Теоретические аспекты организации взаимодействия ДОУ и семьи по развитию лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 14:13, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить эффективные формы взаимодействия воспитателя с семьей по развитию речи детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме.
2. Раскрыть сущность и особенности развития речи детей дошкольного возраста.
3. Выявить эффективные формы взаимодействия воспитателя с семьей по развитию речи детей дошкольного возраста.
4. Разработать и апробировать комплекс мероприятий работы с родителями по развитию речи детей дошкольного возраста.

Работа содержит 1 файл

курсовая 2 - копия.docx

— 57.88 Кб (Скачать)

В звукопроизношении ребёнок  среднего дошкольного возраста достигает  больших успехов. Лишь иногда, обычно в результате недостаточно внимательного  педагогического подхода к ребёнку, у пятилетних детей встречаются  ошибки в произнесении некоторых  звуков (чаще всего р и ш). 
Беседы воспитателя с детьми, слушание сказок и других произведений детской литературы, разговоры детей в процессе коллективных игр и занятий являются необходимым условием развития детской речи в этом возрасте.

У детей старшего дошкольного  возраста происходит дальнейшее развитие речи. Значительно увеличивается  словарь ребёнка (до 3000—4000 слов). Усложняющееся  в связи с новыми видами учебных  занятий, коллективных игр, трудовых поручений  общение с окружающими людьми приводит к обогащению словаря ребёнка  и овладению новыми грамматическими  формами родного языка. Вместе с тем обогащение опыта ребёнка, развитие его мышления влияет на изменение строения его речи, в свою очередь побуждает его овладевать новыми, более сложными формами языка. В фразе выделяются основные и придаточные предложения. Широко используются дошкольником слова, выражающие причинные (потому что), целевые (для того чтобы), следственные (если) связи между явлениями. В отношении ребёнка к собственной речи появляются новые моменты. Старшие дошкольники не только руководствуются в практике речевого общения чувством языка, но и делают первые попытки осознать лежащие в его основе языковые обобщения [27, c.11].

Ребёнок пробует обосновать, почему нужно говорить так, а не иначе, почему это сказано правильно, а  это неправильно. Так, шестилетний  ребёнок заявляет: «Нельзя говорить: девочка сидел на стуле; это про  мальчика или дядю так говорят». Или: «Нельзя говорить: я завтра пошёл в лес; пошёл это когда про вчера, а здесь пойду надо сказать».

При правильной организации  воспитательной работы, при проведении специальных занятий по родному  языку старшие дошкольники не только научаются связно выражать свои мысли, но и начинают анализировать  речь, осознавать её особенности. Это  умение сознательно отнестись к  собственной речи, сделать её предметом  своего анализа, имеет важное значение для подготовки детей к школьному обучению, для последующего овладения грамотой. Дальнейшее развитие детской речи проходит уже в условиях учебной деятельности [27, c.14].

Таким образом, если на более ранних ступенях развития ребёнок усваивал язык главным образом практически, общаясь с окружающими в быту, в играх и занятиях, то теперь перед ним ставится специальная задача овладеть всем богатством родного языка и научиться сознательно пользоваться основными правилами грамматики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.Формы взаимодействия  воспитателя и семьи по развитию  речи детей дошкольного возраста

 

Взаимодействие – это  способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью  общения [3, c.79].

Взаимодействие детского сада и семьи является необходимым  условием работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развитию речи дошкольников, ведь наилучших результатов в работе можно достичь, если  воспитатели и родители будут действовать согласованно.

От правильного взаимодействия детского сада и семьи зависит  успех воспитания детей. Задача детского сада — вооружать родителей педагогическими  знаниями, в частности конкретными  знаниями по методике развития речи. Для  этого можно использовать различные формы работы.

Коллективные формы. На групповых  собраниях родителей в начале года педагог знакомит их с новыми задачами воспитания, рассказывает, какие  речевые навыки наиболее существенны  на данной возрастной ступени, знакомит с основными ошибками в речи детей [10, c.135].

Важно, чтобы на одном  из родительских собраний воспитатель  заострил внимание на задачах развития речи, стоящих перед детским садом, на том, какую помощь в овладении  ребенком звуковой стороны речи может  оказать семья. Он должен довести  до сведения родителей, как развивается  речь их ребенка, указать какой раздел ребенок не усвоил, или усвоил слабо  и в каких дополнительных занятиях нуждается.

Интересными и полезными  для молодых родителей являются собрания, на которых выступают и  делятся своими впечатлениями о  развитии речи в условиях семьи сами родители. Воспитатель может заранее  договориться с некоторыми из них, попросив рассказать, как они совместно  с педагогами детского сада устраняли  те или иные недостатки в речи своего ребенка.

Можно использовать такие  формы, как тематические лекции, беседы и консультации специалистов по проблемам  речи. В беседах и консультациях  воспитатель знакомит родителей  с вопросами речевого развития детей. Полезно ознакомить родителей с  процессом формирования речи детей. Лучше всего для этого показать комплексное занятие, состоящее  из простых упражнений (в старших  группах — словесные упражнения, звуковой анализ слов), которые родители могут повторить в семье. Родителей  старших детей следует познакомить  с содержанием работы по подготовке детей к школе. Полезны и открытые занятия по развитию речи, где могли бы участвовать родители [11, c.115].

Эффективны  организации  стендов, где даются сведения сформированности звукопроизношения у каждого  ребенка. Вывешиваются таблицы  с  указанием правильного ударения в трудных для детей словах; небольшие заметки, статьи по развитию речи детей дошкольного возраста.

