Тестово-рейтинговая и кредитная система обучения в ВУЗе

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 06:13, реферат

Описание работы

Оценка знаний относится к таким видам деятельности, в основе которых лежит “экспертный метод”. Его суть заключается в том, что оценка качества производится в условиях дефицита строгих критериев, на основе обобщенного профессионального и человеческого опыта, который не поддается в полной мере строгой формализации (Э.Л. Щербаков). Педагогическая квалиметрия ставит своей задачей попытаться по мере возможностей сформулировать правила грамотного оценивания.

Работа содержит 1 файл

реферат Маутканова.docx

— 28.49 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. С. АМАНЖОЛОВА

КАФЕДРА ИСТОРИИ КАЗАХСТАНА.

 

РЕФЕРАТ

По курсу: «Инновационные технологии в преподавание истории в школе»

на тему: «Тестово-рейтинговая и кредитная система обучения в ВУЗе»

 

 

 

 


 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

                                     г. Усть-Каменогорск, 2011.

 

 

 

ТЕСТОВО-РЕЙТИНГОВАЯ  СИСТЕМА.

 

Оценка знаний относится к таким  видам деятельности, в основе которых  лежит “экспертный метод”. Его  суть заключается в том, что оценка качества производится в условиях дефицита строгих критериев, на основе обобщенного  профессионального и человеческого  опыта, который не поддается в  полной мере строгой формализации (Э.Л. Щербаков). Педагогическая квалиметрия  ставит своей задачей попытаться по мере возможностей сформулировать правила грамотного оценивания.

Рассмотрев имеющие место тенденции  в мировой экзаменационной практике, остановимся на использовании компьютерного  тестирования и введении индивидуального  рейтинга студента как основного  показателя успехов в обучении. В  целях повышения объективности, надежности и сопоставимости оценивания предлагается формализовать результаты экзамена. Это достигается путем  применения автоматизированного тестирования по специальным дисциплинам на основе тестов профессиональных достижений (С.И. Самыгин). Однако, даже двойное тестирование - до и после изучения дисциплины - не обеспечивает высокого качества обучения и не исключает предсессионной “штурмовщины”. В методическом плане оба тестирования следует завершить введением количественной оценки результатов обучения.

Рейтинговая оценка, полученная при  тестировании до изучения дисциплины, служит не только для определения  начального уровня профессиональных знаний. Ознакомление всех обучающихся с  результатами тестирования и, особенно, с занятым местом по рейтингу имеет  важное мотивационное значение.

Согласно теории структурного анализа (Э. Берн), желание занять более высокое  место по рейтингу соответствует  Я-состоянию - Ребенок (Ре). Здесь включаются спонтанная активность, интуиция, творчество, фантазия, игровой интерес и соревновательность (М.Е. Литвак). Если желание “Ребенка” добиться победы грамотно и своевременно поддерживать, то сам процесс исполнения доставит ему удовольствие. Я-состояние - Взрослый (В) при этом методично осваивает учебный материал.

Чтобы поощрить максимальное число  студентов и при обучении поддерживать высокую состязательную мотивацию, свойственную возрастной группе “поздняя юность” (В.А. Сластенин) следует ввести промежуточные испытания. В организационном плане полезно проводить рейтинговые соревнования одновременно по нескольким специальным дисциплинам в течение семестра.

Кроме этого, полезно обеспечить интегральный накопительный учет по совокупности семестров. Это легко может быть обеспечено путем проведения автоматизированного  тестирования на ЭВМ с сохранением  всех результатов в базе данных. Таким образом, к окончанию обучения каждый студент будет иметь индивидуальную рейтинговую оценку по совокупности тестов профессиональных достижений. Такая оценка в количественной (а  не только в качественной) форме поможет работодателю в выборе необходимого персонала и будет мотивировать студентов к добросовестному обучению с первых дней занятий.

Дополнительным достоинством компьютерного  тестирования является тот психологический  феномен, при котором мотивация  в достижении результата снижается  обратно пропорционально квадрату времени его достижения (В.А. Якунин). То есть, эффективность контроля знаний повышается при сокращении времени  между оглашением результатов и  завершением процесса контроля - при  компьютерном тестировании студенты узнают результаты контроля непосредственно  после его завершения.

Использование тестово-рейтинговой системы в учебном процессе с 1997/98 уч.года позволяет повысить степень профессиональной готовности специалистов. Методом педагогического наблюдения отмечено повышение учебной мотивации и развитие конкурентных качеств обучающихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА.

 
С 2002 года с целью международного признания национальных образовательных  программ, усиления академической мобильности  студентов и преподавателей, а  также для повышения качества образования и обеспечения преемственности  всех уровней и ступеней высшего  и послевузовского образования  внедрена кредитная технология обучения. 
 
В целом переход на кредитную систему обучения позволяет адекватно оценивать уровни, ступени, академические степени образовательной сферы Республики Казахстан. 
 
Целью внедрения кредитной технологии в учебный процесс высших учебных заведений является:

  • интеграция отечественной системы образования в международное образовательное пространство;
  • обеспечение академической мобильности субъектов образовательного процесса.

 
Кредитная система обучения – способ организации учебного процесса, при котором обучающиеся в определенных границах имеют возможность индивидуально планировать последовательность образовательной траектории 
 
Суть кредитной системы обучения состоит в том, что учет трудоемкости учебной работы ведется в кредитах, характеризующих объем преподаваемого материала 
 
Кредит (Credit, Credit-hour) – унифицированная единица измерения объема учебной работы обучающегося/преподавателя. При организации учебного процесса по кредитной технологии обучения следует иметь в виду, что 1 кредит равняется 3 часам работы в неделю. При этом 1 академический час сопровождается 2 часами самостоятельной работы студента (работа с учебными пособиями, выполнение домашних заданий, проведение исследовательской работы и работа с преподавателем). 
 
Основными задачами кредитной технологии обучения являются:

  • унификация объема знаний студентов;
  • максимальная индивидуализация обучения;
  • повышение роли самостоятельной работы.

 
Важное значение имеет повышение роли самостоятельной работы студентов, которая позволяет развивать творческий подход и исследовательские навыки. 
 
Самостоятельная работа как часть процесса самообразования имеет принципиальное методологическое значение. Установка на «добывание» знаний является залогом постоянного улучшения профессионализма в будущем. Самостоятельная познавательная деятельность студента предполагает его умение ориентироваться в новой ситуации, самостоятельно видеть и ставить проблему, находить подходы и пути ее решения. 
 
Самостоятельная работа обучающегося (СРО) – работа по определенному перечню самостоятельно осваиваемых тем, обеспеченных учебно-методической литературой и рекомендациями. Контроль СРО осуществляется посредством тестов, контрольных работ, коллоквиумов, рефератов, сочинений и отчетов. При кредитной системе обучения самостоятельная работа обучающегося имеет две составляющие:

  • самостоятельная работа обучающегося, выполняемая под руководством преподавателя;
  • работа (задание), выполняемая обучающимися полностью самостоятельно.

 
Качество знаний оценивается по балльно-рейтинговой системе, которая представляет собой непрерывный контроль знаний на всех стадиях обучения: текущий, рубежный, домашний. Каждый вид контроля дает студенту баллы, которые определяют его рейтинг допуска к сдаче итогового контроля. По окончании учебного курса проводится итоговый контроль в форме экзамена. Баллы, полученные студентами на разных уровнях контроля, могут быть оценены в зависимости от степени усвоения учебного материала в пределах шкалы оценок от «А» до «F». По результатам успеваемости за учебный курс рассчитывается средний переводной балл GPA, который увеличивается с каждым годом обучения студента, что служит цели повышения качества знаний по специальным дисциплинам. 
 
Министерством образования и науки проведена определенная работа по формированию нормативно-правовой базы кредитной технологии обучения, регламентирующей основные требования по организации и ведению учебного процесса в рамках кредитной системы. 
 
В 2005 году были разработаны Правила кредитной системы обучения, реализуемой в режиме эксперимента, утвержденные приказом МОН РК от 9.12.2005 года № 753. 
 
В соответствии с новым Законом РК «Об образовании»:

  • приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 22 ноября 2007 года № 566 утверждены «Правила организации учебного процесса по кредитной технологии»;
  • разработано «Инструктивное письмо об организации учебного процесса в высших учебных заведениях республики по кредитной технологии обучения» от 14 марта 2008 г. № И-01;
  • приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 18 марта 2008 года № 125 утверждены «Типовые правила проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации, обучающихся в высших учебных заведениях»;
  • разработаны проекты 19 Типовых регламентов: «Академические правила высшего учебного заведения»; «Планирование учебного процесса в бакалавриате по кредитной технологии обучения»; «Учебно-методическая работа в высших учебных заведениях»; «Научно-методическая работа в высших учебных заведениях»; «Организация профессиональной практики в бакалавриате по кредитной технологии обучения»; «Учебно-методический отдел (управление, центр) высшего учебного заведения»; «По разработке и оформлению учебно-методической документации, разрабатываемой профессорско-преподавательским составом высшего учебного заведения»; «Кодекс чести профессорско-преподавательского состава высшего учебного заведения»; «Кодекс чести студента высшего учебного заведения»; «Гражданско-патриотическое образование в высших учебных заведениях»; «Организация торжественных мероприятий в высших учебных заведениях»; «Работа деканатов (дирекций) высшего учебного заведения»; «Организация итоговой аттестации по кредитной технологии обучения»; «Работа кафедры высшего учебного заведения»; «Организация учебного процесса в бакалавриате по кредитной технологии обучения»; «Организация итоговой аттестации по кредитной технологии обучения»; «Организация промежуточной аттестации обучающихся в бакалавриате по кредитной технологии обучения»; «Справочник- путеводитель студента»; «Организация самостоятельной работы обучающихся по кредитной технологии обучения».

 
Для оказания помощи вузам по внедрению  кредитной технологии при Министерстве образования и науки Республики Казахстан постоянно действует  рабочая группа, в состав которой  входят представители вузов, внедряющих кредитную технологию обучения. Регулярно обсуждаются и разрабатываются рекомендации по дальнейшему совершенствованию внедрения кредитной технологии. На заседаниях РУМС рассматриваются практические вопросы внедрения данной технологии. 
 
При кредитной системе обучения используется автоматизированная система управления «Офис регистратора». Программное обеспечение офиса регистратора предполагает автоматизацию процедурных мероприятий, связанных с планированием учебного процесса и регистрацией учебных достижений обучающихся. Функциональные возможности программы направлены на:

  • разработку и составление рабочего учебного плана на основе типового и ГОСО;
  • регистрацию студентов;
  • выбор дисциплин;
  • формирование индивидуального учебного плана;
  • расчет рентабельности дисциплин и востребованности преподавателей;
  • формирование экзаменационной ведомости и GPA.

 
К важным преимуществам кредитной  системы обучения относятся демократическая  форма управления учебным процессом, максимальный учет интересов и потребностей обучающихся, большая академическая  свобода вузов и обучающихся, удовлетворение потребностей работодателей, переход обучения от формата «учить» (teaching) к формату «учиться» (learning). 
 
Характерными чертами кредитной системы обучения являются:

  • введение системы кредитов для оценки трудозатрат обучающихся и преподавателей по каждой дисциплине учебного плана;
  • свобода выбора обучающимися дисциплин из компонента по выбору; свобода выбора обучающимися преподавателя (при условии достаточного количества ППС в вузе или в данном населенном пункте);
  • непосредственное участие обучающегося в формировании своего индивидуального учебного плана;
  • создание специальных академических служб – института тьюторов, эдвайзеров, офиса регистратора;
  • широкие полномочия факультета в организации учебного процесса (определение и учет видов педагогической нагрузки ППС);
  • высокое учебно-методическое и информационно-техническое обеспечение учебного процесса.

 
В целях реализации Закона РК «Об  образовании» от 27 июля 2007 года утверждены Правила организации учебного процесса по кредитной технологии. 
Введение академического кредита определяет основы для нового подхода к организации системы высшего образования через совершенствование учебных планов, создание интегрированных учебных курсов, совместных программ обучения и научных исследований и обеспечивает конкурентоспособность казахстанского образования и специалистов на мировом рынке.

Особенностью  кредитной системы обучения является необходимость постоянного совершенствования  педагогического мастерства, повышения  квалификации организаторов учебного процесса, обмена передовым опытом.

Информация о работе Тестово-рейтинговая и кредитная система обучения в ВУЗе