Типичные ошибки и трудности родителей в воспитании детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 22:21, реферат

Описание работы

Возможные причины типичных ошибок и трудностей, возникающих у родителей в воспитании детей, раскрываются в вопросе о том какова же цель семейного воспитания, в какой среде и при каких условиях воспитывается ребенок в семье, как реализуется воспитательный потенциал семьи.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………3
1. Воспитательный потенциал семьи………………………………………………………4
2. «Типичные ошибки в семейном воспитании»…………………………………..8
3. Конфликты, возникающие в связи с неправильными стратегиями…..11 воспитания
4. Родительские директивы как проявление ошибок в семейном……….12 воспитании
Заключение………………………………………………………………………………………….16
Приложение………………………………………………………………………………………..18
Список использованной литературы…………………………………………………20

Работа содержит 1 файл

реферат Типичные ошибки родителей.docx

— 46.83 Кб (Скачать)

Следование директивам помогает маленькому и зависимому ребёнку приспособиться к требованиям больших и свободных  людей (которые решают свои собственные  проблемы). Практически воспитывать  ребёнка, избегая директив, не очень-то и возможно – для этого требуется как минимум принципиально иной уровень психологической и педагогической грамотности, нежели имеющийся у среднего обывателя, а как максимум – семейная пара, решившая свои личные проблемы и свободная от создания новых.

А.И. Луньков и В.К. Лосева дают родителям следующие советы: а) дать ребёнку возможность увидеть, что вы сами как родитель освобождаетесь от директив; б) оставить самому ребёнку право изжить эти указания в рамках более широкой человеческой общности.

 

Заключение

Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек  ощущает на протяжении всей своей  жизни. Семья призвана выполнять  ряд функций (репродуктивную, экономическую  и хозяйственно-бытовую, воспитательную, рекреационную и психотерапевтическую и др. функции).

Семейное воспитание имеет ряд  несомненных достоинств. К ним  следует отнести, благоприятный  эмоциональный и морально-психологический  климат, атмосфера любви, заботы и  поддержки, близость родительского  воздействия, духовная связь и преемственность  между поколениями, постоянный пример взрослых, нравственное воспитание личности, через усвоение системы ценностей, семейных традиций, стереотипов поведения  и общения и т.д. Однако из-за влияния многих факторов у родителей возникают ошибки и трудности в воспитании своих детей.  А именно в той семье, в которой нарушена структура, «размыты» внутренние границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат в ней и появляются «трудные» дети.       

Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребёнка и преодолеть типичные ошибки семейного воспитания, необходимо помнить общие внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

• Принимать активное участие в жизни семьи;

• Всегда находить время, чтобы поговорить с ребёнком;

• Интересоваться проблемами ребёнка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;

• Не оказывать на ребёнка нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;

• Иметь представление о различных этапах в жизни ребёнка;

• Уважать право ребёнка на собственное мнение;

• Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребёнку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;

• С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Памятка родителю от ребенка

• Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.

• Не бойтесь быть твердым со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет определить свое место.

• Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой.

• Не давай обещаний, которые вы не можете выполнить. Это ослабит мою веру в вас.

• Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю "я ненавижу вас". Я не имею это в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.

• Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыгрываюсь на вас за это, став "плаксой" и "нытиком".

• Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.

• Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.

• Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. Мой слух притупляется в это время, и у меня остается мало желания сотрудничать с вами. Будет лучше, если мы поговорим об этом немного позднее.

• Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я знаю, что такое хорошо, а что такое плохо.

• Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки смертный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая при этом, что я ни на что не годен.

• Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня, если вы будете делать это, то я вынужден буду защищаться, притворяясь глухим.

• Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это дает мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами.

• Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим.

• Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.

• Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без внимания и ободрения.

• Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже стану вашим другом.

• И, кроме того, я вас так сильно люблю, пожалуйста, ответьте мне тем же...

• Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи испуган, я быстро превращаюсь в лжеца.

• Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Таким образом, я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смеритесь с этим.

• Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я учусь на собственном опыте.

• Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне столько внимания.

• Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, вы увидите, что я вообще, перестану задавать вам вопросы, и буду искать информацию на стороне.

 

 

 

Список  литературы

1.        Азаров Ю.П.  Семейная педагогика: Педагогика  любви и свободы. — М., 1993.

2.        Азбука любви.  Книга для родителей. М., 1996.

3.        Анзорг Л. Дети и семейный конфликт. М., 1988.

4.        Антонов А.И., Борисов В.А, Кризис семьи и  пути его преодоления. М., 1990.

5.        Арутюнян  М., Земное М. Легко ли быть родителями. Взрослые и дети: союз, конфликт, компромисс. М., 1991.

6.        Буянов М.И.  Ребенок из неблагополучной семьи.  Записки детского психиатра. М., 1988.

7.        Воспитание  детей в неполной семье / Пер. с чешского; Под ред. Н.М. Ершовой. М., 1980.

8.        Делла Торре А. Ошибки родителей. М., 1983.

9.        Джайнотт Х.Д. Родители и дети. М., 1986.

10.    Земска Я. Семья и личность. М., 1986.

11.    Каптерев П.Ф. Задачи и основы семейного воспитания. Энциклопедия семейного воспитания и обучения. СПб., 1898.

12.    Корчак Я. Как любить  ребенка. М., 1990.

13.    Лесгафт П.Ф. Семейное  воспитание ребенка и его значение. М., 1991.

14.    Макаренко А.С. Воспитание  детей в семье. Избр. пед. соч.: В 2 т. М., 1997. Т. 2.

15.    Макаренко А.С. Лекции  о воспитании детей. Пед. соч.: В 8 т. М., 1984. Т. 4.

16.    Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. М., 2000. Разделы 2, 4.

17.    Матвеева Л. и др. Практическая психология для  родителей, или Что я могу  узнать о своем ребенке. М., 1997.

18.    Медведева И., Шишова  Т. Разноцветные белые вороны. Школа для родителей. М., 1996.

19.Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие.-М.: Педагогическое общество России, 2002. — 480 с.

20. Соколова В.И. Отцы и дети в меняющемся мире: Книга для учителей и родителей. — М., 1991.

21. «Популярная психология для родителей»/Под ред.  А.А. Бодалева, М, 1988.

22.  Л.А. Кулик, Н.И. Берестов. «Семейное воспитание». М, 1990.

23.  «Психология и педагогика» /Под ред.  А.А. Радугина. М, 1997.

24.  В.К. Лосева, А.И. Луньков. «Психосексуальное развитие ребёнка». М, 1995.

25.  А.И. Луньков. «Как помочь ребёнку в учёбе в школе и дома». М, 1995.

26.  В.И. Нефёдов, ЮЮ. Щербань. «Искусство воспитания в семье». Минск, 1971.

27.  К. Флейк-Хобсон, Б. Робинсон, П. Скин. «Развитие ребёнка и его отношений с окружающими». М, 1993.

28.  Ю.П. Азаров. «Семейная педагогика». М, 1985.

29.  И.В. Гребенников. «Основы семейной жизни». М, 1990.

30.  С.В. Ковалёв. «Психология современной семьи». М, 1988.

31.  В. Писаренко, И. Писаренко. «Педагогическая этика». Минск, 1986.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Типичные ошибки и трудности родителей в воспитании детей