Технология модульного обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 10:27, контрольная работа

Описание работы

В зависимости от деятельности преподавания и деятельности учения в современной дидактике выделяют следующие модели обучения: объяснительно-иллюстративное (сообщающее), проблемное, программированное. Это наиболее распространенные в школьной практике модели, или виды, обучения. Наряду с ними существуют и другие, менее распространенные в школьной практике, например «блочное обучение», «модульное обучение», «дистанционное обучение» и другие. Сущность понятия «модель обучения» сводится, с одной стороны, к моделированию содержания, которое учащиеся должны усвоить, а с другой – к моделированию педагогических и учебно-познавательных действий, без которых невозможно полноценное обучение.

Содержание

Объяснительно-иллюстративное обучение.
Проблемное обучение.
Программированное обучение.
Линейное программирование.
Алгоритмизированное обучение.
Блочное обучение.
Модульное обучение.

Работа содержит 1 файл

КОН.РАБ ПО ПЕДАГОГИКИ.doc

— 114.50 Кб (Скачать)

      Наряду  с программированным обучением, как отмечалось ранее, в дидактических  целях все более и более  используются и другие информационные технологии. Охарактеризуем важнейшие  из них.

     Базы  данных. Под базами данных понимаются технологии ввода, систематизации, хранения и предоставления информации с использованием компьютерной техники. Базы данных могут включать в состав информационного массива различную статистическую, текстовую, графическую и иллюстративную информацию в неограниченном объеме с обязательной ее формализацией (представлением, вводом и выводом в компьютер в определенной, характерной для данной системы форме – формате). Для целого ряда традиционно-перерабатываемой информации существуют стандартные форматы ее представления, например: библиография, статистические данные, рефераты, обзоры и другие. Систематизация и поиск информации в базе данных осуществляется тремя основными способами.

     Иерархическая база данных в качестве классификационной основы использует каталоги и рубрикаторы, то есть информационно-поисковые языки иерархического типа.

     В регуляционной базе данных каждой единице информации присваиваются определенные атрибуты (автор, ключевые слова, регион, класс информации, дескриптор тезауруса и т.п.) и ее поиск производится по какому-либо из них или по любой их комбинации.

     Статистические  базы данных оперируют с числовой информацией, организованной с помощью двухмерной (реже - трехмерной) матрицы, так, что искомая информация находится в системе путем задания ее координат. Статистические базы данных более известны под названием электронные таблицы.

     В практике создания баз данных, содержащих тексто-графическую информацию, ее систематизация чаще всего осуществляется гибридно.

     Базы  данных используются в обучении для оперативного предоставления учителю и учащимся необходимой, не вошедшей в учебники пособия, информации, как непосредственно в дидактическом процессе, так и в режиме свободного выбора информации самим пользователем (сервисный режим).

     Базы  знаний. Базы знаний представляют собой информационные системы, содержащие замкнутый, не подлежащий дополнению объем информации по данной теме, структурированной таким образом, что каждый ее элемент содержит ссылки на другие логически связанные с ним элементы из их общего набора. Ссылки на элементы, не содержащиеся в данной базе знаний, не допускаются. Такая организация информации в базе знаний позволяет учащемуся изучать ее в той логике, которая ему наиболее предпочтительна в данный момент, так как он может по своему желанию легко производить переструктурирование информации при знакомстве с ней. Привычным библиографическим аналогом  базы знаний являются энциклопедии и словари, где в статьях содержаться ссылки на другие статьи  этого же издания. Программные продукты, реализующие базы знаний, относятся к классу HIPERMEDIA (сверхсреда), поскольку они позволяют не только осуществлять свободный выбор пользователем логики ознакомления с информацией, но дают возможность сочетать тексто-графическую информацию со звуком, видео- и кинофрагментами, мультипликацией. Компьютерная техника, способная работать в таком режиме объединяется интегральным термином MULTIMEDIA (многовариантная среда).

