Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 19:18, творческая работа
Содержательно-операционный компонент предполагает овладение учащимися содержанием учебного материала, их способность опираться на имеющиеся знания и способы деятельности. Игровое действие характеризуется сознательной целью, на которую оно направлено. Действие определяется не только целью, но и реальными предметными условиями – системой ориентиров.
Ценностно-волевой компонент обеспечивает высокую степень целенаправленности познавательной активности, включает внимание, придает эмоциональную окрашенность игре в виде переживаний. Этот компонент игры направлен на развитие личностной ориентировки как особого вида социально-культурного опыта, освоение которого осуществляется на основе эмоционально-ценностного отношения к миру.
Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся
1. Игровые технологии.
Игра является одним из древнейших средств обучения, воспитания и развития учащихся.
По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
- как технологии внеклассной работы.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Учебная игра как технология обучения давно интересовала ученых и практиков, таких, как Н.П. Газман, Л.В.Загрекова, Н.С.Лукин, Е.С. Махлах, Д.Н. Кавтарадзе, С.А.Шмаков, Д.Б.Эльконин.
Исследование, проведенное В.В Николиной, позволило выделить следующие компоненты игровой технологии:
Мотивационный компонент связан с отношением учащихся к содержанию, процессу деятельности, включает мотивы, интересы и потребности учащихсяв игре. Мотивационный компонент обеспечивает им активность в игре, связь с другими видами деятельности. Мотивация закладывается в самом процессе игры.
Ориентационный компонент связан с принятием учащимися целей учебно-познавательной деятельности, нравственных установок, ценностей. Ценности, став личностно значимыми, становятся регуляторами игрового поведения учащихся.
Содержательно-
Ценностно-волевой компонент обеспечивает высокую степень целенаправленности познавательной активности, включает внимание, придает эмоциональную окрашенность игре в виде переживаний. Этот компонент игры направлен на развитие личностной ориентировки как особого вида социально-культурного опыта, освоение которого осуществляется на основе эмоционально-ценностного отношения к миру.
Оценочный
компонент игры обеспечивает сличение
результатов игровой
В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.
Г.К. Селевко определяет следующий спектр целевых ориентаций:
Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности;
Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок и т.д.
Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии и т.д Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция и т.д
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
Основные этапы, характерные игровой технологии:
Первый этап - доигровой – этап предварительной оценки педагогического замысла, учет развивающих, обучающих и воспитательных ресурсов, определение пространственно-временного поля игры. От тщательности экспертизы игровой технологии на этом этапе во многом зависит, станет ли ее второй – собственно-игровой – этап органичной и эффективной составляющей педагогического процесса, или он будет иметь стату «проб и ошибок».
На
третьем – послеигровом этапе проводится
обобщающий анализ.
2. Технология
проблемного обучения.
проблемное обучение – это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемной ситуации и активной самостоятельной деятельности, учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками, развитие мыслительных способностей.
Существенную роль в развитии теории проблемного обучения сыграла концепция американского психолога Дж. Брунера. Особое внимание Дж. Брунер уделяет следующим вопросам:
Ключевой для учёного является проблема структуры знаний, включающая, по его мнению, все необходимые элементы системы знаний и определяющая направление развитие ученика.
В отечественной педагогической литературе идеи проблемного обучения актуализируются, начиная со второй половины 50-х годов ХХ в. Так, виднейшие дидакты М.А. Данилов и В.П. Есипов формулируют правила активизации процесса обучения, которые отражают принципы организации проблемного обучения:
вести учащихся к обобщению, а не давать им готовые определения, понятия;
эпизодически знакомить учащихся с методами науки;
развивать самостоятельность их мысли с помощью творческих заданий.
С
начала 60-х гг. в литературе настойчиво
развивается мысль о
Итак, проблемное обучение – это современный уровень развития дидактики и передовой педагогической практики. Проблемным называется обучение потому, что организация учебного процесса базируется на принципе проблемности, а систематическое решение учебных проблем – характерный признак этого обучения.
В педагогической литературе существует несколько определений этого явления.
В. Оконь под проблемным обучением понимает «совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание учеником необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний».
Д.В. Вилькеев под проблемным обучением имеет в виду такой характер обучения, когда ему придают некоторые существенные черты научного познания.
И.Я.
Лернер же сущность проблемного обучения
видит в том, что “учащиеся
под руководством учителя принимают
участие в решении новых для
него познавательных и практических
проблем в определенной системе,
соответствующей
Т.В.
Кудрявцев суть процесса проблемного
обучения видит в выдвижении перед
учащимися дидактических
М.И.
Махмутов дает следующее определение
понятия «проблемное обучение»: «Проблемное
обучение – это тип развивающего обучения,
в котором сочетаются систематическая
самостоятельная поисковая деятельность
учащихся с усвоением ими готовых выводов
науки, а система методов построены с учетом
целеполагания и принципа проблемности;
Виды проблемного обучения правильнее всего различать по соответствующим видам творчества. На этом основании можно выделить три вида проблемного обучения.
- Первый вид («научное» творчество) - это теоретическое исследование, то есть поиск и открытие ученикам нового правила, закона, теоремы и т.д. В основе этого вида проблемного обучения лежит постановка и решение теоретических учебных проблем.
- Второй вид (практическое творчество) - поиск практического решения, то есть поиск способа применения известного знания в новой ситуации, конструирование, изобретение. В основе этого вида проблемного обучения лежит постановка и решение практических учебных проблем.
- Третий
вид (художественное
Все виды проблемного обучения характеризуются наличием репродуктивной, продуктивной и творческой деятельности ученика, наличие поиска и решения проблемы. Они могут осуществляться при различных формах организации педагогического процесса.
Организация проблемного обучения:
Дидактическим (внешним) показателем проблемного урока является его комплексность, синтетичность. Сущность синтетичного урока заключается в том, что повторение пройденного, как правило, сливается с введением нового материала, происходит непрерывное повторение знаний, умений и навыков в новых связях и сочетаниях, что характерно как раз для проблемного урока.
Структурными элементами современного урока являются:
Эта структура отражает и основные этапы учения, и этапы организации современного урока. Но по отношению к мыслительной деятельности учащихся, являясь выражением целей образования, она выступает как внешний показатель учения, то есть не отражает процесса продуктивной познавательной деятельности учащихся и не может обеспечить управление этой деятельностью. Поскольку показателем проблемности урока является наличие в его структуре этапов поисковой деятельности, то естественно, что они и представляют внутреннюю часть структуры проблемного урока:
Информация о работе Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся