1.
Определение, сущность
и цель воспитания.
Воспитание
— целенаправленное формирование личности
в целях подготовки её к участию
в общественной и культурной жизни
в соответствии с социокультурными
нормативными моделями.
По
определению академика И. П. Павлова,
воспитание – это механизм обеспечения
сохранения исторической памяти популяции.
2.
Виды, стили и методы
воспитания.
2.1. Виды
воспитания
Направление
воспитания определяется единством
целей и содержания. По содержанию
воспитания человека выделяются следующие
виды воспитания:
- Умственное. Это воспитание ориентированно
на развитие интеллектуальных способностей,
интереса к познанию себя и окружающего
мира. В раннем детстве умственное воспитание
тесно связано с физическим. У детей память,
внимание, воображение носят непроизвольный
характер и как бы вплетены в их деятельность.
Наиболее правильный путь интеллектуального
развития ребенка – общение со взрослыми
и детьми старшего возраста, в результате
которого расширяется кругозор, и пополняется
словарный запас ребенка. Для умственного
развития дошкольника чрезвычайно важным
являются игры – занятия. Полезны игры,
в которых используются одинаковые по
форме, но различные по величине и цвету,
предметы, а также ролевые игры, в которых
ребенок подражает действиям взрослых
в быту. Таким образом, умственное воспитание
основывается на:
- развитии
воли, памяти, сообразительности как основ
познавательного, воспитательного и образовательного
процессов.
- формировании
культуры учебного и трудового процессов.
- развитии
личностных качеств – расширение кругозора
и словарного запаса, воображения, самостоятельности
и способности к творчеству.
- стимулирование
интереса к работе с книгой.
Решение
задач умственного воспитания осуществляется
посредством обучения и образования,
различных олимпиад и викторин, бесед
со старшими о науке и ее деятелях, приобщения
к творческим занятиям, исследованиям
и экспериментам.
- Трудовое. Важнейшей
предпосылкой всестороннего гармонического
развития личности ребенка является его
трудовое воспитание. Целями его являются:
развитие добросовестного, ответственного
и творческого отношения к любому труду,
накопление профессионального опыта как
условия выполнения важнейшей обязанности
человека. В раннем возрасте (например)
трудовая деятельность ребенка тесно
связана с игрой. Ребенку нравятся поручения,
содержащие элементы игры и доставляющие
эстетическое наслаждение. Одновременно
здесь заложена возможность воспитать
у ребенка понимание необходимости труда,
его пользы. Для реализации задач трудового
воспитания используются различные приемы
и методы:
- организация
труда в кружках по интересам
- различные
виды поощрения трудовой деятельности
и творчества
- творческие
выставки, конкурсы и соревнования, оценка
их качество
- временные
и постоянные домашние обязанности, дежурство
в учебных заведениях, а также систематическое
участие в общественно-полезном труде,
обучение технологиям и приемам трудовой
деятельности и т.д.
- Физическое. Фундамент
здоровья закладывается в детстве. От
того, насколько правильно будет организовано
физическое воспитание, во многом будет
зависеть самочувствие человека, настроение,
успехи в учебе. Оно способствует росту
трудовых возможностей воспитуемого,
совершенствует его нравственно-волевые
качества, является средством гармонического
развития. Основными целями физического
воспитания являются правильное физическое
развитие, тренировка двигательных навыков
и вестибулярного аппарата, различные
процедуры закаливания, воспитание силы
воли и характера, повышающих работоспособность
человека. Комплекс средств физического
воспитания включает в себя правильный
режим дня, рациональное питание, привитие
культурно-гигиенических навыков, занятия
физкультурой и спортом.
- Нравственное. Сущность
нравственного воспитания заключается
в формировании у ребенка системы отношений
к обществу, другим людям, самому себе.
В содержание нравственного воспитания
входит развитие у детей чуткости и отзывчивости,
доброты и честности, способности к сопереживанию,
уважения к людям в сочетании с требовательностью
к ним. Особое значение имеет формирование
дисциплинированности и культуры поведения.
Главный путь нравственного формирования
ребенка – общение со взрослыми, и чем
богаче общение, тем активнее эмоциональное
восприятие ребенком окружающего мира,
тем шире возможности нравственного воспитания.
Также необходимо проведение бесед и диспутов
на примере художественных произведений
и практических ситуаций. Таким образом,
нравственное воспитание включает в себя
вооружение ребенка знанием норм нравственности
и морали, а также формирование у него
поведения в соответствии с этими нормами.
- Эстетическое. Эстетическое
воспитание имеет целью развитие творческих
способностей, умения понимать и ценить
прекрасное в жизни и искусстве, обогащение
духовного мира ребенка. Кроме того, необходимо
научить его замечать красивое в природе,
общественной жизни, искусстве, помочь
воспитаннику выработать правильные эстетические
суждения и оценки, а также развить способности,
приобщить ребенка к художественному
творчеству. Особенно большая роль в воспитании
эстетического вкуса ребенка отводится
его первым игрушкам. Они учат познавать
жизнь и являются источником первых эстетических
впечатлений. Воспитательное значение
имеют эстетическая организация труда,
привлекательное оформление комнат, классов
и аудиторий в учебных заведениях, художественный
вкус, проявляющийся в стилистике одежды
и прочем. В эстетическом воспитании большое
значение имеет развитие чувства любви
к природе. Эстетически развитый человек
способен не только наслаждаться красотой
и творить по законам красоты, но и активно
бороться со всякими проявлениями безобразного,
низменного, фальшивого.
- Идейно–политическое. Воспитание,
предполагающее формирование у ребенка
основ гражданственности, ответственного
отношения к семье, своему народу и Отечеству.
Формирование убеждений у ребенка, его
идейное воспитание – это, прежде всего,
передача личного отношения взрослого
окружения воспитуемого к «родной земле»,
готовности бороться за ее свободу и независимость,
гордости за героическое прошлое и настоящее
своего Отечества и народа. Также в задачи
этого направления входит осмысление
детьми причастности к прошлому, настоящему
и будущему Родины. Одновременно гражданин
своего Отечества может чувствовать ответственность
за судьбу всей планеты, которой угрожают
военные или экологические катастрофы
и, таким образом, становиться гражданином
Мира.
- Половое и полоролевое. Это система медико-педагогических
мер по воспитанию у родителей, детей,
подростков и молодёжи правильного отношения
к гендерным вопросам. В составе воспитания
индивида половое воспитание представляет
один из видов его содержания.
- Экономическое. Один из новых направлений
воспитательной работы. Экономическое
воспитание направлено на формирование
экономического мышления современного
человека в масштабах семьи, производства,
всей страны. Оно ставит целью развитие
деловых качеств человека, таких как бережливость,
предприимчивость, расчетливость, и накопление
знаний в сфере экономики, хозяйства, налогообложения.
- Экологическое. В связи с усилением
природоохранительной деятельности, с
необходимостью рационального использования
природных богатств становится актуальной
такая грань личностного развития ребенка,
как экологическая воспитанность. Экологическое
воспитание призвано формировать отношение
к природе как к общественной ценности,
а также бережное отношение к ресурсам,
флоре и фауне. В целом оно основано на
понимании непреходящей ценности природы
и всего живого на Земле, и того, что каждый
человек должен принять посильное участие
в предотвращении экологических катастроф.
- Правовое.
Основано на воспитание уважительного
отношения к Конституции и правам человека,
а также критического отношения к тем,
кто их нарушает. Оно предполагает знание
человеком своих прав и обязанностей и
ответственность за их нарушение.
2.2. Методы
воспитания
Для приведения
в действие поставленных целей и
задач воспитательного процесса
можно использовать различные сочетания
методов, приемов и средств.
Методом
воспитания является система воспитательных
и образовательных средств, характеризующих
совместную деятельность педагогов и
воспитанников. В целом, метод воспитания
является одним из инструментов, как воздействия,
так и взаимодействия между людьми. Методы
воздействия на личность оказывают комплексное
воздействие на воспитанника и крайне
редко применяются изолированно друг
от друга. Поэтому любая классификация
методов воспитания условна. Рассмотрим
некоторые основные методы воздействия
и взаимодействия и их характерные особенности.
Убеждение является одним из методов
воспитания. Сущность его заключается
во всестороннем воздействии на разум,
чувства, волю воспитанника с целью формирования
у него необходимых жизненных качеств.
Объект воздействия выбирается в зависимости
от формируемых качеств, то есть при убеждении
человека в истинности чего-либо с помощью
логики, происходит воздействие на его
разум; при воспитании любви к Родине,
близким, прекрасному, обращение происходит
к чувствам человека. Убеждение как метод
реализуется посредством бесед, диспутов,
а также примеров из реальности или художественной
литературы.
Пример как один из методов
воспитания заключен в убедительном образце
для подражания. Однако его психолого-педагогический
эффект не только в приспособительской
деятельности. Он представляет собой анализ
деятельности образца, стремление воспитанника
быть похожим на идеал. В качестве примера
может быть не только положительный, но
отрицательный «идеал». В этом случае
ребенок будет стараться преодолеть в
себе те негативные особенности, которые
он заметил у «образца». Особое значение
имеет личный пример воспитателя. Воздействие
на воспитанника находится в прямой зависимости
от авторитета педагога. «Без авторитета
невозможен воспитатель», - говорил
А.С.Макаренко.
Следующий
метод воспитания – приучение. Приучение предполагает
формирование способностей к организованным
действиям и разумному поведению с целью
выработки хороших привычек. Приучение
достигается через систему упражнений,
предполагающих демонстрацию процесса
воспитателем и копирование воспитанником.
Но упражнение лишь на начальных этапах
можно рассматривать как повторение. В
дальнейшем это этап совершенствования
на пути к идеалу. Данный метод способствует
самоорганизации воспитанника и проникает
во все сферы его деятельности.
Группа
методов, которые следует рассмотреть
далее – методы стимулирования. Главное их назначение
– дополнительное стимулирование влияния
и усиление действия рассмотренных ранее
методов, которые принято называть основными.
Из методов стимулирования рассмотрим
следующие: поощрение и наказание.
Поощрение как метод воспитания
направлен на эмоциональное утверждение
успешно производимых действий и нравственных
поступков, стимулирование к совершению
новых. Чувство удовлетворения, испытанное
поощренным воспитанником, вызывает у
него прилив сил, энергии, и как следствие,
сопровождается высокой степенью старания
и результативностью. Но главный эффект
от поощрения – возникновение острого
желания испытывать чувство удовлетворения
как можно чаще. Целесообразность поощрения
возрастает при работе с неуверенными
в себе, застенчивыми детьми. В то же время,
поощрение не должно быть слишком частым,
чтобы не привести к обесцениванию, ожиданию
награды за малейший успех. Виды поощрения
могут быть различными: похвала, награда,
ответственное поручение, прощение за
проступок.
Наказание является древнейшим
из методов воспитания. Оно ориентировано
на сдерживание негативных действий человека.
Наказание корректирует поведение воспитанника,
заставляет его задуматься над собственным
поведением, проступками, а также порождает
потребность и желание изменить свое поведение.
Но наказание не должно приносить воспитуемому
ни морального унижения, ни физического
страдания, поэтому не рекомендуются коллективные
наказания. Виды наказаний, как и поощрений,
могут быть самыми разнообразными: замечание,
общественное порицание, упрек, отстранение
от коллектива, ироническая шутка и так
далее.
2.3. Стили
воспитания
Рассмотрим
несколько классификаций стилей воспитания,
первая из которых – по институциональному
признаку. Под институтами воспитания
понимают общественные организации и
структуры, призванные оказывать воспитательное
воздействие на личность.
По институциональному
признаку выделяются следующие виды воспитания:
- Семейное. Первичный институт
воспитания. Влияние семьи отличается
особой продолжительностью во времени.
Дома ребенок проводит примерно две трети
своего времени. Привычки, полученные
в семье, сохраняются на всю жизнь. Воспитание
в семье предполагает включение его в
ряд домашних обязанностей, постепенное
усложнение заданий и видов деятельности.
Сила семейного воспитания в его глубокой
эмоциональности, кроме того отношения
с любимыми и любящими родителями отличаются
предельной доверительностью.
Так
как в раннем детстве главным
способом познания ребенка является непосредственное
воспроизведение слов и действий окружающих,
поэтому есть необходимость в ограничении
внешнего отрицательного влияния. Но вследствие
этого семья как институт воспитания может
нанести самый большой вред ребенку, поскольку
оно не выходит за рамки индивидуальных
возможностей членов семьи, их интеллектуального
и культурного уровня развития.
- Религиозное. Реализуется посредством
религиозных традиций и обрядов, приобщением
к системе церковных ценностей, обращенных
к сердцу, к вере в божественное происхождение
человека. Так как в современном мире около
90% населения верующие, то роль конфессионального
воспитания велика.
- Школьное. Школьное воспитание
предоставляет широкие возможности для
оказания разностороннего воспитательного
воздействия на ребенка. Каждый человек,
с которым ребенок сталкивается в школе,
несет в себе для него что-то новое. В данных
условиях большую роль играет личность
учителя и позитивный характер общения
со сверстниками. Кроме того, воспитание
в школе может происходить непосредственно
через предметы общегуманитарного цикла.
Так же, как и в семейном, в школьном воспитании
есть свои слабые стороны, одна из которых
– обезличенность. Часто учителя, в отличие
от членов семьи, уделяют всем детям совершенно
одинаковое внимание, забывая о том, что
каждый из них – индивидуальность и требует
особого подхода, именно поэтому требуется
совмещение школьного и семейного воспитания,
особенно в начальной школе.
- СМИ (средства массовой
информации).
Разнообразное воспитательное воздействие
осуществляется через средства массовой
информации. Основное преимущество их
состоит в том, что в качестве источника
влияния могут быть использованы образцы
педагогики и культуры. Готовя литературу,
фильмы для детей, можно взвесить и оценить
их воспитательное воздействие, причем
оно отразится на ребенке независимо от
индивидуальности и опыта преподавателя
или воспитателя. Однако есть существенный
недостаток средств массовой информации
как института воспитания. Влияние этого
источника рассчитано на среднюю личность,
поэтому ребенок не всегда может правильно
понять и оценить происходящее, а также
средства массовой информации не обладают
обратной связью.
По доминирующим
принципам и стилю отношений между
воспитателем и воспитанником выделяются
следующие стили воспитания: