Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 18:00, реферат
Сущность и особенности воспитания культуры.Сегодня в центр школьной образовательно-воспитательной системы ставится развитие всей совокупности качества личности, которая будет формировать культуру поведения.Цель школы – разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности.
2.1 Опыт работы учителей по воспитанию культуры поведения
Творческий педагог
всегда стремится найти новые,
нестандартные и, тем более
интересные для школьников, пути
воспитания. Это и специальные
занятия по вежливости, и уроки
общения, и уроки –
Вот так проходит, например, занятие «Доброе слово, что ясный день».
Дети вспоминают сказку «Морозко», произносят ласковые слова, с которыми падчерица обратилась к Деду Морозу. Затем идет выборочное чтение сказки «Гуси-лебеди», показываются фрагменты диафильма по той же сказке.
Почему же, печка, Яблонька и Речка сначала не ответили Маше на ее вопрос?
Потому что Маша вначале была неприветлива с ними, обидела их.А потом почему сказочные герои охотно помогли ей?Потому что девочка отведала пирожка из печки, яблочка с яблоньки, потому что нашла слова благодарности, оценила их труд, ласково обошлась с Речкой.А вы всегда ли в общении с людьми пользуетесь волшебными словами? Давайте проверим, действительно ли есть волшебные слова. А для этого проведем игру: «Волшебный цветик-семицветик».
Правила игры: «Волшебник (ученик) отрывает лепесток и, сделав вид, что бросает его, отдает любому, кому пожелает, со словами из знакомой каждому ребенку сказки:
Лети, лети, лепесток,
Через запад – на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели…»
Варианты пожеланий:
Катя, я была не права, что обидела тебя. Не сердись на меня, прости, пожалуйста.
Коля, я тебя сегодня толкнула нечаянно, прости, пожалуйста.
В конце игры учитель обращает внимание учеников на то, как произносятся «вежливые слова».
Вежливо, с улыбкой.Действительно, улыбка украшает произнесенную фразу, даже в песенке поется «От улыбки станет всем теплей». Исполняется эта песня.Так, с помощью игры педагог учит детей сложному искусству общения.
Учитывая то, что многие
родители еще очень молоды
и сами еще могут и хотят
воспитываться, необходимо
Подготовка. Третьеклассники
до собрания отвечают на
С кем в семье ты особенно дружен?
Кому доверяешь секреты?
Все ли знают о тебе родители?
Понимают ли тебя мама и папа?
Всегда ли справедливы к тебе?
Кого позовешь на помощь в беде?
Также на уроке труда ученики готовят «книжечки» участников собрания. Сюда каждый родитель имеет возможность записать вопросы, которые появились у него до или во время родительского собрания. В классе оборудуются три цветовые залы для работы.
Класс оформлен плакатами:
«Каковы батьки-матки, таковы и дитятки».
«Тогда…глазами вашего
ребенка глянет на вас еще
маленькая и слабенькая, но уже
враждебная зверушка, почему вы
не оглядываетесь назад,
Ход проведения
1) При входе каждый родитель берет цветной жетон и занимает место в одной из 3-х микрогрупп.
2) Сообщение классного руководителя.
В выступлении используются
материалы книг «Диалоги о
воспитании», «Научись быть
Семья – колыбель
духовного рождения человека…
Многообразие отношений между
ее членами, обнаженность и
непосредственность чувств, которые
они питают друг к другу,
живая реакция на малейшие
детали поведения ребенка –
все это создает благоприятную
среду для нравственного
Самый большой дефицит, который испытывают дети, - дефицит ласки.
В последнее время
распространилось такое
Семейные праздники,
которые учат ребенка, радуют
его, воспитывают, а потом
3) Работа в микрогруппах. Каждая микрогруппа получает лист с текстом для коллективного обсуждения.
– «Обнять, прижать, потормошить…»
Нужно ли ласкать ребенка?
– «Из биографии Саньки».
Способствуют ли семейные праздники и традиции правильному развитию отношений?
– «Ремень по наследству».
Оправдывают ли себя физические меры наказания?
В течении 10 минут микрогруппа проводит коллективное чтение текста, обсуждение, вырабатывает групповой ответ и передает лист в следующую микрогруппу.
4) Рабочая группа анализирует мнения микрогруппы, делает обобщающие выводы.
5) Классный руководитель
рассказывает о результатах
6) Принимается решение родительского собрания:
Строить взаимоотношения на основе сотрудничества и взаимопонимания.
Не скупиться на ласку, внимание.
Не применять физических мер воздействия.
Родителям вручаются памятки-советы.
Заключение
Из всего вышесказанного
следует определить принципы
педагогической деятельности
Воспитание культуры поведения как черты личности является одной из важнейших задач, поставленных перед современной школой.Важную роль в воспитании культуры поведения играет учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, личный пример педагога, единое воспитательное воздействие всех факторов.Формирование навыков культуры поведения выступает и условием эффективности обучения.Глубокое знание возрастной психологии и педагогики, умение увлечь учащихся разнообразными видами работы является залогом успешного воспитания культуры поведения.
На основании вышеизложенного,
и опыта работы учителей прошлого
и учителей-современников
1. При воспитании культуры
поведения младших школьников
учителю необходимо строить
2. В воспитательном процессе
необходимо учитывать
3. педагогу следует направлять
свои усилия на осознанное
выполнение детьми правил
4. Создавать условия для
проявления теоретических
В опыте работы использовать:
- Классные часы, нацеленные
на воспитание культуры
- Игры и игровые упражнения,
позволяющие детям понять и
оценить свое поведение и
- Беседы на этические темы.
Список литературы
1. Законодательство об образовании в РК, Алматы, 2001.
2. Государственные
3. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. – М.: Просвещение, 1986. – 448с.
4. Азбука нравственного воспитания. /Под ред. Каирова И.А., Богдановой О.С./-М.: Просвещение, 1975.-320с.
5. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? – М.: Педагогика.1986.-176с.
6. Бектенгалиева С.Х. Особенности проявления тревожности у младших школьников./ Начальная школа Казахстана/, 2003, №2.-с.8
7. Богданова О.С., Петрова
В.И. Воспитание культуры
8. Богданова О.С. Методика
воспитательной работы в
9. Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. – М.: Просвещение, 1985.
10. Бушелева Б.В. О культуре поведения. – М.: Просвещение, 1974.
11. Васильева-Гангнус Л.П. Азбука вежливости. – М., 1989.-142с.
12. Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. – М.: Просвещение, 1977.
13. Дереклеева Н.И. Родительские собрания, 1-4 классы. – М.: Вако, 2004.-240с.
14. Дорохов А.А. Как себя
вести беседы о вежливости
и правилах поведения. – М.:
15. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.-437с.
16. Кузнецова Л.В. Гармоничное
развитие личности младшего
17. Кузнецова Л. Основы этической культуры. / Воспитание школьника/, 1998. - №3.-с.19.
18. Киянченко Е.А. Учим детей общаться. / Начальная школа/, 2002. - №6. –с.43-47.
19. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. – М.: Просвещение, 1974. – 447с.
20. Лемяскина Н.А. Предмет «Культура общения в начальной школе». /Начальная школа/ - 2002 - №6. – с.68.
21. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника. – М.: Просвещение, 1985.-102с.
22. Михайловская И.Б., Вершинина
Г.В. Трудные ступени:
23. Нечаева В.Е. Занятия по речевому этикету. /Начальная школа/ - 1998 - №3. –с.68.
24. Плинер П.Г., Бухвалов В.А. Воспитание личности в коллективе. –М., 2000. –158с.
25. Пидкасистый П.И. Педагогика. – М.: Просвещение, 1996.
26. Пирогов В.И., Гавриков А.И. Идейное-политическое воспитание младших школьников во внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1987.-168с.
27. Примерное содержание воспитания школьников /под.ред. Марьенко И.С./, М.: Просвещение, 1984. – 140с.
28. Слуцкий В.И. Элементарная педагогика. – М.: Просвещение, 1992. – 158с.
29. Тивикова С.К. Особенности регионального курса «Гражданское образование в нач.школе». / Начальная школа./ – 2004. - №2. – с.34.
30. Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11 томах, М.-Л., 1950, т.8.
31. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. – М.: Педагогика, 1989. – 155с.
32. Ягодинский В. Как себя вести. /Воспитание школьников/ - 1990. - №2 – с.6.
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Карагандинский
Кафедра СГД
Реферат
На тему:Цели воспитания в современной школе
Выполнил:ст.гр ГПР 11-3
Токтаров Ж.С
Проверила:Пустовалова Л.М
Караганда 2013
Информация о работе Теоретические основы воспитания культуры поведения младших школьников