Теоретические аспекты организации взаимодействия ДОУ и семьи по развитию лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 14:13, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить эффективные формы взаимодействия воспитателя с семьей по развитию речи детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме.
2. Раскрыть сущность и особенности развития речи детей дошкольного возраста.
3. Выявить эффективные формы взаимодействия воспитателя с семьей по развитию речи детей дошкольного возраста.
4. Разработать и апробировать комплекс мероприятий работы с родителями по развитию речи детей дошкольного возраста.

Работа содержит 1 файл

курсовая 2 - копия.docx

— 57.88 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Практическая работа по взаимодействию воспитателя с семьей по развитию речи детей дошкольного возраста

 

2.1. Конспект совместного  с родителями занятия по развитию  речи «Большое транспортное путешествие»

 

Программное содержание:

1. Продолжать знакомить  детей с понятием «транспорт»,  учить детей различать наземный, воздушный и водный транспорт.

2. Расширять объём словаря,  закреплять грамматические навыки.

3. Развивать речемыслительную  деятельность, внимание,  умение  обосновывать свои суждения, выслушивать  ответы друг друга до конца.

4. Воспитывать у детей  доброжелательное отношение друг  к другу, чувство единства.

5. Развитие фонематического  восприятия.

Демонстрационный материал: фланелеграф; домик поросят; три поросёнка; видеозапись наземного транспорта; аудиозапись к разминке язычка; аудиозапись к игре;  три обруча; картинки к игре «Четвёртый лишний».

Раздаточный материал: картинки с транспортом; рабочие тетради; карандаши; эмблемы.

 

Ход занятия

1.Организационный момент

Дорогие дети, сегодня у  нас необычная встреча к нам  в гости в детский сад пришли наши мамы и папы. Для начала давайте  по очереди назовём имя отчество своих родителей, представим их («Приветствие»). Спасибо, теперь, когда все гости  представлены можно отправляться в путешествие. Помогать нам в этом сложном деле будут наши мамы и папы.

Воспитатель: В 9.30 по режиму

      Есть занятие  у нас,

      Чем мы  будем заниматься,

      Кто ответит  мне сейчас?

Дети: Занятие по развитию речи. Будем разговаривать, беседовать друг с другом, играть…

Воспитатель: Тогда не будем  терять время.

Воспитатель: Ребята, вы узнаете, чей это домик?

Дети: Это домик трёх поросят.

Воспитатель: Давайте вспомним их имена.

Дети: Наф-Наф, Нуф-Нуф, Ниф-Ниф.

Воспитатель: Ваши знакомые друзья приглашают вас в путешествие (выдаю приглашение), но не пешком, а вы должны догадаться, на чём любит путешествовать каждый из поросят! Послушайте их загадки.

Родители читают загадки от поросят.

  1. Загадка от Наф-Нафа.                           2.Загадка от Нуф-Нуфа.

     Была телега  у меня,                                  Железная птица

Да только не было коня,                           В небе кружится,

И вдруг она заржала,                                 По сигналу пилота

Заржала – побежала.                                  На землю садится. (Самолёт)

Глядите, побежала

Телега без коня! (Машина)

3.Загадка от Ниф-Нифа.

    Паровоз без  колёс!

    Вот так чудо  – паровоз!

    Не с ума  ли он сошел?

    Прямо по морю  пошёл! (Пароход)

Воспитатель: Ребята, кто  из вас запомнил какой любимый  вид транспорта у Наф-Нафа? Ниф-Нифа? Нуф-Нуфа?

Дети:  У Наф-Нафа  - машина, у Нуф-Нуфа - самолёт, у Ниф-Нифа -  пароход.

Воспитатель: Как одним словом назвать все эти средства передвижения?

Дети: Транспорт.

Воспитатель: Зачем нужен  транспорт?

Дети: Транспорт нужен  для того, чтобы перевозить людей  и грузы.

Воспитатель: Каким бывает транспорт?

Дети: Транспорт бывает наземным, воздушным, водным.

Воспитатель: Почему транспорт  называют наземным (воздушным, водным)?

Дети: Транспорт называют наземным, потому что он перемещается по земле (воздуху, воде).

Воспитатель: Назовите воздушный  транспорт?

Дети: Самолет, вертолёт, воздушный  шар…

Воспитатель: Назовите водный транспорт?

Дети: Корабль, пароход, лодка, катер…

2. Игра «Назови правильно»

Воспитатель: Наф-Наф хочет с вами поиграть в игру, которая называется «Назови наземный транспорт правильно», сейчас  вам надо разбиться на пары и подойти к «волшебному экрану». Те, кто стоит слева – шаг влево, те, кто справа – шаг вправо. Получились две команды, которые по очереди будут называть название транспорта.

Дети называют  транспорт.

Воспитатель: А теперь Нуф-Нуф зовёт вас немного размять язычки и щёчки.

3. Игра «Разминка язычка»

1) «Мороженое», 2) «Качели», 3) «Трубочка-улыбка», 4) «Пузыри», 5) «Мячик».

