Сущность профессиографии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 19:37, контрольная работа

Описание работы

Цель. Изучить методы профессиографии.
Задачи:
- исследовать сущностьпрофессиографии ;
- рассмотретьметоды профессиграфии.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущность профессиографии 4
Глава 2. Методы профессиографических исследований 8
Заключение 13

СПИСОК НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 15

Работа содержит 1 файл

психофизиология1.docx

— 35.14 Кб (Скачать)

При разработке профессиограммы для профориентации пристальное внимание уделяют общей профессиографической и социально-психологической характеристике профессии. Должны быть исследованы условия труда как технико-технологические, так и социально-психологические. Важное направление исследований – оценка профессионально важных качеств личности, профессионально значимых черт характера, общих и специальных способностей, психофизиологических свойств работника. 

При разработке профессиограмм в целях профориентации и профотбора особенно важны психодиагностические исследования. Остальные исследования необходимы при определении условий, в которых предстоит учиться и работать учащимся, студентам профессиональных учебных заведений, лицам, принимаемым на работу. Они также важны, поскольку без знания конкретных производственных обязанностей и условий труда нельзя организовать профориентацию, профотбор и определить профпригодность кандидата для работы.

Следующее направление профессиографических исследований — изучение условий и режима труда в целях профилактики переутомления, монотонии, других неблагоприятных состояний, борьбы с травматизмом, снижения заболеваемости. Основная цель исследований – изучить условия и режим труда, диагностировать в этой связи нормальные и патологические состояния, а также реакции личности на профессиональную среду и деятельность.

В данный комплекс входят профессиографические методики: гигиенические, медицинские, психологические и физиологические.

При подборе методики в  соответствии с выбранной иерархией  целей (система приоритетов) следует  помнить о необходимости всестороннего  изучения профессии. Выполнению этого  требования поможет использование  схемы профессиограммы, отражающей следующие основные направления профессиографического исследования:

    • общее знакомство с производственным процессом; более детальное его изучение и описание;
    • описание конкретных рабочих мест; психологический анализ деятельности на конкретном рабочем месте;
    • психологический, физиологический и антропометрический анализ рабочих движений;
    • пооперационный анализ трудовой деятельности;
    • фотография рабочего дня, хронометраж;
    • изучение индивидуального стиля деятельности;
    • анализ ошибочных действий;
    • оценка санитарно-гигиенических условий труда;
    • динамика работоспособности за смену, неделю, более длительный период.

 

Заключение

Важнейшим условием психологического сопровождения профессиональной деятельности является ее тщательное изучение и  анализ. Процесс моделирования профессиональной деятельности называется профессиографированием. 

С помощью профессиографии составляется профессиограмма – совокупность знаний о профессии и о системе ее требований. Цель профессиографии – выявление особенностей взаимодействия специалиста в процессе профессиональной деятельности с предметами, средствами и продуктами труда, с окружающими людьми и другими явлениями, сопровождающими эту деятельность.

Области применения профессиограмм: профконсультация и профориентация, профотбор и профподбор, аттестация и проектирование карьеры, образование и повышение квалификации. .

При изучении профессиональной деятельности необходим целый комплекс разнообразных методов (социологических, психологических, физиологических  и др.). На основании анализа важных элементов изучаемой профессии  выявляются следующие психические  качества, имеющие решающее значение: необходимые и желательные; несовместимые  с данной деятельностью; комплексные, определяющие успех деятельности. Затем  формируются требования к психическим  качествам работника.

Профессиография включает комплекс методов изучения профессиональной деятельности, в том числе методы сбора эмпирических данных (изучение документации, наблюдение, опрос, изучение продуктов деятельности, биографический и трудовой методы, метод эксперимента) и их анализ (метод экспертной оценки, метод качественного анализа эмпирических данных, методы статистического анализа), а также методы психологической интерпретации (структурно-системный анализ и функционально-структурный анализ). 

 

СПИСОК НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ  И ЛИТЕРАТУРЫ


Информация о работе Сущность профессиографии