- Авторитарный. Стиль характеризуется
централизацией руководства. В этом случае
все решения принимаются воспитателем
единолично, без какого-либо совета с воспитуемым.
Управление деятельностью воспитанников
происходит с помощью приказов, которые
отдаются в жесткой или мягкой форме, в
виде просьб, которые нельзя не выполнить.
Воспитатель также ведет строгий контроль
над деятельностью ребенка, требователен
к выполнению его распоряжений. В этом
стиле воспитания инициатива не поощряется
или поощряется в строго определенных
пределах.
- Либеральный. Стиль подразумевает
отсутствие активной деятельности со
стороны педагога. Преподаватель является
лишь соединяющим звеном в цепи «взрослый
– педагог – ребенок». Для того, чтобы
подтолкнуть ребенка к деятельности, ему
приходится уговаривать его. Роль педагога
состоит в решении каких-либо несущественных
вопросов, контроля поведения и деятельности
воспитанника от случая к случаю. Такой
педагог отличается слабым влиянием на
ход воспитания и незначительной ответственностью
за результат, то есть является как бы
сторонним наблюдателем всего происходящего.
- Попустительский
(свободный). Стиль
характеризуется неосознанным равнодушием
педагога к учебным достижениям, воспитанности
и культуре ребенка. Происходит это по
одной из нескольких причин: от чрезмерной
любви к ребенку, от идеи полной свободы
ребенка во всем, от полнейшего равнодушия
воспитателя к ребенку и его судьбе. Но
независимо от причины такого отношения,
педагог ориентируется на удовлетворение
интересов ребенка, не задумываясь о последствиях,
не ставя перспектив личного роста ребенка.
Главный принцип – не препятствовать
желаниям ребенка, возможно даже в ущерб
его здоровью, развитию интеллекта, духовности.
- Демократический. Он характеризуется
определенным распределением полномочий
между педагогом и воспитанником в отношении
его обучения, досуга, интересов. Воспитатель,
принимая решения, советуется с воспитанником,
давая ему возможность высказать свое
мнение, сделать самостоятельный выбор.
Контроль над ребенком ведется постоянно,
но в отличие от авторитарного стиля, всегда
отмечаются положительные стороны работы,
результаты и достижения, а также обращается
внимание на те моменты, которые требуют
дополнительной доработки и специальных
упражнений. Таким образом, демократический
стиль – стиль, при котором у двух
взаимодействующих сторон есть способ
договориться, но нет возможности заставить
друг друга что-либо сделать.
Кроме
вышеперечисленных стилей воспитания
существуют еще и модели воспитания, основывающиеся
на определенных философских концепциях:
- Идеалистическая
модель
- Прагматизм
- Реалистическая
модель
- Антропоцентрическая
модель
- Свободное
воспитание
Также
существуют различные другие модели
воспитательных процессов, например, гуманистическая,
основанная на учете личностных и индивидуальных
особенностей воспитуемого, или технократическая,
опирающаяся на положение о том, что процесс
воспитания должен быть строго направленным,
управляемым и контролируемым, следовательно,
воспроизводимым и прогнозируемым.