Включаю аудиозапись.

4.Игра «Подели на слоги»

Воспитатель: Ребята, а ваши друзья Наф-Наф, Нуф-Нуф и Ниф-Ниф принесли на занятие свои любимые игрушки и хотят, чтобы вы  отгадали, где, чья игрушка.

Дети: Машина это любимая  игрушка Наф-Нафа, потому что он любит путешествовать наземным транспортом.

Воспитатель: Кто управляет  машиной?

Дети: Машиной управляет  водитель или шофёр.

Дети: Самолёт это любимая  игрушка Нуф-Нуфа, потому что он любит путешествовать воздушным транспортом.

Воспитатель: Кто управляет  самолётом?

Д. Самолётом управляет  пилот или лётчик.

Д. Пароход это любимая  игрушка Ниф-Нифа, потому что он любит путешествовать водным транспортом.

Воспитатель: Кто управляет  пароходом?

Дети: Пароходом управляет  капитан.

Воспитатель: Поросята интересуются, а сможете ли вы поделить названия их любимых игрушек на слоги?

Дети: Ма-ши-на, са-мо-лёт, па-ра-ход.

Воспитатель: Вы, наверное, устали стоять? Давайте продолжим наш  разговор о транспорте за столами.

Обращаю внимание на осанку.

Ноги стоят,

Руки лежат.

Локти у края,

А спина прямая.

5. Игра «Четвёртый лишний»

Воспитатель: Сели ровно, открыли  тетради по закладке, нашли подобное задание как на доске. Вам нужно  в каждой строчке найти лишний предмет и обвести его. Задание  выполняете самостоятельно, а Леру и Диану я приглашаю к доске.

Дети самостоятельно выполняют задание.

Воспитатель: Кто согласен  с девочками, хлопните один раз в  ладоши. У кого есть ошибки, пожалуйста, исправьтесь.

6. Игра «Составьте правильно  предложение»

Воспитатель: Поросята приготовили  очередное задание для вас. Вам  нужно прослушать слова и правильно  составить предложение.

Включаю аудиозапись

 

Мотоцикл – мчится –  дорога;

Вертолёт – небо –  летит;

Лодка – река – плывёт.

Воспитатель: А давайте  сделаем эти предложения большими и красивыми.

Дети и родители составляют предложения.

Воспитатель: Друзья хотят  поиграть с вами в игру, которая  называется «Земля – воздух – вода»  и приглашают вас выйти на ковер.

7. Игра «Земля – воздух  – вода»

Воспитатель: Вы все спрашивали у меня, что за эмблемы у вас  на груди. Пора открыть секрет. Это  эмблемы, которые помогут сыграть  в эту игру. Посмотрите друг на друга  и соберитесь в группы по своим  эмблемам. А теперь каждая группа должна найти свой обруч. Вы догадались, к  какому виду транспорта относится каждая команда? Что означает облачко? (волны, дорога)

Необходимо найти на столе  картинки со своим видом транспорта и разместить их в своём обруче. Приготовились? Родители помогают считать 1-2-3 начали.

Дети выполняют  задание в группах.

Воспитатель: Проверяем задание. Картинок на столе не осталось, разложили  все картинки. Смотрим обручи, молодцы, всё выполнили верно.

8.Игра «Логические задачки»

1. Летели по небу самолёт  и поезд. Кто из них быстрее  долетит?

2. Автобус едет за город.  Что случится, если он сойдёт  с рельсов?

3. Плывут по морю катер  и экскаватор, кто первым войдёт  в порт?

9. Итог занятия

- О чём мы сегодня говорили?

- Вам понравилось путешествие?

- Какое задание показалось вам самым интересным?

- Какое задание вызвало у вас затруднение?

- Что вы хотите сказать нашим гостям?

- А кто на ваш взгляд был самым активным на занятии, себя не называть!

Воспитатель: Какие вы, ребята, молодцы! Отлично работали на занятии. Агентство необычайных путешествий трёх поросят дарит вам свидетельство об окончании путешествия.

Выдаю свидетельство  об окончании путешествия.

Дети уходят. Воспитатель  дает рекомендации родителям по развитию речи детей (см. Приложение1.), рассказывает какие игры для развития речи можно проводить дома (см. Приложение 2.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по II главе

 

Взаимодействие детского сада и семьи является необходимым  условием работы дошкольного учреждения по развитию речи детей дошкольного возраста. Задача детского сада — вооружать родителей педагогическими знаниями, в частности конкретными знаниями по методике развития речи.

Конспект совместного  с родителями занятия по развитию речи «Большое транспортное путешествие» был использован как метод активного слушания с целью, дать возможность увидеть своего ребёнка в группе детей, познакомить с содержанием работы по развитию речи, способствовать формированию доверительных отношений между воспитателем, родителями и ребёнком. Родители, посещая  занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем еще поработать.

