Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 11:27, контрольная работа
Водоём – это скопление бессточных или с замедленным стоком вод в естественных или искусственных понижениях земной поверхности. Водоёмы образуются при наличии на поверхности замкнутых котловин и превышения потока воды в это углубление над потерями её на фильтрацию в почву и испарение. Водоёмы могут быть постоянными и временными, возникающими лишь в многоводные периоды года. По химическому составу и количеству солей, растворённых в воде, водоёмы разделяются на солёные и пресные. Физические, химические и биологические процессы в водоёмах протекают различно, в зависимости от того, к какому типу они относятся. К искусственным водоёмам относятся водохранилища, пруды и каналы. К естественным водоёмам – реки, озера, моря, океаны и т.д.
Для детей можно дать следующее определение:
Водоём – это скопление воды, которое образуется в естественных и искусственных углублениях в земле. Они могут быть солёные и пресные. Естественные (реки, озёра и т.д.) и искусственные (пруд водохранилище)
Министерство образования и науки Российской федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Уральский государственный педагогический университет»
Институт педагогики и психологии детства
Контрольная работа
По дисциплине: Теория и методика экологического образования дошкольников
Тема: Теоретическая модель процесса ознакомления с водоёмами
Екатеринбург 2012 год
Водоём – это скопление бессточных или с замедленным стоком вод в естественных или искусственных понижениях земной поверхности. Водоёмы образуются при наличии на поверхности замкнутых котловин и превышения потока воды в это углубление над потерями её на фильтрацию в почву и испарение. Водоёмы могут быть постоянными и временными, возникающими лишь в многоводные периоды года. По химическому составу и количеству солей, растворённых в воде, водоёмы разделяются на солёные и пресные. Физические, химические и биологические процессы в водоёмах протекают различно, в зависимости от того, к какому типу они относятся. К искусственным водоёмам относятся водохранилища, пруды и каналы. К естественным водоёмам – реки, озера, моря, океаны и т.д.
Для детей можно дать следующее определение:
Водоём – это скопление воды, которое образуется в естественных и искусственных углублениях в земле. Они могут быть солёные и пресные. Естественные (реки, озёра и т.д.) и искусственные (пруд водохранилище)
Наиболее эффективно проходит ознакомление детей с водоёмами, их обитателя в старшем дошкольном возрасте.
При ознакомлении детей с водоёмами можно использовать видео фильмы, иллюстрации, фотографии, очень эффективным средством ознакомления является экскурсия к водоёму
«Экологический поход к водоему»
Экскурсия
Программное содержание: формировать
у детей представления о связи
между условиями среды
Закреплять умение правильно вести
себя на водоеме, в походе. Воспитывать
ответственность за окружающую природу
согласно принципу «Не навреди!». Вызывать
интерес к участию в
Материал: рюкзачки или индивидуальные сумки с набором необходимого для пешего похода; кусочки ветоши для птиц, хлебные крошки и др.
Предварительная работа:
Ход экскурсии:
Воспитатель (В.). Сегодня мы с вами,
дети, отправляемся в поход. Вы взяли
с собой рюкзачки со всем необходимым.
(Перечисляют и проверяют
В. Как называется этот водоем: река, пруд, ручей, озеро? В ручье вода движется быстро, она очень холодная, чистая, т. к. начинается обычно ручей из родников. В пруду и озере вода спокойная, движется от дуновения ветра. Постойте и полюбуйтесь, как красиво блестит на солнце поверхность воды. На что она похожа? (Стекло, зеркало.) Что там отражается? (Облака, небо, птицы, деревья.)
Закройте глаза, послушайте «песенку воды», ее тихое и успокаивающее журчание. Почему в народе ручей называют «говорливый»? Как поменялась растительность по сравнению с парком? (Много трав, растений, которые любят влагу.) Какие берега у нашего водоема? Найдите место, откуда поверхность воды видна наиболее хорошо, красиво! Где берег более безопасный, пологий? Где можно нам подойти к воде? Присядем на корточки и потрогаем воду одной рукой — какая вода? Можно ли пить воду из водоемов? Почему? Почему в воде так много растений? Как они называются? (Водоросли.) Для чего (кого) они нужны в воде? (Для питания, дыхания, жилья, защиты обитателей водоема.)
Игра «Внимательные глазки».
В. Кто внимательный, тот заметит обитателей водоема. Позовите других детей, покажите вашу находку всем. Можно ли брать их в руки? Нет, мы наблюдаем только глазами, не нарушая мирной жизни этих обитателей. Дети находят лягушек, жуков-водомерок, катушки и др.
В. По поверхности воды быстро, как по гладкому льду, скользят длинноногие и узкотелые водомерки. Они бегут только на средних и задних лапках, а передними все время что-то теребят, чистят: то усики, то непромокаемые волоски на теле и ногах. Вот как интересно это насекомое приспособилось для жизни на водоеме! Как движется на поверхности воды жук-вертячок? Он вертится! Его тело серебрится на солнце и теряется в блеске воды. Пока еще весенним утром бывает холодно, эти жучки сидят неподвижно на водных растениях.
У берега под водой (уже к концу весны) видны стайки мальков рыб и головастики. На берегу мы можем найти много пустых раковин прудовиков! Катушки живут на дне, а прудовики держатся среди листьев и стеблей водных растений. Прудовики питаются водными растениями, а катушки — илом и водорослями. Кому пригодятся их пустые раковины? (В них прячутся другие животные, насекомые.) У берега еще можно найти пустые домики ручейников. Это самые активные строители: если их осторожно вытащить из домиков и посадить в банку с прудовой водой, то они будут строить домики из любого материала — бумаги, спичек, бисера…
Головастики — это чьи детки? (Лягушек.) Головастики едят водоросли, личинки комаров и других насекомых. Кто из вас видел лягушек-квакушек? Они полезны? Взрослые лягушки питаются насекомыми и во множестве уничтожают комаров, мошек, слепней и оводов. Их головастиками питаются многие рыбы и птицы. Каких водоплавающих птиц вы знаете? (Утки, гуси, лебеди.) Какие птицы еще любят водоемы? Аисты, цапли, совы, чайки и даже вороны любят лакомиться лягушками. Многие животные питаются взрослыми лягушками. Из рыб это сомы, судаки, щуки. Едят лягушек и некоторые пушистые звери: норка, выдра, барсук. Теперь ответьте, хорошо ли убивать лягушек, пугать и прогонять? Важно ли сохранить их среду обитания? Сумеете ли вы по памяти после похода нарисовать головастиков, лягушек? Покажите, как прыгают лягушки! Как кричат? Послушайте стихотворение А. Барто «Лягушата»: Пять зеленых лягушат в воду броситься спешат — Испугались цапли! А меня они смешат: Я же этой цапли не боюсь ни капли!
В. Какие напоминающие знаки вы хотели бы оставить на этом берегу водоема?
Пластическая игра «Волна».
Дети становятся в круг, берутся за руки и образуют дугу из поднятых рук. Постепенно опускают дугу в тот момент, когда следующая пара начинает поднимать руки. Таким образом получается волна. Дети располагаются на привале. Воспитатель предлагает побеседовать:
В. Со временем прибрежные травы и кустарники сильно разрастаются, занимают берега и водную гладь. Что делает человек, чтобы спасти водоемы? (Очищает водоемы, выкапывает со дна ил и использует его как хорошее питание для других растений.)
Мы взяли с собой в поход пакеты с сухим пайком. Вы съели печенье, конфету? (Да!) Но вокруг нет ни одной корзины для мусора! Куда же девать обертки, бумажки? (Закопать, забрать с собой.) И мы сейчас уберем за собой полянку!
После возвращения
с водоёма воспитатель в
В качестве самостоятельной деятельности по изучению водоёма и его обитателей ребёнок может рассматривать картинки, книги. Наблюдать за аквариумными рыбками, если он иметься в уголке природы.
Так же можно предложить родителям в выходные дни свозить ребёнка на водоём, а как итог этой поездки можно оформить фотовыставку или выставку детских рисунков на тему: «Моя семья у водоёма».
В течение года можно несколько раз выводить детей на экскурсии к водоёму. Например: ранней осенью и понаблюдать, какая вода чистая и прозрачная, как в ней отражаются пожелтевшие деревья, поздней осенью, когда вода начинает покрываться корочкой люда, весной, когда начинается ледоход.
В качестве предварительной работы
перед экскурсией можно почитать
рассказы, сказки, стихи, загадки и
т.д. После чего побеседовать с ними
по прочитанным произведения. Провести
несколько занятий по теме: «Водоёмы»
(см. приложение)
ПРИЛОЖЕНИЕ
Дно морское
Дно морское — будто сказка,
Столько в нем чудес!
Но нельзя попасть без маски
Нам в подводный лес.
Рыбок юрких, разноцветных
Страны-города,
Но без маски незаметны
Яркие цвета.
Незаметны крабов норы,
След морских коньков
И водорослей узоры
Без морских очков!
Вопросы и задания:
• Любишь ли ты нырять?
• Что тебе напоминает морское дно?
• Представь, что однажды ты нашел на морском дне волшебную
жемчужину,
которая умела исполнять
ты попросил бы ее исполнить?
• Как ты думаешь, из каких материалов морские обитатели строят свои домики? Нарисуй домик для краба, морского конька
или морского ежа.
• Представь, что однажды, плавая под водой, ты встретил невиданного морского зверя и подружился с ним. Нарисуй портрет
своего нового друга.
• Расскажи, какие цветы и растения растут в подводных лесах и
садах. Нарисуй эти растения.
• Представь, что однажды морской царь пригласил тебя на морской бал. Расскажи, что ты делал на этом балу.
ПРОХЛАДНАЯ РЕЧКА
Летним днем мама с дочкой Наташей пришли к реке. Плав-
но и спокойно бежала речка мимо зеленых берегов. Солнечные
зайчики плескались вместе с рыбками в струящейся воде.
— Жарко, не хочу здесь играть, — захныкала Наташа.
— Девочка, прыгай в мои прохладные струи, и тебе не бу-
дет жарко, — зажурчала речка.
— Твое течение очень сильное, я не могу плавать, как рыб-
ка! — испугалась Наташа.
— Хочешь превратиться в рыбку? — спросила река.
Наташа согласилась, и речка взмахнула волшебной волной.
В ту же минуту девочка стала рыбкой и весело закружилась в про-
хладной воде вместе с другими рыбками. Они гонялись за жучка-
ми и прыгали через ракушки. Вскоре Наташа проголодалась.
— Вот червячок, глотай его, — предложили ей рыбки, но
Наташа отвернулась от угощения.
Вдруг рыбки закричали: «Прячься скорее». Прямо на них
неслась огромная щука.
Девочка-рыбка еле успела нырнуть под камень.
— Поменяй меня обратно, мне страшно, — попросила На-
таша речку, когда щука уплыла.
— Разве тебе не понравилась моя прохладная водичка? —
удивилась речка.
— Меня мама ждет на берегу. Я по ней соскучилась, — за-
плакала Наташа.
— Ладно. Прощай, девочка! — речка снова взмахнула вол-
шебной волной, и Наташа очутилась на берегу.
Она обрадовалась и крепко обняла свою маму.
Вопросы и задания:
• Чем купание в реке отличается от купания в море?
• Что думают речные обитатели, увидев человека в речке?
• Придумай для речки ласковое имя.
• Нарисуй девочку-рыбку из сказки.
Загадки:
Бегу я, как по лесенке,
По камушкам звеня.
Издалека по песенке
Узнаете меня.
(река)
Кто бежит погорным склонам,
Тараторя сам с собой,
И в густой траве зелёной
Прячет хвостик голубой?
(ручей)
Посреди поля лежит зеркало:
стекло голубое,
рама зелёная.
(пруд)
Кто по мшистой
Мокрой тропке,
Словно мячик,
Скачет ловкий?
(лягушка)
Под водой живёт народ –
Ходит задом наперёд
(рак)
Ты со мною не знаком?
я живу на дне морском.
Голова и восемь ног,
Вот и весь я – …
(осьминог)
Не хожу и не летаю,
А попробуй догани!
Я бываю золотая.
Ну-ка в сказку заглени!
(рыба)
Информация о работе Теоретическая модель процесса ознакомления с водоёмами