Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 11:59, курсовая работа
«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет.
Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу…»
Огромная роль в развитии и воспитании детей дошкольного возраста принадлежит игре - важнейшему виду деятельности.
Творческим играм детей с задержкой психического развития посвящены труды многих ученых ………….
Введение
1. Теоретическое обеспечение проблемы развития речи в онтогенезе
1. Особенности связной речи детей с задержкой психического развития.
2. Виды связной речи. Пересказ – важное средство развитие связной речи.
2. Театрализованная игра как средство развития связной речи у детей с ЗПР
1. Значение творческих игр.
2. Виды игр.
3. Театрализованная игра как вид творческих игр.
3. Приёмы стимуляции всестороннего развития детей в театрализованной игре.
1. Участие детей с ЗПР в театрализованной игре.
2. Театрализованные игры для развития речи
3.1. Участие детей
с ЗПР в театрализованных
Владение родным языком — это не только умение правильно построить предложение, хотя бы и сложное («Я не хочу идти гулять, потому что на улице холодно и сыро»). Ребенок должен научиться связно рассказывать.
В формировании связной речи отчетливо выступает связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы хорошо, связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать предмет, отбирать основные (для данной ситуации общения) свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями.
Связная речь — это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует свою речь, научаясь мыслить.
Связная речь как
бы вбирает в себя все достижения ребенка
в овладении родным стороны языка. Работа
по развитию связности речи начинается
языком, в освоении его звуковой стороны,
словарного состава, грамматического
строя.
Это не значит, однако, что развивать связную
речь ребенка можно только тогда, когда
он очень хорошо усвоил звуковую, лексическую
и грамматическую раньше.
Самые простые задания на построение связного
высказывания, например пересказ небольшой
сказки, предъявляют к монологической
речи ребенка два важнейших требования:
во-первых, речь должна строиться преднамеренно
в большей мере, чем, например, реплика
в диалоге (ответ на вопрос и т.п.), во- вторых,
она должна планироваться, т.е. должны
намечаться вехи, по которым будут развертываться
сложное высказывание, рассказ. Формирование
этих способностей в простых формах связной
монологической речи служит основой перехода
к более сложным ее формам (например, к
творческому рассказыванию).
Задача развития письменной речи у дошкольников сейчас, естественно, не может ставиться (именно письменной связной речи, умений составить текст, а не умений составить из разрезной азбуки или написать два-три предложения; последнее может осуществляться при обучении дошкольников грамоте). Для этого необходим хороший уровень навыков грамотного письма.
И все же психологические
особенности письменной речи гут
быть использованы для формирования
у дошкольников умений преднамеренно,
произвольно строить
«разделения труда» ребенок составляет
текст, взрослый записывает. Такой прием
составление письма — давно существует
в методике развития речи дошкольников.
Используя составление
письма, можно достичь значительны-
Формирование произвольности речи, способности
выбора языковых средств является важным
условием не только развития связности
речи, но и вообще усвоения языка, овладения
тем, чего у ребенка пока еще нет в активной
речи.Допустим, что маленький ребенок
активно владеет только двумя первыми
словами из синонимического ряда «идти
— шагать — топать — брести» (хотя понимать
все эти слова он может). Если у него еще
не развита способность отбирать языковые
средства в соответствии с задачами высказывания,
он просто воспроизведет то слово, которое,
так сказать, первым придет в голову
(скорее всего, это будет «идти», как более
общее по значению). Если способность отбора
уже есть (хотя бы элементарная, начальная),
то ребенок употребит слово, более подходящее
к данному контексту («шагать», а не
«идти»). Главное, чтобы перед ребенком
встала сама задача отбора. Выбирать он
сможет, конечно, только из того, что у
него есть. Но «есть» — это и в активном
словарном запасе, и в пассивном, т.е. в
том словаре, который ребенок понимает,
но сам им не пользуется. И когда условия
построения высказывания будут таковы,
что ни одно из слов, которыми ребенок
владеет активно, не подходит к данному
контексту, он может обратиться к своему
пассивному запасу и употребить не «идти»,
а, например, «брести». Аналогично обстоит
дело и с активизацией сложных грамматических
(синтаксических) конструкций.
