Технические средства обучения в доу

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 18:04, реферат

Описание работы

С древнейших времен человек конструирует себе в помощь различные приспособления для облегчения вычислений. Наряду с устройствами, предназначенными для вычислений, развивались и механизмы для автоматической работы по заданной программе (музыкальные автоматы, шарманки, часы с боем и т.п.). В шарманку, например, помещали диски с по-разному расположенными штыками - в зависимости от расположения штыриков звучала та или иная мелодия. С середины 50-х годов начался бурный рост вычислительной техники.

Работа содержит 1 файл

Тех средства обучения в детском саду.doc

— 135.00 Кб (Скачать)

в) линии целесообразно изображать одинакового вида;

г) при комбинации статических и  динамических схем полезно их выделять различным оформлением.

Применение схем, таблиц, графиков предполагает не только систематизацию информации, по и более абстрактный и обобщенный уровень ее усвоения.

2. Методика применения  звуковых средств

Звуковые средства обучения наряду с диафильмами можно счи-тать наиболее часто используемыми техническими средствами обу-чения и воспитания в школьной массовой практике. Они широко применяются на уроках по всем предметам, занимают значитель-ное место во внеклассной воспитательной работе. По ряду школь-ных дисциплин в соответствии с учебными программами в 80-х го-дах были выпущены комплекты грампластинок, объединенные в фонохрестоматии.

В настоящее время начинает налаживаться выпуск аудиокассет для использования  в учебно-воспитательном процессе. Вот перечень современных аудиокассет  одной из московских школ: «Великие путешественники» (2 части), литературные чтения - А. Чехов, С. Есе-нин, А. Куприн, И. Бунин, Л. Толстой, А. Пушкин, И. Тургенев. А. Кристи, Р. Бредбери; английский язык (8 класс), звуковое приложе-ние к учебнику «Курс английского для продолжающих», сказки, песни В. Шаинского, 60 лет студии «Союзмультфильм». «Крылатые качели». «13 классических жемчужин», «14 классических жемчужин».

Магнитная запись открывает гораздо  более широкие педагоги-ческие возможности, нежели грамзапись. Возможность записи речи обучающегося, анализа ошибок, сравнения ее с образцовой речью, а также многократного воспроизведения, повторения с точностью, недоступной человеку, позволяет совершенствовать методику пре-подавания языков. Применение звукозаписи для развития устной речи учащихся помогает учителю зафиксировать ее, выявить неуловимые для учеников при произношении ошибки, проанализировать и устранить их.

Точная запись устной речи при обучении дает воз ложность учи-телю сделать  ее у учащихся более правильной и  выразительной, отработать интонации, темп, добиться умения применять паузы и другие приемы, исправить содержательные ошибки. Звукозапись используют при изучении грамматики, в особенности тех разде-лов синтаксиса, где важна интонация, так как от неё зависит пра-вильная расстановка знаков препинания.

Магнитофон можно применять для магнитофонного опроса, ког-да по очереди 3-4 ученика во время уплотненного опроса тихонько наговаривают небольшие по продолжительности (2-3 мин) ответы на магнитофон, которые учитель прослушает после урока и поста-вит отметки. После прослушивания учитель может отработать ответ вместе с учеником, уточнить и исправить все допущенные ошибки и неточности. Такой опрос хорошо использовать для робких и сла-боуспевающих учеников, которые боятся говорить перед классом.

Звуковые записи позволяют на уроках по ряду предметов - фи-зике, астрономии, химии, биологии, географии, математике и тру-довому обучению - воспроизвести рассказ о научной экспедиции, научном эксперименте или об открытии, услышать репортаж с кос-мического корабля, с подводного батискафа и многое другое.

Магнитофильмы к урокам могут быть созданы самим преподавателем на основании записей с радио- и  телеприемников, живой 
речи, звуков природы или искусственных, магнитных записей, грамзаписей, записей на дисках и др. Магнитную запись можно постоянно дополнить, корректировать и, когда она износится, переписать на новую ленту.

В старших классах, чтобы вырабатывать у учащихся навыки за-писи лекций и  объяснений учителя, на магнитную ленту  можно за-писать план школьной лекции, цель, основные тезисы и выводы. Ее можно включать после окончания лекции, чтобы уточнить сделан-ные записи, или по ходу изложения после отдельных частей лек-ции, чтобы все успели записать необходимый материал.

Грампластинки в классе прослушивают на электрофонах, кото-рые до сих пер есть в продаже. Лазерные аудиодиски прослушиваются на различных аудиосистемах и с помощью ПК.

Для прослушивания записей с  магнитных лент магнитофон или аудиосистему устанавливают так, чтобы звучание записи в клас-се было достаточно громким  и разборчивым. Звукосистемы с вы-носными колонками позволяют маневрировать ими до тех пор, пока всем учащимся не будет четко слышен звук. Голоса школь-ников обычно записывают у стола учителя при помощи микро-фона. При удлинении провода учитель сможет подходить с мик-рофоном к любому ученику. Можно также использовать радиомикрофоны, которые легко перемещать в любое место класса или зала.

Современная аудиоаппаратура позволяет  составить музыкаль-ную программу, которая будет автоматически  воспроизводиться по ходу урока в установленное время и в установленном режиме.

Все звуковые записи, используемые в  школе, можно разделить на две  группы: учебные и художественные. Учебные записи имеют ра-бочие паузы для выполнения заданий, комментарии по отдельным частям записанного материала, специально вставленные сравнения и сопоставления. Художественные записи целостно воспроизводят художественный текст без каких-либо дидактических вставок. В школьной практике используют следующие виды аудиозаписей. Документальные звукозаписи, которые включают записи голо-сов писателей, исторические фонодокументы, выступления поли-тических деятелей, ученых, рассказы очевидцев или участников со-бытий. Фонохрестоматия «Великая Отечественная война» воскре-шает страницы трагической и героической истории нашей страны. Грампластинки и магнитофонные записи «Говорят писатели», «Поэты читают свои стихи» и т.д. позволяют услышать живые го-лоса классиков литературы: А. Ахматовой, А. Блока, М. Горького, С. Есенина, М. Зощенко, В. Маяковского, Н. Островского, М. Свет-лова, К. Симонова, Л.Толстого, М. Шагинян, М. Шолохова и др. Документальность записей производит сильное впечатление на слушателей.

Тематические звуковые пособия - специальные фонозаписи по темам школьных программ. Например: «Структура образа в поэме «Мертвые души» Н. В. Гоголя», «Погиб поэт», «Петербург Досто-евского», «Голоса истории живые», «Из искры возгорится пламя», «Куликовская битва», «Джордано Бруно», «Кеплер», «Ветер с моря» (о А. С. Попове) и др.

Записи музыкальных произведений прежде всего используются на уроках музыки, помогая почувствовать глубину и силу музыкаль-ного искусства, научить дошкольника и школьника слушать музы-ку, пробудить в нем любовь и живой интерес к ней, понять ее содер-жание и характер.

Но музыка выступает не только как предмет изучения. С помо-щью музыки создается исторический фон, который вводит в атмо-сферу времени. Она способствует раскрытию содержания литера-турного произведения, повышает настроение, создает общий эмо-циональный фон, стимулирует работоспособность. Музыка должна соответствовать возрасту, интересам, развитию и музыкальной под-готовке учащихся.

Записи натуральных, естественных звучаний, когда реальный звук помогает лучше понять и почувствовать сущность изучаемого явления. Например, на уроке или занятии важно прослушать крики и голоса различных животных и птиц, шум моря, звуки грозы, про-мышленные звуки и г. п.

Звукозаписи для организации самостоятельной  деятельности уча-щихся ни уроке - записанные на магнитную ленту диктанты и  разнообразные задания для самостоятельной работы учащихся. Такие записи готовит учитель. Этот вид звуковых пособий получил ши-рокое распространение не только на уроках русского и иностран-ного языков, но и на уроках по таким предметам, как математика, физика, химия и т.д., которые проводятся в целях контроля или за-крепления изученного материала. Звукозаписи диктантов и заданий приучают школьников работать в нужном темпе, концентрируют их внимание на выполнении работы, дисциплинируют. В процессе этой работы учитель, освобожденный от чтения текста диктанта или заданий, может контролировать самостоятельную деятельность учащихся, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.

В старших классах звукозаписи  можно использовать при инди-видуальном выполнении лабораторных работ, дифференцируя уро-вень самостоятельности - от передачи на головные телефоны уча-щегося полного пошагового алгоритма выполнения работы до об-щих или отдельных уточняющих указаний.

Звукозаписи для лингафонных устройств. Применение специаль-ных программ (звукозаписей) для лингафонных устройств и каби-нетов по иностранному и русскому языкам дает возможность уча-щимся с самого начала изучения языка упражняться в восприятии речи без зрительной опоры. Развитие такого умения - задача труд-ная, так как при этом отсутствуют вспомогательные факторы (же-сты и движения говорящего, мимика, артикуляция). Программу к уроку готовит учитель. Он выбирает готовые грамзаписи или магнитоальбомы или записывает подготовленный им самим текст на магнитную ленту. Правильно составленные программы и умелое использование возможностей лингафонного комплекса обеспечи-вают индивидуальный подход в обучении, активизируют работу над произношением и пониманием речи на слух, увеличивают речевую практику учащихся на уроке.

Этапы работы учителя на уроке с  применением звукозаписей: подготовка к восприятию звукового материала, прослушивание звукозаписей, последующая работа.

Вопрос о месте звукозаписи  на уроке решается в зависимости  от цели, которую предполагается достигнуть на уроке, учитывая, что фонозапись не может заменить объяснения программного материа-ла, она лишь составная часть излагаемого учителем: введение в рас-сказ, иллюстрация, продолжение, завершение его.

Составляя план урока с использованием звукозаписей, учитель прослушивает их, отбирая те, которые прозвучат в классе; сопо-ставляет текст записей с хрестоматийным, так как нередко встреча-ются разночтения, требующие предварительного комментария; хро-нометрирует каждую отдельную запись; обдумывает вступительный или последующий комментарий (во время прослушивания записи комментирование или даже реплики недопустимы: они разрушают целостность восприятия художественного текста и не воспринима-ются учащимися); формулирует вопросы к учащимся.

При планировании намечается место  звукозаписи в ходе уро-ка, которое определяется теме и, спецификой изучаемого матери-ала, характером записи и т.д., и прежде всего, на что уже обраща-лось внимание, - той целью, которую ставит перед собой препо-даватель.

Содержание, форма и количество используемых на уроке звуко-записей  зависят от уровня подготовленности учащихся к восприя-тию фонозаписи. Обычно при укреплении и особенно повторении темы звукозаписи отводится больше места, чем при изложении но-вого материала, так как прослушиванием записи нельзя подменять слово преподавателя. Ни одне даже самая уникальная запись не может заменить живого слова учителя.

Перед прослушиванием звукозаписи (лучше  перед повторным, что-бы не нарушать целостности восприятия и не снять  эмоционально-го настроя) целесообразно  поставить перед учащимися конкретные задачи. Задачи эти разнообразны, но они должны быть посильны-ми для них, учитывать их знания, развитие, возраст.

После прослушивания записи обязательно  нужно дать учащимся некоторое время  на осмысление услышанного, определение  своего отношения к нему и только после этого проводить беседу.

Эффективность использования звуковых пособий зависит от того, как учитель  подготовил учащихся к прослушиванию, наце-лил их на определенную деятельность, как организовал последую-щую  работу на материале звукозаписи. На всех этапах работы со звукозаписью слово учителя занимает ведущее место.

Цель и характер применения звукозаписи  на уроках по разным 
предметам различны.

На уроках русского языка и литературы она зани-мает значительное место  при анализе текста литературного произ-ведения, в процессе обучения навыкам выразительного чтения, в качестве иллюстрации при работе над звуковой формой речи.

Фонохрестоматия по русской литературе включает литератур-ные, документальные, музыкальные звукозаписи; художественное чтение, авторские исполнения, инсценировки литературных произ-ведений, фрагменты из спектаклей, опер, романсы.

Записи программных художественных произведений содержат лучшие образцы  исполнения мастерами художественного  слова ли-тературы; произведений, изучаемых в школе. Фонохрестоматия по русской литературе позволяет услышать на уроке В. И. Кача-лова. В. Н. Яхонтова, А. Н. Грибова, И. В. Ильинского, Ираклия Андроникова и др. Их выразительное чтение способствует глуби-не восприятия художественного произведения, усиливает эмоциональное готическое воздействие слова. Но нельзя чтение художественных текстов подменять прослушиванием грамзаписей, а само прослушивание проводить без соответствующей подготовки учащихся к его восприятию. Использование на уроках фонозаписей литературных произведений в исполнении мастеров художественного слова требует от учителя более строгого отношения и по-стоянного внимания к мастерству выразительного чтения, к куль-туре своей речи, более тщательной предварительной подготовки.

Постановка учебной цели включения звукозаписи в урок опре-деляет характер вопросов и заданий перед прослушиванием.

Так, грамзапись «Чичиков у Собакевича»  к поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»  можно использовать в процессе работы над образами для того, чтобы показать, как характер действующего лица раскрывается через речь. Тогда перед прослушиванием записи учитель предлагает учащимся задание, свя-занное с анализом речи, например: сравните поведение Чичикова в разговоре с Собакевичем и Маниловым. Как изменились подбор слов и манера гово-рить, интонация его голоса? Какие черты характера персонажа раскрывают эти особенности речи? Что характерно для речи помещика Собакевича? Покажите, как в его речи проявляется страсть к наживе, стяжательству, хитрость, недружелюбие.

Такая постановка вопросов определенным образом направляет самостоятельную поисковую деятельность учащихся в процессе восприятия звукозаписи и влияет на содержание последующей ра-боты, связанной с составлением характеристики образов поэмы и анализом идейно-художественной ценности произведения. Рабо-та над образами литературных героев с привлечением звукозапи-сей способствует более глубокому проникновению в текст, позво-ляет почувствовать силу искусства слова.

Если  цель прослушивания - обучение выразительному чтению, то часто прибегают к сопоставлению образцов исполнения одного произведения различными чтецами. Например, сопоставляют чтение басен И. А. Крылова в исполнении А. Н. Грибова и И. В. Ильинско-го, чтение стихотворения А.С.Пушкина «К Чаадаеву» В.Н.Яхон-товым и А. М. Шварцем.

Информация о работе Технические средства обучения в доу