в программах уделяется развитию «социальной зрелости» - формированию уверенности в себе, самоуважения и умения общаться с окружающими. Важными задачами детских учреждений, работающих по программам «Начального старта», являются медицинское обслуживание, правильное питание, забота о физическом развитии детей, так как многие семьи национальных меньшинств не в состоянии обеспечить детей даже горячим питанием.

     Дошкольные  учреждения, работающие по программе  «Начальный старт», не исчерпывают  всей системы дошкольного воспитания, а их учебные планы – разнообразие существующих в этой области проектов.

     Для малышей от рождения до трех лет  существуют ясли. Еще совсем недавно  число их было невелико. Средства, выделяемые на них государством, незначительны, и поэтому до сих пор большинство  детских ясель являются частными учреждениями. Они обеспечивают медицинское обслуживание, питание и игровые занятия, способствующие общему развитию ребенка. Дети объединяются в группы по 10-12 человек. С каждой группой работают обычно один воспитатель и три помощника.

     Дети  в возрасте трех-четырех лет могут  посещать детские сады. За последнее десятилетие процент детей этого возраста, охваченных учреждениями общественного воспитания, возрос с 10% до 25%. Существуют различные типы этих учреждений. Некоторые детские сады открыты лишь часть дня; обычно дети остаются в них с девяти до трех часов. Другие, наиболее перспективные и особенно интенсивно растущие за последние годы, работают с 8 часов утра до 6-7 вечера.

     В них существуют помещения для  детей разного возраста, причем в  некоторых учреждениях этого  типа имеются группы двухлетних детей. В комнатах – игрушки, столы для занятий, раскладные кроватки для послеобеденного отдыха, разборные конструкции, по которым дети могут лазить, использовать их для игры в дом, в магазин и т. д.

     Расписание  занятий, кроме игр, включает разговор с воспитателем на «свободные» темы, занятия, сконцентрированные вокруг одной темы (скажем, о временах года), дидактические игры, спокойную деятельность – слушание музыки, чтение книг, занятия ритмикой, описание картинок и т. д. Однако все эти занятия обычно носят спонтанный характер и лишь в небольшой степени развивают определенные навыки и умения. Исключение составляют навыки ручного труда, формированию которых придается большое значение.

     Наиболее  распространены в США дошкольные учреждения для пятилетних детей, выполняющие, по существу, роль подготовительных классов. В настоящее время различными формами обучения в них охвачено 84% пятилетних детей, из которых 6% занимаются в первых классах начальных школ, а 78% - в детских садах, чаще всего организуемых при школах. Таким образом, грань между первым классом школы и старшей группой дошкольного учреждения постепенно стирается. Учебный процесс со старшими дошкольниками организован так же, как и с более младшими детьми, - в форме свободных занятий.

     Дети находятся в просторном помещении с ковровым покрытием и мягкой мебелью. Они часто играют, сидя или лежа на полу, иногда за маленькими столиками. Здесь большое число усложненных, по сравнению с младшими группами, инструментов для занятий ручным трудом: верстаки, пилы, рубанки, молотки, а также приспособления для физических упражнений.

     Программы занятий предлагают:

    • подготовку к чтению, включающую знакомство с алфавитом, умение различать звук и букву, чтение взрослыми книг, при котором дети могли бы глазами следить за строчной, умение слушать и рассказывать о прочитанном;
    • подготовку к обучению математике (понятие числа и множества, предмета и его признаков, знакомство с геометрическими формами, устный счет до 10);
    • обществоведение, в программу которого включаются выработка навыков общения, экскурсии по ознакомлению с окружающей местностью, знакомство с трудом взрослых различных профессий;
    • физкультуру, подвижные игры в помещении и на воздухе;
    • изобразительную деятельность, в том числе рисование разными красками, карандашами, мелками, работу с цветной бумагой и пластилином;
    • музыку, пение, музыкальные игры, танцы, ритмику;
    • ручной труд, предусматривающий развитие мускульной координации, работу за верстаком, с пилой и молотком.

     В разных штатах, школьных округах и даже отдельных дошкольных учреждениях эти программы могут существенно варьироваться.

     Программы. Стимулирующие общее психическое  развитее детей, чаще всего развитие мышления и устной речи, не преследуют цели формирования конкретных навыков. У них иная цель – создать условия, благоприятные для последующего обучения. К числу таких условий американские исследователи относят как развитие отдельных способностей (восприятия, внимания, памяти), так и формирование личностных качеств – упорства, любознательности, умения стойко переносить временные неуспехи. Примером разработок такого рода может служить проект «Мышление и рассуждение», выполненный Юго-Западной лабораторией в Остине (штат Техас).

     Пожалуй, наибольшее число работ продолжает традиции «Начального старта». Они адресованы детям, либо имеющим задержки психического развития, либо отставшим от среднего уровня подготовки. Чаще всего те и другие – дети из бедных семей, в первую очередь негров, мексиканцев или пуэрториканцев. Пробиты ставят задачу «выравнивания» общей подготовки и психического развития. Поэтому они не столько уделяют внимание обучению навыкам письма или счета, сколько стремятся развить те или иные стороны познавательных процессов, личные качества.

     Одна  из таких программ – «Детский фольклор» - подготовлена также лабораторией в городе Остин. Казалось бы, ее можно отнести к категории документов, ставящих главной целью эстетическое развитие дошкольников, - не столько широко в ней используются песни, танцы, стихи и игры. Однако по существу это познавательная программа, расширяющая в таких формах представления учащихся о мире и людях. По утверждению ее авторов, она стимулирует развитие мышления, обогащает воображение, способствует установлению отношений и взаимопонимания с детьми иных национальностей. Использование ее рекомендуется в этнически смешанных группах. Программа  не ограничивается лишь возрастом детского сада, но может также использоваться вплоть до третьего класса начальной школы. 

     Особенности организации педагогического  процесса, а также воспитательно-образовательной работы с детьми 

     Воспитатели создают такую атмосферу и  среду, которая стимулирует ребенка  радостно и спокойно знакомиться  с окружающим миром, совершать открытия, быть максимально самостоятельным, проявлять любознательность, выражаться разнообразными способами.

Информация о работе Типы дошкольных учреждений и возраст детей посещающих их