     Аппаратные  средства multimedia, наряду с базами знаний, позволили создать и использовать в учебном процессе компьютерные дидактические и развивающие игры, вызывающие особый интерес у школьников. Такие игры можно разделить на абстрактно-логические, сюжетные и ролевые. В учебном процессе компьютерные игры могут обеспечить расширение кругозора учащихся, стимулировать их познавательный интерес, формировать те или иные умения и навыки (игровые тренажеры) и способствовать психофизическому развитию ребенка. Однако излишнее увлечение играми может нанести ему вред.

     Кроме названных информационных технологий и программных продуктов, информатизация  обучения предусматривает широкое использование компьютерных систем тестирования уровня обученности школьника и параметров его психофизического развития. Это становится особенно актуально в связи с разработкой стандартов образования. Следует отметить, однако, что наметившаяся в последнее время тенденция перенесения зарубежных тестов в практику российского образования небезопасна, поскольку тесты создаются учетом ментальности той системы образования, для которой они предназначены. Будучи применены в другой системе, они в лучшем случае, дадут неверные результаты, а в худшем – нанесут урон психическому состоянию учеников.

     Информатизация  обучения требует от учителей и учащихся компьютерной грамотности. Так как компьютерная техника в настоящее время стала инструментом, использующимся человеком во всех отраслях деятельности, компьютерную грамотность можно рассматривать как часть технологического образования. 
 
 

       В структуру компьютерной грамотности входит:

  • знание основных понятий информатики и вычислительной техники;
  • знание принципиального устройства и функциональных возможностей компьютерной техники;
  • знание современных операционных систем и владение их основными командами;
  • знание современных программных оболочек и операционных сред общего назначения (Norton Commander, Windows, их расширения) и владение их функциями;
  • владение хотя бы одним текстовым редактором;
  • первоначальные представления об алгоритмах, языках и пакетах программирования;
  • первоначальный опыт использования прикладных программ утилитарного назначения.

      История программированного обучения показала, что период его абсолютизации  прошел, но что вместе с тем программированное  обучение на основе развивающейся техники имеет большие перспективы, в особенности в сочетании с другими подходами: с традиционным и проблемным обучением, с информационными технологиями. Концепция программ, управляющих обучением, является плодотворной дидактической основой для создания современных обучающих систем.

      Таковы  основные модели обучения, получившие разную степень распространения в современной школьной практике.

      Сравнительный анализ моделей обучения с позиции  описанных подходов, проведенный  В.Я. Ляудис, позволяет выделить их сущностный характер по основным параметрам дидактической системы.

