Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 19:13, лекция
Достижение целей воспитания предполагает осуществление особым образом организованной педагогической деятельности, направленной на развитие личностной сферы воспитуемых. Длительное время эта проблема разрабатывалась в рамках соответствующих методик. Однако в последние годы в педагогической литературе все большее отражение находят разработки не столько методической стороны воспитательного процесса, сколько технологии его осуществления. Это значительно расширяет сферу научных исследований, придает педагогической теории прикладной характер.
1. Теоретические основы воспитательной технологии.
2. Педагогический инструментарий воспитательных технологий.
Нередко в воспитательной
технологии реализуются формы, применяемые
в обучении (например, лекция, рассказ,
объяснение и др.). Это вполне правомерно.
Их отличие состоит лишь в содержательном
компоненте – в воспитании они направлены
на формирование или развитие личностной
сферы человека, а в обучении – преимущественно
на формирование системы знаний, навыков
и умений.
Методы воспитания,
в отличие от форм, раскрывают технологическую
сторону и представляют собой
совокупность наиболее общих способов
(приемов и связанных с ними
средств) осуществления воспитательного
взаимодействий.
В то же время
И.Ф.Харламов рассматривает методы воспитания
как совокупность способов и приемов воспитательной
работы для развития потребностно-мотивационной
сферы и сознания воспитуемых, выработки
привычек поведения, его корректировки
и совершенствования. Однако в этом случае
в способе воспитательного взаимодействия
отсутствует один важный элемент – средства
воспитания.
Приемы воспитания
(иногда – воспитательные приемы) рассматриваются
как конкретные операции взаимодействия
воспитателя и воспитуемого (например,
создание эмоционального настроя в ходе
беседы) и обусловливаются целью их применения.
В педагогической литературе они часто
трактуются как наименьшая структурная
единица воспитательного взаимодействия,
цикл действий, направленных на решение
элементарных педагогических задач. При
этом одни и те же приемы могут реализовываться
в различных методах воспитания.
Средства воспитания
- это относительно независимые источники
формирования и развития личностной
сферы человека, обеспечивающие реализацию
педагогического приема в рамках
конкретного метода воспитания. К ним
относят различные предметы (игрушки,
ЭВМ), произведения и явления духовной
и материальной культуры (искусство, общественная
жизнь) и др.
Каждый из рассмотренных
педагогических инструментов воспитательных
технологий отражает ее конкретную сторону.
В то же время в педагогической теории
и практике наиболее значимая роль отводится
методам воспитания. В обыденной воспитательной
деятельности педагог может и не задумываться,
каким методом он пользуется. Но, оказавшись
перед проблемой выбора принципиальной
линии поведения в сложной ситуации, он
испытывает потребность в знании определенной
совокупности возможных решений данной
воспитательной задачи. Вот почему существующие
представления о систематизации методов
воспитания в той или иной степени исходят
из предпосылки о непосредственном взаимодействии
педагога с воспитанником в сознательной
и подсознательной сферах. Вследствие
этого возможно выделение двух видов методов
воспитания: педагогических и психологических.
Педагогические
(иногда - традиционные) методы воспитания
предполагают воздействие на сознание
(рациональную сферу личности) человека.
В основу их классификации Ю.К.Бабанским
положена концепция деятельности, согласно
которой выделены три группы методов воспитания
в зависимости от их места в воспитательном
процессе: методы формирования и коррекции
сознания личности, методы организации
деятельности и методы стимулирования
деятельности.
Выделение первой
группы основано на принципе единства
сознания и поведения. Сознание как
знание, совокупность представлений о
мире определяет поведение и одновременно
формируется в нем. Вторая группа методов
выделена на основе тезиса о формировании
личности в деятельности. Третья группа
отражает потребностно-мотивационный
компонент деятельности: одобрение или
порицание поступка формирует поведение.
Остановимся на более подробном рассмотрении
их содержания.
Методы формирования
и коррекции сознания
Убеждение
как метод воспитания первой
группы представляет собой
К средствам
убеждения относятся логические
доводы, цифры, факты, примеры, а
также поступки и действия воспитуемого
или текущие события в
Основными функциями,
реализуемыми методом убеждения
являются: формирование знаний о морали,
труде и общении; формирование представлений,
понятий, отношений, ценностей, взглядов;
обобщение и анализ собственного опыта
воспитуемых; трансформация общественных
ценностей, норм и установок в индивидуальные.
Пример, как метод
воспитания, предполагает систематическое
воздействие на сознание воспитуемых
силой показа положительных действий
других лиц с целью формирования образа
для подражания. В качестве средств
воспитания в данном случае используются
примеры из жизни великих людей, из области
литературы и искусства и т.д. Наиболее
эффективным средством, как показывает
практика, выступает личный пример педагога.
Важную роль в создании образцов для подражания
в последнее время играют не всегда гуманистически
ориентированные эталоны, формируемые
средствами массовой информации и низкопробных
литературных источников.
Основными функциями
метода примера является иллюстрация
и конкретизация общих проблем,
а также активизация
Методы организации деятельности
и формирования
опыта поведения
Нет сомнения, что
положительный опыт поведения создается
путем педагогически правильно
организованной деятельности воспитуемых,
которая является источником воспитания
в этой группе методов. Воспитание в
деятельности имеет ряд закономерностей,
на основе которых формируются требования
к ее организации. А.Н.Леонтьев обращал
внимание на то, что деятельность воспитывает
лишь тогда, когда она личностно значима
и имеет «личностный смысл». Позиция воспитуемых
должна быть активной, а их функции постоянно
меняться - все проходят роли исполнителей
и организаторов. Вот почему руководство
деятельностью воспитуемых должно быть
гибким, соответствующим педагогической
ситуации.
