Теоретическая модель процесса ознакомления с водоёмами

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 11:27, контрольная работа

Описание работы

Водоём – это скопление бессточных или с замедленным стоком вод в естественных или искусственных понижениях земной поверхности. Водоёмы образуются при наличии на поверхности замкнутых котловин и превышения потока воды в это углубление над потерями её на фильтрацию в почву и испарение. Водоёмы могут быть постоянными и временными, возникающими лишь в многоводные периоды года. По химическому составу и количеству солей, растворённых в воде, водоёмы разделяются на солёные и пресные. Физические, химические и биологические процессы в водоёмах протекают различно, в зависимости от того, к какому типу они относятся. К искусственным водоёмам относятся водохранилища, пруды и каналы. К естественным водоёмам – реки, озера, моря, океаны и т.д.
Для детей можно дать следующее определение:
Водоём – это скопление воды, которое образуется в естественных и искусственных углублениях в земле. Они могут быть солёные и пресные. Естественные (реки, озёра и т.д.) и искусственные (пруд водохранилище)

Работа содержит 1 файл

кр по экологии.docx

— 548.56 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Уральский государственный  педагогический университет»

Институт педагогики и  психологии детства

 

 

 

Контрольная  работа

По дисциплине:  Теория и методика экологического образования дошкольников

Тема: Теоретическая модель процесса ознакомления с водоёмами

 

 

                                                   Выполнил: студент 32 группы

                                                                       заочного отделения

                                                                         Сухоева А. П.

 

                                                          Проверил: Ворошилова В. М. 
                                                                                    кандидат пед. наук  
                                                             доцент

 

 

 

 

Екатеринбург 2012 год

Водоём – это скопление бессточных или с замедленным стоком вод в естественных или искусственных понижениях земной поверхности. Водоёмы образуются при наличии на поверхности замкнутых котловин и превышения потока воды в это углубление над потерями её на фильтрацию в почву и испарение. Водоёмы могут быть постоянными и временными, возникающими лишь в многоводные периоды года. По химическому составу и количеству солей, растворённых в воде, водоёмы разделяются на солёные и пресные. Физические, химические и биологические процессы в водоёмах протекают различно, в зависимости от того, к какому типу они относятся. К искусственным водоёмам относятся водохранилища, пруды и каналы. К естественным водоёмам – реки, озера, моря, океаны и т.д.

Для детей можно дать следующее  определение:

Водоём – это скопление воды, которое образуется в естественных и искусственных углублениях в земле. Они могут быть солёные и пресные. Естественные (реки, озёра и т.д.) и искусственные (пруд водохранилище)

Наиболее эффективно проходит ознакомление детей с водоёмами, их обитателя  в старшем дошкольном возрасте.

При ознакомлении детей с водоёмами  можно использовать видео фильмы, иллюстрации, фотографии, очень эффективным  средством ознакомления является экскурсия  к водоёму

«Экологический  поход к водоему»

Экскурсия

Программное содержание: формировать  у детей представления о связи  между условиями среды обитания, строением и образом жизни  животных, живущих в пруду и  вокруг него, о сообществе водных и  наземных растений и животных в районе близлежащего водоема. Упражнять детей  в нахождении признаков весны: появление  травы, листочков на деревьях и кустарниках, изменения в неживой природе. Закреплять знания о типичных представителях животного и растительного мира близлежащей к детскому саду территории.

Закреплять умение правильно вести  себя на водоеме, в походе. Воспитывать  ответственность за окружающую природу  согласно принципу «Не навреди!». Вызывать интерес к участию в природоохранительной деятельности, привлекать к посильному труду по охране природы. Вызвать  у детей радость от пребывания в парке, у водоема; формировать  эстетическое восприятие образов природы.

Материал: рюкзачки или индивидуальные сумки с набором необходимого для пешего похода; кусочки ветоши для птиц, хлебные крошки и др.

Предварительная работа:

  • Беседа по правилам дорожного движения и поведения в природе.
  • Дидактическая игра «Что возьмем с собой в поход?»
  • Рассматривание иллюстраций  «Обитатели  водоемов». Воспитатель предварительно посещает водоем для выяснения безопасного маршрута и уточнения, за кем из обитателей дети смогут наблюдать.

Ход экскурсии:

Воспитатель (В.). Сегодня мы с вами, дети, отправляемся в поход. Вы взяли  с собой рюкзачки со всем необходимым. (Перечисляют и проверяют самостоятельно или друг у друга.) Что еще мы с собой возьмем? Внимательные глазки возьмем? (Да!) Для чего нам понадобятся  внимательные глазки в походе? (Чтобы  увидеть много интересного и  удивительного в природе, чтобы  запомнить все новое и необычное...) Для чего нам пригодятся внимательные ушки? Чуткий носик? (Чтобы послушать песни птиц, весеннее пробуждение насекомых. Чтобы ощутить свежесть весеннего воздуха, ароматы трав, листьев и т. д.) С каким настроением мы отправимся в поход? (С хорошим, доброжелательным настроением.) Мы должны улыбнуться всему живому, поприветствовать весну. Готовы? Вперед!

В. Как называется этот водоем: река, пруд, ручей, озеро? В ручье вода движется быстро, она очень холодная, чистая, т. к. начинается обычно ручей из родников. В пруду и озере вода  спокойная, движется от дуновения ветра. Постойте и полюбуйтесь, как красиво блестит на солнце поверхность воды. На что она похожа? (Стекло, зеркало.) Что там отражается? (Облака, небо, птицы, деревья.)

Закройте глаза, послушайте «песенку воды», ее тихое и успокаивающее  журчание. Почему в народе ручей  называют «говорливый»? Как поменялась растительность по сравнению с парком? (Много трав, растений, которые любят  влагу.) Какие берега у нашего водоема? Найдите место, откуда поверхность  воды видна наиболее хорошо, красиво! Где берег более безопасный, пологий? Где можно нам подойти к  воде? Присядем на корточки и потрогаем  воду одной рукой — какая вода? Можно ли пить воду из водоемов? Почему? Почему в воде так много растений? Как они называются? (Водоросли.) Для чего (кого) они нужны в воде? (Для питания, дыхания, жилья, защиты обитателей водоема.)

Игра «Внимательные  глазки».

В. Кто внимательный, тот заметит обитателей водоема. Позовите других детей, покажите вашу находку всем. Можно ли брать их в руки? Нет, мы наблюдаем только глазами, не нарушая мирной жизни этих обитателей. Дети находят лягушек, жуков-водомерок, катушки и др.

В. По поверхности воды быстро, как по гладкому льду, скользят длинноногие и узкотелые водомерки. Они бегут только на средних и задних лапках, а передними все время что-то теребят, чистят: то усики, то непромокаемые волоски на теле и ногах. Вот как интересно это насекомое приспособилось для жизни на водоеме! Как движется на поверхности воды жук-вертячок? Он вертится! Его тело серебрится на солнце и теряется в блеске воды. Пока еще весенним утром бывает холодно, эти жучки сидят неподвижно на водных растениях.

У берега под водой (уже к концу  весны) видны стайки мальков рыб  и головастики. На берегу мы можем найти много пустых раковин прудовиков! Катушки живут на дне, а прудовики держатся среди листьев и стеблей водных растений. Прудовики питаются водными растениями, а катушки — илом и водорослями.  Кому пригодятся их пустые раковины? (В них прячутся другие животные, насекомые.) У берега еще можно найти пустые домики ручейников. Это самые активные строители: если их осторожно вытащить из домиков и посадить в банку с прудовой водой, то они будут строить домики из любого материала — бумаги, спичек, бисера…

Головастики — это чьи детки? (Лягушек.) Головастики едят водоросли, личинки комаров и других насекомых.  Кто из вас видел лягушек-квакушек? Они полезны? Взрослые лягушки питаются насекомыми и во множестве уничтожают комаров, мошек, слепней и оводов. Их головастиками питаются многие рыбы и птицы. Каких водоплавающих  птиц вы знаете? (Утки, гуси, лебеди.) Какие  птицы еще любят водоемы? Аисты, цапли, совы, чайки и даже вороны любят лакомиться лягушками. Многие животные питаются взрослыми лягушками. Из рыб это сомы, судаки, щуки. Едят лягушек и некоторые пушистые звери: норка, выдра, барсук. Теперь ответьте, хорошо ли убивать лягушек, пугать и  прогонять? Важно ли сохранить их среду обитания? Сумеете ли вы по памяти после похода нарисовать головастиков, лягушек? Покажите, как прыгают лягушки! Как кричат? Послушайте стихотворение  А. Барто «Лягушата»: Пять зеленых лягушат в воду броситься спешат — Испугались цапли! А меня они смешат: Я же этой цапли не боюсь ни капли!

В. Какие напоминающие знаки вы хотели бы оставить на этом берегу водоема?

Пластическая игра «Волна».

Дети становятся в круг, берутся  за руки  и образуют дугу из поднятых рук. Постепенно опускают дугу в тот  момент, когда следующая пара начинает поднимать руки. Таким образом получается волна. Дети располагаются на привале. Воспитатель предлагает побеседовать:

В. Со временем прибрежные травы и кустарники сильно разрастаются, занимают берега и водную гладь. Что делает человек, чтобы спасти водоемы? (Очищает водоемы, выкапывает со дна ил и использует его как хорошее питание для других растений.)

Мы взяли  с собой в поход пакеты с  сухим пайком. Вы съели печенье, конфету? (Да!) Но вокруг нет ни одной корзины  для мусора! Куда же девать обертки, бумажки? (Закопать, забрать с собой.) И мы сейчас уберем за собой полянку!

После возвращения  с водоёма воспитатель в свободное  время предлагает детям нарисовать то, что они увидели на экскурсии.

 

В качестве самостоятельной деятельности по изучению водоёма и его обитателей ребёнок  может рассматривать картинки, книги. Наблюдать за аквариумными рыбками, если он иметься в уголке природы.

 

Так же можно предложить родителям  в выходные дни свозить ребёнка  на водоём, а как итог этой поездки  можно оформить фотовыставку или  выставку детских рисунков на тему: «Моя семья у водоёма».

В течение года можно несколько  раз выводить детей на экскурсии  к водоёму. Например: ранней осенью и понаблюдать, какая вода чистая и прозрачная, как в ней отражаются пожелтевшие деревья, поздней осенью, когда вода начинает покрываться  корочкой люда, весной, когда начинается ледоход.

В качестве предварительной работы перед экскурсией можно почитать рассказы, сказки, стихи, загадки и  т.д. После чего побеседовать с ними по прочитанным произведения. Провести несколько занятий по теме: «Водоёмы» (см. приложение) 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Дно морское

Дно морское — будто сказка,

Столько в нем чудес!

Но нельзя попасть без маски

Нам в подводный лес.

Рыбок юрких, разноцветных

Страны-города,

Но без маски незаметны

Яркие цвета.

Незаметны крабов норы,

След морских коньков

И водорослей узоры

Без морских очков!

Вопросы и задания:

• Любишь ли ты нырять?

• Что тебе напоминает морское дно?

• Представь, что однажды ты нашел  на морском дне волшебную

жемчужину, которая умела исполнять желания. Какие желания

ты  попросил бы ее исполнить?

• Как ты думаешь, из каких материалов морские обитатели строят свои домики? Нарисуй домик для краба, морского конька

или морского ежа.

• Представь, что однажды, плавая под  водой, ты встретил невиданного морского зверя и подружился с ним. Нарисуй  портрет

своего  нового друга.

• Расскажи, какие цветы и растения растут в подводных лесах и

садах. Нарисуй эти растения.

• Представь, что однажды морской  царь пригласил тебя на морской бал. Расскажи, что ты делал на этом балу.

 

ПРОХЛАДНАЯ  РЕЧКА

 

Летним днем мама с дочкой Наташей пришли к  реке. Плав-

но и спокойно бежала речка мимо зеленых берегов. Солнечные

зайчики плескались вместе с рыбками в струящейся воде.

— Жарко, не хочу здесь играть, — захныкала  Наташа.

— Девочка, прыгай в мои прохладные струи, и тебе не бу-

дет жарко, — зажурчала речка.

— Твое течение  очень сильное, я не могу плавать, как рыб-

ка! — испугалась Наташа.

— Хочешь превратиться в рыбку? — спросила река.

Наташа согласилась, и речка взмахнула волшебной  волной.

В ту же минуту девочка стала рыбкой и весело закружилась в про-

хладной воде вместе с другими рыбками. Они  гонялись за жучка-

ми и прыгали  через ракушки. Вскоре Наташа проголодалась.

— Вот червячок, глотай его, — предложили ей рыбки, но

Наташа отвернулась  от угощения.

Вдруг рыбки  закричали: «Прячься скорее». Прямо  на них

неслась огромная щука.

Девочка-рыбка  еле успела нырнуть под камень.

— Поменяй  меня обратно, мне страшно, — попросила На-

таша речку, когда щука уплыла.

— Разве тебе не понравилась моя прохладная водичка? —

удивилась речка.

— Меня мама ждет на берегу. Я по ней соскучилась, — за-

плакала Наташа.

— Ладно. Прощай, девочка! — речка снова взмахнула  вол-

шебной волной, и Наташа очутилась на берегу.

Она обрадовалась и крепко обняла свою маму.

Вопросы и задания:

• Чем купание  в реке отличается от купания в  море?

• Что думают речные обитатели, увидев человека в  речке?

• Придумай для речки ласковое имя.

• Нарисуй  девочку-рыбку из сказки.

 

Загадки:

Бегу  я, как по лесенке,

По  камушкам звеня.

Издалека  по песенке

Узнаете меня.

                    (река)

 

Кто бежит погорным склонам,

Тараторя  сам с собой,

И в густой траве зелёной

Прячет  хвостик голубой?

                            (ручей)

 

 

Посреди поля лежит зеркало:

стекло  голубое,

рама  зелёная.

                           (пруд)

 

Кто по мшистой 

Мокрой  тропке,

Словно  мячик,

Скачет  ловкий?

                        (лягушка)

 

Под водой живёт народ – 

Ходит задом наперёд 

                         (рак)

 

Ты  со мною не знаком?

я живу на дне морском.

Голова  и восемь ног,

Вот и весь я – …

               (осьминог)

 

Не  хожу и не летаю,

А попробуй догани!

Я бываю золотая.

Ну-ка в сказку заглени!

                        (рыба)

Информация о работе Теоретическая модель процесса ознакомления с водоёмами