Тестовая оценка знаний учащихся начальных классов.

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2012 в 23:00, контрольная работа

Описание работы

Задача учителя – научить ребенка оценивать свои действия, результаты, свое продвижение вперед.
Одна из целей реформирования в системе школьного образования – сделать оценку более содержательной, объективной и дифференцированной. Это позволит учителю эффективно формировать знание с навыками учащихся, не причиняя вреда его эмоциональному здоровью.
Наряду с этим начальная школа призвана решать еще одну важную задачу развития младших школьников: научить их учиться самостоятельно, т.е. проявлять и оценочную самостоятельность.
Чтобы ученик научился оценивать себя и свои действия адекватно, учитель должен поддержать положительную общую самооценку и развивать способность ребенка к конкретным оценкам своих знаний. Эту задачу можно решить с помощью тестов.

Содержание

Введение.
I.Тестовая оценка знаний учащихся начальных классов.
1.Разновидности педагогических тестов:
2.Различие тестов по показателям степени выявления итогов обученности:
3.Использование тестовых заданий.
II.Особенности организации контроля и оценки по русскому языку.
1.Виды контроля за уровнем достижения знаний по рускому языку.
2.Особенности организации контроля по русскому языку
3.Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Литература.

Работа содержит 1 файл

к.р по индивид..doc

— 83.62 Кб (Скачать)


 

 

 

 

ПЛАН.

 

Введение.

 

I.Тестовая оценка знаний учащихся начальных классов.

 

1.Разновидности педагогических тестов:

2.Различие тестов по показателям степени выявления итогов обученности:

3.Использование тестовых заданий.

 

II.Особенности организации контроля и оценки по русскому языку.

1.Виды контроля за уровнем достижения знаний по рускому языку.

2.Особенности организации контроля по русскому языку
3.Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
 

Литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

 

В связи с непрерывно растущими требованиями к школьному обучению, значительно усложнились: организация и руководство учебным процессом. Поток знаний и информации расширяется так быстро, что возникает необходимость в четком и организованном управлении процессом усвоения этих знаний, в совершенствовании систем учета и контроля.

К сожалению, учащиеся привыкают к тому, что их всегда оценивают другие: надо только выполнить задание, а правильно или нет, оно выполнено, об этом скажет учитель: он знает, как оценить.

Таким образом, не создается мотивации для самостоятельного совершенствования своих действий. Ребенок перестает думать о содержании обучения, а начинает – в первую очередь «зарабатывать» хорошие отметки.

Кроме того, полная передача оценочного компонента взрослому подчас порождает у ученика неверие в свои силы, держит его в состоянии постоянной тревожности, может вызвать сомнение в объективности педагога.

Задача учителя – научить ребенка оценивать свои действия, результаты, свое продвижение вперед.

Одна из целей реформирования в системе школьного образования – сделать оценку более содержательной, объективной и дифференцированной. Это позволит учителю эффективно формировать знание с навыками учащихся, не причиняя вреда его эмоциональному здоровью.

Наряду с этим начальная школа призвана решать еще одну важную задачу развития младших школьников: научить их учиться самостоятельно, т.е. проявлять и оценочную самостоятельность.

Чтобы ученик научился оценивать себя и свои действия адекватно, учитель должен поддержать положительную общую самооценку и развивать способность ребенка к конкретным оценкам своих знаний. Эту задачу можно решить с помощью тестов. А наличие ответов в тестах поможет им объективно оценить свои действия и увидеть ошибки. Сличение своего результата с правильным ответом становится инструментом анализа ошибки, ее причины, выявление уже возникших затруднений.

Таким образом, тестовые задания выступают для ученика как тренировочная практическая работа, требующая не только применения знания, но и как объект познания.

Работа с тестами полезна для подготовки детей к итоговой аттестации.

Опыт подсказывает, что формировать навык работы с тестами у учащихся необходимо на более раннем этапе обучения, во втором и даже возможно первом классе.

