Теоретические основы воспитания культуры поведения младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 18:00, реферат

Описание работы

Сущность и особенности воспитания культуры.Сегодня в центр школьной образовательно-воспитательной системы ставится развитие всей совокупности качества личности, которая будет формировать культуру поведения.Цель школы – разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности.

Работа содержит 1 файл

Воспитание культурного поведения у школьников(реферат).docx

— 43.44 Кб (Скачать)

 

 Поэтому важно, чтобы  учитель смотрел за собой, чтобы  он чувствовал, что его поведение  и его действия находятся под  сильнейшим контролем, под каким  не находится ни один человек  в мире. Десятки глаз смотрят  на него, и нет ничего более  внимательного, более зоркого,  более восприимчивого в отношении  разных нюансов психической жизни  человека, никто так не уловит  все тонкости, как детский глаз.

 

 

 

2. Методы и средства воспитания культуры поведения

В работе над выбором темы по воспитанию культуры поведения педагог  замечает, что некоторые правила  повторяются. Это закономерно. Учитель  всегда имеет в виду конкретную ситуацию. Но ситуации меняются, и ребенок должен действовать и применять одно и то же правило в разных условиях. Для него это не всегда просто. Так, на улице ребенок может не поздороваться с учителем другого класса, хотя в школе обычно здоровается с ним. Приучившись следить за своей обувью, когда идет в школу, ученик может в нечищеной обуви пойти к товарищу. Поэтому, рассказывая о правилах поведения, педагог перечисляет те возможные ситуации, где ученик должен их применить. Но рассказать об этом мало. Необходимо вместе с родителями проконтролировать, чтобы во всех случаях, в любой обстановке известное правило выполнялось детьми. Например, детей научили уступать место старшим в автобусе; они это делают охотно, без напоминания. Но вот в классе пришла бабушка, стоит, а ученик даже не догадается пригласить ее сесть. Такое поведение объяснимо, ведь младшему школьнику свойственна конкретность мышления. Ему требуется руководство, подсказка. Сначала это возможно сделать в ситуации класса, школы, затем дети приучаются к соответствующему поведению дома, на улице, в общественных местах.

 Постепенное расширение конкретных ситуаций, в которых применяются разные правила, позволяет сформировать определенные, привычные для ребенка формы поведения.Всегда и во всем быть аккуратным – значит приобрести такое качество, как аккуратность, всегда быть точным, обязательным – значит иметь эти качества в своем характере. Постепенно, через поступки, поведение, деятельность формируется характер ребенка, его нравственность. Но сам этот процесс очень сложный, требующий времени и определенных усилий.Для воспитания навыков и привычек культурного поведения необходимо позаботиться об организации упражнений в поступках. Упражнение – это не просто повторение. Оно требует, чтобы ребенок знал, что у него получается, что – нет; стремился овладеть каким-либо действием. Для успешности закрепления, необходимо, чтобы повторение сопровождалось положительными эмоциями. Это и молчаливое одобрение взрослого, и эмоциональное поощрение товарищей. Ребенок должен сам захотеть поступать правильно. Другими словами, воспитание должно быть связано с самовоспитанием.

 Занятия по культуре поведения проводятся, как правило, во внеклассное время, но и на уроке учитель имеет возможность работать над усвоением знаний, формированием навыков и привычек. Работая над какой-либо определенной темой, учитель не выпускает из поля зрения и то, насколько усвоены правила предыдущей темы, как полно и ярко они проявляются в деятельности и поведении учащихся. Сочетание систематической работы над правилами, проводимой на специальных занятиях, и повседневной работы учителя – важное условие успешного воспитания к.п. Если на занятии дети видят сценку: идет с тяжелой сумкой учительница, а ученики, шагающие рядом, не догадываются помочь, то, конечно, сценка эта не сформирует навыка. Но она поможет детям посмотреть на себя со стороны, оценить свое поведение, сделать для себя вывод. И, наверное, затем, в специально или случайно созданной ситуации, ребенок задумается и определит свое поведение.

 Учитывая ситуативность  поведения детей, необходимо разнообразность  условия, в которых учащиеся  должны упражняться, выполнять  те или иные правила поведения.Важным элементом занятий является показ, т.к. дети должны суметь сами оценить, что сделано правильно, а что - нет, сказать и показать, как надо было сделать. Такое активное участие детей в обсуждении возможно потому, что круг понятий в целом знаком детям и соответствует их жизненному опыту. Учитель дополняет имеющиеся у детей знания, приводит их в определенную систему, подкрепляет требования родителей своими требованиями, своим авторитетом.

 Педагог беседует с  детьми, задает им вопросы, выслушивает  мнения, иногда противоположные,  и судит о том, что уже  хорошо знакомо учащимся, а какие  правила незнакомы совсем. При  закреплении старых и разъяснении  новых для детей правил, учитель  привлекает на помощь басни,  рассказы, стихотворения.

 

 Использование художественных  текстов очень оживляет беседу. например, на тему о порядке можно прочитать стихи В.Лифшица «Перчатки», О.

Бедарева «Вот какая я»; о поведении на перемене – стихотворение Б.Заходера «Перемена»; о правилах приличия – стихи А. Барто «Почему телефон занят?» и т.д. Самой природой заложено в ребенке стремление проиграть как можно больше сложных и разнообразных ситуаций взрослого мира, чтобы понять его.Поэтому занятия по культуре поведения можно проводить и в форме игры.

 В процессе подготовки  к игре дети сами мастерят  необходимые атрибуты, оборудование, что дает дополнительные возможности  в общении, в проживании тех  ситуаций, о которых говорилось  на уроке. Игры проводятся со  всеми детьми или с группой,  может принять участие весь  класс или даже несколько классов,  что создает дополнительную, новую  ситуацию. Чаще всего при проведении занятия используются и показ, и инсценировка, и беседа, и чтение художественной литературы в разумном сочетании.

 Всю эту сложную, огромную работу необходимо вести в тесном контакте с родителями, разъяснять им правильные методы воспитания и договариваться о единой линии педагогического воздействия. Участие родителей может быть непосредственным: они выступают перед детьми с беседой или являются гостями; родители могут помочь классу в подготовке занятий, требующих большой предварительной работы (декорации, костюмы, проведение репетиций…)

 Самое главное –  привлечь родителей к систематическому  контролю за выполнением правил культуры поведения в повседневной жизни.

 Поступление ребенка  в школу – переломный момент  в его жизни: он вступает  в новый тип отношений с  людьми, начинают складываться новые,  разнообразные формы деятельности. От подготовки ребенка к школе  во многом зависит успешность  его обучения.

 Традиционно выделяются 3 аспекта школьной зрелости:

 

 а) интеллектуальный, б) эмоциональный, в) социальный.

 В нашем случае особенно  важен социальный аспект, под  которым понимается потребность  ребенка в общении со сверстниками  и умение подчинять свое поведение  законам детских групп на основе  правил и норм поведения.

 

 Способность общаться, или коммуникативные способности,  определяются как индивидуально-психологические  особенности личности, обеспечивающие  эффективность и общения и  совместимость с другими людьми. Способность к общению включает  в себя:

 

1. «Я хочу» - желание  вступить в контакт;

2. «Я знаю» - знание  норм и правил поведения;

3. «Я умею» - организация  общения.

 Становление 1 аспекта  «Я хочу» связано с некоторыми  затруднениями, которые возникают  практически у каждого ребенка.  Это медлительность, упрямство, страхи, вранье и т.п. Важную роль здесь играет позиция ребенка по отношению к другим и себе.

 Выделяют 3 основные позиции:

1. Эгоистическая – когда ребенку совершенно безразличны другие дети. Такому ребенку нетрудно толкнуть, обидеть, оскорбить. Конечно, таких детей не любят, не хотят с ними играть, дружить. В конечном итоге они остаются одни.

2. Конкурентная – ребенок прекрасно понимает, что важно, чтобы тебя ценили и уважали, для этого все надо делать правильно, со всеми дружить, никого не обижать. В сверстнике такой ребенок видит только конкурента, которого необходимо превзойти, потому что успехи и достижения других вызывают у него зависть, обиду, огорчение оттого, что не он первый. Такая линия поведения наверняка останется, и будет только укрепляться.

3. Гуманная – ребенок охотно помогает другим, умеет сопереживать. К другим относится как к самоценным личностям.

 Зная и учитывая  вышеперечисленные обстоятельства  взрослым необходимо помочь пройти  сложный путь развития общения  более безболезненно.

 В начальной школе  на протяжении всех четырех  лет ребенок учится общаться  со сверстниками, со взрослыми. Ребенок понимает, что самое главное в жизни то, чтобы тебя ценили и уважали, а для этого необходимо делать все правильно, со всеми дружить, никого не обижать. Проще всего это воспитывается через игру. Например: Игра «Волшебные сундучки».Ребенку предлагается подумать, какое у него сейчас настроение, что он чувствует. Затем попросить его сложить все отрицательные эмоции: обиду, грусть, злость, страх в волшебный сундучок и выбросить. Вместе с тем из другого сундучка (он яркий, красочный) можно взять себе те положительные эмоции, которые он сам хочет, и желал бы подарить другим. Большое значение в регуляции поведения ребенка играют правила. Ознакомление с правилами служит средством формирования послушания и дисциплинированности, доброжелательных отношений, культуры поведения в обществе. В то же время на практике обнаруживается, что второй аспект «Я знаю» и реальное поведение расходятся, что свидетельствует о формальном усвоении правил поведения в обществе.

 В связи с этим  актуально поставить вопрос о  воспитании осознанного отношения  к правилам поведения, которое  должно включать в себя три  взаимосвязанных компонента:

- знание правил;

- понимание их справедливости, осознание нравственной ценности  и личной значимости для себя  и для окружающих;

- соответствие поступков  известным правилам и саморегуляции поведения. Учитель в работе с детьми должен опираться, прежде всего, на разъяснение смысла правил, их нравственной ценности и необходимости выполнения, использовать разнообразные методы и приемы: беседы на основе обсуждения художественных произведений, иллюстраций, а также на основе детского опыта. Важно в ходе бесед обращать особое внимание детей на последствия предполагаемых поступков для себя и окружающих, на отношение детей к ребенку, поступающему вразрез с правилами, на его переживания, на собственное эмоциональное состояние. Наблюдение за поведением детей в реальной жизни показывают, что им не всегда легко поступить по правилу, преодолеть свое нежелание действовать согласно моральным нормам. Ребенок должен уметь организовать общение, поэтому становление 3-го компонента – «Я умею» сопряжено с развитием его эмоционально-волевой сферы. Одно из условий, влияющих на решение ребенка – присутствие других людей, взрослых или сверстников, их оценка. Поэтому для развития волевых усилий очень важным является организация практической деятельности, постоянное упражнение в совершении тех или иных поступков, в результате чего у детей появляется возможность «учиться» на своих ошибках.

 

 На уроках необходимо  дать учащимся правила, нормы,  эталоны поведения, выработать  навык анализа актов общения.  Дети должны понять, что надо  делать и говорить, и как.Урок такой обычно включает речевую гимнастику, анализ и разыгрывание коммуникативных ситуаций, решение коммуникативных задач, коммуникативные игры.Для реализации вышепоставленных задач целесообразно использовать метод создания проблемных ситуаций.В классе можно специально создать проблемную ситуацию с целью приобретения детьми практического опыта в выполнении правил поведения. Попадая в ситуацию морального выбора, ребенку необходимо самостоятельно организовать свое поведение, применить адекватное правило и проявить необходимые волевые усилия. Например, дети с увлечением играют в интересную подвижную игру, в это время входит другой учитель и «нечаянно» рассыпает тетради. Интересно наблюдать за реакцией учащихся. Одни тут же бросаются на помощь, остальные «раздумывают», некоторые даже не прекращают игру. Необходимо после провести беседу, проанализировать поступки детей, выяснить мотивы, побудившие ребят поступить так или иначе.Интересна в этом отношении игра в «Волшебное зеркало», перед учениками ставится нелегкая задача – пользоваться вилками и ножом за накрытым столом, но он легко справится, если посмотрит в «волшебное зеркало». А зеркало – его одноклассники, которые показывают, как надо обращаться со столовыми приборами.Повседневная «методика этического заряда» помогает и учителю и ученикам справляться со сложностями в течении всего дня. Учитель начинает учебный день и при этом высказывает уверенность в том, что дети будут доброжелательны, внимательны и уступчивы, обижать никого не будут, в классе конфликтных ситуаций не возникнет. Высказывая такое напутствие, учитель и сам настраивается на понимание и расположенность к детям. В конце учебного дня учитель проводит этическую пятиминутку. Он анализирует возникшие конфликты, учит ребят находить пути выхода из них. Ученики с помощью учителя пытаются разобраться, как можно избежать отрицательной ситуации и как примирить конфликтующих.

Возможно создание «Школы вежливости», в которой дети смогут показать все знания и умения, накопленные  в повседневной жизни. У школьников формируется привычка оценивать  собственные поступки с позиций  доброжелательности и уважения к  другому человеку. Дети начинают осознавать нравственную основу отношений к  человеку, обществу, Родине, природе, к  самому себе.

И у педагога, ведущего эту  работу, развивается стремление к  нравственному самоконтролю. Его  отношения с детьми приобретают  искренний, доверительный характер, что помогает находить нестандартные  пути влияния на учеников.

Информация о работе Теоретические основы воспитания культуры поведения младших школьников