Параметры обучающей системы Традиционное  обучение (предметно-ориентированное) Инновационное обучение (личностно-ориентированное)
Единица управления Учебно-воспитательный процесс рассматривается как  взаимосвязь двух автономных видов  деятельности: обучающей деятельности учителя и учебно-познавательной деятельности ученика; ученики выступают в качестве объектов управления, исполнителей планов учителя Единицей управления является целостная учебно-воспитательная ситуация о взаимосвязи между всеми участниками, изменяющимися на разных этапах усвоения с целью поддержания высокого уровня активности учеников; ученики выступают как субъекты учения, общения, организации, сотрудничающие с учителем
Цели Усвоение предметно-дисциплинарных знаний Развитие личности
Ролевые позиции учителя и стиль руководства Предметно-ориентированная  позиция, стиль – авторитарно-директивный, репрессивный, инициатива учащихся подавляется Личностно-ориентированная  позиция, организационная и стимулирующая  функция, стиль – демократический, инициатива учащихся приветствуется
Мотивационно-смысловые  установки Анонимность, закрытость личности учителя, всеобщая индивидуальная подотчетность, строгое соблюдение требований, игнорирование личности опыта обучаемых Открытость  личности учителя, установка на солидарность, совместную деятельность, индивидуальную помощь, участие каждого обучаемого в постановке цели, выдвижение задач, принятии решений
Характер  организации учебно-познавательной деятельности Преобладают репродуктивные задания. Овладение исполнительной оперативно-технической стороной опережает смысло- и целепологание На первый план выдвигаются творческие и продуктивные задания, определяющие смысл и мотивы деятельности выбора обучаемыми репродуктивных задач
Формы учебных взаимодействий и отношений Ведущая и единственная форма учебного взаимодействия –  подражание, имитация, следование образцам. Позиция ведомого закреплена за обучаемым  на всем протяжении обучения. Соперничество  преобладает над сотрудничеством Цели и задачи разрабатываются совместно учителями и обучаемыми. Процесс их достижения организуется как совместная деятельность. Многообразие и динамика, развитие внутри- и межгрупповых, межличностных отношений, снижение конфликтности по мере роста взаимодействия, усиление эмпатии в отношении друг к другу и у учителю; сотрудничество вытесняет соперничество, антагонизм изживается солидарностью
Контроль  и оценка Преобладает внешний  пооперационный контроль в рамках четко  заданных правил. Преобладает оценка результата со стороны учителя Преобладает взаимо- и самоконтроль в рамках общих, разделяемых  группой ценностей и смыслов. Внутренний контроль быстро формируется  в отношении всего поведения. Преобладает взаимо- и самооценка в группах обучаемых
Мотивационно-смысловые  позиции обучаемых Отчуждение  от учебных ценностей и задач, отвращение к учению, сужение спектра  познавательных мотивов, обособление  жизненно важных ценностей и смыслов  от учебных. Внутренний психологический  отход от учебной деятельности Усиление, амплификация (расширение) смыслов учения посредством сотворчества и сотрудничества. Обогащение мотивов учения и познания, расширение мотивационной сферы личности, появление мотивов творческой деятельности, самоактуализации, утверждение достоинства личности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Таковы особенности практики обучения в дореформенной и вновь перестраивающейся школе. Заметим, что если на уроке, лекции, лабораторно-практическом занятии создана атмосфера доверия, доброты, то в процессе такого занятия личность будет не только усваивать новый материал, но и развиваться.

      В целях обеспечения компьютерной грамотности с 1985 года в школах введен курс основ информатики и вычислительной техники. Однако в силу неудовлетворительного  обеспечения школ этой техникой и  слабой дидактической базой, уровень  компьютерной грамотности сегодняшнего контингента учащихся и учителей весьма невысок.

      История программированного обучения показала, что период его абсолютизации  прошел, но что вместе с тем программированное  обучение на основе развивающейся техники  имеет большие перспективы, в особенности в сочетании с другими подходами: с традиционным и проблемным обучением, с информационными технологиями. Концепция программ, управляющих обучением, является плодотворной дидактической основой для создания современных обучающих систем.

      В заключение следует отметить, что  информатизация обучения, как направление  развития образования обладает большими дидактическими перспективами, не подменяя в то же время ведущей роли педагогического  общения и межличностных педагогических отношений учителя и учеников. 
 
 

ЛИТЕРАТУРА

    Основная:

  • Педкасистый П.И. – Педагогика, учебное пособие под редакцией профессора П.И. Педкасистого / П.И. Педкасистый – Москва, высшее образование, 2006 г.

    Дополнительная:

  • Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. / В.П.Беспалько  – Москва, 1989 г.
  • Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. / В.В. Давыдов – Москва 1996 г.
  • Дьяченко В.К. Новая дидактика. / В.К. Дьяченко – Москва, 2001 г.
  • Зазгвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпретация. / В.И. Зазгвязинский – Москва, 2001 г.
  • Климберг Л.Л. Проблемы теории обучения / Л.Л. Зазгвязинский – пер. с нем., Москва, 1984 г.
  • Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. / А.М. Матюшкин – Москва, 1997 г.
  • Педкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. / П.И. Педкасистый – Москва, 1980 г.
  • Харламов И.Ф. Педагогика. / И.Ф. Харламов – Москва, 1990 г.
  • Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. / А.В. Хуторской – Москва, 2003 г.

Информация о работе Технология модульного обучения