Типичные ошибки и трудности родителей в воспитании детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 22:21, реферат

Описание работы

Возможные причины типичных ошибок и трудностей, возникающих у родителей в воспитании детей, раскрываются в вопросе о том какова же цель семейного воспитания, в какой среде и при каких условиях воспитывается ребенок в семье, как реализуется воспитательный потенциал семьи.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………3
1. Воспитательный потенциал семьи………………………………………………………4
2. «Типичные ошибки в семейном воспитании»…………………………………..8
3. Конфликты, возникающие в связи с неправильными стратегиями…..11 воспитания
4. Родительские директивы как проявление ошибок в семейном……….12 воспитании
Заключение………………………………………………………………………………………….16
Приложение………………………………………………………………………………………..18
Список использованной литературы…………………………………………………20

Работа содержит 1 файл

реферат Типичные ошибки родителей.docx

— 46.83 Кб (Скачать)

 

 

Специальность «Дошкольная педагогика и психология»

студентки заочного отделения

педагогического факультета ЯГПУ им. К.Д. Ушинского

 

Реферат по курсу

“Семейная педагогика”

 

“Типичные ошибки и трудности родителей в воспитании детей”

 

 

 

 

 

 

 

 

Фортуна Надежды Валерьевны

Курс 5, группа 65 «Д», 3009

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………3

  1. Воспитательный потенциал семьи………………………………………………………4
  2. «Типичные ошибки в семейном воспитании»…………………………………..8
  3. Конфликты, возникающие в связи с неправильными стратегиями…..11 воспитания
  4. Родительские директивы как проявление ошибок в семейном……….12 воспитании

Заключение………………………………………………………………………………………….16

Приложение………………………………………………………………………………………..18

 Список использованной литературы…………………………………………………20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Возможные причины типичных ошибок и трудностей, возникающих у родителей в воспитании детей, раскрываются в вопросе о том какова же цель семейного воспитания, в какой среде и при каких условиях воспитывается ребенок в семье, как реализуется воспитательный потенциал семьи.

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребёнок в  детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей  жизни. Важность семьи как института  воспитания обусловлена тем, что  в ней ребёнок находится в  течение значительной части своей  жизни, и по длительности своего воздействия  на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В  ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в  школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы  максимизировать положительные  и свести к минимуму отрицательные  влияния семьи на воспитание ребёнка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

 

 

 

Воспитательный  потенциал семьи.

Именно в семье ребёнок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести  в различных ситуациях. Очень  важно, чтобы то, чему родители учат ребёнка, подкреплялось конкретными  примерами, чтобы он видел, что у  взрослых теория не расходится с практикой. Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного  единения, нравственной связи родителей  с ребёнком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек.

Конфликтная ситуация между родителями – различные подходы к воспитанию детей. Первая задача родителей –  найти общее решение, убедить  друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно удовлетворить основные требования сторон. Когда один родитель принимает решение, он обязательно  должен помнить о позиции второго. Вторая задача – сделать так, чтобы  ребёнок не видел противоречий в  позициях родителей, т.е. обсуждать  эти вопросы лучше без него. Воспитание ребёнка состоит из многочисленных форм взаимодействия и рождается  в совместной жизни в семье. Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребёнка.

Ребёнок может приниматься родителями таким, какой он есть (безусловная  любовь). Возможно, родители любят его, когда ребёнок соответствует  их ожиданиям, когда хорошо учится и ведет себя, но если ребёнок не удовлетворяет тем потребностям, то ребёнок как бы отвергается, отношение меняется в худшую сторону. Это приносит значительные трудности, ребёнок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной безопасности, которая должна быть с самого младенчества (обусловленная любовь) . Ребёнок может вообще не приниматься родителями. Он им безразличен и может даже отвергаться ими (например, семья алкоголиков).

Можно ли назвать хорошими тех родителей, которые никогда не сомневаются, всегда уверены в своей правоте?  Можно ли назвать хорошими тех  родителей, которые пребывают в  постоянных тревожных сомнениях, теряются при столкновении с чем-то новым  в поведении ребёнка? И повышенная родительская уверенность, и излишняя тревожность не содействуют успешному родительству.

Будущие родители задумываются о том, как лучше сформулировать для  самих себя цели работы по воспитанию своего ребёнка. Цель и мотив воспитания ребёнка – это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям жизнь  этого ребёнка. На созидание такой  жизни и должно быть направлено семейное воспитание.

Связь воспитания с другими видами деятельности, подчинение воспитания тем или иным мотивам, а так  же место воспитания в целостной  личности человека – все это и  придает воспитанию каждого родителя особый, неповторимый, индивидуальный характер.

В педагогической деятельности абсолютной нормы не существует. В родительском труде, как во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные  неудачи, поражения. Воспитание в семье  – это та же жизнь. Отношения с  ребёнком, так же как и с каждым человеком, глубоко индивидуальны  и неповторимы.

Например, если родители во всем совершенны, знают правильный ответ на любой  вопрос, то в этом случае они вряд ли смогут осуществить самую главную  родительскую задачу – воспитать  в ребёнке потребность к самостоятельному поиску, к познанию нового.

В каждой семье объективно складывается определенная система воспитания. Под  системой воспитания понимаются цели воспитания, формулировка его задач, более или менее целенаправленное применение методов и приемов  воспитания, учет того, что можно  и чего нельзя допустить в отношении  ребёнка. Могут быть выделены 4 тактики  воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом  их возникновения: диктат, опека, «невмешательство»  и сотрудничество. Диктат в семье  проявляется в систематическом  подавлении одними членами семейства  инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребёнка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства». Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребёнка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом.

Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Личности родителей  играют существеннейшую роль в жизни  каждого человека. Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями, определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни  ребёнка. Любовь каждого ребёнка  к своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична. Причем если в первые годы жизни любовь к родителям  обеспечивает собственную жизнь  и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет  функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека. Родительская любовь –  источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного  здоровья.

Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребёнка уверенности в том, что его любят и о нем  заботятся. Самая естественная и  самая необходимая из всех обязанностей родителей – это относиться к  ребёнку в любом возрасте любовно  и внимательно. И тем не менее подчеркивание необходимости создания у ребёнка уверенности в родительской любви диктуется рядом обстоятельств. Психологами доказано, что за трагедией подросткового алкоголизма и подростковой наркомании часто стоят не любящие своих детей родители. Главное требование к семейному воспитанию – это требование любви. Только при уверенности ребёнка в родительской любви и возможно правильное формирование психического мира человека, только на основе любви можно воспитать нравственное поведение, только любовь способна научить любви.

Многие родители считают, что ни в коем случае нельзя показывать детям  любовь к ним, полагая что, когда  ребёнок хорошо знает, что его  любят, это приводит к избалованности, эгоизму, себялюбию. Наоборот –эти неблагоприятные личностные черты как раз возникают при недостатке любви, когда создается некий эмоциональный дефицит, когда ребёнок лишен прочного фундамента неизменной родительской привязанности.

Глубокий постоянный психологический  контакт с ребёнком – это универсальное  требование к воспитанию, которое  в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт  необходим в воспитании каждого  ребёнка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность  почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу. Основа для сохранения контакта –  искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребёнка.

Когда говорится о взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и родителями, имеется в виду некий  диалог, взаимодействие ребёнка и  взрослого друг с другом. Как строить  педагогический диалог? Главное в  установлении диалога – это совместное устремление к общим целям, совместное видение ситуаций, общность в направлении  совместных действий. Первостепенное значение имеет сам факт совместной направленности к разрешению проблем. Ребёнок всегда должен понимать, какими целями руководствуется родитель в  общении с ним. Ребёнок, даже в  самом малом возрасте, должен становиться  не объектом воспитательных воздействий, а союзником в общей семейной жизни, в известном смысле ее создателем и творцом. Когда ребёнок участвует  в общей жизни семьи, разделяя все ее цели и планы, наступает  подлинный диалог. Ещё важно соблюсти равенство позиций – то есть признание  активной роли ребёнка в процессе его воспитания. Человек – всегда активный субъект самовоспитания. Равенство  позиций в диалоге состоит  в необходимости для родителей  постоянно учиться видеть мир  в самых разных его формах глазами  своих детей.

Помимо диалога для внушения ребёнку ощущения родительской любви  необходимо выполнять еще одно чрезвычайно  важное правило. На психологическом  языке эта сторона общения  между детьми и родителями называется принятием ребёнка. Под принятием  понимается признание права ребёнка  на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том числе  непохожесть на родителей. Принимать  ребёнка – значит утверждать неповторимое существование именно этого человека, со всеми свойственными ему качествами. Родители должны осознавать, что каждая негативная оценка личности ребёнка и присущих ему качеств характера типа: «Вот бестолковый! Сколько раз объяснять, бестолочь!», «Да зачем же я тебя только на свет родила, упрямец, негодник!», каким бы справедливым, по сути, она ни была, какой бы ситуацией ни вызывалось, наносит серьезный вред контакту с ребёнком, нарушает уверенность в родительской любви. Необходимо выработать для себя правило не оценивать негативно самого ребёнка, а подвергать критике только неверно осуществленное действие или ошибочный, необдуманный поступок.

Дистанция, которая стала преобладающей  во взаимоотношениях с ребёнком в  семье, непосредственно зависит  от того, какое место занимает деятельность воспитания во всей сложной, неоднозначной, подчас внутренне противоречивой системе  различных мотивов поведения  взрослого человека. Поэтому стоит  осознать, какое место в родительской собственной мотивационной системе  займет деятельность по воспитанию будущего ребёнка.

 

«Типичные ошибки семейного воспитания»

Ошибки воспитания, вызванные мотивацией родителей:

а) воспитание и потребность в  эмоциональном контакте;

У человека как общественного существа имеется своеобразная форма ориентировки – направленность на психический облик другого человека. Потребность «ориентиров» в эмоциональном настрое других людей называется потребностью в эмоциональном контакте. Контакт бывает двусторонним, когда человек чувствует, что сам является предметом заинтересованности.

Может случиться так, что цель воспитания ребёнка оказывается именно в  удовлетворении потребностей эмоционального контакта. Ребёнок становится центром  потребности, единственным объектом ее удовлетворения. Примеров здесь достаточно: например, родители, по тем или иным причинам испытывающие затруднения  в контактах с другими людьми. Чаще всего при таком воспитании возникают большие проблемы. Родители бессознательно ведут борьбу за сохранение объекта своей потребности, препятствуя выходу эмоций и привязанностей ребёнка за пределы семейного круга.

б) воспитание и потребность смысла жизни;

Информация о работе Типичные ошибки и трудности родителей в воспитании детей