Свободное воспитание Ж. - Ж. Руссо

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 19:11, реферат

Описание работы

Ж.-Ж. Руссо считал, что на ребенка воздействуют три фактора воспитания:
природа, люди и общество. Каждый из факторов выполняет свою роль: природа
развивает способности и чувства; люди учат, как ими пользоваться; предметы и
явления обогащают опыт. Все вместе они обеспечивают естественное развитие
ребенка. Задача воспитателя — с гармонизировать действие этих факторов.

Работа содержит 1 файл

ОМГПУ2.doc

— 79.00 Кб (Скачать)

воспитание и  обучение не плетется в хвосте у  развития, а активно воздействует

на процесс  развития, ускоряя появление природных  задатков и формирование

способностей  и положительных качеств.

Воспитание природой, о котором мы говорили, Руссо выдвигает на первый план,

считая его  решающим фактором. Второй автор воспитания, го Руссо,- это

обучение тому, как пользоваться этим развитием, т.е. это воспитание со

стороны людей. И, наконец, третий фактор - "... приобретение нами

собственного опыта относительно предметов, дающих нам восприятия, есть

воспитание со стороны вещей".

Далее Руссо  пытается доказать, что воспитание со стороны природы вовсе не

зависит от людей, воспитание со стороны вещей зависит  лишь в некоторой

степени и только воспитание со стороны людей определяется самими людьми. Из

этих рассуждений  Руссо делает вывод о том, что, поскольку над природой люди

не властны, следует  два последних фактора  (т.е. воспитание со стороны вещей

и со стороны  людей) подчинить первому фактору, т.е. природе. Успех воспитания

и зависит, прежде всего, от согласования всех трех факторов.

В соответствии с этими факторами и сущность воспитания понимается Руссо по-

разному. Если речь идет о воспитании природой, то здесь  Руссо, как

указывалось выше, отождествляет воспитание   с   развитием (воспитание есть

внутреннее развитие наших способностей и наших органов). Когда он говорит о

воспитании через  вещи, то теперь он понимает под воспитанием   содействие

ребенку в приобретении собственного опыта. И, наконец, когда рассматривается

воспитание со стороны людей, то в данном случае под воспитанием понимается

руководство   детьми. Мы видим, что Руссо проводит определенную и,

достаточно выраженную тенденцию: воспитание идет от   развития, которое

независимо от воспитателях, поскольку это внутренний, самопроизвольный,

спонтанный процесс) к более активному процессу содействия (в приобретении

опыта) и к  еще более активному руководству. Таким образом, сущность

воспитания, как  это явление понимает  Руссо, можно  представить в следующей

схеме: саморазвитие - содействие - руководство. Руссо тем  самый поставил

исключительно важную проблему о соотношений биологического и социального в

развитии ребенка, однако, всецело подчинив социальное биологическому (что

приводило его к педоцентизму), решить   эту   проблему на­учно он не смог.

Воспитание есть всегда и во всех случаях функция  общественная, и развитие

ребенка, формирование его личности определяется не "природой" ребенка, а

обществом, социальными  условиями жизни и деятельности. Однако Руссо,

несмотря на ошибочную концепцию о приоритете саморазвития над собственно

воспитанием, наносил  своими идеями сокрушительный удар по всей системе

аристократического  и религиозного воспитания, где совершенно не считались с

"природой" ребенка, т.е. с закономерностями его физического и психического

развития, с его  истинными потребностями и стремлениями. Смелое и

последовательное  выступление великого французского мыслителя в защиту

природы и прав ребенка, его гневный протест  против подавления и порабощения

Личности, его  постановка вопроса о собственных  законах развития человека -

выдающийся вклад  Руссо в развитие педагогической, психологической и

философской мысли.

Информация о работе Свободное воспитание Ж. - Ж. Руссо