Связная речь, таким образом, аккумулируя
успехи ребенка в усвоении всех сторон
родного языка, выступая как одна из важнейших
целей речевого воспитания, вместе с тем
с первых занятий по ее формированию становится
важным условием овладения языком — его
звуковой стороной, лексикой, грамматикой,
условием воспитания умений уместно пользоваться
языковыми средствами художественной
выразительности речи.
Словарь.
Связная речь-это непросто последовательность
слов и предложений, это последовательность
связных друг с другом мыслей, которые
выражены точными словами в правильно
поставленных предложениях.
Игра – один из тех видов деятельности,
которые используются взрослыми в целях
воспитания дошкольников, обучения их
различными действиями с предметами, способами
и средствами общения.
Речь – это своеобразная форма познания
человеком предметов и явлений действительности
и средство общения людей друг с другом.
Устная речь - это обычная, звуковая, разговорная
речь, которой пользуются при непосредственном
общении друг с другом. театрализованная
игра – это игра развивает творческие
способности:
- художественно – речевое;
- музыкально-игровые;
- танцевальное;
- певческое; эти игры приобщают детей к искусству
-литературному
-драматическому
- театральному.
ЗПР - это нарушение нормального
темпа психического развития ребенка.
Приложение 1.
Игра с мячом (для среднего и старшего возраста).
Воспитатель. Ребята,
сейчас к вам придет мишка. Он хочет
с вами поиграть.
Приготовимся к его приходу. Поставим
на стол /детский/ стул /тоже детский/ и
все накроем занавеской. За столом поставим
еще один маленький стул.
Ребята садитесь перед столом и зовите
мишку.
Дети садятся на расстоянии 1.5-2 метра от
стола и зовут мишку. Воспитатель заходит
за стол, садится там, чтобы детям было
видно его, и надевает на руку куклу.
Мишка /появляется на верхней части спинки
стула, в руках у него небольшой мячик/.
Здравствуйте, дети! Хотите со мной поиграть?
/Ответ детей/ Хорошо!
Я буду бросать вам мяч, и говорить начало
какого-нибудь слова. А вам надо поймать
мяч и закончить моё слово. Например, я
бросаю Оле мяч и говорю:
“велоси…”, - а Оля ловит мяч и добавляет
“пед”. Получается слово
“велосипед”. Потом она возвращает мне
мяч, я его бросаю Васе и говорю:
“каран…”, - Вася ловит мяч и добавляет:
“даш”. Получается слово “карандаш”.
Поняли, как мы будем играть? /Ответ детей/.
Хорошо!
Мишка бросает мяч и сначала говорит слова
длинные, в несколько слогов, чтобы детям
было легче отгадать слово и добавить
последний, нужный слог, например: колоколь-чик,
бубен-чик, мороже-ное, верев-ка, верто-лет,
незабуд- ка, и т.д. Потом он переходит к
словам из двух слогов: кни-га, ру-ка, гла-
за, Та-ня, Во-ва, ро-за, ли-са, мед-ведь и
прочие. Затем предлагает детям играть
без него.
Дети садятся в кружок, начинают перебрасывать
мяч друг другу и произносить начало слов.
Мяч можно не бросать, а перекатывать по
полу.
Мишка /смотрит на детей/. Я вижу, ребята,
вы хорошо играете и без меня. Ну, так я
попрощаюсь с вами и пойду. До свиданья,
до свиданья!
Мишка скрывается за спинкой стула, воспитатель
снимает куклу и выходит к детям.
Приложение 2.
Конспект занятия
по связной речи.
Тема: Пересказ рассказа, составленного
по демонстрируемому действию.