Проблема состоит в том, что у детей еще не на достаточном уровне сформирован навык чтения на данном этапе обучения.

Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.
 

 

 

 

 

 

 

I.Тестовая оценка знаний учащихся начальных классов

 

В качестве основного средства контроля и проверки обязательного уровня обученности учащихся в начальной школе используются наборы тестов, которые признаются сегодня наиболее объективными измерителями.

Что такое тест? С английского – испытание, проба, исследование. Тест – это стандартизированное задание, по результатам которого судят о ЗУНах учащихся. (В США, Великобритании, Германии, Турции.)

Преимущества перед традиционными методами контроля знаний:

1. Более высокая, чем в традиционных методах, объективность контроля. Обычно на оценку, полученную учащимися, влияют многие факторы: личность учителя и самого ученика, их взаимоотношения, строгость (лояльность) учителя. За один и тот же ответ разные учителя могут поставить разные отметки. При тестировании это исключается.

2. Оценка, полученная с помощью теста, может быть более дифференцированной.

3. Тестирование обладает более высокой эффективностью. Позволяет при опросе охватывать большой объем материала. Уменьшает элемент случайности в выборе контрольных заданий.

Но затруднительно проверяет углубленное понимание предмета, овладение стилем мышления.

Тестирование – завершающий этап во всей системе комплексного контроля.

 

1.Разновидности педагогических тестов.

 

1.Закрытые тесты (на вопросы дают готовые ответы: 4-5, один из них правильный)

2.Выборочные,альтернативные(противоположные, надо подобрать ответ, как правило, 2, 3).

3.Тест-слияние (установить соответствие элементов одного множества элементам другого множества, один столбец от 2 до 5, второй в 2 раза больше)

4.Ранжирование (установление правильной последовательности действий: дается инструктаж для выполнения: установить правильную последовательность).

5.Тесты-дополнения (продолжить формулировку: “ определение – это…”).

 

2.Тесты различаются по показателям степени выявления итогов обученности.

 

 

Уровень различения – низшая ступень обученности (учащийся отличает данный объект, процесс, явление от аналога). Выражается это в том, что при предъявлении ему, например, правил орфографии, обучаемый может только отличать их друг от друга, но написать и объяснить их не может. Тесты первого уровня – закрытые (выборочные) или альтернативные.

Уровень запоминания. (Учащиеся отвечают на вопросы репродуктивного плана. Тесты второго уровня предполагают дать определенные правила, термины, пояснения…) Это тесты дополнения.

Уровень понимания. (Нахождение существенных признаков и связей исследуемых явлений, установление сходства и отличия, сопоставление, ранжирование полученной информации с имеющимися данными) Тесты сличения – ранжирования.

Уровень переноса знаний. Для выявления творческих способностей учащихся. Предполагают применение практики, знаний и умений.

 

 

3.Использование тестовых заданий.

 

 

1. Выборочные.

Какие существительные не соответствуют I склонению:

а) ягода;

б) погода;

в) школа;

г) небо;

д) картина?

Информатор: небо (4)

2. Тест-дополнение.

Чтобы определить падеж имени существительного, найди слово, с которым связано имя существительное, поставь от него вопрос. По вопросу определи падеж.

а) Скоро будет /…?/ Москва /…/

б) Самолет летит /…?/ Москвой /…/

в) Мы увидели внизу /…?/ Москву /…/

г) /…?/ О Москве слагают новые стихи и песни /…/.

д) Москва /…?/ встречает всех гостей радушно. /…/

Информатор: 1. Что? (именительный падеж)

2. Над чем? (творительный падеж)

………………………………………

Может быть дополнительный вопрос:

- Дополни название падежа, который не назвали. Приведи пример предложения, где слово в названном падеже.

Информатор: родительный падеж / чего? / Москвы.

3. Тест-сличение.

Среди данных предложений найди антонимические пары:

а) через час по чайной ложке.

б) Ходит вокруг да около.

в) Семимильными шагами.

г) Воды в рот набрать.

д) Семи пядей во лбу.

1) Брать быка за рога.

2) Единым духом.

3) Рта не закрывать.

4) Олух царя небесного.

5) Черепашьим шагом.

Информатор: а-2; б-1; в-5; г-3; д-4

4. Тест- ранжирование.

Укажите правильную последовательность разбора слова по составу:

а) основа;

б) приставка;

в) окончание;

г) суффикс;

д) корень.

Информатор: 3, 1, 4, 2, 5.

 

Целесообразно составление контрольных схем на каждого ученика индивидуально:

БЛОКИ

№№

ЗАДАНИЙ

Результаты выполнения заданий-тестов

 

 

 

№ заданий, ответы на которые даны полно и правильно

№ заданий, ответы на которые даны не полно, но правильно

№ заданий, ответы на которые даны не правильно

№ заданий, ответы на которые вообще не даны


 

80 % правильно выполненных заданий по каждому блоку позволяет поставить ученику оценку “зачтено”.

Если учеником не достигнут этот уровень по предмету, в его документе пишется “не зачтено”.

 

В первом классе возможо использование,так называемых, «съёмных тестов»

Учащимся на демонстрационных картах последовательно вывешиваются на доску варианты ответов на каждый тестовый вопрос. (Формулировка вопроса  подписывается внизу на карте мелким шрифтом для себя, дети ее не прочитывают). Тестовый вопрос прочитывает учитель, а дети выбирают вариант правильных ответов.

По мере прохождения программы вопросы усложняются и можно увеличивать их количество.

«Съёмность» тестов помогает  сделать подборку заданий для ребят, несправившихся с заданиями первоначально и повторить их индивидуально, что своевременно помогает выявить отставание и оказать помощь.

 

 

II.Особенности организации контроля и оценки по русскому языку.

 

1.Виды контроля за уровнем достижения знаний по рускому языку.

Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.
                  Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
                   Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.
                   Контрольное списывание, как и диктант, - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.
                   Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов: умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.
                  Тестовые задания - динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.

 

2.Особенности организации контроля по русскому языку
 

Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст, включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.
                    В качестве диктанта предлагаются связные тексты - либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2-8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).
                     Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится не более 2 видов грамматического разбора.
                     Хорошо успевающим учащимся целесообразно предложить дополнительное задание повышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.
                     Для контрольных списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками препинания. Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Постепенно можно использовать тексты с несложными описаниями - пейзажа, портрета и т.п.

 

 

3.Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.


Ошибки:
- нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены и вставки лишних букв в словах;
- неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
- отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);
- наличие ошибок на изученные правила по орфографии;
- существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;
- отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;
- употребление слов в несвойственном им значении (в изложении).Недочеты:
отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;
- отсутствие "красной" строки;
- неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило;
- незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.

Снижение отметки за общее впечатление от работы допускается в случаях, указанных выше.
При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования.
 

 

 

 

 

Заключение.

 

Тестирование организует непрерывный и быстрый контроль знаний, который выполняет роль обратной связи «учитель - ученик», обеспечивает объективность оценки, широкий охват материала. Вопросы и задания тестов развивают мыслительные операции детей, учат их обобщать, устанавливать причинно – следственные связи.

Разнообразие сформулированных в тестовых заданиях развивает остроту ума и гибкость мышления, требует от ученика предельной внимательности и собранности.

Тестовый контроль знания позволит непосредственно на уроке проверить степень усвоения материала учащимся.

При организации контроля по русскому языку необходимо подбирать материал средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми.

Хорошо успевающим учащимся целесообразно предложить дополнительное задание повышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.

 

 

 

 

 

Литература.

 

 

 

 

 

1.Пышкало А.М. Средства обучения математике.-М.:Просвещение,1980.

2. Педагогика / под редакцией П.И. Пидкасистого. –М.: Педагогическое общество России, 1998

Информация о работе Тестовая оценка знаний учащихся начальных классов.