В отечественной
педагогике последних лет организация
деятельности рассматривается в качестве
ведущего подхода в воспитании. Группа
этих методов включает в себя педагогическое
требование, коллективное мнение, приучение,
упражнение, воспитывающие ситуации.
Педагогическое
требование понимается как предъявление
к выполнению определенных норм поведения,
правил, законов, традиций, принятых в
обществе и в его группах. Требование может
выражаться как совокупность норм общественного
поведения, как реальная задача или как
конкретное указание о выполнении какого-либо
действия. По средствам требования бывают
прямые и косвенные. Первые имеют вид непосредственного
указания или инструкции. Косвенные требования
предъявляются в виде просьбы, совета,
намека, они апеллируют к переживаниям,
мотивам, интересам учеников. В развитом
коллективе предпочтительно применяются
косвенные требования.
Коллективное
мнение как метод воспитания представляет
собой выражение группового требования
к деятельности или поведению
человека. Средствами его реализации
являются коллективное обсуждение и
высказывание мнения коллектива отдельными
людьми. Однако здесь очень важно, чтобы
педагог мог сформировать здоровое коллективное
мнение, стимулируя выступления воспитуемых
с оценкой их деятельности.
Приучение - это
организация регулярного
Упражнение представляет
собой многократное повторение способов
действий с целью формирования привычки
правильного поведения, оптимального
алгоритма деятельности в конкретной
ситуации. К числу средств метода упражнения
относится соблюдение установленного
порядка в семье, школе и т.д., правильно
организованная учебная деятельность,
целенаправленные общественные поручения.
В широком смысле
это такая организация жизни
и деятельности людей, которая создает
условия для поступков в
Воспитывающие
ситуации - это обстоятельства затруднения,
формирующие навыки правильного поведения
на основе самостоятельно сделанного
выбора. Они могут быть специально организованы
педагогом. Для этого используются средства
моделирования ситуаций, использования
конфликтов в группе, выбора решения и
пр.
Методы стимулирования
поведения и деятельности
Сущность действия
этой группы методов состоит в
побуждении к социально одобряемому
поведению. Их психологической основой
является переживание, самооценка воспитуемого,
осмысление поступка, вызванные оценкой
педагога и (или) товарищей. Человеку в
группе свойственно ориентироваться на
признание, одобрение и поддержку своего
поведения. На этом основана коррекция
поведения людей с помощью его оценки.
Поощрение -
совокупность приемов и средств
морального и материального
стимулирования воспитуемых с целью
побуждения их к личностному совершенствованию.
Этот метод также может рассматриваться
как выражение положительной оценки, одобрения
и признания качеств, поступков и поведения
воспитуемого или группы. Оно вызывает
чувство удовлетворения, уверенности
в своих силах, положительную самооценку,
стимулирует человека к улучшению его
поведения. К числу средств поощрения
относятся похвала, благодарность педагога
и взрослых, награждение книгами или другие
материальные награды. При этом эффективным
также считается применение в виде средств
поощрения соответствующих жестов, мимики
и оценочных суждений воспитателя,
его поощрительных обращений; выделение
поступка или действий воспитуемого как
примера для подражания.
Методика поощрения
рекомендует одобрять не только результат,
но также мотив и способ деятельности,
приучать воспитуемых ценить сам факт
одобрения, а не его материальный вес.
Поощрение чаще требуется младшим школьникам
и не уверенным в себе подросткам. Не менее
они эффективны и в отношении людей другого
возраста.
Критика рассматривается
как анализ отрицательных личностных
качеств воспитуемого или результатов
его деятельности. При этом, в
зависимости от целей, к числу
ее средств педагогика относит безличную
критику, критику-похвалу, стимулирующую
критику, критику-надежду, критику-сожаление,
критику-сопереживание, критику-аналогию,
критику-удивление и критику-упрек.
Принуждение - это
выражение отрицательной
В отечественной
педагогике в 20 годы XX в. был период
отказа от принуждения как метода
воспитания, так как считался унижающим
личность и имеющим негативные последствия.
Однако позже было признано правомерным
педагогически грамотное применение принуждения:
оно, вызывая чувство стыда, неудовлетворенность,
корректирует поведение воспитуемого,
дает ему возможность понять ошибку.
В воспитательной
деятельности необходимо учитывать, что
метод принуждения требует
В учебной литературе
кроме рассмотренных педагогических
методов воспитания находят отражение
и некоторые другие наиболее общие способы
воспитательного взаимодействия с личностью.
К их числу можно отнести введение новых
видов деятельности, изменение содержания
общения, метод «взрыва» и др. Однако их
смысл также заключается в воздействии
на сознание воспитуемого и содержательно
включает в себя рассмотренные ранее методы
воспитания.
В то же время
в практике опытных педагогов
достаточно эффективным является применение
методов воспитания другой видовой
группы - психологической. Как уже отмечалось,
их действие направлено на подсознание
воспитуемого. Как показывает педагогический
опыт наиболее эффективными из них является
метод невербального воздействия (средства:
мимика, жесты, поза, движения, выражение
глаз, интонация голоса), метод эмоционального
воздействия (средства: сопереживание,
возмущение, поучение) и метод рационального
воздействия (основное средство - внушение).
Вместе с тем необходимо учитывать, что
психологические методы реализуются одновременно
с педагогическими и являются как бы их
фоном, усиливая или ослабляя (при неумелом
использовании) воздействие педагога
на рациональную сферу личности человека.