Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:31, доклад
Свободное воспитание, концепция в буржуазной педагогике 2-й половины 19 — начала 20 вв., для которой характерны крайняя индивидуализация воспитания, категорическое отрицание воспитания и систематического обучения, основанных на подавлении личности ребёнка, регламентации всех сторон его жизни и поведения.
Свободное воспитание, концепция в буржуазной педагогике
2-й половины 19 — начала 20 вв., для которой
характерны крайняя индивидуализация
воспитания, категорическое отрицание
воспитания и систематического обучения,
основанных на подавлении личности ребёнка,
регламентации всех сторон его жизни и
поведения. Идеал сторонников Свободное воспитание — не стесняемое никакими ограничениями
развитие всех сил и способностей ребёнка.
Идеи Свободное воспитание неразрывно связаны с педагогическими
взглядами Ж. Ж. Руссо. Одним из первых пропагандистов Свободное воспитание была шведская писательница
Э. Кей, которая в книге «Век ребёнка» (1900)
выступила за предоставление детям права
на свободное развитие, избавление их
от гнёта взрослых, обучение только тому,
что необходимо в повседневной жизни.
Немецкие педагоги Г. Шаррельман, Ф. Гансберг,
Л. Гурлитт и некоторые другие требовали
предоставить учителю и учащимся права
на свободное творчество и свободное выражение
своей индивидуальности. По их мнению,
не должно существовать никаких педагогических
систем, поскольку они отучают учителя
от творческой работы, превращают его
в ремесленника.
В конце 19 — начале 20 вв. идеи Свободное воспитание нашли отражение в педагогических
взглядах и деятельности сторонников
анархизма — П. А. Кропоткин, С. Фор и П. Робен (Франция) и др. Развивая мысль об интегральном
(всестороннем, целостном) образовании,
вооружающем молодое поколение знанием
основ наук и трудовой подготовкой, Кропоткин
ставил вопрос по Свободное воспитание, которое превращает ребёнка
в гармонически развитую личность, самостоятельно
мыслящую, готовую к активной деятельности
в обществе. В отличие от нем. педагогов-индивидуалистов,
педагоги-анархисты ставили акцент на
социально-трудовой аспект Свободное воспитание, придавали особенно большое
значение добровольному сотрудничеству
детей, развитию у них стремления к взаимопомощи.
К сторонникам Свободное воспитаниепринадлежала М. Монтессори (Италия). Под влиянием идей Свободное воспитание в буржуазной педагогике конца
19 — начала 20 вв. сложилась педоцентрическая
концепция, сущность которой состоит в
том, что за основу воспитания и обучения
детей принимаются их спонтанные интересы
и потребности. В практике работы начальной
школы, где идеи педоцентризма получили
наибольшее распространение, эта точка
зрения находила выражение в недооценке
организации систематического обучения,
в увлечении различными видами детской
самодеятельности.
В России идеи Свободное воспитание развивал Д. И. Толстой, который
в 1859 организовал школу, работавшую на
основе принциповСвободное воспитание
В период Революции 1905—07 в России
и особенно после её подавления сторонниками Свободное воспитание были С. Т. Шацкий. И. И.Горбунов-Посадов, А. У. Зеленко, Н. В. Чехов, К. Н. Вентцель. Сторонники Свобод
Идеи Свободное воспитание в педагогике явились одной
из форм выражения недовольства демократически
настроенной мелкой буржуазии и части
буржуазной интеллигенции существующим
положением в обществе. Педагогам-анархистам Свободное воспитание представлялось средством переустройства
общества на новых началах, обеспечивающим
всестороннее развитие духовных и физических
сил детей, их творческую активность, учителям
— свободу педагогического творчества
и др.
Отрицая идеи как авторитарного,
так и Свободное воспитание, марксистско-ленинская педагогика
рассматривает воспитание как процесс
целенаправленного и систематического
формирования всесторонне развитой личности.
Лит.: Кей Э., Век ребёнка,
2 изд., [М.], 1910; Вентцель К. Н., Теория свободного
воспитания и идеальный детский сад, 4
изд., П. — М., 1923; его же; Дом свободного
ребенка, 3 изд., М., 1923; Руссо Ж. Ж., Эмиль,
или О воспитании, СПБ, 1913; Шаррельман Г.,
В лаборатории народного учителя, 2 изд.,
П., 1921; Свободное трудовое воспитание.
Сб. статей. Под ред. Н. К. Лебедева, П. —
М., 1921; Дьюи Д., Школа и ребёнок, 2 изд., М.
— П., 1923; Толстой Л. Н., Пед. соч., М. — Л.,
1948; Крупская Н. К., К вопросу о свободной
школе, Пед. соч., т. 1, М., 1957.
Джеймс и Джон Флэгерти, "Сиэтл Ньюс Джорнэл" 27 мая 1971 года
"Школа, о которой не говорят"
Попытайтесь вообразить себе детей в возрасте от пяти до двенадцати лет, разъезжающих на трехколесном велосипеде по школьному залу, рисующих на стенах все, что захотят и как захотят, делающих все, что им вздумается и когда вздумается, непринужденно общающихся со своими педагогами с использованием любых выражений, включая непечатные, и диктующих школе учебную программу, методы преподавания и направление обучения по своему усмотрению. И все это происходит в государственной школе в городе Сиэтле! Вы думаете, что здесь преувеличение, что такого не может быть? Нет, это происходит в наше время в старом консервативном районе Сьюард-Парк, на средства, выделяемые Сиэтлским учебным округом.
Альтернативная начальная школа - такое название носит экспериментальный проект, курируемый учебным округом. Он был начат в ноябре 1970 года, и его исходным положением является утверждение, что обычные начальные школы слишком стесняют свободу детей. Считается, что познавательный процесс у детей в школе должен протекать в более естественной среде, а мотивация для познания должна исходить от самого ребенка. Предполагается также, что ребенок любого возраста способен самостоятельно принимать решения и ему не следует в этом мешать.
Это рай для детей. Здесь нет ни формального расписания, ни возрастных перегородок, ни деления по классам, ни общей программы. Фактически, если ребенок не захочет выучить азбуку, никто не будет принуждать его это сделать.
В то время, когда мы находились в школе, формальной учебной работы не велось. Дети слонялись без видимой цели по трем классным комнатам, где не было преподавателей. Судя по всему, ни в одном из классов занятий не было. На первом этаже соседнего здания мы встретились с мистером Бернстайном, директором школы, и попросили некоторых разъяснений. Он подчеркнул, что здесь мы имеем дело с "совершенно новой концепцией образования, пионером которой является А.С. Нейл из Спрингхиллской прогрессивной школы на востоке США". Директор сказал, что непечатные выражения часто использовались для большей убедительности, когда он учился в колледже, и он не считает, что они могут принести какой-нибудь вред во вверенной ему Альтернативной школе. "С детьми надо разговаривать на понятном им языке", - заметил он.
Мы спорили, каким образом дети, окончившие шестой класс этой школы, смогут поступать в обычные учебные заведения, если здесь нет ни учебных занятий, ни оценок. "Через шесть лет, -ответил Бернстайн, - все школы будут, вероятно, такими, как эта, и проблема отпадет сама собой".
Основные элементы философии Нейла:
С тех пор у нас было двадцать пять лет для того, чтобы оценить результаты этого эксперимента.
Что произошло с поколением, которое в наибольшей мере подвергалось этому влиянию? В конце 60-х годов они пришли к выводу, что Бог мертв, что аморальность стала новой моралью, что неуважение и непочтительность к старшим являются нормой поведения, что непопулярные законы можно не соблюдать, что насилие является дозволенным орудием достижения перемен (так же как и те скандалы, которые они устраивали в детстве), что власть - это зло, что превыше всего удовольствие, что старшим не следует доверять, что прилежание и усердие вульгарны и что их страна не стоит ни лояльности, ни уважения.
