Технология модульного обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 14:42, реферат

Описание работы

Зарождение идей модульного обучения связано с возникновением зарубежной концепции единиц содержания обучения (авторами которой были S.N Posilethwait, B.Goldshmid, M.L.Goldshmid и J.Russel). Сущность данной концепции заключается в том, что относительно небольшую часть учебного материала целесообразно брать как автономную тему и формировать учебный курс из таких автономных тем. Сначала такие единицы назывались «микрокурсами», потом стали называться «мини-курсами». Затем – «модулем» в его обобщающем понятии.

Работа содержит 1 файл

Технология модульного обучения.doc

— 80.50 Кб (Скачать)

─ календарь промежуточных и итоговых контрольных работ, тестов, зачетов и экзаменов, сведения о том, как можно получить консультацию преподавателя;

─ информацию о дополнительных учебных материалах к данному УМ или к используемым совместно с ним средствам обучения (справочники, словари и т. п., а также аудио-, видео-, электронные и другие обучающие средства);

─ список терминов с указанием их местонахождения в учебном тексте и / или словарь терминов (для электронных УМ ─ система гиперссылок и глоссарий);

─ аннотированный список литературы;

─ оглавление, которое четко и однозначно отражает содержание всего УМ (его глав, параграфов и т. п.);

─ сведения об авторах модуля (УМ).

в) программа модуля

На наш взгляд, УМ непременно должен содержать текст учебной программы, поскольку обучающемуся, порой не имеющему должных навыков самостоятельной работы, трудно ориентироваться в научной информации, предлагаемой ему. В электронных пособиях пункты программы могут быть связаны ссылками с соответствующими частями академического текста.

г) академический текст и его дидактические параметры

Академический текст (АТ) ─ неотъемлемый элемент УМ ─ излагает необходимую информацию, которой должны овладеть учащиеся. Слово “академический” здесь означает не только “имеющий отношение к высшему образованию”, но и “отвечающий определенной традиции”, “многократно опробованный” а, следовательно, и “легче всего приводящий к желаемому результату”.

АТ (он может быть как оригинальным, так и компилятивным) организуется так, чтобы информация осваивалась без непосредственного участия преподавателя. Разумеется, это предполагает особую дидактическую форму преподнесения и структурирования учебного знания, составляющего содержание АТ.

АТ сопровождается дополнительными дидактическими элементами, поскольку в условиях самостоятельной работы дидактика средств обучения играет решающую роль. Арсенал дидактических средств модуля должен обеспечивать успешное понимание и усвоение изучаемой дисциплины.

В качестве таких элементов могут выступать:

─ демонстрация правильных мыслительных и практических действий;

─ промежуточные учебные задания для самоконтроля, в том числе и с ответами;

─ комментарии и пометки, ориентирующие студентов в цепочке логического развертывания учебного материала, например: объект ─ понятие ─ дефиниция ─ экскурс в предшествующие или смежные сферы ─ гипотеза ─ тезис ─ решение ─ обобщение и т. п.;

─ содержательные элементы: ключевые слова фрагмента текста, проблемный вопрос, на который этот фрагмент отвечает, указание или вопрос для акцентирования внимания студентов на том или ином аспекте содержания и др.

─ “предтекстовые” вопросы, задания или минитексты, позволяющие актуализировать необходимые знания, предупредить студентов от возможных ошибок, обозначить роль нового материала в контексте уже изученного;

─ тексты и другой материал, способствующий развитию интереса к изучаемой дисциплине;

─ резюме фрагментов учебного текста (глав, параграфов и т. п.).             

Промежуточные задания сопровождаются разобранными ответами или образцами ответов, что помогает определить, как успешно идет его обучение на том или ином этапе освоения АТ.

д) контролирующий блок

Средства обучения должны брать на себя не только информативную, но и контролирующую функцию. Причем, как представляется, ее значимость должна быть достаточно высока, чтобы обеспечивать целостный контроль результатов самостоятельной учебной деятельности в рамках всего содержания АТ. Отчасти эту функцию выполняют сопровождающие АТ элементы для самоконтроля, однако они не пригодны для объективного итогового контроля. В целом же средства УМК (УМ) должны контролировать не только степень усвоения студентами содержания дисциплины, но одновременно предоставлять им возможность реализовывать свой творческий, исследовательский потенциал.

Таким образом, контролирующий блок УМ должен служить, по крайней мере, двум целям:

– определению качества полученных студентами знаний;

– развитию самостоятельного творческого, исследовательского и проектного мышления.

Выполняя одни задания из контрольного блока, студент должен продемонстрировать степень усвоения знаний, выполняя другие, ─ сформировать собственную позицию по отношению к дискуссионным проблемам осваиваемой области знаний.

Задания второго типа исключают обнаружение в научной литературе готовых ответов-рецептов. Разумеется, научные, а тем более, ─ политические и идеологические предпочтения ни в коей мере не должны влиять на оценку его работы. Задача преподавателя при оценивании ответов на такие задания ─ обратить внимание на целостность взглядов учащегося на то, как формируется его профессиональное сознание.

Контролирующие задания должны касаться всех узловых проблем изучаемой дисциплины, ориентировать на самостоятельное изучение важнейших фрагментов классических, программных образцов научной литературы.

е) приложения

В приложениях к УМ содержатся ответы и образцы решений учебных заданий, необходимые комментарии к ним. Кроме того, приложения могут включать фрагменты текстов первоисточников, другие учебные и иллюстративные материалы.

ж) дополнительные средства поддержки УМ

Наряду с печатными информационными текстовыми модулями весьма продуктивным представляется их поддержка и сопровождение дополнительными средствами обучения: аудио- и видеозаписи, а также обучающими программами и технологиями обучения на основе использования возможностей компьютерных сетей (распределенное обучение, тьюторинг).

Разумно, чтобы печатные и иные средства модернизации учебного процесса с помощью УМК дополняли друг друга, причем возможности аудио-, видео- и компьютерных средств обучения “брали” бы на себя те функции, которые с трудом реализуются в печатном виде или не могут быть реализованы на жестких носителях вовсе.

Аудионосители (аудиокассеты, звуковые компьютерные файлы) могут сопровождать УМ и выступать как инструмент поддержки печатных материалов. На аудионосителях содержатся разъяснения основной проблематики курса, тексты важнейших лекций или их фрагменты и т. п.

Видеоносители (видеокассеты, компьютерные видеофайлы) могут содержать учебные фильмы (в том числе и анимационные), выполняющие функцию визуализации и/или сопровождения печатных материалов. Это особенно актуально для демонстрации лабораторных опытов и представления процессов и явлений, актуальных для изучения, но эмпирическое наблюдение которых недоступно или невозможно.

Наиболее перспективным представляется создание и использование учебных материалов на электронных носителях. Прежде всего, это могут быть электронные версии печатных материалов. Несмотря на критику, этот путь представляется достаточно перспективным, тем более что электронные аналоги печатных материалов могут быть структурированы сообразно дидактическим задачам, гипертекстуализированы и снабжены системами поиска информации.

Более эффективными являются мультимедийные средства обучения, которые, объединяя тексты, графические материалы, звук и видео позволяют полнее представить изучаемые явления и процессы.

 



Информация о работе Технология модульного обучения