Цели: Учить детей отвечать на вопрос развернутой
фразой из трех-четырех слов, пересказывать
текст, составленный из трех-четырех простых
предложений, с наглядной опорой в виде
натуральных объектов, предметов и действий
с ними. Развивать внимание и словесно-логическое
мышление детей.
Организационный момент. Логопед предлагает
сесть только тому, кто повторит названия
трех-четырех игрушек: машинка, кубик,
мяч (робот, кукла, пирамидка; луноход,
конструктор, коляска и т. п.).
1. Дети сидят полукругом около игрового
уголка. Логопед предлагает всем смотреть
внимательно на то, что сейчас произойдет.
В помещение входят мальчик и девочка
из той лес группы, с которыми логопед
оговорил заранее, какие действия необходимо
им произвести. Мальчик берет кубики и
строит башню на ковре. Девочка кормит
куклу Барби, сидящую на стульчике (см.
приложение IV, рис. I).
2. Когда дети просмотрели выполненные
мальчиком и девочкой действия, логопед
задает вопросы, на которые просит отвечать
полно и точно:
— Кто вошел в группу?
— Что взял Алеша?
— Что взяла Катя?
— Что строил Алеша?
— Кого кормила Катя?
(Вопрос что делал? в начале обучения вызывает
сложности у детей данной категории.)
3. Словарная работа. Логопед объясняет,
что сейчас ребята будут подбирать слова
и за каждое правильно сказанное слово
они получат звездочку. Далее говорит:
«Алеша выстроил башню, а что еще можно
строить?»
Дети подбирают слова: строят дом (гараж,
дачу, магазин, аптеку и т. п.).
Логопед продолжает: «Катя кормила Барби,
а что еще можно делать с куклой?»
(Логопед помогает детям жестами, подсказывающими
словами и т. п.)
4. Динамическая пауза. Дети встают около
своих стульчиков. Логопед читает стихотворение,
содержащее словесные команды. Ребята
совершают соответствующие действия.
Девочки и мальчики
прыгают, как мячики, Ножками топают,
ручками хлопают, Головкой кивают, все
вместе отдыхают.
5. На ковер выставляются три красные и
одна желтая игрушки. Логопед просит детей
убрать «лишнюю» игрушку (неподходящую
по цвету остальным) и подталкивает ход
рассуждений детей наводящими вопросами:
«Какого цвета игрушки? Все они одного
цвета?» и т.п. Таким же образом можно рассмотреть
три большие игрушки и одну совсем маленькую
(«лишнюю» по размеру) и т.д.
6. Логопед напоминает детям о том, что
делали в кукольном уголке Алеша и
Катя, затем объясняет, что сейчас ребята
услышат рассказ. Не торопясь, четко, громко
и выразительно логопед рассказывает:
— Алеша и Катя вошли в группу. Алеша взял
кубики. Катя взяла куклу Барби.
Алеша строил башню. Катя кормила куклу.
Дети играли.
Логопед просит детей самих рассказать
о том, что они видели. Начинается опрос
с детей из сильной подгруппы. Опрашиваются
трое-пятеро ребят.
7. Подводится итог занятия, оценивается
деятельность детей.
Список литературы:
1. Артемова Л.
В. “Театрализованные игры
2. Венгер Л. А., Мухина Л. А. “Психология” М 1988 год.
3. Выготский
Л. С “Воображение и
4. “Дошкольная
педагогика” под редакцией
М 1988 год.
5. Запорожец
А. В. “Некоторые
6. Карпинская Н. С. “Художественное слово в воспитании детей” М 1982 год.
7. Кузнецова Л. В. “Использование игры в коррекционных целях”//Воспитание детей с задержкой психического развития в процессе обучения М 1981 год.
8. Леонтьев А.
Н. “Психологические основы
9. Слепович Е.
С. “Игровая деятельность дошкольников”
М 1989 год.
10. Ульенкова У. В. “6-летние дети с задержкой
психического развития” М
1990 год.
11. Эльконин Д. Б. “Психология игры” М
1978 год.