Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 22:21, реферат
Возможные причины типичных ошибок и трудностей, возникающих у родителей в воспитании детей, раскрываются в вопросе о том какова же цель семейного воспитания, в какой среде и при каких условиях воспитывается ребенок в семье, как реализуется воспитательный потенциал семьи.
Введение………………………………………………………………………………………………3
1. Воспитательный потенциал семьи………………………………………………………4
2. «Типичные ошибки в семейном воспитании»…………………………………..8
3. Конфликты, возникающие в связи с неправильными стратегиями…..11 воспитания
4. Родительские директивы как проявление ошибок в семейном……….12 воспитании
Заключение………………………………………………………………………………………….16
Приложение………………………………………………………………………………………..18
Список использованной литературы…………………………………………………20
Следование директивам помогает маленькому
и зависимому ребёнку приспособиться
к требованиям больших и
А.И. Луньков и В.К. Лосева дают родителям следующие советы: а) дать ребёнку возможность увидеть, что вы сами как родитель освобождаетесь от директив; б) оставить самому ребёнку право изжить эти указания в рамках более широкой человеческой общности.
Заключение
Семья выступает как первый воспитательный
институт, связь с которым человек
ощущает на протяжении всей своей
жизни. Семья призвана выполнять
ряд функций (репродуктивную, экономическую
и хозяйственно-бытовую, воспитательную,
рекреационную и
Семейное воспитание имеет ряд
несомненных достоинств. К ним
следует отнести, благоприятный
эмоциональный и морально-
Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребёнка и преодолеть типичные ошибки семейного воспитания, необходимо помнить общие внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:
• Принимать активное участие в жизни семьи;
• Всегда находить время, чтобы поговорить с ребёнком;
• Интересоваться проблемами ребёнка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
• Не оказывать на ребёнка нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
• Иметь представление о различных этапах в жизни ребёнка;
• Уважать право ребёнка на собственное мнение;
• Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребёнку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;
• С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.
Приложение
Памятка родителю от ребенка
• Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.
• Не бойтесь быть твердым со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет определить свое место.
• Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой.
• Не давай обещаний, которые вы не можете выполнить. Это ослабит мою веру в вас.
• Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю "я ненавижу вас". Я не имею это в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.
• Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыгрываюсь на вас за это, став "плаксой" и "нытиком".
• Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
• Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.
• Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. Мой слух притупляется в это время, и у меня остается мало желания сотрудничать с вами. Будет лучше, если мы поговорим об этом немного позднее.
• Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я знаю, что такое хорошо, а что такое плохо.
• Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки смертный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая при этом, что я ни на что не годен.
• Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня, если вы будете делать это, то я вынужден буду защищаться, притворяясь глухим.
• Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это дает мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами.
• Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим.
• Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.
• Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без внимания и ободрения.
• Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже стану вашим другом.
• И, кроме того, я вас так сильно люблю, пожалуйста, ответьте мне тем же...
• Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи испуган, я быстро превращаюсь в лжеца.
• Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Таким образом, я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смеритесь с этим.
• Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я учусь на собственном опыте.
• Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне столько внимания.
• Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, вы увидите, что я вообще, перестану задавать вам вопросы, и буду искать информацию на стороне.
Список литературы
1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика: Педагогика любви и свободы. — М., 1993.
2. Азбука любви. Книга для родителей. М., 1996.
3. Анзорг Л. Дети и семейный конфликт. М., 1988.
4. Антонов А.И., Борисов В.А, Кризис семьи и пути его преодоления. М., 1990.
5. Арутюнян М., Земное М. Легко ли быть родителями. Взрослые и дети: союз, конфликт, компромисс. М., 1991.
6. Буянов М.И.
Ребенок из неблагополучной
7. Воспитание детей в неполной семье / Пер. с чешского; Под ред. Н.М. Ершовой. М., 1980.
8. Делла Торре А. Ошибки родителей. М., 1983.
9. Джайнотт Х.Д. Родители и дети. М., 1986.
10. Земска Я. Семья и личность. М., 1986.
11. Каптерев П.Ф. Задачи и основы семейного воспитания. Энциклопедия семейного воспитания и обучения. СПб., 1898.
12. Корчак Я. Как любить ребенка. М., 1990.
13. Лесгафт П.Ф. Семейное
воспитание ребенка и его
14. Макаренко А.С. Воспитание детей в семье. Избр. пед. соч.: В 2 т. М., 1997. Т. 2.
15. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. Пед. соч.: В 8 т. М., 1984. Т. 4.
16. Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. М., 2000. Разделы 2, 4.
17. Матвеева Л. и др. Практическая психология для родителей, или Что я могу узнать о своем ребенке. М., 1997.
18. Медведева И., Шишова Т. Разноцветные белые вороны. Школа для родителей. М., 1996.
19.Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие.-М.: Педагогическое общество России, 2002. — 480 с.
20. Соколова В.И. Отцы и дети в меняющемся мире: Книга для учителей и родителей. — М., 1991.
21. «Популярная психология для родителей»/Под ред. А.А. Бодалева, М, 1988.
22. Л.А. Кулик, Н.И. Берестов. «Семейное воспитание». М, 1990.
23. «Психология и педагогика» /Под ред. А.А. Радугина. М, 1997.
24. В.К. Лосева, А.И. Луньков. «Психосексуальное развитие ребёнка». М, 1995.
25. А.И. Луньков. «Как помочь ребёнку в учёбе в школе и дома». М, 1995.
26. В.И. Нефёдов, ЮЮ. Щербань. «Искусство воспитания в семье». Минск, 1971.
27. К. Флейк-Хобсон, Б. Робинсон, П. Скин. «Развитие ребёнка и его отношений с окружающими». М, 1993.
28. Ю.П. Азаров. «Семейная педагогика». М, 1985.
29. И.В. Гребенников. «Основы семейной жизни». М, 1990.
30. С.В. Ковалёв. «Психология современной семьи». М, 1988.
31. В. Писаренко, И. Писаренко. «Педагогическая этика». Минск, 1986.
Информация о работе Типичные ошибки и трудности родителей в воспитании детей