Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 10:54, реферат
Цель работы – рассмотреть сущность технологии сотрудничества в педагогике.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать сущность и достоинства технологии сотрудничества.
2. Изучить классификацию и подходы к технологии сотрудничества.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
1. МЕСТО ТЕХНОЛОГИИ СОТРУДНИЧЕСТВА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРИОРИТЕТОВ…..……………………………………...4
1.1. Сущность технологии сотрудничества……………...…………….4
1.2. Достоинства технологии сотрудничества………………............7
2. КЛАССИФИКАЦИЯ И ПОДХОДЫ ТЕХНОЛОГИИ СОТРУДНИЧЕСТВА……………………………………………………………….9
2.1.Классификационные характеристики педагогики сотрудничества………………………………………………………………………9
2.2.Основные варианты организации обучения в сотрудничестве...…………………………………………………………………...12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………........15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………........16
17
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. МЕСТО ТЕХНОЛОГИИ СОТРУДНИЧЕСТВА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРИОРИТЕТОВ…..……………………………………..
1.1. Сущность технологии сотрудничества……………...…………….4
1.2. Достоинства технологии сотрудничества………………..........
2. КЛАССИФИКАЦИЯ И ПОДХОДЫ ТЕХНОЛОГИИ СОТРУДНИЧЕСТВА…………………………………………
2.1.Классификационные характеристики педагогики сотрудничества…………………………………………
2.2.Основные варианты организации обучения в сотрудничестве...…………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………........16
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Педагогика сотрудничества является одним из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х гг., вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Название этой технологии было дано группой педагогов-новаторов, в обобщенном опыте которых соединились лучшие традиции русской школы (К. Д. Ушинский, Н. П. Пирогов, Л. Н. Толстой), школы советского периода (С. Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко) и зарубежных педагогов (Ж. Ж. Руссо, Я. Корчак, К. Роджерс, Э. Берн) в области психолого-педагогической практики и науки.
Как целостная технология педагогика сотрудничества пока не воплощена в конкретной модели, не имеет нормативно-исполнительного инструментария; ее идеи вошли почти во все современные педагогические технологии, составили основу «Концепции среднего образования Российской федерации». Поэтому педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, являющуюся воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей и в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии как их составная часть.
Цель работы – рассмотреть сущность технологии сотрудничества в педагогике.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать сущность и достоинства технологии сотрудничества.
2. Изучить классификацию и подходы к технологии сотрудничества.
Объектом исследования в работе выступает – деятельность педагога.
Предметом - технология сотрудничества в педагогической деятельности.
В работе были использованы научные труды следующих авторов: Волковой М.В., Колеченко А.К., Остапенко А.А., Подласого М.П., Селевко Г.К., Щурковой Н.Е. и др.
1. МЕСТО ТЕХНОЛОГИИ СОТРУДНИЧЕСТВА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРИОРИТЕТОВ
1.1. Сущность технологии сотрудничества
В теории и практике работы школ сегодня существует множество вариантов учебно-воспитательного процесса. Каждый автор и исполнитель вносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное. Многие технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют сходство [1, c.43].
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее потенциалов.
Личность ребенка в этой технологии – приоритетный субъект, она является целью образовательной системы. В рамках личностно – ориентированных технологий самостоятельным направлением выделяется технология сотрудничества.
Технология сотрудничества основана на содружестве участников педагогического процесса, учитывает их интересы. Авторитарный учитель управляет ходом обучения единолично. Все связанные с этим функции – организацию класса, объяснение и инструктирование, контроль, оценивание, помощь отстающим и т.д., учитель выполняет сам. Эта технология предполагает распределение этих функций между учителем и учениками.
Сотрудничать – работать, действовать вместе, принимать участие в общем, деле [10, с. 512].
Вступая в общение и участвуя в совместной деятельности, люди взаимодействуют, сотрудничество – это такое взаимодействие, при котором люди содействуют удовлетворению интересов друг друга, соблюдая примерный паритет. Сотрудничество предполагает оказание участникам деятельности взаимного содействия входе решения ими какой-то задачи, движения к определенной цели. При этом в равной мере соблюдаются интересы обеих сторон).
В «Концепции среднего образования РФ» сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. Технология сотрудничества реализует демократизм, равенство партнерство в отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии со-трудничества, со-творчества [12].
Обучение в сотрудничестве, обучение в малых группах использовалось в педагогике довольно давно. Но разработка технологии совместного обучения началась лишь в 1970-е годы [4, c.64].
Можно учиться в коллективе, в котором сильный ученик всегда в выигрыше: он быстрее «схватывает» новый материал, быстрее его усваивает, и учитель в большей мере опирается на него. А слабый раз от разу становится еще слабее, т.к. ему не хватает времени, чтобы все четко понять, его характер не позволяет задать учителю вопросы, он не может быстро и правильно отвечать. Можно учиться индивидуально, но тогда ученик замыкается на себе, на своих удачах и неудачах. Его абсолютно не интересуют дела у соседа.
А можно учиться по-другому, когда рядом с тобой товарищи, у которых можно спросить, если что-то не понял, обсудить решение задачи. А если от тебя зависит успех всей группы, то ты не можешь не осознавать ответственности и за свои успехи и за успехи товарищей.
Вместе учиться не только легче и интереснее, но и эффективнее. Это касается не только академических успехов, их интеллектуального развития, но и нравственного [2, c.48].
Целью обучения в сотрудничестве является не только овладение знаниями, умениями и навыками каждым учеником на уровне, соответствующим его индивидуальным особенностям развития. Ребята учатся вместе работать, учиться, творить, всегда быть готовыми прийти друг другу на помощь. Из своей практики я могу сказать, что ученики становятся друзьями не только во время выполнения общих заданий на уроке, их доброжелательное отношение к друг другу, заинтересованность в успехах других становятся качествами их личности. Помочь другу, вместе решить проблемы, разделить радость успеха или горечь неудач – естественно.
Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе [6, c.52].
Многие мировые ведущие университеты давно отказались от такой формы обучения как традиционная информационная лекция, так как она не способствует развитию самого ценного и востребованного на современном рынке труда качества специалиста – профессиональности.
Традиционные лекции во многом остаются информационными, а не проблемными, в них отсутствует обратная связь, дискуссионность, совместный поиск истины, коллективный труд. В них по-прежнему много механического записывания под диктовку лектора, а значит, отсутствует осмысление проблемы, личной позиции студента, нет критического и аналитического мышления [7, c.36].
Для многих студентов лекция остается тем моментом в их жизни, когда можно заняться подготовкой к другим дисциплинам, поспать или решить личные проблемы. Такое положение не обеспечивает нашу страну квалифицированными кадрами, ухудшает качество обучения и, в конечном счете, значительно снижает престижность и конкурентность российских дипломов на мировом образовательном рынке.
Технология сотрудничества больше ориентирована на лекционные занятия, на большие потоки, на которых при обычных методах обучения практически невозможно применять активные формы усвоения материала.
Надо сразу оговорится, что эта технология отличается от обучения в сотрудничестве (cooperative learning) которое давно применяется на Западе, представляет собой обучение в малых группах и ставит своей целью развитие навыков работы в команде.
Смысл понятия «сотрудничество» в этой технологии состоит в том, что она повышает личную вовлеченность студентов в учебный процесс, пробуждает заинтересованность к совместному труду и результатам знаний, активизирует совместный поиск истины, формирование собственного независимого, но аргументированного мнения по той или иной проблеме, возможности ее всестороннего исследования. Эта технология дает возможность не только преподавателю оценить результаты обучения, но и студентам провести рейтинг дисциплины и профессионализма преподавателя. А это воспитывает активную жизненную и профессиональную позицию, творческий подход к проблеме, аналитическое мышление, умение работать с печатными документами различных видов.
Таким образом, устранить многие недостатки традиционной информационной лекции позволяет технология сотрудничества, или «личностно-ориетнированная технология активизации учебной деятельности студентов».
1.2. Достоинства технологии сотрудничества
Как показывает опрос студентов (приложение 1) по основным критериям оценки курса, предпочтение студентами отдается технологии сотрудничества.
Технология сотрудничества относится к так называемому гуманистическому подходу в психологии и в образовании, главной отличительной чертой которого является:
особое внимание к индивидуальности человека, его личности;
четкая ориентация на сознательное развитие самостоятельного критического мышления, а не на усвоении готовых знаний и их воспроизведение;
обеспечение доброжелательности к преподавателю и друг другу;
развитие навыков культурного общения;
создание атмосферы сотрудничества и равенства [6, c.28].
Это наиболее популярные ценности в образовании во всех развитых странах современного мира. Билл Клинтон в предисловии к книге Филиппа С. Шлехти «Школа в XXI веке» (Сан-Франциско, 1990) назвал их технологиями XXI века [11, c.29].
Эта технология может быть осуществлена при наличии нескольких взаимосвязанных компонентов:
1. Применение опорных конспектов на проводимых занятиях;
2. Проведение тестового контроля знаний;
3. Оценка студентами изучаемой дисциплины и профессиональности преподавателя.
В целом, технология сотрудничества имеет следующие преимущества:
1. Не все ученики готовы задавать вопросы учителю, если они не поняли новый или ранее пройденный материал. При работе в малых группах, при совместной деятельности ученики выясняют друг у друга все, что им не ясно. В случае необходимости не боятся все вместе обратиться за помощью к учителю.
2. Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых сведений, данных в учебнике, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания и умение их применять в конкретных заданиях.
3. У учащихся формируется собственная точка зрения, они учатся отстаивать свое мнение.
4. Ребята учатся общаться между собой, с учителями, овладевают коммуникативными умениями.
5. У учащихся развивается чувство товарищества, взаимопомощи.
Таким образом, технология сотрудничества позволяет обучающемуся не только научиться работать в группе, в команде, но и улучшить свой уровень обученности, поскольку успех всей группы напрямую зависит от успеха каждого его члена. Соответственно, другие участники группы также заинтересованы в том, чтобы отстающие, слабые ученики улучшили свои собственные результаты.
2. КЛАССИФИКАЦИЯ И ПОДХОДЫ ТЕХНОЛОГИИ СОТРУДНИЧЕСТВА
2.1. Классификационные характеристики педагогики сотрудничества
Педагогика сотрудничества имеет следующие классификационные характеристики:
по уровню применения - общепедагогическая технология;
по философской основе - гуманистическая;
по основному фактору развития - комплексная биосоцио - и психогенная;
по концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная поэтапная интериоризация;
по ориентации на личностные структуры - всесторонне гармоничная;
по характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, гуманистическая, общеобразовательная, проникающая;
по типу управления: система малых групп;
по организационным формам: академическая + клубная, индивидуальная + групповая, дифференцированная;
по подходу к ребенку: гуманно-личностная, субъект-субъектная;