В групповом родительском уголке рекомендуется помещать на стенде материалы о состоянии развития речи детей. Здесь должны быть отражены задачи развития речи, основные виды занятий  в данной группе, на примере показан  уровень речевых умений ребенка  данного возраста (запись разговоров или рассказов, трудные по значению слова, грамматические формы, которыми он должен овладеть, и т. п.).

Необходимо составить  подробный список литературы для  родителей, подготовить советы, которые  помогут им организовать работу по расширению кругозора ребенка, усвоению основных правил вежливой речи.

В родительском уголке можно  систематически помещать краткие советы по развитию речи детей, небольшие тексты (загадки, пословицы, отрывки из стихотворений), которые родители могут использовать, разговаривая с ребенком [13, c.94].

Вопросы методики развития речи находят свое место и в  таких сложных формах педагогической пропаганды, как родительские конференции, «круглые столы»,  устные педагогические журналы, организуемые сотрудниками детского сада.

Взаимодействие по развитию речи с родителями можно реализовать  через разнообразные нетрадиционные формы организации общения с  родителями:

- информационно – аналитические формы организации общения с родителями;

- досуговые формы организации общения с родителями;

- познавательные формы организации общения с родителями;

- наглядно- информационные формы организации общения [14, c.128].

Основной задачей информационно – аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, наличие у них необходимых педагогических знаний о развитии речи детей, запросах, интересах, потребностях.

Потому как только на аналитической  основе возможно построение грамотного общения с родителями. Формы работы:

составление социального  паспорта семьи;

- анкетирование;

- тестирование;

- целевое посещение семьи;

- проведение социологических срезов и др. [14, c.157].

Досуговые формы организации общения с родителями помогают устанавливать тёплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также доверительные отношения между родителями и детьми, способствуют повышению педагогической культуры родителей и обогащению словаря детей. Формы работы:

- тематические развлечения;

- литературные вечера;

- фольклорные праздники;

- ярмарки;

- КВН;

- введение речевых традиций;

- вечер вопросов и ответов [18, c.63].

Досуговые формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными тогда, если воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия. Родители на данных мероприятиях могут читать стихотворения вместе со своим ребенком, петь песни и рассказывать интересные истории, например о профессии, имеют возможность проявить свои знания.

Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами развития речи детей. Познавательные формы организации общения педагогов и родителей выполняют выполнять доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей [21, c.148].

Наглядно – информационные формы организации общения условно разделены на две подгруппы: информационно – ознакомительные и информационно – просветительские.

Задачами одной из них - информационно – ознакомительной - являются ознакомление родителей  с дошкольным учреждением, особенностями  его работы по развитию речи детей, с педагогами, занимающимися с  детьми, и преодоление поверхностных  мнений о работе дошкольного учреждения[23, c.122].

В информационно-ознакомительную  форму мы включаем проведение Дней открытых дверей и открытых занятий. Здесь так же можем говорить о  данных формах общения как о нетрадиционных, в связи с тем что дошкольное учреждение стало более открытой системой. У родителей имеются возможности увидеть не только стиль общения педагогов с детьми, но и самим включиться в общение и деятельность детей и педагогов.

Родители стали активным участником жизни детей при посещении  группы. Они могут сами поучаствовать  в играх, занятиях и т.д.

Задачи другой группы –  информационно-просветительской –  близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях работы по развитию речи детей дошкольного  возраста. Их специфика заключается  в том, что общение педагогов  с родителями здесь не прямое, а  опосредованное – через газеты, организацию выставок и др.

Данная педагогическая разработка позволяет решить поставленные проблемы и плавно включает родителей в  образовательный процесс как  равноправных участников. Степень эффективности сотрудничества обусловлена положительной установкой взаимодействующих сторон на совместную работу по развитию речи детей, осознанием её целей и личностной заинтересованности [23, c.148].

Кроме коллективных форм работы, существуют индивидуальные. Воспитатель  информируют родителей о состоянии  речи их ребенка, отмечают положительные  сдвиги, дают рекомендации. Эта работа дополняется посещением семьи, во время  которого воспитатель может поинтересоваться подбором игрушек, картинок, книг.    В процессе работы с родителями педагог  указывает, чем и как следует  заниматься с ребенком дома, как  пользоваться практическим материалом, чтобы ребенок не только получал  знания, вырабатывал определенные навыки и умения, но и испытывал интерес  к речевым занятиям [24, c.63] .

Для совместной работы педагогов  и родителей по речевому развитию можно проводить совместные игры детей с родителями. Выпускать  в детском саду газету для родителей, где будут даваться в доступной  форме советы родителям, разъяснение  значения той или иной работы по развитию речи детей, знакомство с дидактическими играми, которые родители смогли бы проводить с детьми по дороге из детского сада домой, дома. 

Степень эффективности сотрудничества обусловлена положительной установкой взаимодействующих сторон на совместную работу по развитию речи детей, осознанием её целей и личностной заинтересованности [24, c.159].

Таким образом, взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с семьей - необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         

 

Выводы по I главе

 

Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. Организация работы с родителями, направленной на формирование правильного речевого воспитания ребенка в семье, является необходимым условием при создании единого речевого пространства. Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка. Как известно, образовательно-воспитательное воздействие состоит из двух взаимосвязанных процессов – организации различных форм помощи родителям и содержательно-педагогической работы с ребенком. Такой подход к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения обеспечивает непрерывность педагогического воздействия.

Важнейшим условием преемственности  является установление доверительного делового контакта между семьей и  детским садом, в ходе которого корректируются позиции родителей и педагогов. Ни одна, даже самая лучшая, развивающая  программа не может дать полноценных  результатов, если она не решается совместно  с семьей, если в дошкольном учреждении не созданы условия для привлечения  родителей к участию в образовательно-воспитательном процессе.

Информация о работе Теоретические аспекты организации взаимодействия ДОУ и семьи по развитию лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного