Типология личности студента

Автор: r**********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 19:36, контрольная работа

Описание работы

Процесс выбора профессии, обучения в вузе стал сегодня для многих студентов прагматическим, целенаправленным и соответствующим переменам. Ценность образования как самостоятельного социального феномена, имеющего социокультурную, личностную и статусную привлекательность, отступила на более дальний план. Возможно, что различие ценностей образования прошлых и текущих лет главным образом состоит именно в этом.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3
Типология личности студента…………………………………………… 4
Классификация мотивов учения…………………………………………. 11
Классификация уровней развития учебной мотивации школьников… 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………... 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………

Работа содержит 1 файл

19847 Контрольная.doc

— 105.00 Кб (Скачать)

     Якобсон П.М. рассматривает две большие  группы мотивов:

     1) познавательные мотивы, связанные  с содержанием учебной деятельности  и процессом ее выполнения;

     2) социальные мотивы, связанные с  различными социальными взаимодействиями  школьника с другими людьми [3, с.12].

     Щукина  Г.И. данные две группы разбивает  на несколько подгрупп [8, с.36]. Первая большая группа мотивов представляет собой следующие  подгруппы:

     1) широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на овладение новыми знаниями. Они также различаются по уровням. Эти уровни определяются глубиной интереса к знаниям.

     2) учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на усвоение способов добывания знаний: интересы к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляцию учебной работы, рациональной организации своего учебного труда;

     3) мотивы самообразования, состоящие в направленности школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.

     Эти уровни познавательных мотивов могут обеспечивать наличие у школьника так называемого «мотива достижения», который состоит в стремлении ученика к успеху в ходе как бы постоянного соревнования с самим собой, в желании добиться новых, все более высоких результатов по сравнению со своими предыдущими результатами.

     Все эти познавательные мотивы обеспечивают преодоление трудностей школьников в учебной работе, вызывают познавательную активность и инициативу, ложатся  в основу стремления человека быть компетентным, желания быть «на уровне века», запросов времени и т. д.

     Вторая  большая группа мотивов — социальные мотивы — также распадается на несколько подгрупп [8, с.39]:

     1) широкие социальные мотивы, состоящие в стремлении получать знания, чтобы быть полезным обществу, желании выполнить свой долг, в понимании необходимости учиться и в чувстве ответственности. Здесь велико значение    мотивов осознания социальной необходимости, долженствования.

     К широким социальным мотивам может  быть отнесено также желание хорошо подготовиться к избранной профессии;

     2) узкие социальные, так называемые  позиционные мотивы, состоящие в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет.

     Эти мотивы связаны с широкой потребностью человека в общении, в стремлении получить удовлетворение от процесса общения, от налаживания отношений с другими людьми, от эмоционально окрашенных взаимодействий с ними.

     Одной из разновидностей таких мотивов  считают так называемую «мотивацию благополучия», проявляющуюся в стремлении получать только одобрение со стороны учителей, родителей и товарищей (про таких учеников говорят, что они работают только на «положительном подкреплении») [8, с.42].

     3) социальные мотивы, называемые мотивами  социального сотрудничества, состоящие, в том, что ученик не только хочет общаться и взаимодействовать с другими людьми, но и стремится осознавать, анализировать Способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем и товарищами по классу, постоянно совершенствовать эти формы. Этот мотив. является важной основой самовоспитания, самосовершенствования личности.

     В старших классах у школьников могут присутствовать творческие мотивы. Наличие творческих мотивов означает, что ученик не только усваивает те приемы учебной работы и те способы общения, которые ему предлагаются в ходе учения как образец, но и ищет новые способы учебных действий и форм сотрудничества и взаимодействия с окружающими людьми. Эти творческие мотивы могут воспитываться не только в разных формах внеклассной работы, но и в ходе работы на уроке.

     Выделяют  две группы психологических характеристик  познавательные и социальных мотивов [5, с.236]:

     Первая  группа мотивационных характеристик (содержательные)  - прямо связана с содержанием осуществляемой школьником учебной деятельности.

     Вторая  группа характеристик (динамические) - характеризует не столько содержание, сколько форму, динамику выражения этих мотивов; эти особенности мотивов ближе стоят к психофизиологическим особенностям ребенка, особенностям его нервной системы.

     И познавательные и социальные мотивы имеют и содержательные и динамические характеристики.

     Содержательными характеристиками мотивов являются следующие [4, с.238]:

     1) наличие личностного смысла учения для ученика. В таком случае говорят, что мотив учения выполняет не только роль побудителя, но и является «смыслообразующим» для данного ученика, т. е. придает его учению личностный смысл.

     2) наличие действенности мотива, т. е. его реального влияния на ход учебной деятельности и всего поведения ребенка. Действенность мотива тесно связана с первой характеристикой - личностным смыслом учения. Если мотив имеет личностную значимость для школьника, то он, как правило, является и действенным. Это проявляется в активности самого ученика, в его инициативе, в зрелости и развернутости всех компонентов учебной деятельности.

     3) место мотива в общей структуре  мотивации. Каждый мотив может  быть ведущим, доминирующим или  второстепенным, подчиненным. 

     4) самостоятельность возникновения  и проявления мотива. Он может возникать как внутренний в ходе самостоятельной учебной работы или только в ситуации помощи взрослого, т. е. как внешний. Необходимо учитывать, что мотив всегда является, с одной стороны, внутренней характеристикой сознания ученика, его побуждения к деятельности. С другой стороны, побуждение может исходить извне, от другого человека.

     5) уровень осознания мотива. Далеко не всегда школьники умеют осознавать свои мотивы, эта способность может и не возникнуть на уровне средней школы. Но иногда школьники, особенно подросткового возраста, не только хорошо осознают, но и сознательно маскируют свои мотивы, или прикрываясь безразличием к учебной работе, или выдавая вымышленные мотивы за подлинные.

     6) степень распространения мотива на разные типы деятельности, виды учебных предметов, формы учебных заданий.

     Если  есть различия в содержании мотивов, то существуют и особенности их форм. Они образуют динамические характеристики мотивов [8, с.227].

     1. Первой и важнейшей особенностью  является устойчивость мотивов. Это выражается в том, что тот или иной мотив актуализируется достаточно постоянно во всех учебных ситуациях или в большинстве из них. Безусловно, мы должны стремиться к тому, чтобы социально ценные мотивы стали устойчивым личностным образованием школьника.

     2. Другой особенностью формы проявления  мотивов является их эмоциональная  окраска, модальность. Психологи  выделяют отрицательную и положительную  мотивацию учения. Под отрицательной  мотивацией подразумеваются побуждения  школьника, вызванные осознанием  определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникать, если он не будет учиться (напоминания, плохие отметки и выговоры в школе, угрозы и наказания родителей, неприятные переживания, вызванные упреками окружающих). Положительная мотивация связана с выполнением школьником социально значимой обязанности учиться, с достижением успехов в учебном труде, с овладением новыми знаниями и способами их добывания, с поддержанием хороших отношений с окружающими.

     3. Другие формы проявления мотивов  выражаются также в силе мотива, его выраженности, быстроте возникновения и т. д. Они обнаруживаются в том, например, как долго может сидеть школьник над работой, сколько заданий он может выполнить, движимый данным мотивом, и т. д. Все особенности протекания мотивов связаны с их содержательными особенностями — действенностью, доминированием среди других мотивов.

     Формы выражения мотивов учения должны находиться в поле зрения учителя: по ним учитель составляет первое представление  о характере мотивации данного  ученика. Но затем желательно двигаться к анализу внутренних, содержательных особенностей мотивов, определять, что же именно стоит, например, за отрицательной модальностью — мотивами избегания, выявлять, показателем чего является неустойчивость мотива, и т. д. 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Мотивация - сложное структурное образование, в котором различные мотивы выступают в единстве и взаимозависимости. Поэтому, на наш взгляд, формирование мотивации не может идти по частям (сначала сформируем понимание значимости знаний, затем долг и ответственность и т.д.). Только целостный подход может обеспечить успех формирования мотивации. Цель -именно то звено, через которое можно управлять процессом формирования мотивацией, чтобы обеспечить такой подход.

      Школьная  мотивация - одно из новообразований  психического развития школьников, возникающее  в ходе осуществления учащимися  активной учебной деятельности. Мотивация  формируется в процессе самой  учебной деятельности. Становление  учебных мотивов зависит от структуры учебной деятельности, в которую вовлечен ребенок. Учебная деятельность младших школьников побуждается не одним, а целой системой разнообразных мотивов.

      Формирование  мотивов учения - это создание в  школе условий для появления  внутренних побуждений к учению, осознания их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Стимулировать ее развитие возможно и необходимо системой психологически продуманных приемов. Мотивация связана с возрастными особенностями ребенка, но не возраст как стадия созревания определяет содержание мотивации, а характер деятельности ребенка и система его взаимодействий с окружающими людьми в этом возрасте.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

       
  1. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирование личности / В.Г.Асеев. – М.: Мысль, 1996. – 158 с.
  2. Бодров, В.А. Нелинейная модель мотивационной сферы личности // Психологический журнал. – 2001. – №2. – с.90 -100.
  3. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб: Питер, 2000. – 512 с.
  4. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы, эмоции / А. Н. Леонтьев. – М.: Просвещение, 2001. – 356 с.
  5. Лукьянова, М.И. Учебная деятельность школьников: сущность и возможности формирования / М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина. - Ульяновск: ИПК ПРО, 1998. - 64 с.
  6. Маркова, А.К., Матис, Т.А., Орлов, А.Б. Формирование мотивации учения / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. – М.: Просвещение, 2006. – 192 с.
  7. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2001. - 495 с.
  8. Узнадзе, Д.Н. Общая психология / под ред. И. В. Имедадзе.- М.: Смысл; СПб.: Питер, 2004. — 413 с.
  9. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М.: Просвещение, 2002. – 384 с.
  10. Якобсон, М.П. Психологические проблемы мотивации поведения / М.П.Якобсон. - М.: Академия, 1999. – 386 с.

Информация о работе Типология личности студента