Благодаря установлению доверительно-партнерских  отношений между всеми участниками  педагогического процесса, успешно  развивается не только речь ребенка, но и  внимание, память, мышление, моторика, так же решаются многие внутриличностные конфликты и проблемы родителей, создается благоприятный психоэмоциональный климат в семьях, формируются детско-родительские отношения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Дошкольное образовательное  учреждение - первое и самое ответственное  звено в общей системе народного  образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Но как бы серьезно, ни продумывались приемы и методы развития речи детей, невозможно достигнуть положительных результатов без сотрудничества детского сада и семьи. Исследования Т.И. Дороновой, Н.В. Михляевой в области взаимодействия дошкольного учреждения и родителей показывают, что потребность во взаимной помощи испытывают обе стороны – и дошкольное учреждение, и семья.  Проблема в том, что родители зачастую испытывают недостаток информации о развитии речи ребенка, а педагог – об условиях и методах семейного воспитания в данной области. Поэтому потенциальные возможности семьи в развитии речи детей дошкольного возраста не используются в полной мере. Тренинги,  семинар – практикум,  родительские гостиные,  телефон Доверия,  семейный вернисаж, и т.д. – все эти формы работы с семьей направлены на достижение высокой результативности в воспитательно - педагогическом  процессе детей в области развития речи.

Таким образом, взаимодействие воспитателя и семьи, использование  разнообразных форм и методов  работы, способствует успешному развитию речи детей дошкольного возраста.

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Алексеева М.М. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях / М.М. Алексеева, О.С. Ушакова. – М. : Просвещение, 2003. – 243 с.
  2. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен. / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 400 с.
  3. Арнаутова Е.П. В гостях у директора: беседы с руководителем ДОУ о сотрудничестве с семьей / Е.П. Арнаутова. – М. : Айрис – Пресс, 2007. – 125 с.
  4. Арушанова А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника /А.Г. Арушанова. - М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2005. – 317 с.
  5. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста / А.М. Бородич. - М.: Просвещение, 2004. - 255 с.
  6. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии /Л.С. Выготский.  – С-Пб: Союз, 2006. – 312 с.
  7. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т.5. /Л.С. Выготский.  - М.: Педагогика, 2003. – 136 с.
  8. Гербова В.В. Составление описательных рассказов / В.В. Гербова // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 9. – 112 с.
  9. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада / В.В. Гербова  - М.: Просвещение, 2010. – 143 с.
  10. Глебова С.В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия / С. В. Глебова. – М. : Просвещение, 2008. - 213 с.
  11. Доронова Т.И. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития: методическое пособие для работников ДОУ / Т. И. Доронова. – М. : Просвещение, 2008.– 123 с.
  12. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника / Е. С. Евдокимова. – М. : ТЦ Сфера, 2009. — 95 с.
  13. Евдокимова Е.С. Детский сад и семья. Методика работы с родителями. Пособие  для педагогов и родителей / Е.С. Евдокимова, Е.А. Кудрявцева. – М. :  Издательство Мозаика-синтез, 2003. – 144 с.
  14. Елисеева Т.П. Детский сад и семья: современные формы взаимодействия / Т. П. Елисеева. – Минск ООО Лексия,  2008. – 216 с.
  15. Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста.: Автореф. дис.… канд. пед. наук / Н.В. Елкина. - М, 2004. – 107 с.
  16. Запорожец А.В. Воспитание и обучение в детском саду / А. В. Запорожец. - М. : Педагогика, 2000.- 230 с.
  17. Зверева О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: метод. аспект / О. Л. Зверева, Т. В.  Кротова. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 178 с.
  18. Зверева О.Л. Работа детского сада с молодой семьей / О. Л. Зверева. – М. : Прометей, 2009. – 183 с.
  19. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 4-е изд, стер. / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 416 с.
  20. Лямина Г.М. Формирование речевой деятельности (средний дошкольный возраст) / Г.М. Лямина  // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 9. – 156 с.
  21. Михляева Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия  с семьей / Н.В. Михляева. – М. : Айрис – Пресс, 2006. – 192 с.
  22. Мухина  В.С.   Возрастная   психология:   феноменология   развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. - 6-е изд., стереотип / В.С. Мухина. - М. : Академия, 2000. - 456 с.
  23. Свирская Л. Работа с семьей / Л. Свирская. – М. : Линка - Пресс, 2007. – 156 с.
  24. Технология новых форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей / Под ред. Н. М. Бутыриной, С.Ю. Боруха, Т.Ю. Гущиной. – Белгород: Белгор. гос. ун-т, 2009. – 177 с.
  25. Тихеева Е.И. Развитие речи детей / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2005. - 159 с.
  26. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) / О.С. Ушакова // Дошкольное воспитание, 2004. - N 11. – 142 с.
  27. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи (младшая и средняя группа) / О.С. Ушакова // Дошкольное воспитание, 2004. - N10. – 160 с.

Информация о работе Теоретические аспекты организации взаимодействия ДОУ и семьи по развитию лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного