Сущность профессиографии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 19:37, контрольная работа

Описание работы

Цель. Изучить методы профессиографии.
Задачи:
- исследовать сущностьпрофессиографии ;
- рассмотретьметоды профессиграфии.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущность профессиографии 4
Глава 2. Методы профессиографических исследований 8
Заключение 13

СПИСОК НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 15

Работа содержит 1 файл

психофизиология1.docx

— 35.14 Кб (Скачать)

Оглавление

 

Введение 3

Глава 1. Сущность профессиографии 4

Глава 2. Методы профессиографических исследований 8

Заключение 13

 

СПИСОК  НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И  ЛИТЕРАТУРЫ 15

 

 

Введение

Актуальность. Описание профессиональной деятельности является первым и важнейшим этапом любого исследования в психологии труда, оно основывается на всестороннем ее изучении и определенной систематизации данных. Такой комплексный метод изучения и описания содержательных и структурных характеристик профессий в целях установления особенностей взаимоотношения субъекта труда с компонентами деятельности (ее содержанием, средствами, условиями, организацией) и ее функционального обеспечения получил название профессиографии.

Цель. Изучить методы профессиографии.

Задачи:

- исследовать сущностьпрофессиографии ;

- рассмотретьметоды профессиграфии.

 

 

Глава 1. Сущность профессиографии

Профессиография и психологический отбор кадров представляются наиболее важными, сложными и трудоемкими областями в управлении персоналом, поскольку от них во многом зависит решение задач качественного комплектования организации человеческими ресурсами. Основополагающими понятиями в процессах создания описания профессии и осуществления профессионального психологического отбора являются профессиографирование и профессиограмма.

Профессиография – процесс полного описания профессиональной деятельности, основанный на ее системном анализе.

Профессиография призвана путём объективного исследования раскрыть всю сложность профессии, выявить её структурные и содержательные особенности, установить всё многообразие взаимоотношений личности специалиста с предметами, средствами и продуктами труда, с окружающими людьми, с целым рядом специфических явлений, сопровождающий трудовой процесс.

Профессиограмма имеет два определения.

1.  Профессиограмма – это научно обоснованные нормы и требования профессии к видам профессиональной деятельности и качествам личности специалиста, которые позволяют ему эффективно выполнять требования профессии, получать необходимый для общества продукт и вместе с тем создают условия для развития личности самого работника.

2.  Профессиограмма – это обобщенная эталонная модель успешного специалиста в данной области, хотя иногда отмечается, что в профессиограмме надо учитывать и варианты выполнения профессиональной деятельности на «среднем» уровне.

Из профессиограммы человек получает сведения об объективном содержании труда, о психологических качествах, требуемых от человека. Вместе с тем, профессиограмма – это не жесткая стандартная схема, а гибкая ориентировочная основа развития специалиста. Профессиограмма должна не сковывать индивидуальное творческое развитие специалиста, а лишь давать ориентиры объективных требований профессии к человеку.

Профессиограмма может меняться по мере изменения профессии, поэтому обращаться к профессиограмме необходимо так или иначе в течение всей профессиональной жизни как специалисту психологу, так и каждому работающему человеку для того, чтобы осуществлять коррекцию психологических качеств с учетом современных требований профессии. Таковы назначение и функции профессиограммы .

Профессиограмма составляется на основе анализа содержания профессиональной деятельности и включает в себя общую характеристику профессии и требования, которые профессия предъявляет к человеку.  

Во второй половине 1920-х  гг. советские психотехники интенсивно разрабатывали принципы и методы анализа профессиональной деятельности. Обобщение этих исследований привело  к оформлению специального подхода  в психотехнике – профессиографии. Суть данного подхода отражена в самом названии («описание профессий»). В целом понятие «профессиография» включает процесс изучения, психологическую характеристику и проектирование профессии. При профессиографировании всегда изучаются признаки объектов, являющихся центральными составляющими какого-либо трудового процесса: субъекта труда, предмета, задач, орудий и условий труда. 

Одним из основополагающих принципов профессиографирования стал принцип дифференцированного подхода к изучению профессиональной деятельности. Сущность этого принципа – подчинение профессиографирования решению конкретных практических задач. Например, для целей профконсультации и профотбора нужно выделять те профессионально важные признаки, которые допускают дифференциацию испытуемых по их профессиональной пригодности. Для определения уровня квалификации большое значение приобретает характеристика трудовых функций, профессиональных знаний, умений и навыков. При изучении профессионального утомления были выделены признаки, обнаруживающие факторы, инициирующие профессиональную усталость.

Таким образом, принцип дифференцированного  профессиографирования обусловливает методы изучения профессии, содержание ее характеристики, а также область использования, т.е. особенности проведения профессиографии определяются ее целями, которые обусловлены, например, сферой деятельности:

-     аттестацией работников;

-     проектированием новых профессий и специальностей;

-     профконсультацией оптантов и отбором специалистов;

-     совершенствованием профессионального образования, подготовки и повышения квалификации;

-     научными исследованиями профессионального развития личности.

Результаты профессиографирования оформляются в профессиограмме, которая включает описание условий труда, прав и обязанностей работника, необходимых знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств, а также противопоказаний по состоянию здоровья.

Важной составляющей профессиограммы является психограмма – характеристика мотивационной, волевой и эмоциональной сферы специалиста, описание его профессионально важных качеств.

Профессионально важные качества (ПВК) – это индивидуально-психологические особенности и свойства личности, определяющие возможность успешного выполнения профессиональных обязанностей.

Психограмма – психологический портрет профессии, представленный группой психологических функций, актуализируемых конкретной профессией.

Разработка профессиограмм ведется на основе следующих принципов:

  • комплексного подхода в изучении профессиональной деятельности;
  • целенаправленного составления профессиограммы, подчиненного достижению конкретной практической цели;
  • типизации и дифференциации профессиографических характеристик, отражающих типовые и специфические признаки профессии;
  • реального отражения состояния профессии в конкретных социально-экономических условиях;
  • учета перспектив профессионального роста и карьеры;
  • надежности, предполагающей описание профессий в экстремальных и нестандартных условиях;
  • научности (профессиограмма должна разрабатываться на основе системного, личностного и деятельностного подходов).

Разработка профессиограммы является первым исследовательским этапом разработки психологического профессионального отбора. На основании результатов этого этапа происходит определение критериев успешности профессиональной деятельности, подбор психологических методик, позволяющих оценить уровень ПВК, апробация этих методик и разработка непосредственной процедуры профессионального психологического отбора кандидатов.

Глава 2. Методы профессиографических исследований

Научное описание профессии  предполагает анализ как внешней картины труда (трудового поведения), так и внутренней, т.е. психических процессов и интегральных психологических образований, являющихся внутренними средствами деятельности субъекта труда. В профессиографии используется множество разнообразных методов:

  • социологические (анкеты, опросы, включенное наблюдение);
  • психологические (беседа, наблюдение, эксперимент и производные от них: интервью, личностные опросники, тесты, психобиографии, анализ продуктов деятельности и др.);
  • физиологические (регистрация ЭКГ, КГР, измерение артериального давления, антропометрических и технических данных);
  • описание технологических процессов;
  • и др.

Из всего многообразия методов необходимо выбрать только те, которые позволяют с минимальными затратами времени, сил и средств  получить достоверные ответы на вопросы, подлежащие изучению в данном профессиографическом исследовании .

Предлагается следующая классификация методов:

Методы анализа  документов:

-   изучение монографий и периодических изданий,

-   анализ руководств, инструкций, отчетов, актов.

Методы опроса:

-   индивидуальное интервью,

-   групповое интервью и дискуссии (фокус-группы),

-   анкетирование,

-   экспертные оценки.

Методы наблюдения:

-   наблюдение за поведением работников,

-   регистрация процесса и результатов трудовой деятельности с использованием технических средств (видеосъемка, хронометраж).

Методы самонаблюдения:

-   самонаблюдение и самоотчет специалиста в процессе деятельности;

-   самонаблюдение психолога в процессе освоения деятельности и решения несложных задач (трудовой метод).

Методы  эксперимента (экспериментальное моделирование трудовых ситуаций и измерение показателей деятельности, контроль факторов).

Методы анализа  деятельности:

-   эргономический анализ рабочего места, инструментов и оборудования, условий деятельности;

-   алгоритмический анализ выполнения отдельных заданий и трудовых операций;

-   анализ приема и переработки информации в процессе деятельности;

-   анализ формирования профессиональных знаний и навыков;

-   анализ ошибок в процессе деятельности;

-   анализ рекордов и изучение высших достижений в профессиональной деятельности;

-   анализ чрезвычайных происшествий (метод критических инцидентов);

-   изучение профессиональной деятельности в экстремальных ситуациях.

Методы психологического тестирования (изучение личности работников, статистический анализ межгрупповых различий, выявление профессионально важных качеств).

Биографические  методы (изучение биографий и автобиографий специалистов).

При этом наиболее доступными и широко используемыми для составления  профессиограмм являются два метода: метод анализа документов и метод опроса.

Одна из первых схем и  методик экспертной оценки профессий  была предложена О. Липманом в 1921 году. Методика изучения профессии включала в себя развернутый перечень умений и способностей, связанных с движениями, ощущением, восприятием, воображением, мышлением, общением, а также различных черт личности.

Дальнейшее развитие профессиографии было связано с последовательным преодолением лежащих в ее основе психологических представлений о наличии устойчивых психологических профессионально важных качеств и способностей, определяющих успешность профессиональной деятельности.

Более современную схему  описания профессии в начале 70-х  годов прошлого столетия предложил  Е.А. Климов, который, работая в Ленинградском  научно-исследовательском институте  профессионально-технического образования, разработал информационно-поисковую систему «Профессиографи». Схема включала в себя производственно-техническую, социальную, психологическую и психофизиологическую характеристики. Она была одной из лучших профессиографических схем, разработанных в отечественной психологии и педагогике. К сожалению, в настоящее время она незаслуженно забыта. 

При разработке комплекса  методов роль системо-образующего фактора играет цель исследования. Если профессиографическое исследование проводится для разработки инженерно-психологических мероприятий по оптимизации и гуманизации машинного звена эргатической системы, то в центре внимания должно быть следующее: оценка габаритов рабочего поста, его организация, структура информационной модели, строение и эксплуатация органов управления, вопросы обслуживания и ремонтопригодности, типичные отказы техники, внештатные и аварийные ситуации из-за конструктивно-производственных дефектов или ошибочных действий персонала.  

Информация о работе Сущность профессиографии