Эта философия не только способствовала студенческой революции конца 60-х годов, она также нанесла тяжелый удар нашей школьной системе и детям. Пока эта теория была популярной, в школах царила анархия и бесконтрольность на всех уровнях. Крошечные первоклассники терроризировали своих задерганных преподавателей так же систематически, как и неистовые старшеклассники. Некоторые классы настолько прославились постоянными нарушениями порядка, что учителя попросту боялись преподавать в них.
"Признания о потерянной юности"
"Идея обучения по принципу вседозволенности показалась привлекательной моей матери, принадлежащей к богеме, когда мне было четыре года. В Гринвич-Виллидж она отыскала маленькую частную школу, владельцы которой разделяли ее взгляды, и была очень счастлива, пристроив меня туда. Знаю, что с ее стороны это был акт материнской любви, но, вероятно, это худшее, что она когда-либо для меня сделала. Эта школа - я буду называть ее "Море и песок" - казалась привлекательной в глазах других таких же родителей, принадлежащих к высшим слоям среднего класса, которые стремились дать своим детям вырасти вне того постоянного гнета, которому подвергались в свое время они сами.
"Море и песок"
была школой, где ученики не
знали ни забот, ни трудностей.
И это была как раз такая
школа, какие по праву
В принципе на различные учебные предметы отводилось определенное количество часов, но мы имели право пропускать любой урок, который был нам не по душе. Фактически весь метод школы строился на том, что нам нельзя было досаждать, нас нельзя было огорчать или заставлять соревноваться между собой. Ни контрольных работ, ни экзаменов не было. Если мне надоедало заниматься математикой, меня мирно отпускали в библиотеку сочинять рассказы. Историю мы изучали путем воспроизведения самых маловажных ее элементов. В течение одного года мы толкли кукурузу, строили вигвамы, ели буйволятину и выучили два индейских слова. Это была ранняя история Америки. На другой год мы мастерили причудливые костюмы, лепили горшки из глины и богов из папье-маше. Это была культура Греции. А еще через год мы все изображали прекрасных дам и закованных в броню рыцарей, и это означало, что мы изучаем средневековье. Мы пили апельсиновый сок из оловянных кубков, но так и не узнали, что такое средние века. Они остались для меня некой terra incognita.
Я усвоила, что гунны перед сражением протыкали вены своим лошадям и выпивали кварту крови, но нам никто так и не рассказал, кто такие были гунны и зачем нам о них вообще нужно знать. А в год Древнего Египта, когда мы все строили пирамиды, я создала фреску длиной в десять метров, для которой прилежно скопировала иероглифы на лист коричневой бумаги. Но я так и не узнала, что они значат. Они были просто прелестны сами по себе.
Мы посвящали массу времени творчеству, потому что наши менторы, неизлечимые оптимисты, говорили нам, что именно в нем заключается счастье. Выучились читать мы только в третьем классе, поскольку считалось, что слишком раннее чтение тормозит творческую спонтанность. Но одному нас обучили весьма успешно - ненавидеть интеллектуальность и все, что с ней связано. Соответственно нас в течение девяти лет заставляли быть творческими личностями. И тем не менее школа "Море и песок" не сумела сделать из нас людей искусства. Чем мы действительно занимались, так это постоянными размышлениями по поводу межличностных отношений, и поскольку мы полагали, что все учение сводится к этому, то соответственно были счастливы. Например, в десять лет были практически неграмотны, но зато могли заключить, что Раймонд "самовыражается", когда в середине того, что у нас считалось уроком английского языка, он начинал отплясывать на парте.
Мы говорили, что Нина - интроверт, потому что она вечно старалась забиться в дальний угол. Но когда мы покинули стены школы, недавние счастливые дети оказались никому не нужными. У нас появилось ощущение своей полной никчемности. Что уж говорить о наших родителях? После всех истраченных денег, после свободы и заботы, которой мы были окружены в школе, у нас оказалось столько же шансов попасть в старшие классы, сколько у ребят из самой бедной школы городских трущоб. И это действительно было так. Куда бы мы ни пытались поступать, мы неизбежно оказывались слабо подготовленными и недостаточно развитыми в культурном отношении.